Просмотр содержимого документа
«Тема: Талант любви в произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет»»
Герасимова Мария Александровна
учитель русского языка и литературы
школы-гимназии №22 г.Астана
Тема: Талант любви в произведении А.И. Куприна
«Гранатовый браслет»
Цели урока:
Обучающие: показать на примере литературного произведения, что любовь – редчайший дар; мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в повести.
Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, умение видеть мир чувств.
Воспитывающие: формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку; воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание.
Методические приемы:
Аналитическая беседа;
Кластер («паучок»);
Выразительное чтение;
Рассказ учителя;
Обсуждение мини – сочинений.
Оборудование урока:
Запись «Второй сонаты» Бетховена;
Запись «Луной сонаты» Бетховена;
Портрет Куприна А.И.;
Иллюстрации к произведению;
Рисунки учащихся.
Эпиграф: Любовь всегда трагедия, всегда борьба и достижение,
всегда радость и страх, воскресенье и смерть,
иначе – она скучное долголетнее сожительство
под благословенным покровом церкви и закона.
А.И. Куприн
(звучит «Лунная соната» Бетховена)
Активизация. Сообщение темы и цели урока.
На фоне музыки учитель читает следующие строки:
В душе померк бы день,
И тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженства знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви,
Тот все равно, что не жил.
Ж.Б. Мольер
- Высокие красивые слова. Может быть, кому-то они покажутся далекими от его личных переживаний. Кончается детство. Вы вглядывается в жизнь – этот огромный сверкающий мир. И радостно в нем, и тревожно, и непонятно…
-Многие произведения А.И. Куприна посвящены богатому, сложному и не всегда объяснимому чувству любви. Писатель касался разных граней этого «тонкого и хрупкого» чувства, которое требует от личности духовной одаренности, душевной щедрости. Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами одно из самых замечательных созданий А.И. Куприна рассказ «Гранатовый браслет». Сам писатель называл его «милым» и признавался, что ничего более целомудренного не писал». Посвящено это произведение вечной теме – теме любви. В основе рассказа лежит реальный факт – история любви скромного чиновника, которая повторяется «только один раз в тысячу лет».
Итак, тема нашего урока «Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Сформулируйте цель нашего урока.
-ученики формулируют цель.
II. Проверка домашнего задания.
-Перед тем, как мы перейдем к анализу произведения, давайте проверим домашнее задание. Зачитайте мини – сочинения на тему: «Как вы понимаете слова «талант любви?»
(Учащиеся зачитывают сочинения, выделяют ключевые словосочетания – метод «Паучок» (кластер) – и записывают вокруг слов «талант любви», написанных на доске).
Н
талант любви
апример,
дар
бескорыстная любовь
полет чувств
богатство духа
- Кого наделил Куприн в рассказе «Гранатовый браслет» таким редким талантом? Что представляет собой этот герой?
(Желткова. Звучит характеристика героя).
-Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину?
(Характеристика).
-Что отодвигает любовь героя в сферу недоступной мечты?
(Социальные преграды).
- С чего же начинается развитие действия? Определите завязку рассказа?
(Получение подарка от Желткова).
-Как отреагировал на подарок княгиня и ее близкие?
(Ответ зачитывается из произведения).
-Какое они принимают решение?
(Отдать браслет и покончить с этой историей навсегда).
-Кто отправляется к Желткову? Перескажите этот фрагмент рассказа. Опишите поведение героев во время беседы.
-Что произошло после этой беседы? Как развиваются события?
-Почему Желтков ушел из жизни? Что оставил перед смертью своей любимой?
(вслух зачитывается письмо героя к Вере).
-Что вы можете сказать о главном герое, как о человеке, после прочтения письма?
-Почему Вера пришла к умершему?
(Чувство вины, желание узнать истину: та ли это любовь, которая бывает «раз в тысячу лет?»)
-Почему Вера, посетив Желткова, неожиданно заплакала? Неужели причиной слез стало «впечатление смерти», или есть другая причина?
(Она поняла, что мимо нее прошла настоящая любовь).
Учитель зачитывает фрагмент 13 главы до слов, которые рождаются в голове у Веры. Дальше читают юноши по куплету. Чтение осуществляется на фоне «Сонаты №2» Бетховена.
-Вот так трагически закончилась любовь бедного чиновника к даме из высшего света.
Огромную роль в раскрытии истинной сути произведения играют детали, которые мастерски использует Куприн в своем произведении. Так, эпиграфом к произведению он взял первую нотную строку из второй сонаты Бетховена, чтобы мы вспомнили и поняли, что любовь сродни музыке. Таким образом, эпиграф – гимн человеческим чувствам. Также перевод эпиграфа (скорбные чувства) помогает понять нам смысл произведения.
Любовь героя закончилась трагически. Какие факты произведения предполагают печальный исход?
(13 глав; 13гостей за столом; гранаты, сверкающие как кровь; печальные события в экспозиции рассказа; печальный конец комического рассказа Василия Львовича и т.д.)
- Скакой целью автор дает подробное описание подарков, преподнесенных Вере до браслета, а также точное описание самого браслета? Как на этом фоне выглядит подарок Желткова?
(Браслет в сравнении выглядит низкопробной безделушкой, но Желтков в отличие от других дарит самое ценное, что у него есть. Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной любви).
-Куприн включил в содержание небольшие рассказы о любви, которые преподносит нам генерал Аносов, прекрасный русский офицер, человек чести и долга. Напомните их содержание.
-Включение этих рассказов многие литературоведы оценивали как сюжетное излишества. Как вы думает, с какой целью Куприн включает их в основной сюжет?
(Чтобы оттенить возвышенность чувств Желткова. Эти пошлые истории о любви представителей высшего света, которые считают себя выше других не только по табелю о рангах, но и по интеллектуальному уровню и нравственным достоинствам, подчеркивают душевное превосходство полунищего мелкого служащего, который обнаружил такую высоту любви).
-Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную словами: «Да святится имя твое!» Почему несколько раз повторяется эта строчка из молитвы?
(Чтобы показать, что любовь героя выше всего земного. Она божественного происхождения).
IV. Поисковая деятельность учащихся.
-Как помогает пейзаж понять настроение и внутренний мир Веры Николаевны Шеиной?
1.Холодная и высокомерная красота осенних цветов?
Холодное гордое лицо Веры
Холодная любезность
Независимость и царственное спокойствие
2. Если холод с самого начала концентрируется вокруг главной героини, как это характеризует особенности ее восприятие жизни?
Непогода сменяется теплыми днями
Лето сменится осенью
Молодость – старостью
Самые красивые цветы обречены не увязание и смерть
Жизнь идет
Способна ли княгиня Вера почувствовать неуловимый ход времени?
Отношение Веры к природе:
Море– «Когда в первый раз вижу море, оно меня радует и поражает».
«Когда привыкну к нему, я скучаю, глядя на него…»
Лес (сосны, мхи, мухоморы) – сравнение:
«Точно из красного атласа и вышиты белым бисером»
Для Веры Николаевны главное внешнее. Пейзаж она воспринимает через материальные ценности.
Взгляд словно скользит по поверхности. Нет желание всмотреться.
терраса, увитая виноградом, не замеченная Верой.
- Почему окружающая красота природы оставляет Веру равнодушной?
Обилие красоты рождает пресыщение
Пресыщение скорее наступает у людей с холодным сердцем, быстро устающих удивляться?
Вывод: Куприн приводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием героини. «Деревья успокоились, покорно роняли желтые листья». В таком равнодушном состоянии пребывает героиня: со всеми строго проста, холодна любезна.
V. Подведение итогов. Обобщение.
-До встречи с героем душа Веры находилась в дреме. Об этом свидетельствует пейзажная зарисовка.
Любовь – это пробуждение. Умирает Желтков, но пробуждается княгиня. Ей открылось нечто не доступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет».
Герои любили друг друга одно мгновенье, но навеки. Куприн показал великий талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев.
(Звучит «Лунная соната» Бетховена. Ученик читает эпиграф. Предлагается поразмыслить над прочитанным и сделать выводы).
Повесть «Гранатовый браслет» - это гимн женской красоте и любви, гимн возвышенному первозданному чувству. Повесть поднимает проблемы, которые будут вечно волновать человечество. Никто о женщине не сказал лучшее Желткова: «Да святится имя твое!»