Цели:
пробудить у детей интерес к творчеству С.Я Маршака;
учить воспринимать содержание произведения;
развивать поэтический слух;
формировать стремление хорошо учиться;
прививать любовь к чтению книг.
Оформление:
на доске портрет писателя, выставка книг С.Я.Маршака; Карточки со словами «поэт», «драматург», «переводчик», названия перепутанных произведений
Сообщение темы урока.
Слайд1.Сегодня мы поговорим с вами о творчестве С.Я.Маршака. И несмотря на то, что эту фамилию дети знают с самого раннего возраста, читают и знают его произведения, этот урок откроет для вас что-то новое в его творчестве.
Он со мной идет по свету
От зимы — к весне и лету,
Рядом он не просто так… Кто?
Учитель мой, Маршак.
Он стихами день встречает,
Головой седой качает
Если что-то вдруг не так…
Строгий, Бережный Маршак.
II. Маршак – детский поэт.
Предоставим слово нашим ребятам из творческой группы «Журналисты»
Слайд 2,3.1.Самуил Яковлевич Маршак родился в 1887 году в Воронеже, а детство провел в маленьком городке Острогожск в большой и дружной семье. Отец работал мастером на заводе. Родителям приходилось очень много работать, чтобы содержать семью и дать образование детям. Уже с четырех лет будущий поэт пытался сочинять стихотворные строчки, (поэт)
Слайд 4. Послушаем его стихи и обратим внимание, о чем писал детский поэт Слово ребятам второй творческой группы «Артисты и чтецы».
Угомон. Какие слова мы часто повторяем?
Кот и лодыри (инсценирование)
А какое стихотворение мы учили наизусть? Урок родного языка. Прочитать
Ландыш
Знаете ли вы историю о даме, которая сдавала багаж?
Какие вещи дама сдавала в багаж? Разгадать ребусы.
Багаж (инсценирование)
Аудиозапись Послушаем голос самого Маршака. Он читает стихотворение «Старуха, дверь закрой»
О чем писал Маршак, какие темы затрагивал в своих стихах?
Вывод: он писал обо всем на свете: и о животных, и о детях, о людях, которые живут и трудятся рядом с нами, писал стихи серьезные и смешные, Каждую букву, каждую цифру мог превратить в звонкий стих, мог раскрасить страницы в разные цвета.
А какие сказки вы читали?
А помните эту книжку? (Наша коллективная работа в 1 классе «Тихая сказка)
III. Маршак – драматург.
Слайд 5,6. 2. Во время первой мировой войны и после Маршак жил на юге России, в Воронеже, а затем в Краснодаре. Там в те годы было очень много детей беженцев и беспризорных детей. Маршак оказывал большую помощь этим детям. В городе Краснодаре он организовал целый «Детский городок», в котором были классы для учебы, мастерские, кружки и детский театр, для которого он сам писал пьесы-сказки. ( Драматург)
- Какие пьесы Маршака вы знаете? Викторина картинная. Из какой пьесы?
Двенадцать месяцев
Теремок
Кошкин дом
IV. Минута отдыха.
А сейчас мы немного отдохнем, потанцуем под песенку на стихи Маршака, ведь он писал и тексты песен для своих спектаклей.
V. Маршак – переводчик.
3. Маршак – один из лучших переводчиков зарубежной поэзии того времени. Еще будучи молодым человеком, он смог поехать учиться в Англию. Его глубоко тронули народные песни, баллады и стихи английских поэтов и он стал переводить их на русский язык. С.Я.Маршак переводил также с латышского, польского, еврейского, чешского, казахского, венгерского, итальянского, украинского и армянского языков. (Переводчик)
-Какие стихи в переводе Маршака вы читали?
Робин-бобин
Шалтай- Балтай
Дети на льду
Слайд 7. Маршак сочинял не только стихи
Загадки
VI. Викторина.
Проверим, какие внимательные вы читатели. Человек рассеянный перепутал название произведений.
Детки в зоопарке Рассказ об известном герое
Почтальон Где тут Вова, где Андрей?
Книжка про Гришку Цветная книга
17 месяц Мышкин дом
Дом, который построил Джон
VII. Работа в тетради.
Заполнить таблицу « Произведения Маршака»
Проверка. Какие жанры присутствуют в творчестве Маршака?
Крылатые выражения
-Некоторые фразы из произведений Маршака стали крылатыми выражениями. Это тоже говорит о том, что стихи Маршака любят и помнят его читатели.
Например, про тех, кто часто что-то забывает или путает, говорят: «Вот человек рассеянный с улицы Бассейной!»
А над тем, кто взявшись за какое-то дело все испортит, подшучивают: «Эх, ты, мастер-ломастер!»
VIII. От благодарных читателей
4. Самуил Яковлевич Маршак прожил большую и славную трудовую жизнь. Он умер 4 июля 1964 года, работая до самого последнего дня своей жизни. Его труд высоко оценён нашей Родиной. Его много раз награждали орденами и медалями, ему была присуждена самая высокая награда Советского Союза – Ленинская премия и четыре раза – Государственная премия.
-Ребята, а как вы думаете, что является главной наградой этому человеку за его творчество (чтение его стихов)
Слайд 8. 5. Мы провели исследование, брали интервью у учеников нашей школы.
1. Кто такой Маршак?
2. Знаете ли вы его стихи?
Большинство опрошенных учеников знают Самуила Яковлевича Маршака, а произведения назвать затруднились . Очень жаль!
IX. Подведение итогов
-Талант Маршака многогранен. Трудно найти тему, которую бы не затронул Маршак в своих произведениях. Эти темы важны и в наши дни: тема добра, трудолюбия, уважения к старшим, любви к Родине, к природе и человеку,. Он хотел, чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми. Я предлагаю закончить наш урок этими добрыми и мудрыми стихами.
Слайд 9. Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье –
Оно для дальнего пути
Главнейшее условие.
Пусть каждый день
И каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас
А сердце умным будет.
Учитель: Я от души желаю вам, друзья,
Всего хорошего!
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
X. Релаксация. Оценим нашу работу на уроке.
Оценки Встаньте журналисты.
Встаньте артисты.
Чтецы. . Всем «5» Кто остался без оценки?
Наполним корзину нашим настроением.
Белый цветок – очень хорошо, все понравилось
Голубой - чего-то не понял
Синий – мне было скучно
Слайд 10. Эта корзина с подснежниками – Маршаку от благодарных читателей.
XI. Дома: продолжить чтение книг Маршака.
5