Урок литературы по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"
Урок литературы по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"
Тема: Деталь как средство создания образов.
Цель урока: раскрыть основные функции детали в создании художественного образа.
Словарная работа: художественная деталь.
Какой огромный, какой оригинальный сюжет!
Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!
Н.В.Гоголь.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Работа с термином «Художественная деталь»
Деталь (от франц-часть, подробность)-значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи и т.д. В произведениях с деталью связан какой-либо идейно-тематический мотив.
Учащиеся вспоминают понятие, приводят примеры из других произведений Гоголя (например, в «Шинели»-жирный и грязный ноготь, точно «у черепахи череп»).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души" »
Урок литературы в 9 классе по поэме
Гоголя Н.В. «Мёртвые души»
Тема: Деталь как средство создания образов.
Цель урока: раскрыть основные функции детали в создании художественного образа.
Словарная работа: художественная деталь.
Какой огромный, какой оригинальный сюжет!
Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!
Н.В.Гоголь.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Работа с термином «Художественная деталь»
Деталь (от франц-часть, подробность)-значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи и т.д. В произведениях с деталью связан какой-либо идейно-тематический мотив.
Учащиеся вспоминают понятие, приводят примеры из других произведений Гоголя (например, в «Шинели»-жирный и грязный ноготь, точно «у черепахи череп»).
III. Лекция учителя. (по теме урока)
Тезисный план лекции:
- Гоголь - общепризнанный мастер художественный описаний.
Описание в прозе Гоголя самоценны прежде всего благодаря обилию предметно-бытовых деталей.
-Детализация – важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь.
-Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью.
-Мир вещей в поэме – хаос, своего рода кладбище вещей, так создается картина «ада» в миниатюре.
- Отдельно можно говорить о детали в портретах (глаза Плюшкина «бегали…как мыши», Манилов «имел глаза сладкие, как сахар» и т.д.).
- Манера письма Гоголя сродни комическому народному лубку, от него пошла традиция, связанная с юмором и абсурдом XX в.
В результате в тетрадь должны быть занесены принципы отбора деталей и их функции:
1. Деталь как средство типизации (типичность города, гостиницы, типичность в одежде).
2. Деталь как средство индивидуализации (например, Манилов: портрет, речь, дом, кабинет, еда).
IV. Самостоятельная работа в группах
В главе 2 найти детали, охарактеризовать их и определить их роль в тексте главы.
Группа 1 – детали пейзажа.
Группа 2 – детали портрета.
Группа 3 – детали интерьера.
Группа 4 – детали, помогающие описать поведение героев.
При обсуждении групповых заданий учащиеся определяют, какую характеристику (положительную или отрицательную) персонажу дает автор. Простой подсчет подтвердит, что характеристика главного героя главы Манилова отрицательная.
Проведение эксперимента. Во время групповой работы двое учащихся готовят выразительное чтение небольшого фрагмента текста (один – текст Гоголя, второй – переработанный, лишенный гоголевских деталей).
Разница очевидна, при обсуждении результатов этой работы ученики сделают вывод о роли художественной детали в тексте поэмы.
Домашнее задание:
1. Мини-сочинение на тему «Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина».
2. Подготовиться к диспуту по гл. 11. Основной вопрос диспута: Чичиков – это беда или надежда России?