kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта к уроку литературы: "Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет при изучении поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку литературы: "Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"»

Конспект урока литературы

Выполнила: учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №380, Антонова Софья Алексеевна

Тема урока

«Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»»

Учебник

9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. -4-е изд.-М.: Просвещение, 2017.

Класс

9

Тип урока

Комбинированный

Цель

- Раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»;

Прогнозируемые результаты

Метапредметные: Учащиеся умеют работать с текстом, выделять нужную информацию, анализировать текст;

Предметные: Умеют анализировать литературное произведение, выявлять проблематику, давать характеристику героям произведения;

Личностные: Учащиеся относятся к друг другу с уважением, умеют слушать друг друга, распределять обязанности, оценивать результаты работы других и себя.

Технология

Технология сотрудничества (приём «Пила»)

Оборудование

Приложение LearningApps (задание разработано специально для урока), текст поэмы «Мёртвые души», рабочие листы, презентация.

Ход урока

Учитель

Ученики

Орг. момент

- Здравствуйте. Сегодня у нас будет необычный урок, а урок-путешествие. Но прежде давайте вспомним, что мы уже знаем о «Мёртвых душах».

Приветствуют учителя.

Актуализация знаний

На прошлом уроке мы говорили о различных трактовках названия поэмы «Мёртвые души». Как же трактуют это название?

Узнали, что в город прибыл загадочный персонаж Павел Иванович Чичиков и сегодня мы готовы вместе с ним отправиться в путешествие.



Обобщают знания, полученные на прошлом уроке.



Целеполагание



-Но сначала попробуем определить тему нашего урока. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Перед вами цитата известного литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского:

« ...Все эти Маниловы и подобные им забавны только в книге; в действительности же избави боже с ними встречаться, - а не встречаться с ними нельзя, потому что их-таки довольно в действительности, следовательно, они представители некоторой ее части».

-Давайте подумаем, что хотел сказать автор?

Кого автор подразумевает под «подобные им»? О ком пойдёт речь на сегодняшнем уроке?



-Хорошо. Давайте запишем тему урока в тетради: «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»».

Чтение цитаты.












Работа с цитатой на экране.





Записывают тему урока в тетрадь.

Открытие нового знания и закрепление

- Наиболее ярко в поэме показаны помещики. Сколько их было всего? Правильно, пять. Перечислите их. Давайте сегодня попробуем раскрыть эти образы.

Для этого мы с вами разделимся на 5 групп. (Учитель сам предлагает способ разделения).

Работа с текстом по образам помещиков.

  1. Каждая команда должна определить лидера, который будет распределять обязанности (1 минута).

  2. Каждой команде выдаётся рабочий лист, в котором предлагается план анализа образов помещиков:

- портрет;

- изображение усадьбы;

- роль интерьера;

- отношение героя к хозяйству, крестьянам;

- речевая манера;

- отношение к продаже мёртвых душ;

- жизненное кредо героя.

Лидер распределяет работу между всеми членами группы.

Каждый ученик получает индивидуальное задание и приступает к работе с текстом.

  1. После индивидуальной работы каждый из членов команды делится с группой информацией, которая сводится в общий рабочий лист;

  2. После сбора материала от каждой группы выступает представитель и раскрывает образ помещика. Остальные учащиеся заполняют таблицу в тетради. (Помещики представляются в произвольном порядке).

  3. После завершения всех выступлений, класс пытается назвать основные черты помещиков. (Манилов-услужливость, беззаботность, Коробочка-жадность, мелочность, Ноздрёв – разгульность, Собакевич – грубость, невежество, Плюшкин-полная деградация личности).





Класс разделяется на 5 групп по количеству глав, посвященных описанию помещиков.



Выбирается лидер.










Распределяют пункты плана. Приступают к работе с текстом.




Обмениваются информацией. Заполняют рабочий лист.




Заполнение таблицы в тетрадях. Обмен информацией.




Анализируют проделанную работу. Определяют общие черты.



Самоанализ

(самоконтроль)

Мы закончили нашу работу в группах. И сейчас я предлагаю вам оценить работу друг друга.

У каждой группы на столе лежат стикеры – жёлтые, зелёные и красные. У каждой группы имеется лист оценки, ваша задача оценить каждую из групп (наклеить стикер на лист оценки).

Зелёный стикер – у группы всё получилось, они работали хорошо;

Жёлтый стикер – у группы получилось не все, но выступление целом состоялось;

Красный стикер - в следующий раз у них получится лучше.


После распределения стикеров, каждая из групп озвучивает результаты. Объясняют, что у них получилось, что не получилось и почему.





Совещаются, оценивают другие группы.









Аргументируют оценку. Анализируют деятельность на уроке.

Рефлексия


  1. Мы раскрыли образы всех помещиков, теперь давайте попробуем восстановить очередность посещения. Посмотрите на экран.

  2. Как вы думаете, почему в такой последовательности Гоголь расположил помещиков? (Каждый следующий помещик «мертвее» другого).


Работа с приложением.




Отвечают на проблемный вопрос.





Домашнее задание

Составить характеристику главному герою – Чичикову Павлу Ивановичу с помощью рабочего листа.





























Рабочий лист (образец)

Рабочий лист

Помещик: Собакевич

Портрет

Изображение усадьбы


Интерьер


Отношение к хозяйству, крестьянам


Речевая манера


Отношение к продаже мёртвых душ


Жизненное кредо героя






Приложение






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Антонова Софья Алексеевна

Дата: 06.05.2021

Номер свидетельства: 579928


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства