Тема урока: «Человек начинается там, где кончается зло»
Тема урока: «Человек начинается там, где кончается зло»
Как быстротечно и неуловимо время! Как хрупка и беззащитна человеческая жизнь! Что же является истиной в этом хаотичном мире? Существуют ли какие-нибудь неизменные нравственные категории, как у нищего философа? Или они изменчивы и человеком движет страх перед силой смерти, жажда власти и богатства?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Человек начинается там, где кончается зло» »
Тема урока: «Человек начинается там, где кончается зло»
Цели урока:
знакомство учащихся с художественным своеобразием эссе как жанра публицистического стиля;
выработка нравственных принципов у учащихся на основе проблематики романа «Мастер и Маргарита».
Методы обучения:
беседа проблемного характера с элементами анализа романа.
Оборудование урока:
портреты М. Булгакова и В. В. Розанова;
материал книги В. Розанова «Уединение»;
видеофильм «Мастер и Маргарита»;
прелюдия И. С. Баха;
карточки с заданиями.
Ход урока.
Эпиграфы к уроку:
Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
И. Гете «Фауст»
Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день…
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
1. Словесная работа.
Идеал добра, сострадания и отваги; совесть – искупление вины; человек ответственен за все; стилистические фигуры эссе; художественный символ; эпифора, анафора, умолчания, риторический вопрос.
2. Домашнее задание к уроку.
Важнейшие философские и нравственные вопросы в главах о Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате.
Жанры публицистического стиля.
Эссе (толкование найти в справочниках-словарях).
3. Звучит мелодия прелюдии И. С. Баха.
4. Вступительное слово учителя.
Роман «Мастер и Маргарита» и реалистический и фантастический, это роман и философский: в нем ставятся вечные проблемы бытия.
ДОБРО ЗЛО
5. Фрагмент видеофильма «Мастер и Маргарита» (спор нищего философа и прокуратора Иудеи).
6. Какие впечатления философские и нравственные вопросы поставлены Булгаковым в романе?
(Противостояние свободы личности и несвободы добро и зло; тема совести – тема нравственной оценки своих поступков; что есть жизнь? что есть человек? Духовная слабость – малодушие.
Мы удивляемся, читая слова Иешуа о том, что «Злых людей на свете нет». Это точка зрения самого писателя: злых людей действительно нет. Как нет вообще зла как человеческой формы, человеческого начала. Зло, по концепции писателя, есть проявление дочеловеческих атавизмов. Человек начинается там, где кончается зло. «Мастер и Маргарита» - это роман о всесилии добра.)
7. Итак, размышления о романе предстоит выразить в сочинении в жанре эссе.
Назовите жанры публицистического стиля (Отзыв, заметка в газету, интервью, репортаж, очерк, рецензия, эссе).
Что такое эссе? (Фр. слово – «попытка, проба, очерк», от лат. «взвешивание»)
Запись в тетрадь: Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции. Автор эссе, раскрывая частную тему, избранную им, стремится передать свои впечатления, с нею связанные.
Жанровые особенности сочинения – эссе:
Необычное вступление.
Автор делится своими впечатлениями, наблюдениями.
Небольшой объем, свободная композиция.
Вывода чаще всего нет, вопрос остается открытым.
Дана установка на диалог с читателем.
Стиль отмечается афористичностью, образностью, эмоциональностью.
Многообразие художественно-изобразительных средств языка.
8. Работа с текстами Розанова «Уединение».
Назвать основные признаки эссе на примерах текстов В. Розанова.
Тропы (эпитет, метафора, аллегория, художественный символ, гипербола).
Стилистические фигуры (антитеза, анафора, умолчание, риторический вопрос).
К какому жанру можно отнести эти отрывки?
Почему на уроке звучали имена – Булгакова и Розанова?
(Их произведения созвучны на уровне вечных ценностей, всеобщих нравственных принципов: размышления о своей эпохе и вечности, человеке и мире, добре и зле, сострадательности и равнодушии).
Стихия языка, своеобразие художественной манеры Булгакова, отражающей внутренний мир человека, сближает роман с эссе Розанова.
9. Сравнительная характеристика двух сочинений.
10. Вам предстоит написать по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» сочинение – эссе на одну из следующих тем:
Что такое Добро и что такое Зло?
Что есть Истина?
Ответственен ли человек за свои деяния?
Совесть, истина, человечность.
11. Практическая часть.
Каким может быть начало сочинения?
Как быстротечно и неуловимо время! Как хрупка и беззащитна человеческая жизнь! Что же является истиной в этом хаотичном мире? Существуют ли какие-нибудь неизменные нравственные категории, как у нищего философа? Или они изменчивы и человеком движет страх перед силой смерти, жажда власти и богатства?
2. Холод, мрак вечности. Вечность покоя, который обрел прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Душа болит, болит душа, тянется к свету, истине, добру.
Какое из вступлений наиболее удачное?
Подберите слова опорные, ярко и образно характеризующие размышления о Добре и Зле.
Сострадательность и всепрощение, идеалы Добра, покой, наказуемость Зла, Бог – мерило совести. Что я? Зачем я?