Урок литературного чтения в 3 классе "А. Л. Барто "В театре""
Урок литературного чтения в 3 классе "А. Л. Барто "В театре""
Цели: познакомить детей со стихотворением А. Л.Барто «В театре»; совершенствовать навыки выразительного и сознательного чтения, умения выражать свои мысли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе "А. Л. Барто "В театре""»
УРОКЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯВ 3 КЛАССЕ
Тема. А. Л. Барто «В театре»
Цели:
познакомить детей со стихотворением А. Л.Барто «В театре»; совершенствовать навыки выразительного и сознательного чтения, умения выражать свои мысли, развивать речь детей, пополнять словарный запас. Развитие творческих способностей и читательской активности учащихся. Привитие интереса к чтению, любви к книге.Воспитание культуры поведения в общественных местах, речевого общения, взаимоуважения.
Если будете внимательно меня слушать, то вы сегодня узнаете много интересного.
II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА:
1) Эмоциональный настрой на урок, рефлексия: (Слайд № ___)
Я к вам обращаюсь, товарищи дети, Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями приходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Слова учителя. Каждый из нас, начиная с самого раннего детства и до глубоких седин, встречается с книгами: сначала нам читает их мама, потом сами мы берём в руки книгу, став взрослыми, мы будем читать книги своим малышам. Книги рассказывают нам о многом: рабочий читает книги о станках, чтобы научиться лучше управлять ими; врач – о том, как помочь людям стать здоровыми; учитель – как лучше учить. Книги помогают лучше понять окружающую жизнь. Поэтому их нужно читать не спеша, внимательно, не пропуская страниц.
- Прочитайте пословицу (слайд №2):
Чтение без умения – не польза, а вред.
- Как вы можете объяснить смысл этой пословицы?
- Какие умения нужны при чтении книг?
- Какую пользу приносит чтение?
- Какие ещё пословицы о чтении вы знаете?
Кто много читает, тот много знает.
С книгой дружить умным быть.
2. Речевая разминка
— Давайте поучимся говорить чётко, красиво. Для этого выучим новую скороговорку. Прочитайте скороговорку с доски про себя.
Три сороки-тараторки тараторили на горке
- Теперь будем читать вслух несколько раз, увеличивая скорость произношения.
- Молодцы.
Ребята, но прежде чем перейти к новой теме, давайте проверим домашнее задание. Что было задано? (читать выразительно А. Барто «Разлука»).
ІІІ.Проверка домашнего задания.
-а) Дети читают стихотворение А. Л.Барто «Разлука» выразительно по одному четверостишию (четверостишия розданы случайно, дети, выйдя к доске, должны собрать стихотворение )
Вопросы:
- А что такое Прилуки?(город) Правильно, это город, который находится на Украине в Черниговской области. - Что мальчик – герой стихотворения А.Л. Барто делает для мамы, а что для себя? - Как вы думаете, изменилось ли мнения мальчика, что он все делает только для мамы, к концу стихотворения? - Как наслаждается мальчик свободой? - Нравится ли мальчику бездельничать? - Чем начинает заниматься мальчик? - А как видно, что мальчик тоскует? - Что он понял? - Каким настроением проникнуто это стихотворение – веселым или грустным? Почему вы так думаете? - А что каждый из вас может делать для мамы и не только в день 8 марта? - Стихи А.Л. Барто проникнуты юмором, легко читаются, потому что речь идет как бы от имени детей. - С каким произведением Барто мы познакомились?
б)ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНУТКА
(Читает наизусть Боброва Арина)
Спасибо!
-Ребята, а что вы можете рассказать о писателе Агнии Барто?
в)Биографию рассказывают дети.
1 ученица (Дихтярюк Дарья) Русская поэтесса Агния Барто родилась 4 февраля 1906 года в Москве в семье врача-ветеринара. Она успешно закончила балетное училище, но балериной так и не стала. Стихи стала сочинять в школе. Агнию Барто (это фамилия её первого мужа-Павла Барто) как-то сразу заметили. У неё появились свои читатели.
2 ученица (Тарасова Алина) В годы ВОВ А. Барто ездила на фронт-выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в г. Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. На радио вела передачу «Найти человека», которая шла в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей. Темпераментная, стремительная, яркая Агния Барто успевала всегда и всюду...
3 ученик ( Гурин Вова) Она писала стихи, пьесы, сценарии фильмов: «Алёша Птицын вырабатывает характер»,1953. «10 000 мальчиков», 1961. «Подкидыш» вместе с известной актрисой Риной Зелёной, 1940. «Слон и верёвочка», 1945. «Чёрный котёнок», 1965
ІУ. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель. Книги Барто – путешествие в Страну Весёлого Детства. Отправиться туда нетрудно: раскрой книжку, начни читать – и сразу очутишься в этой чудесной стране. Все могут тут побывать – и старый и малый, и дети, и взрослые, и папа с мамой, и дедушка с бабушкой. Для всех тут найдётся что-нибудь интересное, каждый найдёт чему улыбнуться. Сегодня, услышав имя Агнии Львовны Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: “Да-да, конечно, помню с детства:
(учитель подходит к игрушкам и поднимает с пола Мишку и произносит)
Уронили Мишку на пол,(после первой строчки дети рассказывают стихотворение хором)
Оторвали Мишке лапу, всё равно его не брошу, потому что он - хороший”.
В самом деле, поколение за поколением малыши легко запоминают чёткие, звучные стихи поэтессы.
Агния Львовна широко пользуется средствами юмора, когда она рассказывает маленьким детям об игрушках:
Зайку бросила хозяйка …..
Зная склонность своих читателей к игре, поэтесса и сама нередко словно бы играет с ними и далеко не сразу рассказывает свой замысел. Вот почему её сюжет порою развёртывается крайне неожиданно, именно так построено стихотворение «В театре», с которым мы сегодня с вами познакомимся.
- Ребята, кто-нибудь из вас был в театре?
- Зачем люди ходят в театр?
- Давайте сейчас мысленно проведём небольшую экскурсию в театр.
Как обычно говорят с чего начинается театр? (с вешалки).
- Зрители входят в зал и что делают? (показывают билеты)
- Затем снимают верхнюю одежду и проходят в зрительный зал. Находят ряд с указанным номером и садятся на место.
- Как нужно проходить мимо сидящих зрителей? (лицом к ним).
- Где могут сидеть зрители в театре? (в партере).
Он расположен на уровне сцены.
- Какие ещё места есть в театре? (за партером на возвышении помещается амфитеатр, над ним расположен балкон).
-Как называется место для выступления артистов? (сцена).
- Как называется шторы которые открываются перед зрителями? (занавес).
- Боковые шторы называются? (кулисами).
- Хорошо, немного поговорили о театре.
У. Работа над темой урока.
- Сейчас ребята давайте рассмотрим иллюстрации к стихотворению. Как вы думаете, о чём могла написать поэтесса в нём. (ответы учащихся).
1) Словарная работа (слайд№ ):
- Объясните, как вы понимаете, что такое «БАЛЕТ».
- Вот какое объяснение этому слову даёт толковый словарь:
БАЛЕТ – вид искусства, в котором артисты говорят на языке танца.
- Как называется артистка балета?
- Балерины очень похожи на сказочных фей. Кто такая ФЕЯ?
ФЕЯ – волшебница.
- Представление в театре невозможно без участия ОРКЕСТРА. Что такое оркестр?
ОРКЕСТР – группа музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах.
2) Знакомство с новым произведением:
а) Чтение стихотворения «В театре» учителем;
б) Проверка первичного восприятия:
- Почему девочки не смогли посмотреть балет?
3) Комментированное чтение по цепочке с анализом содержания:
Когда девочка впервые попала на балет?
С кем она пошла в театр?
Какое настроение было у девочек перед началом балета?
Кого девочки хотели увидать на сцене?
Что произошло, когда заиграл оркестр?
Чем занимались девочки во время представления?
Что в это время происходило на сцене?
Где девочки искали номерок?
Как на это реагировали остальные зрители?
Когда девочки нашли номерок?
Смогли ли девочки посмотреть балет? Почему? Кто в этом виноват?
4. Музыкальная пауза
( в музыкальном сопровождении)
Мы внимательно читали, и немного все устали.
Отдохнем друзья сейчас.
5) Выборочное чтение.
- Прочитайте, как девочка ждала начала представления.
- Прочитайте, как подружки вели себя во время представления.
- Прочитайте, какое представление шло на сцене в это время.
6) Работа над выразительным чтением: *Какую интонацию надо выбрать? (в начале с восхищением, потом с растеренностью, потом с радостью, что нашелся номерок)
- Какое настроение было у девочек перед началом спектакля? Как передать это при помощи голоса?
- Как изменилось настроение, когда девочка обнаружила пропажу номерка? Как можно назвать состояние девочки? Выберите подходящее слово:
- Правильно ли вели себя подружки во время спектакля?
- Как нужно вести себя, если во время представления потерялся номерок?
- Дайте совет девочке, как нужно вести себя в театре.
VI. ОБОБЩЕНИЕ ПО УРОКУ:
а)рефлексия:
- С каким произведением познакомились сегодня на уроке?
- Кто автор стихотворения?
- Что нового для себя вы узнали из стихотворения?Чем понравилось и запомнилось произведение? Какие чувства оно у вас вызывает?
- О каких правилах вежливости вы узнали?
Правила поведения называют ЭТИКЕТ
б)Работа в парах Учитель. Сейчас я предлагаю вам составить памятку для культпохода в театр, т. е правила этикета
ПАМЯТКА - Веди себя прилично. - Во время спектакля не разговаривай, не ешь конфет, не шелести фантиками. - Громко не выражай свои эмоции.(не кричи, громко не хлопай в ладоши, не топай ногами) - Если ты опоздал, вежливо извинись и пройди на свое место лицом к сидящему. - После окончания спектакля не торопись к выходу, иди спокойно.
VII. ИТОГ УРОКА:
- А.Л.Барто – автор многих поучительных стихотворений о плохих и хороших поступках детей. Если вам понравилось творчество поэтессы, и вы хотите продолжить знакомство с ним – Добро пожаловать в школьную библиотеку. Выбирайте книги А.Барто, с увлечением читайте и учитесь хорошему.
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Выразительное чтение стихотворения.
Используемые источники : http://pandia.ru/ http://nsportal.ru/