kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

У войны не детское лицо. Разработка урока литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок посвящен теме "Война и дети". К сожалению, эта тема вновь стала актуальна на территории Донбасса. Дети пережиавают вместе со взрослыми ужасы обстрелов, лишения, голод. Свои переживания они отражаот в стихах, рисунках. На уроке обучающиеся выступили с собственными стихами. Опыт предыдущих поколений помогает пережить трудное время, укрепляет дух. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«У войны не детское лицо. Разработка урока литературы.»

ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 120 МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ












Урок литературы в 5 классе.

Тема: «У войны не детское лицо».

Подвиг детей в лирике о Великой

Отечественной войне.









Выполнила:

Зекунолва Елена Борисовна,

библиотекарь











Донецк 2015


Тема урока: «У войны не детское лицо». Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне.


Цели урока: 1) познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой Отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей – героев);

2) развивать способность осознанно определять связь между содержанием художественного произведения (тема, основная мысль, герои) и формой стихотворения (жанр, речь, интонация);

3) воспитывать чувство гордости за подвиг детей в Великой Отечественной

войне, сострадание и чуткость через восприятие лирического

произведения.


Методы: беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы; анализ произведения по плану.


Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Оформление урока: портреты поэтов; выставка поэтических сборников о войне; плакат с планом анализа стихотворения; карточки с теоретическими понятиями и их значениями; раздаточный материал для работы в группах (план анализа); портреты детей-героев; музыка (Д. Шостакович «Седьмая симфония»); словарь, стихотворения, электронная презентация.


Словарная работа: тема, сюжет, идея, строфа, интонация, диалог.






















Ход урока.


  1. Приветствие. Оргмомент.


  1. Сообщение темы урока и постановка цели:

Эпиграф:

Разве для смерти

рождаются дети,

Родина!

Разве хотела ты

нашей смерти,

Родина!

Пламя

ударило в небо –

Ты помнишь,

Родина!

Тихо сказала:

«Вставайте на помощь…» -

Родина.

Мы от свинцовых розг

Падали в снег с разбега,

Но -

Подымались в рост

Звонкие, как победа!

Как продолжение дня,

Шли тяжело и мощно…

Роберт Рождественский


    1. Слово учителя: прочитайте название урока (читает ученик). Послушайте эпиграф (читает учитель). Назовите ключевые (главные, самые важные) слова в теме и в эпиграфе урока. (Ответ: дети и война, Родина).

    2. Вопросы: О какой войне идет речь? Что вы знаете о тех событиях?

    3. Вопрос: с какими произведениями о войне мы сегодня познакомимся. (Ответ: со стихами о подвигах детей на войне).

    4. Слово учителя: мы подробно проанализируем стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста».

    5. Вступительное слово учителя:

Наша страна отметила 70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Прошли годы, но память человека вновь и вновь возвращается к тем далеким событиям. Почему же так происходит? Зачем мы все чаще обращаемся к произведениям, которые хранят память войны и Великой Победы? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, обратившись к особым произведениям о войне, стихотворениям о подвигах детей в годы войны.


  1. Актуализация знаний учащихся о Великой отечественной войне и знакомство со страницами подвига детей в годы войны.

(Музыка – «тема нашествия» из «Седьмой симфонии» Д. Шостакович).

Слово учителя: 22 июня 1941 г. на нашу Родину вероломно напал злой и сильный враг – фашистская Германия.

1-й чтец.

Июнь. Клонился к вечеру закат.

И теплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров домой шагая,

Что завра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Василий Лебедев – Кумач

Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Герой стихотворения поэта А. Иоффе говорит:

2-й чтец.

Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожектором яростной вспышки

К нам в детство врывалась она.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.

Война застала ребенка в больших городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, на переднем крае войны и в глубоком тылу.

Многие русские люди знают о подвигах юных героев Великой отечественной войны, известных всей стране. Это Марат Казей, Леня Голиков, Валя Котик. Другие дети войны не получили медалей и званий, но тоже совершили своей маленький подвиг.

Послушаем рассказы о выдающихся юных героях войны и воспоминания участников тех трудных военных дней.

Сообщения учащихся:

      1. Марат Казей – партизан, Герой СССР, с 1942 года разведчик партизанского отряда. Окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.

Леня Голиков – партизан, Герой СССР, разведчик, погиб в бою.

Валя Котик – юный партизан, Герой СССР, погиб в бою.

      1. Воспоминания о военном детстве, оставшихся в живых:

В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные смеси. (Т.С. Ивлева, полиграфист.)

И вдруг война, страшная война. А мне – 14 лет, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытывала страх и ужас, в плену прошла моя юность. (Ю.Н. Никитина.)

      1. А Ленинградские дети! Они вместе со взрослыми несли все трудности в условиях блокады. О том что, чувствовали и переживали эти дети, рассказывают записи ленинградской девочки Тани Савичевой: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лена умерла 17 марта в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Это написано одиннадцатилетней школьницей. Что же было дальше с Таней? Надолго ли она пережила родных? Одинокую девочку вместе с другими сиротами удалось отправить в относительно сытую и благополучную Горьковскую область. Но сильное истощение и нервное потрясение взяли свое она умерла 23 мая 1944 г.

      1. Итог: Сыны полков, юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями попадали они на войну: кто-то был освобожден из плена, кто-то шел на войну потому, что у него погибли родные, шли сироты и счастливые дети живых родителей. Они не знали, будут ли они живы уже через день или час. Но храбрость этих маленьких героев принесла нам Победу.


  1. Знакомство с поэтами, писавшими о подвигах неизвестных детей-героев.

Слово учителя: Мы познакомились с судьбами известных героев войны. А сколько еще было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?!

Многие русские поэты сóздали волнующие стихи о любви к Родине, о подвигах детей в годы войны. Это такие авторы – Агния Барто, Маргарита Алигéр, Самуил Маршак, Константин Симонов, Александр Твардовский и многие другие.

Мы остановимся подробно на стихотворении «Рассказ танкиста» А.Т.Твардовского. Этот поэт сам был участником войны и непонаслышке знает о подвигах безымянных героев. Послушаем сообщение о жизни и творчестве А.Т.Твардовского (домашнее индивидуальное задание, показ портрета и иллюстраций).


  1. Подготовка к анализу произведений.

Слово учителя: прежде чем перейти к анализу стихотворения, мы с вами вспомним, что значит анализировать стихотворение (ответы: характеризовать, объяснять смысл, говорить о чем оно, понять, зачем оно написано).

Задание: На доске в разброс расположены карточки со словами-терминами, которые нужны для анализа, и карточки с их значением. Найдите каждому термину пару, т.е. определите, что он обозначает.

Термины:

      1. тема;


      1. сюжет;


      1. идея;



      1. строфа;



      1. роль интонации, виды интонации;





      1. диалог.


Значения:

  1. то, о чем говорится в стихотворении;

  2. основные события в произведении, их развитие;

  3. основная мысль, что хотел сказать своим стихотворением автор;

  4. четыре строчки стихотворения объединенные рифмой, или один столбик;

  5. помогает понять настроение, чувства героя и рассказчика. Может быть радостной, восторженной, грустной, взволнованной.

  6. разговор двух лиц.


  1. Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» А.Твардовского. (В ходе анализа будет использована групповая и фронтальная работа; планы анализа у каждого ребенка на столе).


Этапы работы:

1. Слово учителя: Стихотворение было написано в 1941 году, т.е. в самом начале войны. Это был самый тяжелый для русских людей период. Русская армия несла большие потери, не хватало солдат, оружия, продуктов.

2. Групповая работа (по плану – большой план на плакате и у каждой группы лист с заданиями).

Задание для первой группы:

    • Выразительное чтение (Д/з). Два ученика читают в таком порядке: первый столбик – 1-й ученик; 2, 3, 4 – 2-й ученик; 5, 6 – 1-й ученик; 7, 8 – 2-й ученик; 9, 10 – 1-й ученик.

    • Какие строчки особенно понравились, удивили?

    • Познакомить учеников со словарем стиха.


Задание для второй группы:

  • Определить тему стихотворения (о чем оно).

  • Какие события происходят в «Рассказе танкиста»? Найдите завязку в действии, кульминацию и развязку.

  • Найдите строчки, слова, которые говорят вам о том, что это действительно был очень трудный бой (ответ: «был трудный бой», «огонь врага был страшен», «шел бой за улицу»).

  • Кто главный герой стиха? Как он выглядит и как поступает?


Задание для третьей группы:

  • Какие виды речи есть в стихе? (Кто говорит: Один человек или двое).

  • С какой интонацией говорят герои. Докажите словами из стихотворения.

  • Обратите внимание на то, как начинается и чем заканчивается произведение. Какой вывод можно сделать о построении стихотворения?


3. Прослушивание ответов каждой группы.

4. Определение основной мысли: Определи основную мысль автора, ответив на вопрос: что не может себе простить рассказчик?

5. Вывод (слово учителя): мы познакомились с одним из самых ярких стихотворений о подвигах и судьбе детей в войну. Что нового вы для себя узнали о войне? (Ответ: то, что воевали и дети, боролись до конца, чтоб подарить нам мир).


VII. Выразительное чтение стихотворений, собственного сочинения.

Об этом трудно говорить. Дети Донбасса… Дети, пережившие страх обстрелов, дети, прячущиеся в подвалах, дети, искалеченные войной ХХI века. Как их сверстники 70 лет назад, наши маленькие герои ждут мира, мужественно переносят обстрелы, лишения военного времени. Послушаем стихи, которые написали ваши одноклассники.

А. Музафарова

Я летала во сне, поднялась высоко,

И земля оказалась внизу далеко.

Голубая планета, шарик песни ночной,

Он такой беззащитный и очень родной.


Я вернулась, легла, а уснуть не могла –

Телевизор твердит, что снова война.

Плачут дети от страха, от взрывов снарядов,

Они прижимаются к маме – им прятаться надо!


Дяди все, президенты, зачем это зло?!

Убивая детей, вы погубите все!

Я хотела спросить у дядей и тетей:

Вы рожаете нас, а потом всех убьете?


Не хочу на планете одной с вами быть!

Улетайте от нас, не мешайте нам жить!

Все мальчишки, девчонки, кто слышит меня,

Скажем вместе им всем: убивать нас нельзя!!!


Н. Мотылев

Вместе – мы сила


Из памяти нашей уже не сотрешь

Военные страшные дни!

Слезы, потери, страх, боль и дрожь

Нам подарили они.


Дикие свисты, разрывы снарядов,

Когда-то синее небо в дыму!

Люди Донбасса, цените всех, кто рядом!

Мы одолеем войну!


VIII. Итог урока:

    1. Вопрос ученикам: почему поэты обращались к теме подвига детей на войне?

    2. Прочитайте еще раз первую часть темы урока. Как вы теперь можете объяснить эти слова?

    3. Заключительное слово учителя:

Поэты показали в своих стихотворениях, что слова «война» и «детство» не могут стоять рядом, что взрослые в ответе за гибель маленьких девчонок и мальчишек на войне. А во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей – гибли дети всего мира. В заключении я хочу рассказать вам такой случай. Первый советский солдат в освобожденном Минске подхватил на руки четырехлетнюю Галю Забавчик, и она назвала его папой. А Нелла Бершек рассказывала, что когда шли по их деревне наши солдаты, дети смотрели на них и кричали: «Папы идут». Не солдаты, а папы.

    1. Вопрос: почему дети называли солдат папами? Какие слова для вас самые дорогие?

    2. Слово учителя: мы должны всегда помнить подвиг детей-героев, ценить мирное время, мирное детство.

3-й чтец.

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.


Минута молчания.


4-й чтец.

Войны не хотим мы нигде, никогда,

Пусть мир будет в мире везде и всегда.

Да будет светлой жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей –

Земле достаточно убитых!


В завершении обратимся к еще одному стихотворению Роберта Рождественского и прислушаемся к его словам.

5-й чтец.


Встречайте трепетную весну,

Люди Земли,

убейте войну.

Прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите

Через года

И жизнью наполните…

Но о тех,

кто уже не придет

никогда,–

Заклинаю

Помните!


Роберт Рождественский.


IХ. Д/з: подготовить выразительное чтение или чтение наизусть стихотворения о войне и детях любого поэта. Книгу можно выбрать на нашей выставке.







Список использованной литературы:

  1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и других патриотических праздников: автор – составитель М.В. Видянин. – Волгоград: Учитель, 2006.

  2. Литература. Учебник – хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2 / Автор – составитель В.Я Коровина и другие. – М.: Просвещение, 2000.

  3. Победа! Сборник стихов. Составитель Н.Н. Галиева. Пермь, Книжное издательство, 1975.

  4. Харитонова М.Е. До шестнадцати … не старше. Литературно – музыкальная композиция // журнал «Классный руководитель», - №8, 2004, - с.56.

  5. Черенкова И.В., Косенко А.В. я родом не из детства – из войны // журнал «Классный руководитель», - №8, 2004, - с. 73.




Книжная выставка

«Война! Твой горький след – и в книгах, что на полках…»

Люди!

Покуда сердца стучатся, —

Помните!

Какой ценой завоевано счастье, —

Пожалуйста, помните!

Роберт Рождественский



КНИГИ О ВОЙНЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой.

Жизнь отдав на поле боя

За народ, за нас с тобой.

Сергей Михалков

Воронкова Л. Ф. Девочка из города [Электронный ресурс] // Либрусек : Много книг : [сайт] / Л. Ф. Воронкова. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/149534/read#t1   . – Загл. с экрана.

Повесть “Девочка из города” написана в суровом 1943 году. Всё лучшее в человеке ярче всего проявляется в годы тяжких испытаний. Это подтверждает история маленькой беженки Валентинки, оказавшейся среди чужих людей в незнакомом селе.

Кассиль Л. Улица младшего сына [Электронный ресурс] // ModernLib.Ru : [сайт]. / Л. Кассиль, М. Поляновский. – Режим доступа: http://www.modernlib.ru/books/kassil_lev_abramovich/ulica_mladshego_sina/read_1/. – Загл. с экрана.

Повесть о жизни и смерти юного партизана Володи Дубинина – героя Великой Отечественной войны.

Катаев В. Сын полка [Электронный ресурс] : повесть // Библиотека Максима Мошкова : [сайт] / В. Катаев. – Режим доступа: http://lib.ru/PROZA/KATAEW/synpolka.txt.  – Загл. с экрана.

Мальчик-сирота Ваня Солнцев волей судьбы попал в военную часть к разведчикам. Его упрямый характер, чистая душа и мальчишеская смелость смогли перебороть сопротивление суровых военных людей и помогли ему остаться на фронте, стать сыном полка.

Михалков С. Быль для детей [Электронный ресурс] : поэма // livejournal : [сайт] / С. Михалков. – Режим доступа: http://chetvergvecher.livejournal.com/410672.html.  – Загл. с экрана.

Несмотря на известную идеологическую направленность, “Быль для детей” – хорошее произведение о войне, способное донести до современных ребят всё перенесённое нашей страной в то страшное время. Поэма охватывает события 1941–1945 годов. Данный ресурс представляет собой отсканированные страницы книги (Детская литература, М., 1969) с рисунками Н.Кочергина.

Осеева В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи [Электронный ресурс] // FictionBook.lib : [сайт] / В. А. Осеева. – Режим доступа: http://www.fictionbook.ru/author/oseeva_valentina/vasiek_trubachiev_i_ego_tovarishi/read_
online.html?page=1&sid=72ae76cbbee7c0ee1670cf873bed5d8a
.  – Загл. с экрана.

Герои трилогии “Васёк Трубачёв и его товарищи” жили, учились, озорничали, дружили и ссорились несколько десятилетий назад, но тем интереснее совершить путешествие на “машине времени” и заглянуть в их мир. Вот только безоблачная пора детства для Трубачёва и его друзей оказалась слишком короткой: её оборвала Великая Отечественная война.

Паустовский К. Г. Похождения жука-носорога [Электронный ресурс] : Солдатская сказка // Константин Паустовский : [сайт] / К. Г. Паустовский. – Режим доступа: http://paustovskiy.niv.ru/review/paustovskiy/004/324.htm. – Загл. с экрана.

Солдат носил с собой в походной сумке жука-носорога, которого ему подарил на память перед уходом на фронт сын. Этот жук стал солдату добрым товарищем в ратной жизни. Прошли они вместе немало, обоим есть что вспомнить.

Платонов А. Никита [Электронный ресурс] : рассказ // Электронная библиотека : [сайт] / А. Платонов. – Режим доступа: http://bookz.ru/authors/platonov-andrei/nikita_737/1-nikita_737.html

Рассказ назван по имени главного героя – маленького мальчика Никиты. Писатель Андрей Платонов был из тех, кто навсегда запомнил, какой он был в детстве человек, – а это помнят не все. Наверно, Платонову в детстве никогда не говорили: ты ещё не дорос, это тебе не по уму. Поэтому и он рассказывает нам про маленьких людей, а уважает их, как больших. И они тоже сами себя уважают в его рассказах, даже видят, что они, может быть, тут и есть самые главные на земле...

Симонов К. Сын артиллериста [Электронный ресурс] // СТИХИЯ: Лучшая поэзия : [сайт] / К. Симонов. – Режим доступа: http://www.litera.ru/stixiya/authors/simonov/byl-u-majora.html.  – Загл. с экрана.

Баллада К.Симонова основана на реальных событиях. Стихотворное повествование о майоре Дееве и Лёньке запоминается с первого прочтения, настолько просто, ясно и впечатляюще оно написано.

Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова [Электронный ресурс] // Либрусек : Много книг : [сайт] / Ю. Яковлев. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/24211/read.  – Загл. с экрана.

Юрий Яковлев в своих рассказах открывает детям всю правду жизни, как она есть, не прячась от решения проблем за внешней увлекательностью сюжета. Книга “Девочки с Васильевского острова” – рассказ о маленькой Тане Савичевой, умершей от голода,– написана на основе её сохранившихся записей

КНИГИ О ВОЙНЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5–7-х КЛАССОВ

Сороковые роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России...

Д. Самойлов

Богомолов В. О. Иван [Электронный ресурс] // Библиотека Максима Мошкова : [сайт] / В. О. Богомолов. – Режим доступа: http://lib.ru/PROZA/BOGOMOLOW/ivan.txt.  – Загл. с экрана.

Трагическая и правдивая повесть об отважном мальчике-разведчике, каждый день жертвующем собой, сознательно неся взрослую службу, которая по силам не каждому взрослому бойцу.

Козлов В. Витька с Чапаевской улицы [Электронный ресурс] // Электронная библиотека : [сайт] / В. Козлов. – Режим доступа: http://e-lib.info/book.php?id=1120002116&p=0.  – Загл. с экрана.

Книга рассказывает о подростках, которые ушли в поход перед самым началом войны. Они в полной мере пережили трудности и опасности войны, как и весь русский народ. Так пришло к ним взросление.

Корольков Ю. Пионеры-герои. Лёня Голиков [Электронный ресурс] : художественно-документальный рассказ // Ленинград Блокада Подвиг : [сайт] / Ю. Корольков. – Режим доступа: http://blokada.otrok.ru/golikov/index.htm.  – Загл. с экрана.

В годы Великой Отечественной войны, когда фашисты вторглись на Новгородскую землю, Лёня Голиков встал в ряды народных мстителей. Рассказ основан на реальных событиях. Текст сопровождается рисунками В.Юдина.

Платонов А. Дерево Родины [Электронный ресурс] : рассказ // Либрусек : Много книг : [сайт] / А. Платонов. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/43131/read.  – Загл. с экрана.

Это не столько рассказ, сколько притча, в которой говорится о противоестественности войны, о бессилии смерти перед упорным стремлением Солдата выстоять во имя жизни, защитить свою мать, землю, Родину.

Платонов А. Cампо [Электронный ресурс] // Либрусек : Много книг : [сайт] / А. Платонов. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/43178/read.  – Загл. с экрана.

Сампо” – сказочная самомольная мельница, которая способна прокормить всех желающих задаром. В притче Андрея Платонова рассказывается о маленьком колхозе под названием “Добрая жизнь”, где жили трудолюбивые люди, не мечтающие о чудесной мельнице. Всё, что они имели, добывалось трудом. Но этого оказалось мало для того, чтобы защитить “Добрую жизнь” от злого врага.

Очкин А. Я. Иван – я, Фёдоровы – мы [Электронный ресурс] : героическая быль // Readr – читатель двадцать первого века : [сайт] / А. Я. Очкин. – Режим доступа: http://readr.ru/aleksey-ochkin-ivan-ya-fedorovi-mi.html.  – Загл. с экрана.

В этой повести подлинные события и почти все подлинные имена. Автор описывает боевые дела своего друга, “братишки” Вани Фёдорова, погибшего в Сталинграде смертью героя. Сам Алексей Яковлевич Очкин начал войну на Дону, участвовал в Сталинградской битве, на Курской дуге повторил подвиг Александра Матросова, ещё не однажды был тяжело ранен, но дошёл по дорогам войны до конца: участвовал в штурме Берлина и освобождении Праги.

Рудный В. Дети капитана Гранина [Электронный ресурс] : маленькая повесть // Библиотека Максима Мошкова : [сайт] / В. Рудный. – Режим доступа: http://lib.ru/PRIKL/RUDNYJ/granin.txt.  – Загл. с экрана.

Полуостров Гангут, расположенный при входе в Финский залив, с первых дней Великой Отечественной войны стал важнейшим стратегическим пунктом. Его защитники не только не пропустили в Финский залив ни одного крупного вражеского корабля, который мог бы представлять серьёзную угрозу для Ленинграда, но и оттянули на себя в самый решительный момент значительные силы противника.

Повесть “Дети капитана Гранина” написана автором на основе его романа “Гангутцы”, посвящённого славной балтийской эпопее. Детьми капитана Гранина гангутцы называли морских десантников.

Соболев А. П. Тихий пост [Электронный ресурс] // Либрусек : Много книг : [сайт] / А. П. Соболев. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/185194/read.  – Загл. с экрана.

Повесть “Тихий пост” – о мужестве и героизме вчерашних школьников во время Великой Отечественной войны. Они оказались в предельно напряжённой ситуации. Ребятам пришлось до конца осознать, что война не бывает далеко, что порой надо терпеть лишения, сохраняя жизнь врагу, и что рядовая служба в тылу может требовать ежедневного героизма.

Толстой А. Н. Русский характер [Электронный ресурс] : из “Рассказов Ивана Сударева” // Библиотека Максима Мошкова : [сайт] / А. Н.Толстой. – Режим доступа: http://az.lib.ru/t/tolstoj_a_n/text_0110.shtml.  – Загл. с экрана.

Во время Курского побоища лейтенант Егор Дрёмов еле успел спастись из горящего танка. Он выжил и даже сохранил зрение, но обгоревшее лицо его после нескольких операций изменилось до неузнаваемости. Вот таким он и прибыл в родной дом. Об этом возвращении мы узнаём из рассказа “Русский характер”.

КНИГИ О ВОЙНЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8–9-х КЛАССОВ

Герой тот, кто умно и храбро умер, приблизив час победы. Но дваж­ды герой тот, кто сумел победить врага и остался жив.

В. И. Чуйков

Адамович А. Блокадная книга [Электронный ресурс] // Readr – читатель двадцать первого века : [сайт] / А. Адамович, Д. Гранин. – Режим доступа: http://readr.ru/ales-adamovich-i-dr-blokadnaya-kniga.html.  – Загл. с экрана.

Даниил Гранин назвал девятьсот дней блокады Ленинграда “эпопеей человеческих страданий”. Документальная хроника основана на воспоминаниях и дневниках сотен ленинградцев, переживших блокаду.

Адамович А. Хатынская повесть [Электронный ресурс] // Readr – читатель двадцать первого века : [сайт] / А. Адамович. – Режим доступа: http://readr.ru/ales-adamovich-hatinskaya-povest.html.  – Загл. с экрана.

В Белоруссии фашисты зверствовали как нигде: уничтожено более 9200 деревень, более чем в 600 из них убиты или сожжены почти все жители, спаслись единицы. “Хатынская повесть” написана на документальном материале. Она посвящена борьбе белорусских партизан. Один из них – Флера – вспоминает события прошедшей войны.

Айтматов Ч. Т. Ранние журавли [Электронный ресурс] // Библиотека Максима Мошкова : [сайт] / Ч. Т. Айтматов. – Режим доступа: http://lib.ru/PROZA/AJTMATOW/zhuravli.txt.  – Загл. с экрана.

Суровые годы Великой Отечественной войны. Далёкий киргизский аил. Мужчины — на фронте. Герои повести — школьники. Лучшие, сильнейшие из них должны поднять заброшенные поля, дать хлеб фронту, семьям. И дети глубоко осознают это. Война стала суровым испытанием для подростков, но она не убила в них умение радоваться жизни, видеть прекрасное, делиться радостью с другими.

Бакланов Г. Навеки – девятнадцатилетние [Электронный ресурс] : повесть // Онлайн-библиотека Владимира Воблина : [сайт] / Г. Бакланов. – Режим доступа: http://voblin.vstyle.co.il/baklanov-19a.htm.  – Загл. с экрана.

Эта книга о тех, кто не вернулся с войны, о любви, о жизни, о юности, о бессмертии. В книге параллельно повествованию идёт фоторассказ. “Людей, которые на этих фотографиях, – пишет автор, – я не встречал на фронте и не знал. Их запечатлели фотокорреспонденты и, может быть, это всё, что осталось от них”.

Васильев Б. Л. А зори здесь тихие... [Электронный ресурс] // Военная литература : [сайт] / Б. Л. Васильев. – Режим доступа: http://militera.lib.ru/prose/russian/vasilyev1/index.html.  – Загл. с экрана.

Это произведение – одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Светлые образы девушек – главных героинь повести, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая никого не щадит.

Казакевич Э. Звезда [Электронный ресурс] : повесть // Библиотека Максима Мошкова: [сайт] / Э. Казакевич. – Режим доступа: http://lib.ru/PROZA/KAZAKEWICH/zwezda.txt.  – Загл. с экрана.

Это произведение создано на основе пережитого автором в боевом накале фронта. Трагически-печальная и светлая повесть о группе дивизионных разведчиков.

Космодемьянская Л. Т. Повесть о Зое и Шуре [Электронный ресурс] // Библиотека Максима Мошкова : [сайт] / Л. Т. Космодемьянская. – Режим доступа: http://lib.ru/PRIKL/PIONERY/zoyshura.txt.  – Загл. с экрана.

Дети Л.Т.Космодемьянской погибли в борьбе с фашизмом. О них она рассказывает в повести. По книге можно день за днём проследить жизнь Зои и Шуры Космодемьянских, узнать их интересы, думы, мечты. Для младшего и среднего школьного возраста.

Полевой Б. Повесть о настоящем человеке [Электронный ресурс] // Библиотека Максима Мошкова : [сайт] / Б. Полевой. – Режим доступа: http://lib.ru/PROZA/POLEWOJ/chelowek.txt.  – Загл. с экрана.

Повесть о настоящем человеке” – повесть Б.Н.Полевого 1946 года о советском летчике Мересьеве, который был сбит в бою во время Великой Отечественной войны. После тяжёлого ранения врачи ампутировали ему обе ноги. Но он решил, что будет летать.

Твардовский А. Т. Василий Тёркин : Книга про бойца [Электронный ресурс] // Либрусек : Много книг : [сайт] / А. Т. Твардовский. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/95985/read#t1.  – Загл. с экрана.

В глубоко правдивой, исполненной юмора, классически ясной по своей поэтической форме поэме “Василий Тёркин” А.Т.Твардовский создал бессмертный образ советского бойца. Это произведение распространялось по фронту сначала как листки газеты. Оно стало ярким воплощением русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны.

Рождественский Р. Реквием [Электронный ресурс] // СТИХИЯ: Лучшая поэзия : [сайт] / Р. Рождественский. – Режим доступа: http://www.litera.ru/stixiya/authors/rozhdestvenskij/vechnaya-slava-geroyam.html.  – Загл. с экрана.

Поэма Р.Рождественского посвящена памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны. Строки поэмы разошлись на цитаты, их вспоминают, когда хотят по-настоящему веско высказать свои чувства, выразить благодарность павшим героям, подтвердить самим себе, что память жива.

Шолохов А. Судьба человека [Электронный ресурс] : рассказ // Библиотека Максима Мошкова : [сайт] / А. Шолохов. – Режим доступа: http://lib.ru/PROZA/SHOLOHOW/sudbache.txt.  – Загл. с экрана.

Рассказ в рассказе М.А.Шолохова “Судьба человека” – это повествование о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу Родине.

КНИГИ О ВОЙНЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10–11-х КЛАССОВ

День победы. И в огнях салюта

Будто гром: запомните навек,

Что в сраженьях каждую минуту

Погибало десять человек.             

Э.Асадов.

Адамович А. Каратели [Электронный ресурс] // Readr – читатель двадцать первого века : [сайт] / А. Адамович. – Режим доступа: http://readr.ru/ales-adamovich-karateli.html.  – Загл. с экрана.

Каратели” – кровавая хроника уничтожения батальоном гитлеровского карателя Дирлевангера семи мирных деревень на территории временно оккупированной Белоруссии. Главы носят соответствующие названия: “Посёлок первый”, “Посёлок второй”, “Между третьим и четвёртым посёлком” и т.д. В каждой главе помещены выдержки из документов о деятельности карательных отрядов и их участников.

Богомолов В. Момент истины :(В августе сорок четвёртого) [Электронный ресурс] // Библиотека Максима Мошкова : [сайт] / В. Богомолов. – Режим доступа: http://lib.ru/PROZA/BOGOMOLOW/august44.txt.  – Загл. с экрана.

Сюжет развивается на основе напряжённого противостояния офицеров “СМЕРШ” и группы немецких диверсантов. “Момент истины” – самый знаменитый в истории отечественной литературы роман о работе контрразведки во время Великой Отечественной войны, переведён более чем на 30 языков.

Быков В. Сотников [Электронный ресурс] // Readr – читатель двадцать первого века : [сайт] / В. Быков. – Режим доступа: http://readr.ru/vasil-bikov-sotnikov.html.  – Загл. с экрана.

Для всего творчества В.Быкова характерна проблема нравственного выбора героя на войне. В повести “Сотников” сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои произведения – Сотников и Рыбак – в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Читателю предстоит вместе с автором задуматься о вечных философских вопросах: цене жизни и смерти, трусости и героизме, верности долгу и предательстве.

Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть “Сотников” специальный приз католической церкви.

Воробьёв К. Убиты под Москвой [Электронный ресурс] // Readr – читатель двадцать первого века : [сайт] / К. Воробьёв. – Режим доступа: http://readr.ru/konstantin-vorobev-ubiti-pod-moskvoy.html.  – Загл. с экрана.

Повесть “Убиты под Москвой” стала первым произведением К.Воробьёва из разряда тех, которые были названы критиками “лейтенантской прозой”. Воробьёв рассказывал о той “невероятной яви войны”, которой сам стал свидетелем во время боёв под Москвой зимой 1941-го.

Кондратьев В. Сашка [Электронный ресурс] // Readr – читатель двадцать первого века : [сайт] / В. Кондратьев. – Режим доступа: http://readr.ru/vyacheslav-kondratev-sashka.html.  – Загл. с экрана.

События в повести “Сашка” происходят в 1942 году. Автор сам является фронтовиком и воевал подо Ржевом, так же, как и его герой. Повесть показывает людей на войне и в жизни. Она во всех деталях воспроизводит военный быт, что придаёт повествованию особую реалистичность, делает читателя соучастником событий.

Некрасов В. В окопах Сталинграда [Электронный ресурс] // Библиотека Максима Мошкова : [сайт] / В. Некрасов. – Режим доступа: http://lib.ru/PROZA/NEKRASOW/stalingrad.txt.  – Загл. с экрана.

Платонов А. Взыскание погибших [Электронный ресурс] // Библиотека Максима Мошкова : [сайт] / А. Платонов. – Режим доступа: http://www.eunet.lv/cgi-bin/win/PLATONOW/wzywanie.txt.  – Загл. с экрана.

Андрей Платонов в годы войны был военным корреспондентом. Он писал о том, что видел сам. Рассказ “Взыскание погибших” стал вершиной военной прозы А.Платонова. Он посвящён героической переправе через Днепр.

Рассказ носит название иконы Богоматери. С незапамятных времён русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, присвоил Ей именование “Взыскание погибших”, как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.

Тендряков В. Ф. Люди или нелюди [Электронный ресурс] // Readr – читатель двадцать первого века : [сайт] / В. Ф. Тендряков. – Режим доступа: http://readr.ru/vladimir-tendryakov-lyudi-ili-nelyudi.html.  – Загл. с экрана.

В.Тендряков ушёл на фронт добровольцем после окончания школы, в 17-летнем возрасте. Был связистом. Некоторые факты его военной биографии отражены в эссе “Люди или нелюди”. Это размышление писателя о том, как быстро происходит трансформация людей в нелюдей. Не щадя ни своих соотечественников, ни фашистов, автор показывает трагическую относительность человечности и нечеловечности в человеке в зависимости от обстоятельств.

Фадеев А. А. Молодая гвардия [Электронный ресурс] : роман // Библиотека Максима Мошкова : [сайт] / А. А. Фадеев. – Режим доступа: http://lib.ru/RUSSLIT/FADEEW/mol_gwardiya.txt.  – Загл. с экрана.

Роман о Краснодонской подпольной организации “Молодая гвардия”, действовавшей на оккупированной фашистами территории, многие члены которой геройски погибли в фашистских застенках. Большинство главных героев романа – реально существовавшие люди. Наряду с ними, в романе действуют и вымышленные персонажи. Кроме того, автор, использовав известные ему имена фактически существовавших юных подпольщиков, наделил их литературными чертами, характерами и действиями, творчески переосмыслив образы этих персонажей.

Шолохов М. А. Они сражались за Родину [Электронный ресурс] // 65 лет Великой Победы : [сайт] / М. А. Шолохов. – Режим доступа: http://victory.mil.ru/lib/books/prose/sholohov1/index.html.  – Загл. с экрана.

Страницы романа “Они сражались за Родину” воссоздают один из самых трагических моментов войны – отступление наших войск на Дону летом 1942 года. В романе многогранно раскрыта судьба трёх скромных рядовых людей – шахтера Петра Лопахина, комбайнёра Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова. Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безграничной преданностью Отчизне.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
У войны не детское лицо. Разработка урока литературы.

Автор: Зекунова Елена Борисовна

Дата: 28.01.2016

Номер свидетельства: 284387

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов."Бородино" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-po-litieraturie-na-tiemu-m-iu-liermontov-borodino"
    ["file_id"] => string(6) "122409"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414243043"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Развитие связной речи. Сочинение на тему:«Солдаты Отечества живут в наших сердцах (по картине Б. Неменского «Дыхание весны»). "
    ["seo_title"] => string(141) "razvitiie-sviaznoi-riechi-sochinieniie-na-tiemu-soldaty-otiechiestva-zhivut-v-nashikh-sierdtsakh-po-kartinie-b-niemienskogho-dykhaniie-viesny"
    ["file_id"] => string(6) "241439"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445252044"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства