kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 7 классе "Сатира В. Маяковского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 7 классе

Тема: Сатира Владимира Маяковского.

Образовательные цели:
1) актуализировать знания уч-ся о творчестве Маяковского;

2) учить анализу стихотворного текста;

3) учить определять средства создания сатирических образов;

4) формировать понятие о  своеобразии поэзии Маяковского на уровне средств и образов.

Развивающие цели:

  1. развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь;
  2. развивать долговременную память в процессе деятельности;
  3. развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

Воспитательная цель: воспитывать навыки коллективного труда.

 

Ход урока.

  1. Постановка познавательных задач.
  2. Мозговая атака: актуализация имеющихся знаний о творчестве Маяковского (индивидуально – пара – четверка)
  3. Контроль индивидуального домашнего задания: история создания стихотворения «Прозаседавшиеся»

Стихотворение создано в 1922 году. В это время в России начинается борьба со взяточничеством, волокитой и бюрократизмом – яркими картинками прошлого. Люди не могли представить себе, как работать с бюрократизмом. Они вели пропагандистскую работу, занимались лекциями, кружками, но способов борьбы с бюрократизмом и волокитой не знали. В это же время возрастает интерес Маяковского к сатире.  Для поэта история прошлого оборвалась сразу, в новом он не хотел видеть ничего от старого, от вчерашнего. Но в действительности это желание был осуществить сложнее. Ход истории не поспевал за требованиями Маяковского. Стихотворением «Прозаседавшиеся» поэт продемонстрировал, как можно вести борьбу при помощи не бумажек и документов, а поэзии.

  1. Чтение стихотворения «Прозаседавшиеся»
  2. Беседа по прочитанному

- От чьего лица ведется рассказ? (человек, которому на собственном опыте пришлось испытать бюрократическую волокиту, он похож на автора, но это не сам поэт, в лирический герой)

- Докажите, что данное стихотворение – произведение сатирическое (обличает социальные и человеческие пороки)

- Какие средства создания сатирических образов использует автор? (ирония, гипербола, гротеск)

6. Групповая работа по анализу сатирических средств (6 групп по количеству анализируемых частей ст-ия)

Задание: в своей части найдите и отметьте в таблице:

  1. ирония
  2. гипербола
  3. гротеск
  4. состояние лирического героя ст-ия

Таблица

№ части

ирония

гипербола

гротеск

Состояние лирического героя

1

Анафора «кто – кто»

«обдают дождем дела бумажные», «полсотни – самые важные»

 

Насмешливо-пренебрежительное, спокойное

2

Аудиенция (официальный прием у дица, занимающего высокий пост в обществе), у Иван Ваныча – пренебрежительное, принижающее

 

 

Пренебрежительное, насмешливое, спокойное

3

 

«исколесишь сто лестниц»

Фантастическая картина – заседание по поводу покупки склянки чернил Губкооперативом

 

негативное

4

 

«на все заседания»

 

негативное

5

 

 

Фантастическая картина – заседание непонятно чего

Ироничное, негативное, возмущение

6

 

 

Фантастические образы

«взъяренный, мечусь, оря»

- Какое чувство вызывает у вас картина, описанная в 6 части?

- Чем необычен созданный поэтом образ?

- С какой целью прибегает поэт к фантастике?

- Воспринимается ли происходящее как нечто фантастическое?  Почему?

7. Анализ 7-ой части ст-ия.

- Как вы понимаете эти строки? (приказ к уничтожению всех заседаний, ирония +»еще одно заседание», пародия на бюрократическую речь, рассказчик противостоит ей и ей же подражает).

8. Подведение итогов анализа

- Оцените название ст-ия (смелое, эмоциональное, точное)

- Проанализируйте структуру названия (приставка ПРО + суффикс СЯ = ироничный оттенок, подчеркивает распространенность и полную бессмысленность бюрократической волокиты и суетни; ср. проворовавшиеся, прожившиеся).

- В чем видел Маяковский опасность бюрократизма? (он оборачивается бездушием, стремлением всех обезличить – неуловимый Иван Ваныч, безликая секретарша)

- Опишите смех Маяковского в этом ст-ии (злой, беспощадный, негативный)

9. Самостоятельная творческая работа в группах: создать обложку ст-ия Маяковского «Прозаседавшиеся».

10. Обобщение и систематизация.

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе "Сатира В. Маяковского" »

Урок литературы в 7 классе

Тема: Сатира Владимира Маяковского.

Образовательные цели:
1) актуализировать знания уч-ся о творчестве Маяковского;

2) учить анализу стихотворного текста;

3) учить определять средства создания сатирических образов;

4) формировать понятие о своеобразии поэзии Маяковского на уровне средств и образов.

Развивающие цели:

  1. развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь;

  2. развивать долговременную память в процессе деятельности;

  3. развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

Воспитательная цель: воспитывать навыки коллективного труда.


Ход урока.

  1. Постановка познавательных задач.

  2. Мозговая атака: актуализация имеющихся знаний о творчестве Маяковского (индивидуально – пара – четверка)

  3. Контроль индивидуального домашнего задания: история создания стихотворения «Прозаседавшиеся»

Стихотворение создано в 1922 году. В это время в России начинается борьба со взяточничеством, волокитой и бюрократизмом – яркими картинками прошлого. Люди не могли представить себе, как работать с бюрократизмом. Они вели пропагандистскую работу, занимались лекциями, кружками, но способов борьбы с бюрократизмом и волокитой не знали. В это же время возрастает интерес Маяковского к сатире. Для поэта история прошлого оборвалась сразу, в новом он не хотел видеть ничего от старого, от вчерашнего. Но в действительности это желание был осуществить сложнее. Ход истории не поспевал за требованиями Маяковского. Стихотворением «Прозаседавшиеся» поэт продемонстрировал, как можно вести борьбу при помощи не бумажек и документов, а поэзии.

  1. Чтение стихотворения «Прозаседавшиеся»

  2. Беседа по прочитанному

- От чьего лица ведется рассказ? (человек, которому на собственном опыте пришлось испытать бюрократическую волокиту, он похож на автора, но это не сам поэт, в лирический герой)

- Докажите, что данное стихотворение – произведение сатирическое (обличает социальные и человеческие пороки)

- Какие средства создания сатирических образов использует автор? (ирония, гипербола, гротеск)

6. Групповая работа по анализу сатирических средств (6 групп по количеству анализируемых частей ст-ия)

Задание: в своей части найдите и отметьте в таблице:

  1. ирония

  2. гипербола

  3. гротеск

  4. состояние лирического героя ст-ия

Таблица

№ части

ирония

гипербола

гротеск

Состояние лирического героя

1

Анафора «кто – кто»

«обдают дождем дела бумажные», «полсотни – самые важные»


Насмешливо-пренебрежительное, спокойное

2

Аудиенция (официальный прием у дица, занимающего высокий пост в обществе), у Иван Ваныча – пренебрежительное, принижающее



Пренебрежительное, насмешливое, спокойное

3


«исколесишь сто лестниц»

Фантастическая картина – заседание по поводу покупки склянки чернил Губкооперативом


негативное

4


«на все заседания»


негативное

5



Фантастическая картина – заседание непонятно чего

Ироничное, негативное, возмущение

6



Фантастические образы

«взъяренный, мечусь, оря»

- Какое чувство вызывает у вас картина, описанная в 6 части?

- Чем необычен созданный поэтом образ?

- С какой целью прибегает поэт к фантастике?

- Воспринимается ли происходящее как нечто фантастическое? Почему?

7. Анализ 7-ой части ст-ия.

- Как вы понимаете эти строки? (приказ к уничтожению всех заседаний, ирония +»еще одно заседание», пародия на бюрократическую речь, рассказчик противостоит ей и ей же подражает).

8. Подведение итогов анализа

- Оцените название ст-ия (смелое, эмоциональное, точное)

- Проанализируйте структуру названия (приставка ПРО + суффикс СЯ = ироничный оттенок, подчеркивает распространенность и полную бессмысленность бюрократической волокиты и суетни; ср. проворовавшиеся, прожившиеся).

- В чем видел Маяковский опасность бюрократизма? (он оборачивается бездушием, стремлением всех обезличить – неуловимый Иван Ваныч, безликая секретарша)

- Опишите смех Маяковского в этом ст-ии (злой, беспощадный, негативный)

9. Самостоятельная творческая работа в группах: создать обложку ст-ия Маяковского «Прозаседавшиеся».

10. Обобщение и систематизация.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок литературы в 7 классе "Сатира В. Маяковского"

Автор: Брюховец Ольга Леонидовна

Дата: 06.08.2014

Номер свидетельства: 111258

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект интегрированного урока  в 11 классе "Сатира Маяковского""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiektintieghrirovannoghourokav11klassiesatiramaiakovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "337591"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1468615268"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Индивидуальная рабочая программа по литературе с использованием ИКТ для 7 класса "
    ["seo_title"] => string(88) "individual-naia-rabochaia-proghramma-po-litieraturie-s-ispol-zovaniiem-ikt-dlia-7-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "170563"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423570908"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства