Цели: знакомство с жизнью и творчеством А. Барто, её стихотворением «В театре».
Задачи: ознакомить с жизнью и творчеством А. Барто, её стихотворением «В театре»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление, познавательные интересы, умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать; учить находить в тексте выразительные средства; совершенствовать выразительность чтения; воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: портрет и выставка книг А. Барто.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Мышки сушек насушили,
Мышки мышек пригласили.
Мышки сушки кушать стали.
Зубы сразу же сломали. - А сейчас начнем читать в медленном темпе с постепенным переходом к очень быстрому.
III. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения А. Барто.
IV. Введение в тему
1. Повторение
- Вы познакомитесь с новым стихотворением известной поэтессы и писательницы Агнии Львовны Барто. Когда вы были еще маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами ее стихи. Послушайте несколько стихотворений, может быть, вы вспомните их.
2. Беседа о театре
- Прочитайте название стихотворения, которое будем сегодня читать.
- Кто-нибудь из вас был в театре?
- Зачем люди ходят в театр?
Давайте мысленно совершим экскурсию в театр. Обычно говорят: театр начинается с вешалки. Входя в театр, зрители предъявляют билеты проверяющим. Затем снимают верхнюю одежду и сдают в гардероб, получают номерки. Потом по билетам проходят в зрительный зал, находят ряд с указанным номером, садятся на место.
- Как надо проходить мимо сидящих зрителей - лицом к ним или спиной?
В театре зрители могут сидеть в партере (в переводе с фр. «на земле»). Партер расположен почти на уровне сцены. За рядами партера на некотором возвышении помещается амфитеатр, над ним расположен балкон.
- Как называется место для выступления артистов? (Сцена.) Вот перед зрителями открывается тяжелый занавес, и на сцену выходят актеры. Сбоку и сзади есть дополнительные занавески, которые называются кулисами. Примерно так выглядит театр.
3. Прогнозирование текста
- Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Предположите, о чем могла написать поэтесса в нем.
V. Физкультминутка
VI. Работа по теме урока
1. Чтение стихотворения «В театре»
Прочитаем стихотворение и проверим наши предположения.
Какие чувства вы испытали при чтении этого стихотворения?
Что показалось вам смешным, а что грустным?
Прочитайте еще раз выразительно это стихотворение так, чтобы все поняли, что грустно, а что смешно.
2. Выборочное чтение
Найдите строки, в которых говорится о большом желании девочки попасть в театр.
Прочитайте о том, что девочки увидели в театре.
Что случилось с одной из девочек? Прочитайте об этом.
Прочитайте, как они искали номерок.
Как вы думаете, Барто осуждает девочек или с доброй улыбкой им что-то подсказывает?
Это стихотворение веселое, насмешливое или грустное? Объясните.
3. Выразительное чтение стихотворения учащимися
4. Упражнение на внимание
- Прочитайте строчки стихотворений, вставьте пропущенные слова (постарайтесь не заглядывать в учебник).
Все мальчишки в речку... (лезли),
Я один сидел на пляже,
Для нее после болезни
Не купался в речке... (даже).
Ну, сначала я, без... (мамы),
Отложил в сторонку... (гаммы),
Нагляделся в телевизор
На вечерние... (программы).
И, наверно, по... (привычке)
Или, может быть, от скуки
Я кладу на место... (спички)
И зачем-то мою... (руки).
И звучат печально... (гаммы)
В нашей комнате.
Без... (ламы). .
Вдруг оркестр грянул в... (трубы)
Мы с моей подругой... (Любой)
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу - нету... (номерка).
По сцене бабочка... (порхала) -
Я не видала ничего:
Я номерок везде... (искала)
И наконец нашла... (его).
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
О какой поэтессе, писательнице мы сегодня говорили?
Какие стихотворения изучили?
Что еще запомнилось вам?
Домашнее задание: Прочитать стихотворения, взять в библиотеке сборник стихов А. Барто и наиболее понравившееся произведение выучить наизусть.