kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения "Ф.И.Тютчев "Весенняя гроза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

Цели: 1. познакомить учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза»;

          2. раскрыть идею и смысл стихотворения;

          3. развивать эмоционально-чувствительное отношение к действительности;

          4. формировать личностное видение окружающего мира;

          5. воспитывать любовь к русской поэзии.

Ход урока:

1.Эмоциональный настрой.

2.Вступление.

- Сегодня мы отправляемся в мир поэзии. Что же такое поэзия?

- Прочитайте предложения. Как вы их понимаете?

          Поэзия летнего утра.

          Поэзия золотой осени.

          Поэзия родной природы.

 - Что теперь вы скажете о поэзии? ( Поэзия- это красота)

 - Замените в предложениях слово «поэзия» словом «красота».

                            (уч-ся читают предложения)

- Сколько значений слова «поэзия» мы знаем? Какие?

                          (работа со словарём Ожегова)

    3.Повторение.

- Начнём наше путешествие в мир поэзии с повторения. Прочитайте слова на доске. (шум, лес, гам, всплеск)

- Похожи ли эти слова на стихотворение? Почему? (рифма-это один из признаков стихотворения)

рифма

 

- Как называется такая рифма? (перекрёстная)

- Все ли слова мы произносим одинаково?

- Что для этого используем?

интонация

- Отгадайте загадку: «Не жужжу, когда сижу,

                                      Не жужжу, когда хожу,

                                      Не жужжу, когда тружусь,

                                      А жужжу, когда кружусь.»

- Какой звук помог отгадать загадку?

- Если в стихотворении часто повторяется один и тот же звук, то можно услышать, как воет ветер, шуршит камыш, кричат птицы, гремит гром и т.д. Как называется этот литературный приём?

звукопись

4.Целеполагание.

- В начале урока мы говорили, что поэзия-это красота. Сегодня на уроке мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, которые связаны с её приходом, о людях, которые слагали стихи об этом удивительном времени года; будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива наша природа.

5.Первичное восприятие.

-  Сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом Ф.И.Тютчевым. Детские годы Фёдора Ивановича протекли в Орловской губернии, родовом имении его отца, брянского помещика Тютчева. Первоначальное образование он получил дома. По окончании Московского университета Тютчев поступил на службу в Коллегию иностранных дел и был послан за границу. Там, в Германии и Италии, он прожил 22 года. Многолетнее пребывание за рубежом только внешне отдалило Тютчева от родины. Он неоднократно посылал в Россию свои стихотворения, и они появлялись на страницах различных журналов и сборников. Когда Тютчев вернулся в Россию, он поселился с семьёй в Петербурге, где прожил до конца жизни. «…Тютчев может сказать себе, что он …создал речи, которым не суждено умереть…»,- писал И.С. Тургенев в своей статье о поэте.

     Тютчев вошёл в сознание читателей, прежде всего как вдохновенный певец природы. Он, как никто другой, умел улавливать в ней именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина. Так, например, одного точно найденного эпитета (день «как бы хрустальный») и зорко подмеченной детали («паутины тонкий волос») поэту достаточно, чтобы вызвать в нашем зрительном воображении картину ранней осени.

     Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского языка. «Он не шутит с музой, - говорил о поэте Л.Н.Толстой, - и всё у него строго: и содержание, и форма».

- Сейчас я вам прочитаю одно из его стихотворений, которое называется «Весенняя гроза».

(читаю наизусть)

6.Проверка первичного восприятия.

- Какое настроение вызывает это стихотворение?

- Какие краски вы бы взяли, чтобы нарисовать подобную картину?

- Какие звуки живут в этом стихотворении? (громкие и тихие, звуки грома, весеннего ливня, птичьи голоса, …)

- Какие запахи живут в стихотворении? (веет прохладой, цветы хорошо пахнут, от зелени идёт приятный запах, …)

7.Словарная работа.

- Поэты для создания художественных образов используют разнообразные образные слова и выражения, которые могут быть нам непонятны. Прочитайте самостоятельно стихотворение и выражения.

ПЕРЛЫ – жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях.

ГАМ – гул, гудение, крик птиц.

ШУМ НАГОРНЫЙ – гул, шум воды в горах.

КУБОК – питьевой сосуд из металла, стекла, известный в древности.

ЗЕВЕСОВ ОРЁЛ – любимая птица бога, которая во всём ему помогала.

- Люди Древней Греции верили в богов, которые, как им казалось, жили на высоких горах. Властвовал над ними верховный бог Зевс, податель дождя, грозы и молний. Одной из дочерей Зевса была Геба – богиня вечной юности. Она сама любит играть, веселиться, шутить и подшучивать над другими. Она подносила богам во время пиров напиток бессмертия.

8.Анализ стихотворения.

- Читаем первую строфу. Что хотел сказать автор? (что он любит первую грозу)

- Как вы думаете, почему? (Первая гроза-предвестник лета. Бурные потоки смывают всё с земли, умывают её, она становится чище, моложе. Природа обновляется, всё окончательно просыпается.)

- Как Тютчев описывает гром? Зачитать.

- Но ведь гром – явление природы и по-настоящему резвиться, играть не может. А кто может? (ребёнок) А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, гром становится героем стихотворения)

- Как называется такой литературный приём? (олицетворение)

- Читаем вторую строфу. Какие слова подтвердят наше мнение о том, что гром – маленький ребёнок? (раскаты молодые)

- Что это значит? (несильные, короткие, т.к. гром первый, молодой)

- Какие нити золотит солнце?

- Перлы – старое слово, оно и для поэта прошлого века было уже устаревшим. Давайте попробуем его заменить другим, близким по значению. Получается что-нибудь? Почему?

- Читаем третью строфу. Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается? Как вы догадались?

- Какое слово показывает, что дождь был всё-таки сильный? (поток)

- Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет ответить? (весело)

- Давайте представим себе грозу и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Что вы чувствуете?

(прослушивание грамзаписи «Гроза»)

- Наверное, поэтому Фёдор Иванович в последней строфе пишет о богине.

- Читаем четвёртую строфу. Как он её называет?

- Но разве она ветрами повелевает? (ветреная в этом случае у поэта означает «легкомысленная, шаловливая»)

- Есть ли здесь слово, которое доказывает это? (смеясь)

- А что это за громокипящий кубок, который Геба пролила на землю?

- Боги-люди были исполинами. Что это значит? (могучими великанами)

- Какой же кубок пролила Геба?

- Почему кубок громокипящий? (он с громом опрокинулся из рук Гебы, на земле сразу прогремел гром, вода с силой стала биться о землю)

- Прочитаем стихотворение целиком. Какое настроение у вас теперь создалось после чтения стихотворения?

- Какой звук повторяется чаще всего? Зачем? (резкий, грохочущий, такой же, как гром)

9.Работа с картинами.

- Ребята, представьте, что вы – художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению?

- Молодцы! Вы – мастера словесного пейзажа. А что такое пейзаж?

- Ваши ответы отличаются друг от друга. Как вы думаете, почему?

- А теперь я предлагаю рассмотреть 3 картины. Какая из них больше подходит к стихотворению «Весенняя гроза»? Почему?

10.Работа над выразительностью чтения.

- Приступим к работе над выразительностью чтения стихотворения. Какие правила вы знаете?

- Возьмите простые карандаши. Подчеркнём слова, которые будем выделять голосом при чтении. Там, где должны сделать паузу, ставим «/»

(разбираем каждую строфу)

- Уточним, в каком темпе будем читать стихотворение.

- Попробуйте прочитать выразительно сначала про себя.

- Читаем вслух. Что получилось? Над чем надо ещё поработать? На что обратить внимание?

11. Итог  урока.

12. Домашнее задание (по выбору):

  • выучить стихотворение наизусть;
  • выразительно читать и нарисовать иллюстрацию;
  • сочинить своё небольшое стихотворение о весне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Ф.И.Тютчев "Весенняя гроза" »



Тема: Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

Цели: 1. познакомить учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза»;

2. раскрыть идею и смысл стихотворения;

3. развивать эмоционально-чувствительное отношение к действительности;

4. формировать личностное видение окружающего мира;

5. воспитывать любовь к русской поэзии.

Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой.

  2. Вступление.

- Сегодня мы отправляемся в мир поэзии. Что же такое поэзия?

- Прочитайте предложения. Как вы их понимаете?

Поэзия летнего утра.

Поэзия золотой осени.

Поэзия родной природы.

- Что теперь вы скажете о поэзии? ( Поэзия- это красота)

- Замените в предложениях слово «поэзия» словом «красота».

(уч-ся читают предложения)

- Сколько значений слова «поэзия» мы знаем? Какие?

(работа со словарём Ожегова)

  1. Повторение.

- Начнём наше путешествие в мир поэзии с повторения. Прочитайте слова на доске. (шум, лес, гам, всплеск)

- Похожи ли эти слова на стихотворение? Почему? (рифма-это один из признаков стихотворения)

рифма


- Как называется такая рифма? (перекрёстная)

- Все ли слова мы произносим одинаково?

- Что для этого используем?

интонация


- Отгадайте загадку: «Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.»

- Какой звук помог отгадать загадку?

- Если в стихотворении часто повторяется один и тот же звук, то можно услышать, как воет ветер, шуршит камыш, кричат птицы, гремит гром и т.д. Как называется этот литературный приём?

звукопись


  1. Целеполагание.





- В начале урока мы говорили, что поэзия-это красота. Сегодня на уроке мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, которые связаны с её приходом, о людях, которые слагали стихи об этом удивительном времени года; будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива наша природа.


  1. Первичное восприятие.

- Сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом Ф.И.Тютчевым. Детские годы Фёдора Ивановича протекли в Орловской губернии, родовом имении его отца, брянского помещика Тютчева. Первоначальное образование он получил дома. По окончании Московского университета Тютчев поступил на службу в Коллегию иностранных дел и был послан за границу. Там, в Германии и Италии, он прожил 22 года. Многолетнее пребывание за рубежом только внешне отдалило Тютчева от родины. Он неоднократно посылал в Россию свои стихотворения, и они появлялись на страницах различных журналов и сборников. Когда Тютчев вернулся в Россию, он поселился с семьёй в Петербурге, где прожил до конца жизни. «…Тютчев может сказать себе, что он …создал речи, которым не суждено умереть…»,- писал И.С. Тургенев в своей статье о поэте.

Тютчев вошёл в сознание читателей, прежде всего как вдохновенный певец природы. Он, как никто другой, умел улавливать в ней именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина. Так, например, одного точно найденного эпитета (день «как бы хрустальный») и зорко подмеченной детали («паутины тонкий волос») поэту достаточно, чтобы вызвать в нашем зрительном воображении картину ранней осени.

Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского языка. «Он не шутит с музой, - говорил о поэте Л.Н.Толстой, - и всё у него строго: и содержание, и форма».


- Сейчас я вам прочитаю одно из его стихотворений, которое называется «Весенняя гроза».

(читаю наизусть)


  1. Проверка первичного восприятия.

- Какое настроение вызывает это стихотворение?

- Какие краски вы бы взяли, чтобы нарисовать подобную картину?

- Какие звуки живут в этом стихотворении? (громкие и тихие, звуки грома, весеннего ливня, птичьи голоса, …)

- Какие запахи живут в стихотворении? (веет прохладой, цветы хорошо пахнут, от зелени идёт приятный запах, …)


  1. Словарная работа.

- Поэты для создания художественных образов используют разнообразные образные слова и выражения, которые могут быть нам непонятны. Прочитайте самостоятельно стихотворение и выражения.






ПЕРЛЫ – жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях.

ГАМ – гул, гудение, крик птиц.

ШУМ НАГОРНЫЙ – гул, шум воды в горах.

КУБОК – питьевой сосуд из металла, стекла, известный в древности.

ЗЕВЕСОВ ОРЁЛ – любимая птица бога, которая во всём ему помогала.

- Люди Древней Греции верили в богов, которые, как им казалось, жили на высоких горах. Властвовал над ними верховный бог Зевс, податель дождя, грозы и молний. Одной из дочерей Зевса была Геба – богиня вечной юности. Она сама любит играть, веселиться, шутить и подшучивать над другими. Она подносила богам во время пиров напиток бессмертия.


  1. Анализ стихотворения.

- Читаем первую строфу. Что хотел сказать автор? (что он любит первую грозу)

- Как вы думаете, почему? (Первая гроза-предвестник лета. Бурные потоки смывают всё с земли, умывают её, она становится чище, моложе. Природа обновляется, всё окончательно просыпается.)

- Как Тютчев описывает гром? Зачитать.

- Но ведь гром – явление природы и по-настоящему резвиться, играть не может. А кто может? (ребёнок) А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, гром становится героем стихотворения)

- Как называется такой литературный приём? (олицетворение)


- Читаем вторую строфу. Какие слова подтвердят наше мнение о том, что гром – маленький ребёнок? (раскаты молодые)

- Что это значит? (несильные, короткие, т.к. гром первый, молодой)

- Какие нити золотит солнце?

- Перлы – старое слово, оно и для поэта прошлого века было уже устаревшим. Давайте попробуем его заменить другим, близким по значению. Получается что-нибудь? Почему?


- Читаем третью строфу. Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается? Как вы догадались?

- Какое слово показывает, что дождь был всё-таки сильный? (поток)

- Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет ответить? (весело)

- Давайте представим себе грозу и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Что вы чувствуете?

(прослушивание грамзаписи «Гроза»)



- Наверное, поэтому Фёдор Иванович в последней строфе пишет о богине.

- Читаем четвёртую строфу. Как он её называет?

- Но разве она ветрами повелевает? (ветреная в этом случае у поэта означает «легкомысленная, шаловливая»)

- Есть ли здесь слово, которое доказывает это? (смеясь)

- А что это за громокипящий кубок, который Геба пролила на землю?

- Боги-люди были исполинами. Что это значит? (могучими великанами)




- Какой же кубок пролила Геба?

- Почему кубок громокипящий? (он с громом опрокинулся из рук Гебы, на земле сразу прогремел гром, вода с силой стала биться о землю)


- Прочитаем стихотворение целиком. Какое настроение у вас теперь создалось после чтения стихотворения?

- Какой звук повторяется чаще всего? Зачем? (резкий, грохочущий, такой же, как гром)


  1. Работа с картинами.

- Ребята, представьте, что вы – художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению?

- Молодцы! Вы – мастера словесного пейзажа. А что такое пейзаж?

- Ваши ответы отличаются друг от друга. Как вы думаете, почему?


- А теперь я предлагаю рассмотреть 3 картины. Какая из них больше подходит к стихотворению «Весенняя гроза»? Почему?


  1. Работа над выразительностью чтения.

- Приступим к работе над выразительностью чтения стихотворения. Какие правила вы знаете?

- Возьмите простые карандаши. Подчеркнём слова, которые будем выделять голосом при чтении. Там, где должны сделать паузу, ставим «/»

(разбираем каждую строфу)


- Уточним, в каком темпе будем читать стихотворение.

- Попробуйте прочитать выразительно сначала про себя.

- Читаем вслух. Что получилось? Над чем надо ещё поработать? На что обратить внимание?


  1. Итог урока.

  2. Домашнее задание (по выбору):

  • выучить стихотворение наизусть;

  • выразительно читать и нарисовать иллюстрацию;

  • сочинить своё небольшое стихотворение о весне.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок литературного чтения "Ф.И.Тютчев "Весенняя гроза"

Автор: Понамарёва Наталья Алексеевна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 117080


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства