Тема: Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»
Цели: 1. познакомить учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза»;
2. раскрыть идею и смысл стихотворения;
3. развивать эмоционально-чувствительное отношение к действительности;
4. формировать личностное видение окружающего мира;
5. воспитывать любовь к русской поэзии.
Ход урока:
1.Эмоциональный настрой.
2.Вступление.
- Сегодня мы отправляемся в мир поэзии. Что же такое поэзия?
- Прочитайте предложения. Как вы их понимаете?
Поэзия летнего утра.
Поэзия золотой осени.
Поэзия родной природы.
- Что теперь вы скажете о поэзии? ( Поэзия- это красота)
- Замените в предложениях слово «поэзия» словом «красота».
(уч-ся читают предложения)
- Сколько значений слова «поэзия» мы знаем? Какие?
(работа со словарём Ожегова)
3.Повторение.
- Начнём наше путешествие в мир поэзии с повторения. Прочитайте слова на доске. (шум, лес, гам, всплеск)
- Похожи ли эти слова на стихотворение? Почему? (рифма-это один из признаков стихотворения)
рифма
- Как называется такая рифма? (перекрёстная)
- Все ли слова мы произносим одинаково?
- Что для этого используем?
интонация
- Отгадайте загадку: «Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.»
- Какой звук помог отгадать загадку?
- Если в стихотворении часто повторяется один и тот же звук, то можно услышать, как воет ветер, шуршит камыш, кричат птицы, гремит гром и т.д. Как называется этот литературный приём?
звукопись
4.Целеполагание.
- В начале урока мы говорили, что поэзия-это красота. Сегодня на уроке мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, которые связаны с её приходом, о людях, которые слагали стихи об этом удивительном времени года; будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива наша природа.
5.Первичное восприятие.
- Сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом Ф.И.Тютчевым. Детские годы Фёдора Ивановича протекли в Орловской губернии, родовом имении его отца, брянского помещика Тютчева. Первоначальное образование он получил дома. По окончании Московского университета Тютчев поступил на службу в Коллегию иностранных дел и был послан за границу. Там, в Германии и Италии, он прожил 22 года. Многолетнее пребывание за рубежом только внешне отдалило Тютчева от родины. Он неоднократно посылал в Россию свои стихотворения, и они появлялись на страницах различных журналов и сборников. Когда Тютчев вернулся в Россию, он поселился с семьёй в Петербурге, где прожил до конца жизни. «…Тютчев может сказать себе, что он …создал речи, которым не суждено умереть…»,- писал И.С. Тургенев в своей статье о поэте.
Тютчев вошёл в сознание читателей, прежде всего как вдохновенный певец природы. Он, как никто другой, умел улавливать в ней именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина. Так, например, одного точно найденного эпитета (день «как бы хрустальный») и зорко подмеченной детали («паутины тонкий волос») поэту достаточно, чтобы вызвать в нашем зрительном воображении картину ранней осени.
Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского языка. «Он не шутит с музой, - говорил о поэте Л.Н.Толстой, - и всё у него строго: и содержание, и форма».
- Сейчас я вам прочитаю одно из его стихотворений, которое называется «Весенняя гроза».
(читаю наизусть)
6.Проверка первичного восприятия.
- Какое настроение вызывает это стихотворение?
- Какие краски вы бы взяли, чтобы нарисовать подобную картину?
- Какие звуки живут в этом стихотворении? (громкие и тихие, звуки грома, весеннего ливня, птичьи голоса, …)
- Какие запахи живут в стихотворении? (веет прохладой, цветы хорошо пахнут, от зелени идёт приятный запах, …)
7.Словарная работа.
- Поэты для создания художественных образов используют разнообразные образные слова и выражения, которые могут быть нам непонятны. Прочитайте самостоятельно стихотворение и выражения.
ПЕРЛЫ – жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях.
ГАМ – гул, гудение, крик птиц.
ШУМ НАГОРНЫЙ – гул, шум воды в горах.
КУБОК – питьевой сосуд из металла, стекла, известный в древности.
ЗЕВЕСОВ ОРЁЛ – любимая птица бога, которая во всём ему помогала.
- Люди Древней Греции верили в богов, которые, как им казалось, жили на высоких горах. Властвовал над ними верховный бог Зевс, податель дождя, грозы и молний. Одной из дочерей Зевса была Геба – богиня вечной юности. Она сама любит играть, веселиться, шутить и подшучивать над другими. Она подносила богам во время пиров напиток бессмертия.
8.Анализ стихотворения.
- Читаем первую строфу. Что хотел сказать автор? (что он любит первую грозу)
- Как вы думаете, почему? (Первая гроза-предвестник лета. Бурные потоки смывают всё с земли, умывают её, она становится чище, моложе. Природа обновляется, всё окончательно просыпается.)
- Как Тютчев описывает гром? Зачитать.
- Но ведь гром – явление природы и по-настоящему резвиться, играть не может. А кто может? (ребёнок) А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, гром становится героем стихотворения)
- Как называется такой литературный приём? (олицетворение)
- Читаем вторую строфу. Какие слова подтвердят наше мнение о том, что гром – маленький ребёнок? (раскаты молодые)
- Что это значит? (несильные, короткие, т.к. гром первый, молодой)
- Какие нити золотит солнце?
- Перлы – старое слово, оно и для поэта прошлого века было уже устаревшим. Давайте попробуем его заменить другим, близким по значению. Получается что-нибудь? Почему?
- Читаем третью строфу. Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается? Как вы догадались?
- Какое слово показывает, что дождь был всё-таки сильный? (поток)
- Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет ответить? (весело)
- Давайте представим себе грозу и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Что вы чувствуете?
(прослушивание грамзаписи «Гроза»)
- Наверное, поэтому Фёдор Иванович в последней строфе пишет о богине.
- Читаем четвёртую строфу. Как он её называет?
- Но разве она ветрами повелевает? (ветреная в этом случае у поэта означает «легкомысленная, шаловливая»)
- Есть ли здесь слово, которое доказывает это? (смеясь)
- А что это за громокипящий кубок, который Геба пролила на землю?
- Боги-люди были исполинами. Что это значит? (могучими великанами)
- Какой же кубок пролила Геба?
- Почему кубок громокипящий? (он с громом опрокинулся из рук Гебы, на земле сразу прогремел гром, вода с силой стала биться о землю)
- Прочитаем стихотворение целиком. Какое настроение у вас теперь создалось после чтения стихотворения?
- Какой звук повторяется чаще всего? Зачем? (резкий, грохочущий, такой же, как гром)
9.Работа с картинами.
- Ребята, представьте, что вы – художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению?
- Молодцы! Вы – мастера словесного пейзажа. А что такое пейзаж?
- Ваши ответы отличаются друг от друга. Как вы думаете, почему?
- А теперь я предлагаю рассмотреть 3 картины. Какая из них больше подходит к стихотворению «Весенняя гроза»? Почему?
10.Работа над выразительностью чтения.
- Приступим к работе над выразительностью чтения стихотворения. Какие правила вы знаете?
- Возьмите простые карандаши. Подчеркнём слова, которые будем выделять голосом при чтении. Там, где должны сделать паузу, ставим «/»
(разбираем каждую строфу)
- Уточним, в каком темпе будем читать стихотворение.
- Попробуйте прочитать выразительно сначала про себя.
- Читаем вслух. Что получилось? Над чем надо ещё поработать? На что обратить внимание?
11. Итог урока.
12. Домашнее задание (по выбору):
- выучить стихотворение наизусть;
- выразительно читать и нарисовать иллюстрацию;
- сочинить своё небольшое стихотворение о весне.