Конспект урока по литературе в 9 классе "Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии."
Конспект урока по литературе в 9 классе "Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии."
Сформировать представления об особенностях жанра классицистической комедии; выделить традиционные и новаторские черты; развивать монологическую и диалогическую речь
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 9 классе "Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии."»
Тема:Смысл названия комедииА. С. Грибоедова «Горе от ума».Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.
Цель урока:сформировать представления об особенностях жанра классицистической комедии, выделить традиционные и новаторские черты;
развивать умение работать в группе, способствовать развитию навыков устной монологической и диалогической речи.
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: с обществознанием (этика, моральные нормы, отклоняющееся поведение, социальный статус личности), с историей (общественная мысль первой четверти XIX века, движение декабристов, дворянский быт).
Терминология: проверка и закрепление уже известной литературоведческой терминологии, изучение новой (драматургия классицизма, три единства, действие, явление, акт, сцена).
Наглядность: портрет писателя, иллюстрации к комедии.
Технические средства: интерактивная доска.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности рабочих мест. Запись темы в тетрадь.
2. Литературная разминка: фронтальный опрос (назвать жанры драмы, что такое комедия, назвать представителей «века минувшего» из комедии);
групповая работа (составить речевую характеристику персонажей молодого поколения Чацкого, Молчалина, Софьи); индивидуальная работа (тесты по сюжету комедии).
3 Формирование обучающимися цели и задач урока. (устное высказывание)
4 Работа над новой темой.
Слово учителя. Характеристика московского дворянства начала XIX века. «Фамусовское общество».Описание быта, нравов, государственной службы московского дворянства, принципиально отличается от дворянства петербургского. Это общество замкнуто, кастово. В московское общество трудно проникнуть и сделать карьеру разночинцу и бедному дворянину. Это традиционное общество, живущее по своим негласным, давно сформулированным традициям. Сугубо русское общество Москвы противопоставлено петербургскому свету, что видно на примере характеристики взглядов Чацкого: его невозможно причислить к определенной политической партии. Он – демократ широкого толка, аристократ духа. Прием, через который даны взгляды Чацкого – отстранение. Он три года не был в Москве и смотрит на нее новым «объективным» взглядом. Его не устраивает все: система государственной службы, отношение к старшим, внутрисемейные отношения и семейственность, предательство возлюбленной Софьи. Чацкий бескомпромиссен, резок и однобок в своих суждениях, но великодушен и честен.
Составление таблицы
Традиции
Новаторство
1 . Соблюдение правила единства места, времени.
1. Нарушение правила единства действия. Конфликт приобретает двоякий характер и осмыслен не в отвлеченной или аллегорической форме, а реалистично.
3. Глубокое и многостороннее раскрытие характеров, индивидуализированных с помощью речевых портретов (например, характер Чацкого, Софьи, Молчалина).
б) традиционные амплуа: субретки (Лиза), глупого отца (Фамусов), резонера (Чацкий);
4. Мастерство в создании психологических портретов.
в) персонажи — персонификации пороков (Скалозуб и др.)
5. Отказ от 5 действия, как знака благополучной развязки.
3. Говорящие фамилии.
6. Новаторство в вопросах языка и организации стиха (использование свободного ямба, с помощью которого создаются образ живой разговорной речи).
Вывод о проблемах в комедии (делают подготовленные заранее обучающиеся):
Проблемы ума в "Горе от ума" затрагиваются в первую очередь, о чем нам подсказывает само название. При написании этой комедии Грибоедов задался целью показать положение здравомыслящего, умного, неравнодушного к родной стране и судьбам людей молодого человека. Это произведение о реакции общества на новые идеи. Сначала она называлась "Горе уму", и лишь потом название было заменено привычным для нас. Проблемы ума в "Горе от ума" раскрываются в противопоставлении главного героя всему московскому дворянскому обществу. Бросившим вызов традициям и общественным нормам героем в комедии является Александр Андреевич Чацкий. Он - тот единственный здравомыслящий, который противостоит "двадцати пяти глупцам". Проблемы "Горе от ума" - это проблемы общественного мнения, согласно которому приспособленчество считается проявлением здравого смысла. В понимании большинства действительно Молчалин ведет себя гораздо дальновиднее своего соперника, когда ищет среди авторитетных людей, в том числе женщин, покровительства, поскольку хочет "весело пожить" и получить награды. Он скромен, вежлив, услужлив и непременно "дойдет до степеней" в этом обществе, так как не высказывает умных мыслей, что позволяет его знакомым ощущать превосходство над мелким служащим. Проблемы героя - не в нем самом, а именно в окружающей действительности, которая его не понимала и не принимала. Общаясь с представителями старого московского дворянства, Чацкий осознал враждебное отношение к себе, непонимание. Положение героя осложнялось еще и одиночеством, и трагедией в любви. Поэтому Александр Сергеевич Грибоедов и определил состояние Чацкого как "горе от ума", с чем нельзя не согласиться.
Итог урока. Достигли ли мы цели на уроке? Какие задачи решили? Что вызвало затруднения в понимании?
Приложение.
План речевой характеристики персонажа.
Возраст.
Происхождение.
Положение в обществе.
Общественные взгляды и идеалы.
Личные качества.
Проявление в любви.
Тесты по содержанию комедии и биографии А.С.Грибоедова
1.Укажите, какую из характеристик нельзя отнести к комедии "Горе от ума"?
1) Драматическое произведение
2) Реалистично описаны чувства героев
3) Романтическое произведение
2.Соедините персонажей и их характеристики:
Софья А) Грозит пожаловаться в Сенат, министру, государю
Чацкий Б) Надеется возобновить давние дружеские отношения
Фамусов В) Высоко ценит достоинства Чацкого
Лиза Г) С негодованием воспринимает насмешки над человеком, которого любит
3.Какие из перечисленных фактов не связаны с биографией А.С.Грибоедова?
1) Во время Отечественной войны 1812 года поступает в армию.
2) После восстания декабристов был арестован и осужден.
3) Знал много иностранных языков.
4) Играл на фортепьяно, сочинял музыку.
4.Укажите, какое из перечисленных событий связано с биографией Грибоедова?
1) Погиб в Тегеране при нападении на русское посольство.
2) Служил в действующей армии на Кавказе и погиб на дуэли в Пятигорске.
3) Погиб на дуэли с человеком, который был его свояком, то есть они были женаты на сёстрах.
4) Умер в ссылке, где находился за участие в восстании декабристов.
5.Какое из утверждений верно в отношении Чацкого?
1) Молчалина считает талантливым, но недооценённым обществом, бедным, но благородным.
2)"Пересмеять умеет всех"
3) не видит вокруг и не знает ни одного единомышленника.
4) уезжает из дома Фамусова со словами: "Поди, сажай меня в карету, вези меня куда-нибудь"
6.Какое из приводимых утверждений неверно в отношении комедии "Горе от ума"?
1) писатель использует живую разговорную речь его эпохи.
2) произведение стало широко известным, распространяясь в списках.
3) герои не являются однозначно положительными либо отрицательными.
4) в центре произведения так называемый "лишний человек".
7.Укажите признаки литературных направлений, которые наиболее важны в комедии "Горе от ума".
1) реализм
2) сентиментализм
3) классицизм
4) романтизм
8.Кто стал виновником зарождения слуха о сумасшествии Чацкого?
1) Молчалин
2) Скалозуб
3) Софья
4) Репетилов
9.Какие из перечисленных идеалов и ценностей Чацкого непосредственно воплощены в комедии "Горе от ума"?
1) Свободолюбие
2) страсть к карточной игре
3) призывание к крепостному праву
4) презрение к низкопоклонству
5) поклонение иностранному
6) критика всего иностранного
7) уважение к русскому языку и обычаям
Ключ к тесту: 1.3; 2.1В, 2Б,3Г, 4А; 3.2; 4.1; 5.2; 6.4; 7.1,4; 8.3; 9.1,2,4,7. Всего 16 баллов