Конспект урока литературы |
Выполнила: учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №380, Антонова Софья Алексеевна |
Тема урока | «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»» |
Учебник | 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. -4-е изд.-М.: Просвещение, 2017. |
Класс | 9 |
Тип урока | Комбинированный |
Цель | - Раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»; |
Прогнозируемые результаты | Метапредметные: Учащиеся умеют работать с текстом, выделять нужную информацию, анализировать текст; Предметные: Умеют анализировать литературное произведение, выявлять проблематику, давать характеристику героям произведения; Личностные: Учащиеся относятся к друг другу с уважением, умеют слушать друг друга, распределять обязанности, оценивать результаты работы других и себя. |
Технология | Технология сотрудничества (приём «Пила») |
Оборудование | Приложение LearningApps (задание разработано специально для урока), текст поэмы «Мёртвые души», рабочие листы, презентация. |
Ход урока | Учитель | Ученики |
Орг. момент | - Здравствуйте. Сегодня у нас будет необычный урок, а урок-путешествие. Но прежде давайте вспомним, что мы уже знаем о «Мёртвых душах». | Приветствуют учителя. |
Актуализация знаний | На прошлом уроке мы говорили о различных трактовках названия поэмы «Мёртвые души». Как же трактуют это название? Узнали, что в город прибыл загадочный персонаж Павел Иванович Чичиков и сегодня мы готовы вместе с ним отправиться в путешествие. | Обобщают знания, полученные на прошлом уроке. |
Целеполагание | -Но сначала попробуем определить тему нашего урока. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами цитата известного литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского: « ...Все эти Маниловы и подобные им забавны только в книге; в действительности же избави боже с ними встречаться, - а не встречаться с ними нельзя, потому что их-таки довольно в действительности, следовательно, они представители некоторой ее части». -Давайте подумаем, что хотел сказать автор? Кого автор подразумевает под «подобные им»? О ком пойдёт речь на сегодняшнем уроке? -Хорошо. Давайте запишем тему урока в тетради: «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»». | Чтение цитаты. Работа с цитатой на экране. Записывают тему урока в тетрадь. |
Открытие нового знания и закрепление | - Наиболее ярко в поэме показаны помещики. Сколько их было всего? Правильно, пять. Перечислите их. Давайте сегодня попробуем раскрыть эти образы. Для этого мы с вами разделимся на 5 групп. (Учитель сам предлагает способ разделения). Работа с текстом по образам помещиков. Каждая команда должна определить лидера, который будет распределять обязанности (1 минута). Каждой команде выдаётся рабочий лист, в котором предлагается план анализа образов помещиков: - портрет; - изображение усадьбы; - роль интерьера; - отношение героя к хозяйству, крестьянам; - речевая манера; - отношение к продаже мёртвых душ; - жизненное кредо героя. Лидер распределяет работу между всеми членами группы. Каждый ученик получает индивидуальное задание и приступает к работе с текстом. После индивидуальной работы каждый из членов команды делится с группой информацией, которая сводится в общий рабочий лист; После сбора материала от каждой группы выступает представитель и раскрывает образ помещика. Остальные учащиеся заполняют таблицу в тетради. (Помещики представляются в произвольном порядке). После завершения всех выступлений, класс пытается назвать основные черты помещиков. (Манилов-услужливость, беззаботность, Коробочка-жадность, мелочность, Ноздрёв – разгульность, Собакевич – грубость, невежество, Плюшкин-полная деградация личности). | Класс разделяется на 5 групп по количеству глав, посвященных описанию помещиков. Выбирается лидер. Распределяют пункты плана. Приступают к работе с текстом. Обмениваются информацией. Заполняют рабочий лист. Заполнение таблицы в тетрадях. Обмен информацией. Анализируют проделанную работу. Определяют общие черты. |
Самоанализ (самоконтроль) | Мы закончили нашу работу в группах. И сейчас я предлагаю вам оценить работу друг друга. У каждой группы на столе лежат стикеры – жёлтые, зелёные и красные. У каждой группы имеется лист оценки, ваша задача оценить каждую из групп (наклеить стикер на лист оценки). Зелёный стикер – у группы всё получилось, они работали хорошо; Жёлтый стикер – у группы получилось не все, но выступление целом состоялось; Красный стикер - в следующий раз у них получится лучше. После распределения стикеров, каждая из групп озвучивает результаты. Объясняют, что у них получилось, что не получилось и почему. | Совещаются, оценивают другие группы. Аргументируют оценку. Анализируют деятельность на уроке. |
Рефлексия | Мы раскрыли образы всех помещиков, теперь давайте попробуем восстановить очередность посещения. Посмотрите на экран. Как вы думаете, почему в такой последовательности Гоголь расположил помещиков? (Каждый следующий помещик «мертвее» другого). | Работа с приложением. Отвечают на проблемный вопрос. |
Домашнее задание | Составить характеристику главному герою – Чичикову Павлу Ивановичу с помощью рабочего листа. |