Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе. Урок – концерт на тему «Венок Пушкину». »
Урок литературы в 9 классе.
Урок – концерт на тему «Венок Пушкину».
Цели урока:
1.Показать величие русского поэта, его влияние на современников и современность поэзии Пушкина.
2.Воспитывать чувство гордости за великое прошлое России, любовь к поэзии А.С.Пушкина.
3.Развивать умение владеть художественным словом, интерес к поэзии.
Опережающее задание:
1.Написать сочинение – миниатюру на тему: «Мои любимые строки и страницы Пушкина».
2.Подготовить стихотворение для конкурса стихов Пушкина.
Оборудование урока: 1. Портрет А.С.Пушкина.
2. Выставка книг о Пушкине, газетный материал.
3.Иллюстрации по пушкинским местам.
4. Портреты друзей Пушкина.
5. Пушкинские горы, Ленинград. Составитель и автор текста А.М.Савыгин.
6.Звукозапись. 7.Цифры (1,2,3,4,5).
Ход урока.
1. Слово учителя.
2. «Моё открытие Пушкина».
«Любимые строки Пушкина»
(сочинение -миниатюра).
3. А.М.Горький о восприятии А.С.Пушкина.
4. Викторина (звукозапись с произведениями Пушкина).
5. Поэты и писатели о Пушкине.
1) В.Л.Пушкин.
2) Глинка.
3) Ф.И.Тютчев.
4) Е.А. Баратынский.
5) А.Т.Твардовский.
6.Аннотация выставки книг.
7.Конкурс на лучшее чтение стихотворения А.С.Пушкина наизусть.
8.Итог урока.
9.Домашнее задание.
Урок-концерт на тему «Венок Пушкину».
Эпиграф
«Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет»
(Ф.И.Тютчев).
План урока.
Слово учителя. Стихотворение Е. Серова (выразительное чтение стихотворения).
Для нас теперь уже неново-
Творит наука чудеса!
Что из недавнего былого
Доходят наши голоса.
Но века прошлого начало
Немым останется для нас
Как слово Пушкина звучало. Увы!
Услышать хоть бы раз.
Как он волнением объятый,
Друзьям «Онегина» читал,
Как он смеялся…
Век двадцатый
Наверно бы добрее стал.
У него было весёлое, лёгкое имя и прозвища: «Егоза», «Сверчок», «Француз», вследствие особого знания французского языка. Он любил бегать, прыгать через стулья. Играть в кегли. Мог вскочить на стол, улечься на столе, схватить перо и бумагу и со смехом начать писать стихи. Мог писать стихи, сидя на кровати с поджатыми ногами или едучи в коляске. Или в момент шумных бесед. Едва присев где-нибудь, или просто впотьмах. Вот таков он был – А.С.Пушкин.
Имя А.С.Пушкина вам известно ещё с детских лет. Некоторые из вас, не выговаривая полностью слова, называли Александра Сергеевича так – Сандро Пушкин. Действительно, Пушкин так рано и прочно входит в нашу жизнь, что невозможно её представить без его поэтических образов, без звучания его речи.
А как для вас открылся Пушкин?
(Зачитываются сочинения - миниатюры).
3. А.М.Горький о восприятии А.С.Пушкина.
А вот как пишет Горький о первом своём знакомстве с А.С.Пушкиным.
«Это были поэмы Пушкина. Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданно красивое место, - всегда стремившая обежать его сразу. Так бывает после того, когда долго ходишь по маковым кочкам болотистого леса, и неожиданно развернётся перед тобою сухая поляна, вся в цветах, и солнце. Минуту смотришь на неё очарованный, а потом счастливо обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует.
Пушкин и до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза показалась мне неестественной, и читать её было неловко. Пролог к «Руслану» напоминает мне лучшие сказки бабушки, чудесно сжав их в одну, а некоторые строки изумили меня своей исконной правдой.
«Там на неведомых дорожках.
Следы невиданных зверей…»
Мысленно повторял я чудесные строки и видел эти. Очень знакомые мне едва заснеженные тропы, видел таинственные следы, которыми примята трава, ещё не стряхнувшая капель росы, тяжёлых, как ртуть.
Полнозвучные строки стихотворений запомнились удивительно легко, украшая празднично всё, о чём говорили они. Это делало меня счастливым, жизнь мою - лёгкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни. Какое это счастье -быть грамотным!»
4. Викторина.
-Ребята, вслушайтесь в строки и определите, откуда они.
(Прослушивание звукозаписи).
-Некоторые стихотворения и отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин» вы не узнали. На протяжении дальнейшего изучения творчества Пушкина вы познакомитесь с этими и многими другими его произведениями.
А его друг Глинка Ф.Н. воин - литератор, участник сражения при Аустерлице, Бородино, видный деятель декабристского движения, посвятил ему стихотворение «К Пушкину».
Оно звучит так: «О, Пушкин, Пушкин!
Кто тебя учил пленять
В стихах чудесных?»
А вот как пишет Анна Ахматова об А.С. Пушкине в стихотворении «Пушкин». Послушайте, пожалуйста (читает подготовленный ученик).
Ну и, конечно же, Ф. И.Тютчев, Е.А.Баратынский, А.Т.Твардовский писали о величайшем поэте – А.С.Пушкине.
Зачитайте, пожалуйста, по нескольку строк.
Вот каким великим человеком был А.С.Пушкин. Имя его живёт до сих пор в наших сердцах.
5. Аннотация выставки книг.
Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на выставку книг, иллюстрации, посвящённые А.С.Пушкину. Это поможет вам глубже познакомиться с великим поэтом.
(Играет лёгкая классическая музыка)
6. Конкурс чтецов «Мы любим Пушкина).
Конкурс проводится в виде игры, выбирается жюри , арбитр, ведущий.
Жюри даёт обоснование своей оценки, подводит итоги.
7. Итог урока.
Ребята, урок прошёл очень плодотворно, вы были активны, внимательны. Заработали множество хороших оценок, и мы сейчас их выставим. Но прежде хотелось бы, чтобы вы рассказали об уроке по схеме:
Я – знаю,
запомнил,
смог,
почувствовал.
8. Домашнее задание.
1. Учебник литературы 9 класс с 86 - 91. (Детство Пушкина и лицейские годы.
2. Заполнить таблицу.
Период. Основные общественные события. Личная судьба. Произведения, написанные в данное время.