Просмотр содержимого документа
«Тематический урок литературы "Дети и война. Чтобы помнили".»
Урок литературы
Тема:«Дети и война. Чтобы помнили.»
Цели урока:
Общая характеристика военных лет;
Краткое знакомство с жизнью А.Т.Твардовского;
Работа над выразительным чтением;
Формирование навыков анализа лирического стихотворение;
Война глазами детей как фактор воспитания нравственных качеств человека.
Повторение: литературоведческие понятия.
Теория литературы: баллада.
План урока.
Эмоциональный настрой учащихся на урок.
Проверка домашнего задания.
Сообщение темы урока (запись в тетрадях ).
Постановка целей учащимися.
Знакомство с личностью А.Т.Твардовского в Интернете.
Слово учителя.
Прослушивание стихотворения «Рассказ танкиста» по фонохрестоматии.
Беседа по первичному восприятию текста.
Физминутка.
Анализ стихотворения.
Работа над выразительным чтением.
Фотографы и художники о ВОВ.
Чтение стихотворений, написанных сверстниками о ВОВ.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока.
1.Мобилизационное начало урока.
2.Проверка домашнего задания.
3.Знкомство с личность А.Т.Твардовского на сайте Интернета.
4.Вступительное слово учителя на фоне музыки военных лет.
Течёт река времени. Минуло почти 67 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Чёрного моря, двери войны.
Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой день 22 июня 1941 года остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей ВОВ нашего народа, наших детей.
Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то на пороге юности. Война застала их в столичных городах ,маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Истинная поэзия всегда была голосом народа, выражала его чувства, мысли и чаяния, оплакивала утраты и воспевала победы.
Героическое прошлое нашей Родины отражено в фольклоре, литературе и искусстве позднейших эпох. Народ помнит своих литературных стражей – Илью Муромца и Добрыню Никитича.
Судьба России сложилась так, что ей пришлось не однажды защищать свои границы от захватчиков, посягавших на её свободу.
На доске изображено :
1610 1709 1812 1915 1941
-На какие исторические события указывают эти даты? (Дети делятся на пять групп и сообща находят ответ)
1610 – Польская интервенция
1709 – Северная война со шведами
1812 – Отечественная война с французами (в этом году отмечается 200-летие ).
1915- 1 мировая война
1941 – начало ВОВ
- Произведение какого поэта о войне 1812 года мы изучали в этом году и как оно называется? ( М.Ю.Лермонтов «Бородино» ).
Поэтическая летопись ВОВ создавалась стихотворениями, поэмами, песнями М.В.Исаковского, А.В.Суркова, М.С.Алигер, О.Ф.Бергольц, А.Т.Твардовского, К.М.Симонова и других замечательных поэтов.
4.Тема нашего сегодняшнего урока: «Дети и война.Чтобы помнили. (на примере стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» (1910-1971).)
Прочитайте статью учебника о Твардовском и выпишите основополагающие даты его жизни и творчества.
(1910 – родился на хуторе Загорье в семье кузнеца.
С 14 лет начинает писать заметки в газеты.
В 20 лет поступает в Смоленский институт.
В 26 лет переезжает в Москву.
Во время ВОВ – военный корреспондент, писал стихи и поэмы о войне.)
Среди многих его произведений есть уникальное стихотворение «Рассказ танкиста» , в котором рассказывается о мальчике, вашем сверстнике, участнике военных событий.
5.Познакомимся с ним(слушание фонохрестоматии).
6.Беседа после первичного восприятия текста.
Какова тема и идея этого стихотворения?
Как характеризует мальчика автор? «лет10 – 12, бедовый, из тех, что главарями у детей»
Почему именно такой мальчик мог стать участником этого события?
Можно ли поступок мальчика считать геройским? ( Да, ведь он мог погибнуть.)
Как рассказчик поблагодарил мальчика?( «Спасибо, хлопец! – и руку как товарищу пожал.)
Почему рассказчик не может простить себе, что забыл спросить имя мальчика?
А как вы думаете , ребята, во время войны гибли дети?
7.Физминутка (почтим память погибших минутой молчания).
8.Анализ стихотворения.
Как вы понимаете следующие слова и выражения?
«всё нынче как спросонку»
«бедовый, из тех, что главарями у детей»
«а он гвоздит – не выглянуть из башен»
«…за каким домишкой он примостился…»
«…заходим в тыл и полный газ даём…»
«и эту пушку, заодно с расчётом, мы вмяли в рыхлый , жирный чернозём»
9.Теория литературы.
Баллада – стихотворение, в основе которого лежит чаще всего историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.
- Обладает ли это стихотворение признаками баллады? Какими?
10.Работа в парах.
Определите размер, которым написано стихотворение. ( Ямб. «Бородино» тоже написано ямбом, почему? )
Найдите и запишите в тетрадях средства художественной выразительности, которыми пользовался автор при создании стихотворения.(Эпитеты – трудный бой, бедовый парнишка;сравнение – как спросонку ; переносное значение – гвоздит; инверсия – подбежал парнишка. Диалог, разговорная лексика, односоставные предложения, что придаёт динамичность, яркость, образность содержанию.
11.Работа над выразительным чтением.
Из – за диалога стихотворение приобретает удивительное звучание, которое ребята должны воспроизвести. Особое внимание уделяется интонированию.
12.Вторая стадия рефлексии.
На войне имело место для отдыха?
Как отдыхали?
К теме ВОВ обращались не только писатели, поэты, музыканты, но и художники, фотографы.
Это произведения эпохи ВОВ и после неё ( показ иллюстраций ).
Как вы, думаете, ребята, почему художники обращались к теме войны по окончании её?
Нужно ли помнить события и героев тех лет?
В подтверждении ваших слов прочитаем стихотворение Д,Самойлова «Я зарастаю памятью»
Я зарастаю памятью
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы – память по утрам поют,
И ветер – память по ночам гудит,
Деревья – память целый день лепечут.
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память – дождь,
И память – снег летит и пасть не может.
- Какие образы памяти изобразил поэт в этом стихотворении?
13.Релаксация.
14.Домашнее задание.
Напишите сочинение по нашему уроку. Тема: «Мы помним!»
15.знакомство с творчеством сверстников.
Война.
Был трудный бой,
Всё грохотало,
Везде была сплошная кровь.
Везде лежали труп на трупе.
Горел пожар на поле боевом.
Гремели пушки, пули пели,
Взрывались бомбы каждый раз.
И одного лишь мы хотели,
Чтоб выжить в этот трудный час.
И вновь стрельба,
И снова потемнело.
И в бой мы с ружьями бежим.
Себя в бою не пожалеем,
А Родину не отдадим.
Варкова Ольга Сергеевна.
Памяти прадедам посвящается.
Война – какое далёкое слово,
Дай Бог, чтоб никто никогда
Не провожал родных своих снова
В страшное пекло, как это было тогда…
В сорок первом…
Мои прадеды все воевали,
Долг Родине и близким отдали.
В сорок втором Сорокин Фёдор
Зимой холодною убит.
Лежит в земле чужой.
Кряжев Иван, лейтенант.
В сорок пятом у дома, в Башкирии,
Руки предателя жизнь его прекратили.
Иван Ефимович, разведчик.
Вся гимнастёрка в наградах,
А под гимнастёркой – увечья,
Что заставляют боль помнить вечно.
Добрым был,
До первого внука лишь год не дожил.
Данил Терентьевич – связист.
На Рейхстаге написал: «Выкуси, фашист!»
Три Ордена Славы, медали,
А Звезду Героя не дали,
И не потому, что не заслужил,
А потому, что в партию не вступил.
Много чего о войне мне деды рассказали.
Александр Иванович, как ранение получил
И полгода в госпитале между жизнью и смертью был,
А ему было всего восемнадцать…
Страшное слово – война.
Дай Бог, чтоб не повторилась она НИКОГДА!
Вечная память павшим…
Анализ проведенного тематического урока литературы «Дети и война. Чтобы помнили.»
Воспитание патриотизма закладывается с ранних лет, и пятый класс – это оптимальный возраст для того, чтобы ребята осознанно подошли к этому понятию. Ценность этого урока в том, что здесь представлены стихи о ВОВ, сочиненные самими детьми.
В ходе проведения урока были достигнуты следующие цели:
сформировано представление учащихся о Великой Отечественной войне
расширены исторические знания школьников, оказано положительное воздействие на эмоции, нравственность, интеллект детей;
воспитать чувство патриотизма, глубокого уважения к павшим героям, участникам и ветеранам войн
воспитать желание изучать историю страны, беречь её традиции, переживать о будущем, утверждать гуманистическую мораль, формировать общечеловеческие ценности.
развивать личностное отношение ребёнка к истории своей семьи, своей страны, расширять словарный запас учеников.
Учитель русского языка и литературы Суменкова Мария Владимировна
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}