kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок мужества "Когда началась война..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока литературы или классного часа о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны для учащихся 6-8 классов. Рекомендовано для реализации патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания в школе. Прилагаются портреты пионеров-героев с биографическими справками, в сценарии использованы тексты поэтических произведений о войне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества "Когда началась война..." »

21



МОУ «Новоилимская средняя общеобразовательная школа имени Н.И. Черных»

учитель русского языка и литературы Цыретарова Ирина Витальевна

Урок мужества «Когда началась война…»

Цель:

Воспитание патриотизма, гордости за свою Родину и её героев.

Задачи:

  1. Знать, что такое патриотизм и воинский долг.

  2. Познакомить учащихся с героическим прошлым нашего Отечества.

  3. Формировать у учащихся понимание личной ответственности за Родину.

  4. Воспитывать чувство любви к своей Родине, народу, истории.

  5. Воспитывать у учащихся чувство гордости и уважения к тем, кто беззаветно служил Родине и защищал ее в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: классная доска, фотографии.

План мероприятия.

  1. Родина, Отечество, Отчизна.

  2. Сорок первый год.

  3. Фашизм.

  4. Подвиг.

  5. Пионеры – герои.

  6. Дети блокадного Ленинграда.

  7. Минута молчания.

ХОД УРОКА

Учитель: ребята, в этом году мы празднуем 69 годовщину победы нашей страны над фашистской Германией. Великая Отечественная война продолжает жить в нас, в наших воспоминаниях, в судьбах людей – и тех, кто был на фронте и трудился в тылу, и тех, кто родился уже после того, как отгремели бои. Военное прошлое предстает как пора величайшей стойкости и беспримерного героизма.

- Какие слова будут сегодня на уроке ключевыми, самыми важными?

Да, действительно, это слова: «Отечество, «Родина», «Родина-мать». И каждый раз испытываем подсознательный трепет и уважение к этим словам. А какое значение имеют эти слова? Почему мы так называем то место, где родились? Давайте обратимся за поиском ответа к словам русского писателя, исследователя русского языка Константина Ушинского:

“Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать. Отечеством мы зовём нашу страну потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Матерью мы зовём её потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Много есть на свете, и кроме нашей страны, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.”

Учитель: Каждый человек, любящий свою Родину, старается сделать её ещё прекраснее, сильнее, богаче, а если придёт опасность, то и защитить её своей грудью, ценой собственной жизни.

Говоря о любви к Родине, мы должны вспомнить понятия «патриот» и «патриотизм». Что же означают эти слова?

Словарная работа.

Патриот - человек одушевленный патриотизмом.

 Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

 Ученик:

Нет на свете Родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса.
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит как гроза.-

Учитель: Ветер времени открывает самую страшную страницу истории нашей страны – Великая Отечественная война.

Звучит музыка, спокойная, на её фоне дети читают стихи. На экране картины мирной жизни людей до войны. Год 1941 21 июня.

Июнь. Клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-ом, в мае.

(На экране) 22 июня 1941г.

Звучит запись голосом Левитана (о начале войны). Громко звучит запись песни “Священная война”, затем музыка стихает, на её фоне звучат стихи.

Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося.

Учитель: 22 июня 1941 года началась война. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи.

Ученица:

Ах, война, что ж ты сделала подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом – солдат,
До свидания, мальчики,
Мальчики,
Постарайтесь, вернуться назад

Тихо звучит песня “Ах, война, что ж ты сделала, подлая ”(2-ой куплет)

Учитель:

Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Сколько вас? Попробуй, перечислить,
Не сочтёшь, а впрочем, всё равно,
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, в лёгком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.
И сильнее кажемся мы втрое,
Словно тоже крещены огнём,
Юные безусые герои,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы сегодня мысленно идём

Учитель:

Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасённый от фашизма, будет прекрасен.

Ученик:

Дорогая мамочка!
Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь заботу и тревогу.
Не близок путь, далёк родимый край,
Но я вернусь к родимому порогу!
По-прежнему моя любовь с тобой,
С тобою Родина, ты не одна, родная.
Ты мне видна, когда иду я в бой,
Своё большое счастье защищая.
На голос твой я сердцем отзовусь,
И на заботу подвигом отвечу,
Я далеко, но я ещё вернусь,
И, ты родная, выйдешь мне навстречу.

Ученик: 69 лет назад закончилась война. Фашистская Германия, развязавшая войну против народов Европы, потерпела поражение. Кто же такие фашисты и откуда появились фашистские организации?

Ученик: Первые фашистские организации появились в нескольких странах Европы – Италии, Германии, Венгрии. В Германии фашистскую власть возглавил Гитлер. Он говорил: «Надо любыми средствами добиться того, чтобы мир был завоёван немцами, и мы должны, прежде всего, истребить русских, чехов, болгар, другие славянские народы».

Учитель: Нашему народу выпало тяжёлое испытание. Но люди не струсили, все как один встали на защиту Отечества. Примеры неподдельного мужества должны навсегда оставаться в наших сердцах.

Готовясь к сегодняшнему разговору, мы выяснили, как вы, ребята, понимаете, что такое подвиг? Я передаю слово экспертам, которые занимались обработкой ваших ответов.

Ученик: учащимися нашей школы была проведена исследовательская работа: ребятам 7 – 11 классов были заданы 2 вопроса: “Что такое подвиг?” и “Можно ли в мирное время совершать подвиги?”. Было выяснено, что большинство из ребят понимают, что такое подвиг. Приведем высказывания некоторых ребят:

– “Подвиг – поступок во имя жизни других людей. Часто подвиги совершаются на войне”. Евгений, 7 класс.

– “Подвиг – это героический поступок человека ради спасения других людей. В таком случае можно пожертвовать своей жизнью”. Ангелина, 7 класс.

– “Подвиг – это хорошее, доброе дело человека, который совершает его во благо кого-то или Родины”. Сергей, 7 класс.

– “По-моему мнению, – пишет Анастасия, 9 класс, – подвиг – это героический поступок, который совершали и будут совершать люди. Человек, совершивший подвиг, отличается смелостью, мужеством и храбростью. Благодаря таким людям, до сих пор существует наша страна”.

– “Подвиг – это проявление человеком благородства, мужества, героизма ради спасения других людей”. Ксения, 10 класс.

Учитель: А теперь давайте обратимся к словарю. Какое определение слову “подвиг” дается в словаре.

Ученик: В словаре С.И. Ожегова "подвиг" определяется как "героический, самоотверженный поступок. Воинский подвиг, трудовой подвиг. Подвиг во славу Родины".

Учитель:

Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной войны, но сегодня я хочу поговорить с вами о ваших сверстниках времён тех страшных лет. Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек, твоих ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам.

Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.

(Тексты к фотографиям на слайдах электронной презентации читают ученики)



Валентин Котик

В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль “Партизану Отечественной войны” II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут подросток. Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.



Василий Коробко

Необычно сложилась партизанская судьба шестиклассника из села Погорельцы Васи Коробко. Боевое крещение он принял летом 1941 года, прикрывая огнем отход наших частей. Сознательно остался на оккупированной территории. Однажды на свой страх и риск подпилил сваи моста. Первый же фашистский бронетранспортер, который заехал на этот мост, рухнул с него и вышел из строя. Потом Вася стал партизаном. В отряде его благословили на работу в гитлеровском штабе. Там никто и подумать не мог, что молчаливый истопник и уборщик прекрасно запоминает все значки на вражеских картах и ловит знакомые со школы немецкие слова. Все, что Вася узнавал, становилось известным партизанам. Как-то каратели потребовали от Коробко, чтобы он привел их к лесу, откуда партизаны делали вылазки. А Василий вывел гитлеровцев к полицейской засаде. В темноте каратели приняли полицаев за партизан и открыли по ним огонь, уничтожив немало предателей Родины. Впоследствии Василий Коробко стал отличным подрывником, принял участие в уничтожении девяти эшелонов с живой силой и техникой врага. Он погиб, выполняя очередное задание партизан. Подвиги Василия Коробко отмечены орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалью “Партизану Отечественной войны” I степени.

Витя Хоменко

Как и Василий Коробко, семиклассник Витя Хоменко делал вид, что прислуживает оккупантам, работая в офицерской столовой. Мыл посуду, топил плиту, протирал столы. И запоминал все, о чем говорят офицеры вермахта, расслабленные баварским пивом. Добытые Виктором сведения высоко ценились в подпольной организации “Николаевский центр”. Гитлеровцы приметили смышленого расторопного мальчика и сделали его посыльным при штабе. Естественно, партизанам становилось известным все, что содержалось в документах, которые попадали в руки Хоменко. Вася погиб в декабре 1942 года, замученный врагами, которым стало известно о связях мальчика с партизанами. Несмотря на самые страшные пытки, Вася не выдал врагам расположение партизанской базы, свои связи и пароли. Витя Хоменко посмертно удостоен ордена Отечественной войны I степени.



Галя Комлева

В Лужском районе Ленинградской области чтут память отважной юной партизанки Гали Комлевой. Она, как и многие ее сверстники в военные годы, была разведчицей, снабжала партизан важными сведениями. Фашисты выследили Комлеву, схватили, бросили в камеру. Два месяца непрерывных допросов, побоев, издевательств. От Гали требовали назвать имена партизанских связных. Но пытки не сломили девочку, она не проронила ни слова. Галя Комлева была безжалостно расстреляна. Она посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.



Юта Бондаровская

Война застала Юту на каникулах у бабушки. Еще вчера она беззаботно играла с подружками, а сегодня обстоятельства потребовали от нее взяться за оружие. Юта была связной, а потом разведчицей в партизанском отряде, который действовал на Псковщине. Переодевшись мальчишкой-нищим, хрупкая девочка бродила по вражеским тылам, запоминая расположение боевой техники, постов охраны, штабов, узлов связи. Взрослым никогда не удалось бы так ловко обманывать бдительность врага. В 1944 году в бою у эстонского хутора Юта Бондаровская пала смертью храбрых вместе со своими старшими товарищами. Юта посмертно награждена орденами Отечественной войны I степени и медалью “Партизану Отечественной войны” I степени.

 

Саша Ковалев

Он был выпускником Соловецкой школы юнг. Свой первый орден — орден Красной Звезды Саша Ковалев получил за то, что моторы его торпедного катера №209 Северного флота ни разу не подвели во время 20 боевых выходов в море. Второй награды, посмертной, — ордена Отечественной войны I степени — юный моряк был удостоен за подвиг, которым вправе гордиться взрослый человек. Это было в мае 1944 года. Атакуя фашистский транспортный корабль, катер Ковалева получил от осколка снаряда пробоину коллектора. Из разорванного кожуха била кипящая вода, мотор мог заглохнуть в любую минуту. Тогда Ковалев закрыл пробоину своим телом. На помощь ему подоспели другие моряки, катер сохранил ход. Но Саша погиб. Ему было 15 лет.



Нина Куковерова

Свою войну с гитлеровцами она начала с распространения листовок в оккупированном врагами поселке. В ее листовках были правдивые сводки с фронтов, которые вселяли в людей веру в победу. Партизаны доверили Нине разведывательную работу. Она отлично справлялась со всеми заданиями. Гитлеровцы решили покончить с партизанами. В одну из деревень вошел карательный отряд. Но его точная численность и вооружение не были известны партизанам. Нина вызвалась разведать силы врага. Она запомнила все: где и сколько часовых, где хранятся боеприпасы, сколько у карателей пулеметов. Эти сведения помогли партизанам разгромить врага. Во время выполнения очередного задания Нину выдал предатель. Ее пытали. Не добившись от Нины ничего, фашисты расстреляли девочку. Нина Куковерова посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.



Лара Михеенко

Их судьбы похожи, как капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов… Разве что смерть была разной. Кому-то выпадала прилюдная казнь, кому-то выстрел в затылок в глухом подвале.

Лара Михеенко стала партизанкой-разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст — после бесплодного допроса девочку расстреляли. Это случилось 4 ноября 1943 года. Лару Михеенко посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени.



Саша Бородулин

Уже зимой 1941-го он носил на гимнастерке орден Красного Знамени. Было за что. Саша вместе с партизанами дрался с гитлеровцами в открытом бою, участвовал в засадах, не раз ходил в разведку.

Партизанам не повезло: каратели выследили отряд, взяли в кольцо. Трое суток партизаны уходили от преследования, прорывали окружение. Но каратели вновь и вновь преграждали им путь. Тогда командир отряда вызвал пятерых добровольцев, которые должны были огнем прикрыть отход основных партизанских сил. На призыв командира Саша Бородулин шагнул из строя первым. Отважной пятерке удалось на какое-то время задержать карателей. Но партизаны были обречены. Последним погиб Саша, шагнув навстречу врагам с гранатой в руках.



Витя Коробков

Двенадцатилетний Витя был рядом со своим отцом, армейским разведчиком Михаилом Ивановичем Коробковым, действовавшим в Феодосии. Витя, чем мог, помогал отцу, выполнял его боевые поручения. Бывало, и сам проявлял инициативу: расклеивал листовки, добывал сведения о расположении вражеских частей. Его арестовали вместе с отцом 18 февраля 1944 года. До прихода наших войск оставалось совсем чуть-чуть. Коробковых бросили в старокрымскую тюрьму, две недели выбивали из разведчиков показания. Но все усилия гестаповцев оказались напрасными…



Учитель: Сколько же их было?

Мы рассказали лишь о немногих из тех, кто, не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы.

Ученица:

Таня Савичева. Она жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, Таня отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Таня вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. По

Учитель: В городе была установлена самая низкая норма хлеба – 250 граммов на карточку рабочего (показываю) и 125 граммов (показываю) служащим и иждивенцам. Да и что это был за хлеб, который выпекали с примесями отрубей, древесной коры, пищевой целлюлозы, хлопкового жмыха. (Читаю из энциклопедии по истории по теме “Ленинградская блокада”). “Люди варили кожу, ловили оставшихся в городе галок, готовили из столярного клея холодец. По городу шла смерть. Люди падали от слабости на улицах. А дома умирали дети, старики. У оставшихся в живых не было сил похоронить умерших. Сотни семей вымирали от голода...”

Мне хочется вам рассказать об одной такой семье. В Ленинграде жила семья Савичевых. До войны в ней было 9 человек. Все они жили в одном доме. А в годы блокады за несколько месяцев этой семьи не стало. Об этом узнали, когда прочли записную книжку самого маленького члена этой семьи – Тани. В доме было очень холодно, в окнах не было стекол, на улице тридцатиградусный мороз, а девочка почти такая же, как и вы, каждый день писала. Послушайте, как об этом рассказывает поэт. (На экране высвечиваются страницы дневника Т. Савичевой).

Ученик:

Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка – ленинградка,
Потрясает твой дневник!

Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.

Женя умерла 28 декабря в 12 ч 30 минут 1941 г.

Бабушка умерла 25 января в 3 ч ночи 1942 г.

Ученица:

Ленинград в тисках блокады
У ворот лютует враг.
Рвутся бомбы и снаряды,
Дует стужа, давит мрак.

От коптилки не согреться,
И ни крошки, ни глотка,
И выводит кровью сердце
На страницах дневника:

Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч ночи 1942 г.

Смолк зловещий гул орудий,
Пронеслась войны гроза,
Но все также память людям
Обожгут сердца слова:

Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч дня 1942 г.

Мама – 13 мая в 7 ч 30мин утра 1942 г.

Ученик:

Будьте бдительными, люди! Люди, вслушайтесь в дневник!
Он звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Учитель: Девочку удалось эвакуировать. Ее увезли в Горьковскую область с детским домом. Но крайнее истощение и нервное потрясение сломили ее, вскоре она умерла.

Ученик:

Это – всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник.
Время возвышает образ Тани
И ее доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда с руки.
И гласят о жизненном накале
42 святых его строки.

Это смертный приговор убийцам,
Это боль, которая клубится.
Это сердце, что летит сюда.

Учитель: Нам сейчас не просто представить себе город, который выстоял без света, хлеба и тепла. Город, который не успел эвакуировать всех детей в тыл. А какими словами передать состояние ребятишек, у которых на глазах убивали отца или мать, бабушку, дедушку, брата или сестру. Вот послушайте, как об этом вспоминает Людмила Северская, пережившая блокаду.

“Вокруг рвутся снаряды, жуткое завывание пикирующего самолета. Так и хочется вдавиться в землю, в стену, чтобы только не слышать, как к тебе летит смерть. И вот мама, только что живая мама вдруг охает и падает замертво. Куда бежать? Кого звать на помощь?”

Очень часто на улицах Ленинграда были и такие случаи.

Ученик:

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.

Где твоя, мальчик, мама?
- Дома.
- А где твой дом, малыш?
- Сгорел.

Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет.

(Стук метронома.)

Ученица:

Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется... А за Невою
Клубится пожарища дым.

А там меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать.

Учитель: У многих детей в те дни не стало ни дома, ни семьи. Они не знали своей фамилии, не могли назвать адрес. Одна девочка упорно твердила: “Живу кругом”.

Но, несмотря ни на что, город жил! В осажденном Ленинграде работало немало замечательных поэтов, писателей, композиторов. 39 ленинградских школ не прекращали занятия! Даже в такое тяжелое время дети хотели учиться. Каждое утро по сугробам в лютую стужу голодные, часто попадая под обстрелы, пешком, идя 5-6 км, они шли из холодных квартир в такие же классы. В то время среди ребят был распространен девиз: “Пятерка – снайперский выстрел врагу!” Каждый из тех, кто учился или учил, в те дни чувствовал себя на боевом посту.

Ученик:

Здесь голоса приглушены,
А в сердце стук сильней.
Здесь отдыхают от войны
И думают о ней.

Соизмеряют вечность – миг,
Падение – полет.
И через годы слышат крик:
“За Родину! Вперед!”

Учитель: В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Дети шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десна, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но случалось и прямо на уроке.

Ученица:

Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали –
Уснула.
А оказалось, умерла...
Никто не обронил ни слова
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил,
Что снова уроки –
После похорон.

(Стук метронома.)

Учитель: Почти 700 тысяч ленинградцев погибло во время блокады. 470 тысяч из них погребено на Пискаревском кладбище.

Многие могилы без имен. В любое время года здесь лежат цветы: на братских могилах, у Вечного огня, возле гранитной стены с выбитыми на ней словами: “Никто не забыт и ничто не забыто!”



Сколько же их было? Сколько юных патриотов сражалось с врагом наравне с взрослыми? Этого точно не знает никто. Многие командиры, чтобы не наживать неприятностей, не заносили фамилии юных бойцов в ротные и батальонные списки. Но от этого героический след, оставленный ими в нашей военной истории, не стал бледнее.

У наших побед нет срока давности, на них воспитывались и будут воспитываться новые поколения русских бойцов, которым откроется возможность вписать свои страницы в военную историю Отчизны.

Ученик:

Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните.
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйся, помните!

Объявляется минута молчания.

Песню свою, отправляя в полёт,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споёт,
Помните!

Список литературы, использованной для подготовки урока:

    1. «Пионеры-герои» Сборник рассказов. М.: 1985 г.

    2. Л.Кассиль «Улица младшего сына». М.: Эксмо, 2005 г.

    3. Стояли со взрослыми рядом...: Сб. докум. очерков/ Сост. А.М.Осипова, О.Н.Тюлева.-Л.: Лениздат, 1985.-208с.: ил., портр.

    4. https://docs.google.com/document/d/19DrH7rMxQps0WOlC2_-LHnkpITHEhjix5KWo2TA9oXw/edit?pli=1 (портреты героев с биографической справкой)






























ВАЛЯ КОТИК ВАСИЛИЙ КОРОБКО

























ВИТЯ ХОМЕНКО САША КОВАЛЁВ

























ГАЛЯ КОМЛЕВА ЮТА БОНДАРОВСКАЯ
























НИНА КУКОВЕРОВА ЛАРА МИХЕЕНКО




Патриотическое воспитание в нашей школе










































МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока литературы

в 7 – 8 классах



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок мужества "Когда началась война..."

Автор: Цыретарова Ирина Витальевна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 101879

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "час мужества  внеклассное мероприятие "
    ["seo_title"] => string(44) "chas-muzhiestva-vnieklassnoie-mieropriiatiie"
    ["file_id"] => string(6) "167910"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423149467"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Урок Мужества  "Пусть поколения помнят" "
    ["seo_title"] => string(40) "urok-muzhiestva-pust-pokolieniia-pomniat"
    ["file_id"] => string(6) "229048"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441567633"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока мужества "Блокада Ленинграда" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-muzhiestva-blokada-lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "163742"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422535836"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Материал для классного часа "Дети и война" "
    ["seo_title"] => string(45) "matierial-dlia-klassnogho-chasa-dieti-i-voina"
    ["file_id"] => string(6) "212977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431960939"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Урок мужества "Поклонимся великим тем годам" "
    ["seo_title"] => string(48) "urok-muzhiestva-poklonimsia-vielikim-tiem-ghodam"
    ["file_id"] => string(6) "121135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413895226"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства