Тема урока: Традиции и новаторство в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
№ | Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Планируемые результаты: личностные, предметные, метапредметные |
1. | Организационный момент. Цель: проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, организация внимания школьников | Приветствие, проверка готовности рабочих мест, определение ролей в группе | Приветствие, фиксация отсутствующих, инструктаж по работе в группе | Предметные УУД: привитие культуры умственного труда Личностные УУД: сформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Метапредметные УУД: планирование учебного сотрудничества, готовность рабочего места. |
2. | Проверка домашнего задания. Цель: установить полноту, правильность и осознанность выполнения работы, выявить пробелы в способах деятельности учащихся; устранить пробелы. | Обсуждение в группе результатов домашнего задания. Представители каждой группы по очереди зачитывают афоризмы Чацкого (из тетради). Отвечают на обобщающие вопросы учителя. Заполнение листа достижений. | Организация выступления групп, уточнение смысла некоторых афоризмов. (Приложение 1) Обобщающие вопросы (фронтальная работа): Устарели ли эти высказывания? Промежуточные итоги. | Предметные УУД: овладение смысловым анализом части художественного текста; обогащение словарного запаса; развитие монологической речи. Личностные УУД: готовность и способность вести диалог с другими учащимися и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных ролей. Метапредметные УУД: производить определённую последовательность действий, выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; участвовать в дискуссии; умение обобщать. |
3. | Актуализация знаний. Цель: повторение имеющихся опорных знаний и способов действий | Учащиеся отмечают на листах с заданием черты классицизма (самостоятельно, в группе), затем озвучивают результаты. Обсуждение, коррекция работы. Выполнение задания 2. (Самостоятельно, в группе). Обсуждение, коррекция работы. Заполнение листа достижений. | Предлагается раздаточный материал: 1.Проанализируйте предложенный список черт литературного направления, выделите черты классицизма (Приложение 2). Промежуточные итоги. 2. Дополните недостающие черты классицизма в предложенный список. | Предметные УУД: выявление отличительных черт литературного направления, развитие диалогической и монологической речи Личностные УУД: готовность и способность вести диалог с другими учащимися и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных ролей. Метапредметные УУД: планирование деятельности; производить определённую последовательность действий, выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; анализировать, выделять необходимую информацию, участвовать в дискуссии. |
4. | Сообщение темы и целей урока. Цель: раскрытие общей цели урока и плана его проведения | Запись темы урока, объяснение основных понятий в теме: традиция и новаторство | Сообщение темы, формулировка цели работы на уроке. Фронтальная беседа по формулировке темы: Каково значение понятий «традиция» и «новаторство» в литературе? | Предметные УУД: развитие монологической речи, Метапредметные УУД: давать определение понятий, умение выражать мысли в соответствии с ситуацией |
5. | Изучение нового материала. Цель: обеспечить восприятие и осмысление изучаемого материала, содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определённому выводу (обобщению), создать содержательные и организационные условия усвоения методики воспроизведения изучаемого материала | Самостоятельное заполнение таблицы «Традиции и новаторство в комедии Грибоедова» в парах, затем обсуждение в группах, нахождение оптимального варианта выполнения задания. Коллективное обсуждение результатов. Заполнение листа достижений. | Задание: Пользуясь имеющейся информацией, заполните таблицу (аргументируйте свою точку зрения примерами из текста). Предлагается в помощь учащимся материал учебника (стр.72-74), консультация. (Приложение 3). | Метапредметные УУД: планирование деятельности; работа с разными источниками информации и владение основными способами её обработки и презентации, производить определённую последовательность действий, получать недостающую дополнительную информацию; выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; формулировать вопросы; сопоставлять информацию, обрабатывать её в виде таблицы; участвовать в дискуссии; читать и осмысливать учебный и художественный текст. Предметные УУД: развитие монологической и диалогической речи, выявление взаимосвязи традиции и новаторства в литературе (в творчестве Грибоедова). Личностные УУД: готовность и способность вести диалог с другими учащимися и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных ролей. |
6. | Обобщение. Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. | Анализ выполненной работы, формулировка выводов. | Какой вывод можем сделать из таблицы? | Личностные УУД: осознанное уважительное отношение к традициям в культуре и литературе. Метапредметные УУД: выполнение оценки своей деятельности |
7. | Задание на дом. Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения задания. | Записывают домашнее задание, уточняют при необходимости детали его выполнения. | Задание: Письменно ответьте на вопрос учебника (стр.75), комментарий. Инструктаж по выполнению домашней работы. | Предметные УУД: понимание роли творчества Грибоедова для литературы и культуры в целом. |
8. | Подведение итогов. Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Подведение итогов самими учащимися. Оцените вклад каждого учащегося в работу группы. | Дать качественную характеристику работы класса. Оценка работы групп будет произведена с учётом выполнения домашней работы. | Личностные УУД: соблюдение норм морали (тактичности, доброжелательности) при объективной оценке работы одноклассников. Метапредметные УУД: выполнение оценки своей деятельности и деятельности одноклассников, видеть сильные и слабые стороны полученного результата и своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации других. |
9. | Рефлексия. Цель: инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Анализ собственной деятельности. Заполнение листа достижений. Сдают листы достижений. | Что для вас оказалось новым? Что показалось трудным? Каким способам деятельности на уроке научились? Что ещё хотелось бы узнать по теме? Собрать листы достижений. | Личностные УУД: эмоциональная сформированность потребности в самовыражении, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Метапредметные УУД: проводить рефлексивный анализ своей образовательной деятельности, использовать продуктивные методы рефлексии. |