kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе в 9 классе "Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представления об особенностях жанра классицистической комедии; выделить традиционные и новаторские черты; развивать монологическую и диалогическую речь

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 9 классе "Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии."»

Тема: Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.

Цель урока: сформировать представления об особенностях жанра классицистической комедии, выделить традиционные и новаторские черты;

развивать умение работать в группе, способствовать развитию навыков устной монологической и диалогической речи.

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: с обществознанием (этика, моральные нормы, отклоняющееся поведение, социальный статус личности), с историей (общественная мысль первой четверти XIX века, движение декабристов, дворянский быт).

Терминология: проверка и закрепление уже известной литературоведческой терминологии, изучение новой (драматургия классицизма, три единства, действие, явление, акт, сцена).

Наглядность: портрет писателя, иллюстрации к комедии.

Технические средства: интерактивная доска.



Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности рабочих мест. Запись темы в тетрадь.

2. Литературная разминка: фронтальный опрос (назвать жанры драмы, что такое комедия, назвать представителей «века минувшего» из комедии);

групповая работа (составить речевую характеристику персонажей молодого поколения Чацкого, Молчалина, Софьи); индивидуальная работа (тесты по сюжету комедии).

3 Формирование обучающимися цели и задач урока. (устное высказывание)

4 Работа над новой темой.

Слово учителя. Характеристика московского дворянства начала XIX века. «Фамусовское общество». Описание быта, нравов, государственной службы московского дворянства, принципиально отличается от дворянства петербургского. Это общество замкнуто, кастово. В московское общество трудно проникнуть и сделать карьеру разночинцу и бедному дворянину. Это традиционное общество, живущее по своим негласным, давно сформулированным традициям. Сугубо русское общество Москвы противопоставлено петербургскому свету, что видно на примере характеристики взглядов Чацкого: его невозможно причислить к определенной политической партии. Он – демократ широкого толка, аристократ духа.  Прием, через который даны взгляды Чацкого – отстранение. Он три года не был в Москве и смотрит на нее новым «объективным» взглядом. Его не устраивает все: система государственной службы, отношение к старшим, внутрисемейные отношения и семейственность, предательство возлюбленной Софьи. Чацкий бескомпромиссен, резок и однобок в своих суждениях, но великодушен и честен.  



Составление таблицы



Традиции

Новаторство

1 . Соблюдение правила единства места, времени.


1. Нарушение правила единства действия. Конфликт приобретает двоякий характер и осмыслен не в отвлеченной или аллегорической форме, а реалистично.


2. Соблюдение правила единства места, времени


2. Историзм в изображении действительности.


а) любовный треугольник (Софья - Чацкий - Молчалин);


3. Глубокое и многостороннее раскрытие характеров, индивидуализированных с помощью речевых портретов (например, характер Чацкого, Софьи, Молчалина).


б) традиционные амплуа: субретки (Лиза), глупого отца (Фамусов), резонера (Чацкий);


4. Мастерство в создании психологических портретов.


в) персонажи — персонификации пороков (Скалозуб и др.)


5. Отказ от 5 действия, как знака благополучной развязки.


3. Говорящие фамилии.

6. Новаторство в вопросах языка и организации стиха (использование свободного ямба, с помощью которого создаются образ живой разговорной речи).




Вывод о проблемах в комедии (делают подготовленные заранее обучающиеся):

Проблемы ума в "Горе от ума" затрагиваются в первую очередь, о чем нам подсказывает само название. При написании этой комедии Грибоедов задался целью показать положение здравомыслящего, умного, неравнодушного к родной стране и судьбам людей молодого человека. Это произведение о реакции общества на новые идеи. Сначала она называлась "Горе уму", и лишь потом название было заменено привычным для нас. Проблемы ума в "Горе от ума" раскрываются в противопоставлении главного героя всему московскому дворянскому обществу. Бросившим вызов традициям и общественным нормам героем в комедии является Александр Андреевич Чацкий. Он - тот единственный здравомыслящий, который противостоит "двадцати пяти глупцам". Проблемы "Горе от ума" - это проблемы общественного мнения, согласно которому приспособленчество считается проявлением здравого смысла. В понимании большинства действительно Молчалин ведет себя гораздо дальновиднее своего соперника, когда ищет среди авторитетных людей, в том числе женщин, покровительства, поскольку хочет "весело пожить" и получить награды. Он скромен, вежлив, услужлив и непременно "дойдет до степеней" в этом обществе, так как не высказывает умных мыслей, что позволяет его знакомым ощущать превосходство над мелким служащим. Проблемы героя - не в нем самом, а именно в окружающей действительности, которая его не понимала и не принимала. Общаясь с представителями старого московского дворянства, Чацкий осознал враждебное отношение к себе, непонимание. Положение героя осложнялось еще и одиночеством, и трагедией в любви. Поэтому Александр Сергеевич Грибоедов и определил состояние Чацкого как "горе от ума", с чем нельзя не согласиться.

Итог урока. Достигли ли мы цели на уроке? Какие задачи решили? Что вызвало затруднения в понимании?



Приложение.

План речевой характеристики персонажа.

  1. Возраст.

  2. Происхождение.

  3. Положение в обществе.

  4. Общественные взгляды и идеалы.

  5. Личные качества.

  6. Проявление в любви.

Тесты по содержанию комедии и биографии А.С.Грибоедова

1.Укажите, какую из характеристик нельзя отнести к комедии "Горе от ума"?

1) Драматическое произведение

2) Реалистично описаны чувства героев

3) Романтическое произведение

2.Соедините персонажей и их характеристики:

Софья    А) Грозит пожаловаться в Сенат, министру, государю

Чацкий   Б) Надеется возобновить давние дружеские отношения

Фамусов В) Высоко ценит достоинства Чацкого

Лиза      Г) С негодованием воспринимает насмешки над человеком, которого любит

3.Какие из перечисленных фактов не связаны с биографией А.С.Грибоедова?

1) Во время Отечественной войны 1812 года поступает в армию.

2) После восстания декабристов был арестован и осужден.

3) Знал много иностранных языков.

4) Играл на фортепьяно, сочинял музыку.

4.Укажите, какое из перечисленных событий связано с биографией Грибоедова?

1) Погиб в Тегеране при нападении на русское посольство.

2) Служил в действующей армии на Кавказе и погиб на дуэли в Пятигорске.

3) Погиб на дуэли с человеком, который был его свояком, то есть они были женаты на сёстрах.

4) Умер в ссылке, где находился за участие в восстании декабристов.

5.Какое из утверждений верно в отношении Чацкого?

1) Молчалина считает талантливым, но недооценённым обществом, бедным, но благородным.

2)"Пересмеять умеет всех"

3) не видит вокруг и не знает ни одного единомышленника.

4) уезжает из дома Фамусова со словами: "Поди, сажай меня в карету, вези меня куда-нибудь"

6.Какое из приводимых утверждений неверно в отношении комедии "Горе от ума"?

1) писатель использует живую разговорную речь его эпохи.

2) произведение стало широко известным, распространяясь в списках.

3) герои не являются однозначно положительными либо отрицательными.

4) в центре произведения так называемый "лишний человек".

7.Укажите признаки литературных направлений, которые наиболее важны в комедии "Горе от ума".

1) реализм

2) сентиментализм

3) классицизм

4) романтизм

8.Кто стал виновником зарождения слуха о сумасшествии Чацкого?

1) Молчалин

2) Скалозуб

3) Софья

4) Репетилов

9.Какие из перечисленных идеалов и ценностей Чацкого непосредственно воплощены в комедии "Горе от ума"?

1) Свободолюбие                              

2) страсть к карточной игре            

3) призывание к крепостному праву                

4) презрение к низкопоклонству                                                            

 5) поклонение иностранному                   

6) критика всего иностранного                                                                

7) уважение к русскому языку и обычаям

 

 

 

Ключ к тесту: 1.3; 2.1В, 2Б,3Г, 4А; 3.2; 4.1; 5.2; 6.4; 7.1,4;  8.3; 9.1,2,4,7.   Всего 16 баллов




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Пачина Светлана Дмитриевна

Дата: 23.10.2016

Номер свидетельства: 351444


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства