Урок литературы в 7 классе
Тема: Сатира Владимира Маяковского.
Образовательные цели:
1) актуализировать знания уч-ся о творчестве Маяковского;
2) учить анализу стихотворного текста;
3) учить определять средства создания сатирических образов;
4) формировать понятие о своеобразии поэзии Маяковского на уровне средств и образов.
Развивающие цели:
- развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь;
- развивать долговременную память в процессе деятельности;
- развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы
Воспитательная цель: воспитывать навыки коллективного труда.
Ход урока.
- Постановка познавательных задач.
- Мозговая атака: актуализация имеющихся знаний о творчестве Маяковского (индивидуально – пара – четверка)
- Контроль индивидуального домашнего задания: история создания стихотворения «Прозаседавшиеся»
Стихотворение создано в 1922 году. В это время в России начинается борьба со взяточничеством, волокитой и бюрократизмом – яркими картинками прошлого. Люди не могли представить себе, как работать с бюрократизмом. Они вели пропагандистскую работу, занимались лекциями, кружками, но способов борьбы с бюрократизмом и волокитой не знали. В это же время возрастает интерес Маяковского к сатире. Для поэта история прошлого оборвалась сразу, в новом он не хотел видеть ничего от старого, от вчерашнего. Но в действительности это желание был осуществить сложнее. Ход истории не поспевал за требованиями Маяковского. Стихотворением «Прозаседавшиеся» поэт продемонстрировал, как можно вести борьбу при помощи не бумажек и документов, а поэзии.
- Чтение стихотворения «Прозаседавшиеся»
- Беседа по прочитанному
- От чьего лица ведется рассказ? (человек, которому на собственном опыте пришлось испытать бюрократическую волокиту, он похож на автора, но это не сам поэт, в лирический герой)
- Докажите, что данное стихотворение – произведение сатирическое (обличает социальные и человеческие пороки)
- Какие средства создания сатирических образов использует автор? (ирония, гипербола, гротеск)
6. Групповая работа по анализу сатирических средств (6 групп по количеству анализируемых частей ст-ия)
Задание: в своей части найдите и отметьте в таблице:
- ирония
- гипербола
- гротеск
- состояние лирического героя ст-ия
Таблица
№ части
ирония
гипербола
гротеск
Состояние лирического героя
1
Анафора «кто – кто»
«обдают дождем дела бумажные», «полсотни – самые важные»
Насмешливо-пренебрежительное, спокойное
2
Аудиенция (официальный прием у дица, занимающего высокий пост в обществе), у Иван Ваныча – пренебрежительное, принижающее
Пренебрежительное, насмешливое, спокойное
3
«исколесишь сто лестниц»
Фантастическая картина – заседание по поводу покупки склянки чернил Губкооперативом
негативное
4
«на все заседания»
негативное
5
Фантастическая картина – заседание непонятно чего
Ироничное, негативное, возмущение
6
Фантастические образы
«взъяренный, мечусь, оря»
- Какое чувство вызывает у вас картина, описанная в 6 части?
- Чем необычен созданный поэтом образ?
- С какой целью прибегает поэт к фантастике?
- Воспринимается ли происходящее как нечто фантастическое? Почему?
7. Анализ 7-ой части ст-ия.
- Как вы понимаете эти строки? (приказ к уничтожению всех заседаний, ирония +»еще одно заседание», пародия на бюрократическую речь, рассказчик противостоит ей и ей же подражает).
8. Подведение итогов анализа
- Оцените название ст-ия (смелое, эмоциональное, точное)
- Проанализируйте структуру названия (приставка ПРО + суффикс СЯ = ироничный оттенок, подчеркивает распространенность и полную бессмысленность бюрократической волокиты и суетни; ср. проворовавшиеся, прожившиеся).
- В чем видел Маяковский опасность бюрократизма? (он оборачивается бездушием, стремлением всех обезличить – неуловимый Иван Ваныч, безликая секретарша)
- Опишите смех Маяковского в этом ст-ии (злой, беспощадный, негативный)
9. Самостоятельная творческая работа в группах: создать обложку ст-ия Маяковского «Прозаседавшиеся».
10. Обобщение и систематизация.