«Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,-
Способен на обман, измену, подлость,
Темны, как ночь души его движенья,
И мысли все угрюмы, как Эреб.
Не верь такому»- эти слова принадлежат не музыканту, а поэту, великому Шекспиру.
Музыка и слово неразрывны.
Литература всегда рождала великие музыкальные произведения, так же, как и музыка вдохновляла мастеров слова. Не случайно биографии писателей говорят нам о том, что музыка всегда была частью их жизни. А.С.Грибоедова мы знаем не только как дипломата, выдающегося поэта, драматурга, но и как талантливого музыканта. Он прекрасно играл на фортепиано, сам создавал вдохновенные, изящные миниатюры.
М.Ю.Лермонтов в годы своей учебы в университете участвовал в конкурсе скрипачей-виртуозов и стал его победителем.
Л.Н.Толстой страстно любил Моцарта, играл его фортепианные концерты, сочинял музыку.
Б.Л.Пастернак был пианистом…
И эти примеры можно продолжать.
Музыка и литература настолько тесно переплетены, их взаимопроникновение настолько велико, что, преподавая в школе литературу, невозможно не говорить о музыке. Как можно разделить, например, роман Пушкина «Евгений Онегин» и гениальную оперу Чайковского? Или, знакомя детей со стихотворением «Я помню чудное мгновенье…», не вспомнить удивительный романс Глинки и необычную историю посвящения стихов и музыки матери и дочери Керн.
« Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь- мелодия», - так сказал Пушкин.
Когда речь заходит о поэзии, мы невольно переходим на музыкальную терминологию: созвучие, гармония, интонация, мелодика… Да и свою ритмическую организацию, подчинение определенному размеру стихи взяли у музыки.
И художественная литература, и музыка воздействуют на человека через эмоции. Любое, даже самое сильное слово многократно усиливает свое влияние в сочетании с музыкой. Союз этих двух искусств - мощное средство для эстетического, нравственного воспитания, для развития фантазии, образного мышления.
Очень часто музыка вплетается автором литературного произведения в его содержание, становится одним из средств раскрытия художественных образов, помогает лучше понять идею. Вспомним «музыкальные» страницы сочинений Льва Толстого. В рассказе «После бала» смена яркой, радостной, счастливой музыки бала убогой, пронзительной и устрашающей музыкой экзекуции подчеркивает перелом в ощущениях, в сознании героя. А наши любимые персонажи из романа «Война и мир» - Наташа, Николай Ростовы, княжна Марья – неразрывно связаны с музыкой, глубоко чувствуют и понимают ее. «Люблю музыку больше других искусств»,- писал Лев Толстой.
Великий композитор П.И.Чайковский в письме К.Романову сравнивал поэзию А.А.Фета с музыкой: «Фет есть явление совершенно исключительное, в лучшие свои минуты выходит он из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область, т.е. в музыку. Потому часто Фет напоминает мне Бетховена. Подобно Бетховену ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам слова. Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант».
Фортепианная соната №2 Л.Бетховена стала лейттемой повести А.Куприна «Гранатовый браслет». Высокая и трагическая тема любви удивительно созвучна с музыкой Бетховена и строкой из молитвы: «Да святится имя твое…»
Русская музыкальная культура предоставляет богатейший материал для взаимодействия с литературой. Почти все литературные произведения из школьной программы имеют свои музыкальные прочтения. Тонкое чувство прекрасного, интуиция художника, психологическое чутье позволяют композиторам понять литературное произведение точно и глубоко. А иногда музыканту удается усилить его идейное звучание. Так, например, произошло
с трагедией А.Пушкина «Борис Годунов» и одноименной оперой М.Мусоргского. В трагедии народ тихо ропщет против царской власти и свой протест, и проявление непокорности выражает молчанием. «Что же вы молчите? Кричите: да здравствует царь Дмитрий Иванович!» И гениальная ремарка Пушкина – «народ безмолвствует». Цензура совершенно справедливо усмотрела за этими словами крамольный смысл. Трагедия, оконченная в 1825 году, была запрещена и опубликована лишь спустя пять лет в 1830 году.
В 1866 году другой великий художник, композитор М.П.Мусоргский обратился к творению Пушкина и написал выдающуюся оперу «Борис Годунов», ставшую шедевром мирового значения. Через 36 лет после опубликования трагедии в печати композитор пошел дальше поэта: молчаливый протест он продолжил народным бунтом. Беглый монах Варлаам у Мусоргского становится бунтарем, представителем протестующего против рабства народа. Другой персонаж- Юродивый - прямо бросает обвинение в убийстве в лицо царю Борису: «Нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит». И кульминацией оперы становится сцена народного бунта с почти революционным хором «Расходилась, разгулялась сила-удаль молодецкая».
Сценическая судьба оперы повторила судьбу трагедии: также запрещенная цензурой, она была поставлена через семь лет после написания.
Я думаю, что сопоставление этих двух великих произведений поможет раскрыть замысел Пушкина, увидеть Россию 19 века глазами ее современников, глубже понять историю нашей страны. А главное весь материал может быть представлен более ярко, эмоционально и, конечно, будет иметь больший воспитательный эффект.
Очень часто музыка входит в литературное произведение, дополняет, обогащает его, а потом это произведение вновь становится музыкой, уже более совершенной.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя благодаря именно народным песням стали удивительно поэтичными повестями-поэмами. На гоголевских страницах мы слышим то озорные, то лирические песни, частушки, колядки, щедровки. Эта удивительная музыкально-поэтическая атмосфера «Вечеров…» привлекла к себе Н.А.Римского-Корсакова, который позже написал оперу «Майская ночь» по повести Гоголя.
Взаимопроникновение, переплетение замыслов великих мастеров, сочетание талантов многократно усиливает художественную силу их творений.