Тема: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (по творчеству поэтов «серебряного века»).
Цель: раскрыть понятия «серебряный век», подготовить учащихся к пониманию художественного метода поэтов «серебряного века»; развить навыки анализа стихотворения, развить «чувство поэзии»,чувство восприятия и постижения прекрасного.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, записи музыкальных произведений некоторых композиторов (Вивальди, Морриконе, Шуберт и др.), слайды с портретами поэтов «серебряного века» (А.А. Блок, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творчество поэтов "серебряного века" »
Тема: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (по творчеству поэтов «серебряного века»).
Цель: раскрыть понятия «серебряный век», подготовить учащихся к пониманию художественного метода поэтов «серебряного века»; развить навыки анализа стихотворения, развить «чувство поэзии»,чувство восприятия и постижения прекрасного.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, записи музыкальных произведений некоторых композиторов (Вивальди, Морриконе, Шуберт и др.), слайды с портретами поэтов «серебряного века» (А.А. Блок, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева).
Эпиграф к уроку:
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
С.А. Есенин.
Предварительная подготовка учащихся к занятию:
Двое учеников выучили понравившиеся им стихотворения ( А.А. Блок, М.И. Цветаева). Анализ этих стихотворений.
Сценка ( разговор поэтов) - индивидуальная подготовка, эти же учащиеся учат по одному стихотворению каждого из поэтов.
Использованная литература:
Эвентов И.С. Сергей Есенин.- Санкт- Петербург: Просвещение, 1978.
А. Блок. Стихотворения и поэмы. – Москва: «Художественная литература». 1980.
Поэты серебряного века. – Москва: «Детская литература». 2002г.
Литература. 9 класс, учебник- хрестоматия для общеобразовательных школ. В.Я. Коровина и др.М.: Просвещение. 2005.
Всевозможные интернет - ресурсы.
Ход урока.
Учитель приветствует учащихся, гостей.
Учитель: Здравствуйте, дорогие девятиклассники и гости нашего урока. Любой урок литературы – это вызов и, прежде всего, вызов самому себе. Вызов к раздумьям, размышлениям, мыслям, чувствам. Давайте сегодня постараемся вызвать себя к полноценным и интересным размышлениям на очень интересную тему. Итак, мы сегодня будем изучать творчество некоторых поэтов « серебряного века». Откройте тетради, запишите тему урока: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…». Поэзия «серебряного века». Эпиграфом к уроку я решила взять слова С.А. Есенина из его бессмертного стихотворения «До свиданья, друг мой…». Запишите, ребята и эпиграф тоже:
«В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей».
С.А. Есенин.
Целью нашего урока является раскрыть понятия «серебряный век», а также понять содержание удивительного мира русской литературы рубежа веков (19-20 вв.); сформировать представление о сущности феномена «серебряного века»; обсудить и понять исторические предпосылки этой эпохи. Мы сегодня, ребята, попытаемся развить навыки анализа стихотворного текста. Но и, самое главное, – я надеюсь, мы все сможем сегодня воспитать в себе уважение к истории. А если сказать кратко: дорогие ребята, мы сегодня будем постигать прекрасное.
Итак, «серебряный век». Что же это такое? Историю иногда сравнивают с «рекой времен». Вообще история движется мощным потоком, то замедляет, то убыстряет ход. В истории культуры были периоды неспешного течения. Потом наступали периоды, поражающей своей динамикой. Первая половина 19 века – это «золотой век русской культуры» - Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка – это только часть великих имен « золотого века». На рубеже 19-20 века, по словам русского философа Н.А. Бердяева, наступил «серебреный век русской культуры», сравнительно недолгий (с конца 19 столетия до 17 года), но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории.
(Слайд первый).
Учитель: Что же это было за время – рубеж 19-20 веков?Какие события характеризовали эпоху? Давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется перед нами. (Ученики отвечают на поставленный вопрос, слушают друг друга и записывают основные теоретические положения и факты.) 1890г – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте. 1894г. – начало царствования Николая 2. 1904-1905гг. – русско- японская война. 1905-1907гг. – первая русская революция. 1906г. – создание Государственной Думы и аграрная реформа А.П. Столыпина. 1914г. – начало Первой мировой войны. 1917г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Вот перед вами основные события эпохи. Это и войны, и революции, и небывалые перемены. (Слайд второй).
Ребята, а теперь давайте запишем кратко определение « серебряного века». Итак, « серебряный век» - это не хронологический отрезок времени, не сумма литературных течений. Скорее всего, это образ мышления. Также отметим основные течения « серебряного века». ( Слайд третий). Учащиеся отмечают основные течения (символизм, акмеизм, футуризм ). Слайд третий.
- Ребята, а в чем самобытность поэтов « серебряного века». Кто же такие поэты «серебряного века».
Сценка.
Звонок в дверь. Ахматова открывает.
А (Ахматова): Ба, какие люди! Здравствуйте, друзья! Сергей, Марина, Александр, – рада видеть!
Е (Есенин): Чай – прекрасно! А какой - натуральный или морковный?
А: Натуральный, Сереженька, с вареньем. Кстати, вы я слышала, Сергей были дома. Как дом? Как родители? Рязань? Родина?
Е: Родина. Вечный ответ на все вопросы. Там все становиться понятно, ясно, просто. ( Анна разливает чай…) Но жизнь, ее так мало, чтобы оценить все это. Она проносится, проходит. Жаль…Хотя….
Б (Блок): Сергей, прочти свое лучшее, пожалуйста!
Е: Чтение стихотворения. «Не жалею, не зову, не плачу»)
Анализ этого стихотворения учащимися и учителем.
Учитель: Итак, ребята, что вы можете сказать по поводу этого стихотворения.
(Ответы детей).Учащиеся вместе с учителем отмечают особенности поэтического мира Есенина. Отмечается также, что он был представителем имажинизма. ( Краткий рассказ учителя об этом течении).
Учитель: Ребята, я вас попрошу по ходу нашего урока постараться нарисовать поэтический герб вашего любимого поэта. На столе у вас карандаши, бумага. Работайте и на уроке и параллельно с этим рисуйте герб.
Сценка (продолжение):
Б: Да, надо найти в себе великие силы, чтобы принять себя и свою обреченность в этой вечной жизни.
Ц: А ведь у Вас, Александр, это тоже получилось. Ваше стихотворение «О, весна без конца и без краю…»
А: Да, оно великолепно. Стройность мысли, подбор лексики, а, главное, - мотив обреченности переплетается с интонациями радости. Александр, Вас же не заставите долго Вас упрашивать.
Б: («О, весна без конца и без краю…»).
Анализ стихотворения учащимися и учителем.
Учитель: Но вот и прозвучало стихотворение Блока « О, весна без конца и без краю…». Как вы думайте, ребята, в чем отличие Блока от других поэтов «серебряного века». Какое впечатление произвело на вас это произведение. Анализ стихотворения учащимися и учителем.
Учитель: А тем временем…
Сценка (продолжение):
Ц: Да, кто-то тоже сумел найти в этой обреченности смысл и спасение. Анна, я вспоминаю твоё «я научилась просто, мудро жить…» О, Анна для меня это верх твоего бессмертия. Мы не узнаем, но я точно знаю - его будут читать после нас, наши дети, дети детей. Сто, двести, триста лет плюс мы, плюс ты, Анна – это и есть Вечность.
А: (Ахматова читает стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…»).
Анализ стихотворения учениками. Ответы учащихся , учитель «направляет» своими вопросами(по творчеству Ахматовой и конкретно по этому стихотворению).
Б: Марина, в этот прекрасный вечер, когда мы собрались у нашей Анны, не хватает твоего бессмертия и красоты твоего поэтического слога. «Идешь на меня похожий, глаза опуская вниз…»
Е: Нет, нет, пусть Марина сама…Марина, прочти своего «Прохожего».
Ц: Чтение стихотворения «Идешь на меня похожий…».
Анализ стихотворения Цветаевой.
Учитель: Итак, теперь бы мне хотелось посмотреть, как вы справились с творческим заданием, какие гербы у вас получились. (Заслушать 2-3 уч-ся).
Учитель: Я знаю, что кто-то из вас выучил еще одно стихотворение Цветаевой под названием «Молитва». (Шатаева Дагмара читает и анализирует стихотворение «Молитва»).
Учитель: Но вот и все дорогие гости, дорогие ребята. Мы подошли к концу. Самой главной целью нашего сегодняшнего учебного занятия было, прежде всего, понять, что такое «серебряный век». Я всегда говорю, что правильных ответов по литературе нет. Каждый должен сделать свой вывод. Но я все же скажу. В целом неповторимость «серебряного века» видится, прежде всего, в «пограничности» сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания, другим – выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот. Быть может, в этом – самый весомый вклад России в мировую культуру. Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве «серебряного века» в своей величественной мощи дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуре. Они обогатились не только уроками словестного мастерства, но и новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности. Не случайно академик Д.Лихачев заметил, говоря о культуре серебряного века: «мы подарили Западу начало нашего века…»
Но и в завершении нашего урока я хочу, чтобы мы чуть- чуть расслабились и отдохнули. Отдохнули вместе с нашими мыслями – мыслями о великолепных и замечательных поэтах «серебряного века». Проведем небольшую релаксацию (трехминутная презентация под тихую и спокойную музыку).
Всего доброго, дорогие гости. Спасибо за работу, дорогие учащиеся 9 класса. До встречи.