kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: «Человек начинается там, где кончается зло»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как быстротечно и неуловимо время! Как хрупка и беззащитна человеческая жизнь! Что же является истиной в этом  хаотичном мире? Существуют ли какие-нибудь неизменные нравственные категории, как у нищего философа? Или они изменчивы и человеком движет страх перед силой смерти, жажда власти и богатства?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Человек начинается там, где кончается зло» »

Тема урока: «Человек начинается там, где кончается зло»


Цели урока:

знакомство учащихся с художественным своеобразием эссе как жанра публицистического стиля;

выработка нравственных принципов у учащихся на основе проблематики романа «Мастер и Маргарита».

Методы обучения:

беседа проблемного характера с элементами анализа романа.

Оборудование урока:

портреты М. Булгакова и В. В. Розанова;

материал книги В. Розанова «Уединение»;

видеофильм «Мастер и Маргарита»;

прелюдия И. С. Баха;

карточки с заданиями.

Ход урока.

Эпиграфы к уроку:

Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

И. Гете «Фауст»

Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день…

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

1. Словесная работа.

Идеал добра, сострадания и отваги; совесть – искупление вины; человек ответственен за все; стилистические фигуры эссе; художественный символ; эпифора, анафора, умолчания, риторический вопрос.

2. Домашнее задание к уроку.

  1. Важнейшие философские и нравственные вопросы в главах о Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате.

  2. Жанры публицистического стиля.

  3. Эссе (толкование найти в справочниках-словарях).

3. Звучит мелодия прелюдии И. С. Баха.

4. Вступительное слово учителя.

Роман «Мастер и Маргарита» и реалистический и фантастический, это роман и философский: в нем ставятся вечные проблемы бытия.

ДОБРО ЗЛО

5. Фрагмент видеофильма «Мастер и Маргарита» (спор нищего философа и прокуратора Иудеи).

6. Какие впечатления философские и нравственные вопросы поставлены Булгаковым в романе?

(Противостояние свободы личности и несвободы добро и зло; тема совести – тема нравственной оценки своих поступков; что есть жизнь? что есть человек? Духовная слабость – малодушие.

Мы удивляемся, читая слова Иешуа о том, что «Злых людей на свете нет». Это точка зрения самого писателя: злых людей действительно нет. Как нет вообще зла как человеческой формы, человеческого начала. Зло, по концепции писателя, есть проявление дочеловеческих атавизмов. Человек начинается там, где кончается зло. «Мастер и Маргарита» - это роман о всесилии добра.)

7. Итак, размышления о романе предстоит выразить в сочинении в жанре эссе.

  • Назовите жанры публицистического стиля (Отзыв, заметка в газету, интервью, репортаж, очерк, рецензия, эссе).

  • Что такое эссе? (Фр. слово – «попытка, проба, очерк», от лат. «взвешивание»)

Запись в тетрадь: Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции. Автор эссе, раскрывая частную тему, избранную им, стремится передать свои впечатления, с нею связанные.

Жанровые особенности сочинения – эссе:

  1. Необычное вступление.

  2. Автор делится своими впечатлениями, наблюдениями.

  3. Небольшой объем, свободная композиция.

  4. Вывода чаще всего нет, вопрос остается открытым.

  5. Дана установка на диалог с читателем.

  6. Стиль отмечается афористичностью, образностью, эмоциональностью.

  7. Многообразие художественно-изобразительных средств языка.

8. Работа с текстами Розанова «Уединение».

  • Назвать основные признаки эссе на примерах текстов В. Розанова.

  • Тропы (эпитет, метафора, аллегория, художественный символ, гипербола).

  • Стилистические фигуры (антитеза, анафора, умолчание, риторический вопрос).

  • К какому жанру можно отнести эти отрывки?

  • Почему на уроке звучали имена – Булгакова и Розанова?

(Их произведения созвучны на уровне вечных ценностей, всеобщих нравственных принципов: размышления о своей эпохе и вечности, человеке и мире, добре и зле, сострадательности и равнодушии).

  • Стихия языка, своеобразие художественной манеры Булгакова, отражающей внутренний мир человека, сближает роман с эссе Розанова.

9. Сравнительная характеристика двух сочинений.

10. Вам предстоит написать по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» сочинение – эссе на одну из следующих тем:

  1. Что такое Добро и что такое Зло?

  2. Что есть Истина?

  3. Ответственен ли человек за свои деяния?

  4. Совесть, истина, человечность.

11. Практическая часть.

  • Каким может быть начало сочинения?

Как быстротечно и неуловимо время! Как хрупка и беззащитна человеческая жизнь! Что же является истиной в этом хаотичном мире? Существуют ли какие-нибудь неизменные нравственные категории, как у нищего философа? Или они изменчивы и человеком движет страх перед силой смерти, жажда власти и богатства?

2. Холод, мрак вечности. Вечность покоя, который обрел прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Душа болит, болит душа, тянется к свету, истине, добру.

Какое из вступлений наиболее удачное?

Подберите слова опорные, ярко и образно характеризующие размышления о Добре и Зле.

Сострадательность и всепрощение, идеалы Добра, покой, наказуемость Зла, Бог – мерило совести. Что я? Зачем я?

Домашнее задание:



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Тема урока: «Человек начинается там, где кончается зло»

Автор: Щеблыкина Валентина Георгиевна

Дата: 07.09.2015

Номер свидетельства: 229270

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок доброты "Веселее жить, коли все время добро творить" "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-dobroty-viesielieie-zhit-koli-vsie-vriemia-dobro-tvorit"
    ["file_id"] => string(6) "144113"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418656368"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Образ родины в поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души" "
    ["seo_title"] => string(50) "obraz-rodiny-v-poemie-n-v-gogholia-miortvyie-dushi"
    ["file_id"] => string(6) "111410"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407437126"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) ""И на солнце есть пятна""
    ["seo_title"] => string(21) "inasolntsieiestpiatna"
    ["file_id"] => string(6) "316368"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460081962"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства