kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Талант любви в рассказе А.И Куприна «Гранатовый браслет».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель

  • отметить реализм как художественный метод А.И.Куприна в традициях классической русской литературы; провести наблюдение над звучанием вечных тем любви и «маленького» человека в рассказе «Гранатовый браслет», определить роль образа-символа в данном произведении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Талант любви в рассказе А.И Куприна «Гранатовый браслет».»

11 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 14.

Тема. Талант любви в рассказе А.И Куприна «Гранатовый браслет».

Цель:

  • отметить реализм как художественный метод А.И.Куприна в традициях классической русской литературы; провести наблюдение над звучанием вечных тем любви и «маленького» человека в рассказе «Гранатовый браслет», определить роль образа-символа в данном произведении;

  • развивать речь учащихся, вырабатывать навыки анализа произведения;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.


Оборудование: мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.


2. Слово учителя.

К. Паустовский в «Заметках о прозе Куприна» так пишет о рассказе «Гранатовый браслет»: «Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви... Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – это купринский «Гранатовый браслет».

Характерно, что великая любовь поражает самого обыкновенного человека – гнущего спину за канцелярским столом чиновника контрольной палаты Желткова.

Невозможно без тяжелого душевного волнения читать конец рассказа с его изумительно найденным рефреном: «Да святится имя твое!».

Особую силу «Гранатовому браслету» придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок, – поэтический и озаряющий жизнь – среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта.


3. Реалистические черты в изображении действительности в произведениях А.И.Куприна.

  • Социальная типизация персонажей.

  • Интерес к подробностям быта.

  • Индивидуализация характеров.

  • Углублённое изображение внутреннего мира человека.


4. Черты романтизма в произведения А.И.Куприна.

  • Романтична сама тема любви, тем более в её трагическом звучании. Любовь для Куприна — это спасительная сила, оберегающая человека от пошлости, дающая смысл и оправдание всему его существованию.

  • Писатель выбирает экзотическое место действия (в «Гранатовом браслете» — Крым).

  • Пейзаж выполняет самые различные роли (например, в начале рассказа «Гранатовый браслет» пейзаж выполняет роль экспозиции); очень часто он бывает фоном или обрамлением, неся на себе эстетическую нагрузку; рассказывает о внутреннем мире героев, дополняя их психологическую характеристику; выражает отношение автора к своим персонажам.

  • Автор использует мистические и сказочные мотивы (это и необычные способности Олеси и ее бабки, и сходство бабки Олеси с Бабой Ягой, а их избушки — с избушкой на курьих ножках).

  • Некоторым предметам Куприн придаёт особый, символический смысл (коралловые бусы Олеси, старый молитвенник, гранатовый браслет, алая роза).

  • Последняя глава рассказа «Гранатовый браслет» написана ритмизованной прозой — она напоминает стихотворение в прозе. Все эти романтические черты придают высокий смысл произведениям Куприна о любви.

5. Анализ рассказа «Гранатовый браслет».

5.1. Тема любви в рассказе.

Рассказ посвящён одной из главных тем всего творчества Куприна — теме бескорыстной, возвышенной, романтической любви. Писатель рассказывает о любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». По Куприну, любовь — всегда трагедия. Но трагичность любви лишь подчёркивает её красоту.


5.2.Из истории создания рассказа.

В основе рассказа лежит реальная курьёзная история любви скромного небогатого человека к светской даме. Частный случай опоэтизирован писателем, стал настоящим гимном любви. Трагического финала в реальной жизни не было тоже.


5.3. Тема «маленького человека»

Писатель развивает также традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Тихий, скромный и незаметный чиновник со смешной фамилией Желтков оказывается человеком, нисколько не уступающим в благородстве великосветским аристократам. Любовь в его жизни стала не только страданием и единственным смыслом жизни — она возвысила его. Силой своей любви он поднимается над мелочной суетой и условными приличиями в обществе и вырастает в трагического героя.

Перед нами человек, обладающий великим талантом любви.


5.4. Эпиграф к рассказу.

Эпиграф у рассказа необычный: первая строчка из второй части сонаты Бетховена, «Аппассионаты». Структуру рассказа можно соотнести со структурой музыкального произведения.

Можно сказать, что на протяжении 13 глав в содержании рассказа чередуются различные ритмы, темпы, темы.


5.5. Название рассказа.

В названии заключён символ безнадёжной, восторженной, бескорыстной и благоговейной любви главного героя. Своей возлюбленной в день её именин он дарит самое дорогое, что у него есть — фамильную драгоценность. Гранатовый браслет. Внешне браслет выглядел безвкусной безделушкой: «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами». Но по старинному преданию, сохранившемуся в его семье, «браслет имеет свойство сообщать дар предвидения носяшим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти».


5.6. Композиция рассказа.

Экспозиция - спокойное и благоразумное существование главной героини.

Рассказ начинается с пейзажного изображения, которое задаёт спокойный, медленный ритм.

Графиня Вера Николаевна Шеина ведёт привычное, словно дремотное существование: любовь к мужу давно переросла в дружбу, детей нет. Описание её жизни оттенено холодноватым осенним пейзажем засыпающей природы: «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли жёлтые листья».

Завязка действия – подарок на именины - гранатовый браслет.

Постепенно ритм убыстряется: на именины к Вере Николаевне съезжаются гости. Тревога закрадывается неожиданно: суеверная аристократка вдруг отмечает, что гостей тринадцать. Появляется мотив отрицания настоящей любви: среди гостей нет людей, счастливых в любви. Тревога нарастает, когда именинница получает в подарок гранатовый браслет от влюблённого в неё чиновника, который подписал своё поздравление буквами Г.С. Ж. Ритм повествования меняется: героиню охватывает мучительное ожидание несчастья.

Развитие действия.

  • Роль детали в изображении психологического состояния героини.

Ощущение неустойчивости, несуразности автор вводит через необычные запахи, которыми привычные окружающие предметы никогда не обладали: морская вода пахнет резедой, стручки левкоя — капустой, гроздья винограда — клубникой, белая акация – конфетами. Всё это усиливает напряжение. Читателю уже ясно: несмотря на устроенный быт и гладкость в отношениях с мужем, Вера не знает, что такое любовь.

  • Рассказ генерала Аносова.

Главная тема звучит в рассказе генерала Аносова. На откровения Веры, которая призналась, что какой-то человек «начал преследовать её своей любовью ещё за два года до её замужества», генерал заметил: «Может быть, твой жизненный путь пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Развязка событий.

События нарастают, и темп и ритмы убыстряются. Муж и брат Веры приходят к Желткову с требованием оставить её в покое, а развязка происходит на следующий день: из газеты Вера узнаёт о загадочном самоубийстве чиновника Г. С. Желткова.

Кульминация

Княгиня Вера прощается с застрелившимся Желтковым. Это их единственное свидание. И это прощание — поворотное событие во внутреннем состоянии героини: она поняла, «что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё». Под звуки «Аппассионаты» Бетховена, которую Желтков завещал ей прослушать, в душе Веры звучат слова человека, любившего её больше жизни: «Да святится имя Твое!..»

Эмоциональная волна, нарастающая на протяжении всего рассказа, достигает предельной высоты.

Под звуки гениальной музыки происходит удивительное соприкосновение душ, из которых одна слишком поздно поняла другую.


5.7. Главная идея рассказа «Гранатовый браслет».

Нет места настоящим чувствам в бездушном мире...

Этот рассказ о великом даре - любви, открытом в сердце простого, ничем не примечательного человека. Огромное счастье – любить – испытал бедный чиновник Желтков в отличие от тех, для которых стремление к жизненному комфорту заглушает жажду высоких чувств.


III. Подведение итогов урока.

Каждое произведение мастера - это его исповедь. Он чувствует свою ответственность за все бесплодные поиски смысла жизни, безверие, раздражение и тоску, которые бытуют в обществе. Куприн избрал путь очищения человека от этих грехов горьким лекарством. (Герой рассказа погиб). Писатель возносит молитву Господу, благодарение, что любовь жива, и просьбу от имени всех страждущих и обделённых научить любить, дать почувствовать радость бытия.


IV. Домашнее задание.

1.Прочитать повесть Л.Н.Андреева «Иуда Искариот».

2.Инд.задание: подготовить сообщение о Л.Н.Андрееве.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Талант любви в рассказе А.И Куприна «Гранатовый браслет».

Автор: Бурлуцкая Елена Александровна

Дата: 01.11.2016

Номер свидетельства: 354279

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) ""Великая сила любви"(по повести Куприна ""Гранатовый браслет) "
    ["seo_title"] => string(61) "vielikaia-sila-liubvi-po-poviesti-kuprina-granatovyi-brasliet"
    ["file_id"] => string(6) "178932"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424894516"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) ""Талант любви в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет". Урок литературы в 11 классе "
    ["seo_title"] => string(87) "talant-liubvi-v-rasskazie-a-i-kuprina-granatovyi-brasliet-urok-litieratury-v-11-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "188727"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426741533"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Талант любви в рассказе А.И. Куприна “Гранатовый браслет” (конспект урока)"
    ["seo_title"] => string(70) "talant_liubvi_v_rasskaze_a_i_kuprina_granatovyi_braslet_konspekt_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "594143"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1639125683"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Талант любви в рассказе И. А. Куприна «Гранатовый браслет»"
    ["seo_title"] => string(57) "talant-liubvi-v-rasskazie-i-a-kuprina-granatovyi-brasliet"
    ["file_id"] => string(6) "259973"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448875837"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Презентация к уроку по литературе 11 класс "Великая сила любви" ( по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет")"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_po_literature_11_klass_velikaia_sila_liubvi_po_rasskazu_a_"
    ["file_id"] => string(6) "482540"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1540808880"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства