kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Традиции и новаторство в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • деятельность учащихся по выявлению признаков классицизма и новаторства в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»;
  • развитие коммуникативной компетенции (содействовать развитию у школьников способности взаимодействовать друг с другом; обеспечить развитие монологической и диалогической речи);
  • развитие учебной компетенции (создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать драматический текст, определять понятия, сопоставлять, обобщать);
  • развитие информационной компетенции (содействовать развитию умений выделять главное, обрабатывать имеющуюся информацию);
  • развитие проблемной компетенции (обеспечить развитие умения планировать свою деятельность, содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самооценки учебной деятельности);
  • развитие культурологической компетенции (содействовать воспитанию уважительного отношения к культурному наследию, литературным традициям);
  • развитие личностных УУД (актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Традиции и новаторство в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» »

Схема конспекта урока Педагог(ФИО) Кашкарова Валентина Николаевна

Город, район Заринск, Заринского района

Образовательное учреждение МБОУ «Лицей «Бригантина»

Предмет (или должность) учитель русского языка и литературы

Класс 9а

Тема урока: Традиции и новаторство в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»







Цели:

организовать

  • деятельность учащихся по выявлению признаков классицизма и новаторства в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»;

  • развитие коммуникативной компетенции (содействовать развитию у школьников способности взаимодействовать друг с другом; обеспечить развитие монологической и диалогической речи);

  • развитие учебной компетенции (создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать драматический текст, определять понятия, сопоставлять, обобщать);

  • развитие информационной компетенции (содействовать развитию умений выделять главное, обрабатывать имеющуюся информацию);

  • развитие проблемной компетенции (обеспечить развитие умения планировать свою деятельность, содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самооценки учебной деятельности);

  • развитие культурологической компетенции (содействовать воспитанию уважительного отношения к культурному наследию, литературным традициям);

  • развитие личностных УУД (актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности)

Предварительная подготовка:

  1. Деление учащихся на группы по 4 человека для выполнения домашнего задания и работы на уроке (предварительно).

  2. Текст пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума»

  3. Раздаточный материал (Приложение 2)

  4. Портрет А.С.Грибоедова.

  5. Чистые листы для работы в группах.

  6. Лист личных и групповых достижений (Приложение 4).



Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты: личностные, предметные, метапредметные

1.

Организационный момент.

Цель: проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, организация внимания школьников

Приветствие, проверка готовности рабочих мест, определение ролей в группе

Приветствие, фиксация отсутствующих, инструктаж по работе в группе

Предметные УУД: привитие культуры умственного труда

Личностные УУД: сформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Метапредметные УУД: планирование учебного сотрудничества, готовность рабочего места.

2.

Проверка домашнего задания.

Цель: установить полноту, правильность и осознанность выполнения работы,

выявить пробелы в способах деятельности учащихся; устранить пробелы.

Обсуждение в группе результатов домашнего задания. Представители каждой группы по очереди зачитывают афоризмы Чацкого (из тетради).

Отвечают на обобщающие вопросы учителя.

Заполнение листа достижений.

Организация выступления групп, уточнение смысла некоторых афоризмов. (Приложение 1)

Обобщающие вопросы (фронтальная работа):

Устарели ли эти высказывания?

Промежуточные итоги.

Предметные УУД: овладение смысловым анализом части художественного текста; обогащение словарного запаса; развитие монологической речи.

Личностные УУД: готовность и способность вести диалог с другими учащимися и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных ролей.

Метапредметные УУД: производить определённую последовательность действий, выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; участвовать в дискуссии; умение обобщать.


3.

Актуализация знаний.

Цель: повторение имеющихся опорных знаний и способов действий

Учащиеся отмечают на листах с заданием черты классицизма (самостоятельно, в группе), затем озвучивают результаты. Обсуждение, коррекция работы.

Выполнение задания 2. (Самостоятельно, в группе).

Обсуждение, коррекция работы.

Заполнение листа достижений.

Предлагается раздаточный материал:

1.Проанализируйте предложенный список черт литературного направления, выделите черты классицизма (Приложение 2).

Промежуточные итоги.

2. Дополните недостающие черты классицизма в предложенный список.

Предметные УУД: выявление отличительных черт литературного направления, развитие диалогической и монологической речи

Личностные УУД: готовность и способность вести диалог с другими учащимися и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных ролей.

Метапредметные УУД: планирование деятельности; производить определённую последовательность действий, выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; анализировать, выделять необходимую информацию, участвовать в дискуссии.

4.

Сообщение темы и целей урока.

Цель: раскрытие общей цели урока и плана его проведения


Запись темы урока, объяснение основных понятий в теме: традиция и новаторство

Сообщение темы, формулировка цели работы на уроке.

Фронтальная беседа по формулировке темы: Каково значение понятий «традиция» и «новаторство» в литературе?

Предметные УУД: развитие монологической речи,

Метапредметные УУД: давать определение понятий, умение выражать мысли в соответствии с ситуацией

5.

Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие и осмысление изучаемого материала, содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определённому выводу (обобщению), создать содержательные и

организационные условия усвоения методики воспроизведения изучаемого материала



Самостоятельное заполнение таблицы «Традиции и новаторство в комедии Грибоедова» в парах, затем обсуждение в группах, нахождение оптимального варианта выполнения задания.

Коллективное обсуждение результатов.

Заполнение листа достижений.

Задание: Пользуясь имеющейся информацией, заполните таблицу

(аргументируйте свою точку зрения примерами из текста). Предлагается в помощь учащимся материал учебника (стр.72-74), консультация. (Приложение 3).


Метапредметные УУД: планирование деятельности; работа с разными источниками информации и владение основными способами её обработки и презентации, производить определённую последовательность действий, получать недостающую дополнительную информацию; выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; формулировать вопросы; сопоставлять информацию, обрабатывать её в виде таблицы; участвовать в дискуссии; читать и осмысливать учебный и художественный текст.

Предметные УУД: развитие монологической и диалогической речи, выявление взаимосвязи традиции и новаторства в литературе (в творчестве Грибоедова).

Личностные УУД: готовность и способность вести диалог с другими учащимися и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных ролей.

6.

Обобщение.

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

Анализ выполненной работы, формулировка выводов.


Какой вывод можем сделать из таблицы?


Личностные УУД: осознанное уважительное отношение к традициям в культуре и литературе.

Метапредметные УУД: выполнение оценки своей деятельности




7.

Задание на дом.

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения задания.

Записывают домашнее задание, уточняют при необходимости детали его выполнения.

Задание: Письменно ответьте на вопрос учебника (стр.75), комментарий.

Инструктаж по выполнению домашней работы.

Предметные УУД: понимание роли творчества Грибоедова для литературы и культуры в целом.

8.

Подведение итогов.

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Подведение итогов самими учащимися. Оцените вклад каждого учащегося в работу группы.

Дать качественную характеристику работы класса. Оценка работы групп будет произведена с учётом выполнения домашней работы.

Личностные УУД: соблюдение норм морали (тактичности, доброжелательности) при объективной оценке работы одноклассников.

Метапредметные УУД: выполнение оценки своей деятельности и деятельности одноклассников, видеть сильные и слабые стороны полученного результата и своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации других.


9.

Рефлексия.

Цель: инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Анализ собственной деятельности. Заполнение листа достижений. Сдают листы достижений.

Что для вас оказалось новым? Что показалось трудным? Каким способам деятельности на уроке научились? Что ещё хотелось бы узнать по теме?

Собрать листы достижений.

Личностные УУД: эмоциональная сформированность потребности в самовыражении, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Метапредметные УУД: проводить рефлексивный анализ своей образовательной деятельности, использовать продуктивные методы рефлексии.



Приложение 1.



  1. Чины людьми даются, А люди могут обмануться.

  2. Служить бы рад, прислуживаться тошно.

  3. Зачем же мнения чужие только святы?

  4. А судьи кто?

  5. Где? Укажите нам, Отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы?

  6. Молчалины блаженствуют на свете.

  7. Кто служит делу, а не лицам.

  8. Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма.

Приложение 2.



Задание 1. Проанализируйте предложенный список черт литературного направления, выделите черты классицизма.

  1. Смешение жанров.

  2. Рационализм (культ разума).

  3. В драматическом произведении 5 действий.

  4. Несколько сюжетных линий (несколько конфликтов).

  5. Строгое деление героев на положительных и отрицательных.

  6. Счастливый финал: порок наказан, добродетель торжествует.

  7. Культ чувства.

  8. Поучающий характер произведения.

  9. Нет четкого деления героев на положительных и отрицательных; сложный характер героя.

  10. Строгая иерархия жанров.



Задание 2. Дополните список недостающими чертами классицизма.

  • Вариант выполнения задания 1. №2, 3, 5, 6, 8, 10.

  • Вариант выполнения задания 2. «Говорящие» фамилии; каждый герой – носитель какой-то определённой ключевой черты (порока или добродетели); соблюдение принципа 3-х единств (времени, места, действия); статичность характеров героев; система амплуа.



Приложение 3.

Традиции и новаторство в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Традиции

Новаторство

  1. Четыре действия

  2. «Говорящие» фамилии

  3. Правило 3-х единств (есть небольшие отклонения)

  4. Поучительный характер комедии

  5. Деление героев на положительных и отрицательных

  6. Герой – носитель одной характерной черты

  7. Присутствие героя резонера

  1. Характеры не односложные

  2. Яркие речевые характеристики героев

  3. Многоплановый конфликт (прогрессивное – реакционное, добронравие – злонравие, новое – старое, любовный конфликт, социальный конфликт)

  4. Общественный конфликт не решён

  5. Идеи комедии (почему умный человек оказывается отвергнут и обществом, и любимой девушкой)

  6. Традиционные рамки амплуа расширены

  7. Нет счастливого конца : добродетель не торжествует, порок не наказан



Приложение 4.

ФИ учащегося___________________________________



№ п/п

Задание

Самостоятельное выполнение (баллы)

Групповая работа (баллы)

1.

Афоризмы Чацкого



2.

Выявление черт классицизма



3.

Дополнение списка черт классицизма



4.

Заполнение таблицы

Традиции -

Новаторство -

Традиции -

Новаторство -

5.

Оценка работы

Самооценка -

Оценка группой -

6.

Рефлексия





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Традиции и новаторство в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Автор: Кашкарова Валентина Николаевна

Дата: 07.01.2015

Номер свидетельства: 151102

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Традиции и новаторство в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" "
    ["seo_title"] => string(63) "traditsii-i-novatorstvo-v-komiedii-a-s-griboiedova-gorie-ot-uma"
    ["file_id"] => string(6) "107653"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403365388"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Конспект урока по литературе в 9 классе "Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_litieraturie_v_9_klassie_smysl_nazvaniia_komiedii_a_s_griboie"
    ["file_id"] => string(6) "351444"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477216471"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства