Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения «И.А. Крылов. Защита проекта»»
МБОУ «Карай-Салтыковская СОШ»
Филиал «Карай – Салтыковский»
Урок литературного чтения «Защита проекта»
в 3 классе
Хахаевой Ольги Викторовны,
учителя начальных классов.
Карай-Салтыково
Цель:
- синтезировать полученные знания;
- показать взаимосвязь моралей басен, сказок и пословиц;
- познакомить детей с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.
Задачи:
- развитие познавательных способностей, творческого воображения, коммуникативных навыков.
Тип урока: Открытие новых знаний Планируемые результаты: Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню. Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Метапредметные УУД: познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества. коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, экспозиционный экран, видеопроектор, ноутбук, магнитная доска, магнитофон.
Предварительная подготовка:
1. Распределение учащихся и материала по группам.
2. Поиск материала по заданной теме.
3. Подготовка выставки книг и рисунков.
Х о д у р о к а.
1. Психологический настрой. Активация.
- Ребята, перед вами кружки трёх цветов: красный, жёлтый, зелёный. Которые означают следующее: красный - сомневаюсь,жёлтый – хорошо,зелёный –отлично, уверенно. - Выберите кружок, который показывает уровень знания вами творчества И.А.Крылова.
2. Проверка домашнего задания.
- Начинаем наш урок. Конкурс чтецов.
- красный,- жёлтый, - зелёный.
- Молодцы! Отметьте цветом в рабочих тетрадях вашу оценку!
-Из каких частей состоит басня? (Строение басни)
завязка
развитие действия
развязка
_________
мораль
- Прочитайте завязку басни, развитие действия, развязку, мораль.
3. Выступление учащихся по заданиям.
1 группа:
(Ракшина Е., Скрягин С., Квашнина В., Барышников А.)
I- - - Ребята, какие одни и те же животные встречаются в баснях? Схожи ли их характеры, поступки? ( Неуклюжая, громоздкая, доверчивая не очень умная ворона. Кумушка –лиса, хитрая, льстивая. Бедный Соловей. Попрыгунья Стрекоза. Волк –хитрец. Глупая Мартышка)
II- - - Выразительное чтение басни:
Эзоп «Лисица и виноград»
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: “Они ещё зелёные!”
----------------------------
Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.
III- - - К каким басням И.А.Крылова рисунки ребят? («Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица»)
- Молодцы! Отметьте цветом в рабочих тетрадях вашу оценку!
2 группа:
(Локтева М., Гладышева А., Коробанова И.)
I- - - Ребята, приведите ситуации из жизни, на т. «Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку». (Чтение детьми рассказов)
II- - - Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей».
III- - - Почему а баснях названия животных пишутся с большой буквы? (Подразумеваются люди)
- Молодцы! Отметьте цветом в рабочих тетрадях вашу оценку!
I- - - Ребята, как вы считаете, на какие произведения УНТ похожи басни?
- Докажите ваше предположение.
II- - - Каких писателей, создавших басни вы знаете
III- - - Какие художники иллюстрировали басни- Молодцы! Отметьте цветом в рабочих тетрадях вашу оценку!
4. Физкультминутка. -Отгадайте, что это за произведение.
Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Проказница Мартышка, Осёл, Козёл Да косолапый Мишка
Везти с поклажей воз взялись.
Достали нот, баса, альта, две скрипки —И сели на лужок под липки, —
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт,
Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова,
И у кого что силы стало, в ушах у гостя затрещало —
И закружилась голова.
Вот пуще прежнего пошли у них раздоры
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
“Изрядно, — говорит, —сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно”.
- Такое “произведение” называется центон. Так называлось у древних римлян одеяло из цветных лоскутов. Желая выразить своё уважение к какому-нибудь знаменитому поэту, они составляли из его строк стихотворения, которые называли центонами. Позже это стало литературной игрой. Ведь забавно соединить вместе строчки из разных стихотворений! (ОДЕЯЛО ПЭЧВОРК (от англ. patch — заплатка, work — работа, дело)
6. Итог урока.- Ребята, И.А.Крылов в своих баснях дал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, стали умнее, добрее и лучше. Многие слова и выражения из его басен стали «крылатыми», т.е. со страниц книги перешли в нашу речь. Он обладал великим даром: в одной строчке передать основную мысль басни, её мораль…
- Биографию автора расскажут Четверткова Ирина и Гладышева Александра. (жизненный опыт)
7. Дома: - Прочитать другие басни. Найти в себе три хороших качества характера и три – плохих.
Вывод: …бытовые эпизоды, подходящие только по общему смыслу к басням Крылова, но воспроизводящие наше время...
Тест по теме «Басня»
ФИО_____________________________ Класс _____ Дата _______________
Басня-это короткий ____________ в котором действуют ______________, а подразумеваются _____________________________________________.
В баснях высмеиваются _______________________ людей: _______________________________________________________________
Басня содержит нравоучение - ____________________________________.
Кто первый начал писать басни? __________________________________.
Чему учат басни?________________________________________________.
Лучший баснописец России.______________________________________.
Откуда эти «крылатые выражения»: ««Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!», «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, и выйдет из него не дело, только мука», «А вы друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»?____________________________