способствовать развитию навыков внимательного чтения: лексическое значение слова, перефразирование, выделение главного, аннотирование, целенаправленное перечитывание,
Содействовать формированию умений работать в парах, группах на основе сотрудничества.
I. Организация «ситуации успеха»
1. Посмотрите на картины (на доске). Определите их жанр. Докажите, что вы определили правильно.
Это пейзаж, так как…(изображена живая природа)
это натюрморт, так как. (изображена неживая природа)
это портрет, так как…(изображен человек или группа людей)
2. Прочтите отрывки из разных литературных произведений. Можно ли сказать, что это тоже портреты? Докажите свое мнение (в парах. У каждой пары 1 отрывок. Несколько пар выступают).
«Тощий, огненно-рыжий кот с белыми подпалинами на животе» К.Паустовский
«Высокий, худой, бледный старик. У него борода, усы, морщины покрыли сеткою лицо» Е.Шварц.
«Лицо его было белое, кудри были, как лепестки нарцисса, а губы – как лепестки алой розы, и глаза – как фиалки, отраженные в прозрачной воде ручья. И он был строен, как цветок, выросший в густой траве» (О.Уальд)
«Белолица, черноброва, нраву кроткого такого. …Всех милее, всех румяней и белее» (А.С.Пушкин)
3. Чем литературный портрет отличается от портрета в изобразительном искусстве и что общего?
(Общее: портрет помогает представить облик, отличие: героем литературного произведения может быть не только человек (примеры)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
способствовать развитию навыков внимательного чтения: лексическое значение слова, перефразирование, выделение главного, аннотирование, целенаправленное перечитывание,
Содействовать формированию умений работать в парах, группах на основе сотрудничества.
I. Организация «ситуации успеха»
1. Посмотрите на картины (на доске). Определите их жанр. Докажите, что вы определили правильно.
Это пейзаж, так как…(изображена живая природа)
это натюрморт, так как.. (изображена неживая природа)
это портрет, так как…(изображен человек или группа людей)
2. Прочтите отрывки из разных литературных произведений. Можно ли сказать, что это тоже портреты? Докажите свое мнение (в парах. У каждой пары 1 отрывок. Несколько пар выступают).
«Тощий, огненно-рыжий кот с белыми подпалинами на животе» К.Паустовский
«Высокий, худой, бледный старик. У него борода, усы, морщины покрыли сеткою лицо» Е.Шварц.
«Лицо его было белое, кудри были, как лепестки нарцисса, а губы – как лепестки алой розы, и глаза – как фиалки, отраженные в прозрачной воде ручья. И он был строен, как цветок, выросший в густой траве» (О.Уальд)
«Белолица, черноброва, нраву кроткого такого. …Всех милее, всех румяней и белее» (А.С.Пушкин)
3. Чем литературный портрет отличается от портрета в изобразительном искусстве и что общего?
(Общее: портрет помогает представить облик, отличие: героем литературного произведения может быть не только человек (примеры)
II. Организация поиска нового знания:
Проблематизация.
При помощи каких изобразительных средств автор литературного произведения создает портрет литературного героя?
Целеполагание.
Определить, при помощи каких изобразительных средств автор литературного произведения создает портрет литературного героя
Заполнение 2й и 3й части целеполагающей таблицы
Что уже знаю
Чего не знаю
Что нужно узнать (цель)
что такое портрет
При помощи каких изобразительных средств автор литературного произведения создает портрет литературного героя
При помощи каких изобразительных средств автор литературного произведения создает портрет литературного героя
Планирование.
Что нужно сделать для того, чтобы достичь поставленной цели?
Прочесть описание героя в рассказе «Васька» (1-2 части рассказа) и систематизировать информацию при помощи таблички, выписывая ключевые слова (приложение 1, 7) (в парах)
Определить, с помощью каких изобразительных средств автор описывает своего героя (внешний вид: эпитеты, сравнения; глаголы, антонимы)
Сделать вывод о средствах изображения портрета героя литературного произведения.
(Основными средствами изображения является описание внешнего вида и поступков литературного героя)
Описание нового знания, моделирование (приложение 2).
Сравните свой вывод с определением из словаря.
ПОРТРЕТ в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает свое отношение к ним через изображение внешности: их фигуры, лица, одежды, движений, а также поступков, поведения.
III. Применение нового знания.
Прочтите свою часть рассказа Б. Емельянова «Васька» и ответьте на вопросы.
Перескажите свою часть в группе, оценивая друг друга по листу взаимооценки (приложение 3).
Какие ещё средства характеристики героя использует автор? Составьте в группе общий портрет литературного героя, вписав в схему все детали, найденные в своей части текста и в начале урока (приложение 4)
дополните модель понятия «Портрет» (приложение 2) и таблицу (приложение 1)
Прочтите последний абзац рассказа
- Как меняется характер героя в конце рассказа? (В начале рассказа с ним было много хлопот, обид и разговоров. В конце рассказа нет никаких разговоров)
- Почему Васька слушался телефонную трубку?
IV. Самоконтроль, самооценка.
Мини-сочинение. Опиши портрет своего напарника.
Посмотри критерии оценивания сочинения. Что из перечисленного есть в твоем тексте? Что есть в твоем тексте, но не перечислено в критериях? За каждый критерий поставь 1 балл. (приложение 5)
Рефлексия.
Как вы работали на уроке?
Стало ли понятно, что означает понятие «литературный портрет»? Что помогло вам это понять? Что осталось непонятным? Что будешь делать, чтобы понять то, что осталось непонятным?
Приложение 1.
для систематизации информации о портрете Васьки
описание шерсти
описание поведения при хозяине
умён и послушен
описание поведения без хозяина
характеристика других персонажей:
сам хозяин
его товарищи
соседка
характеристика автора-рассказчика
найдите антонимы, при помощи которых автор подчеркивает разницу поведения героя при хозяине и без хозяина:
тихо и смирно - _________________________________________________
не лаял на кошку - _______________________________________________
модельный ответ
для систематизации информации о портрете Васьки
описание шерсти
Золотая шерсть, блестящая, как шёлк, мягкая и волнистая.
описание поведения при хозяине
Умён и послушен. Тихо и мирно лежал под столом. Вставал, чтобы принести спички и папиросы. Не лаял на кошку.
описание поведения без хозяина
«Срывался с цепи», кошку ловил за хвост, свой коврик таскал из угла в угол, гонял по коридору свою миску, прятал под диван вещи соседей.
характеристика других персонажей:
сам хозяин
его товарищи
соседка
Думал, что ты друг, а ты хулиган и бездельник
«Хорошая охотничья собака»
«Отвратительная собака»
характеристика автора-рассказчика
Умён и послушен. Слушался только меня.
найдите антонимы, при помощи которых автор подчеркивает разницу поведения героя при хозяине и без хозяина:
тихо и смирно - точно «срывался с цепи»
не лаял на кошку – кошку ловил за хвост
Приложение 2
Приложение 3
Лист взаимооценки пересказа текста.
Ф. И. ученика ___________________________________
Отметь знаком «+», если во время рассказывания соблюдались критерии пересказа и знаком «-», если не соблюдались.
За знак каждый знак «+» поставь 1 балл.
посчитай общую сумму баллов
«+» или «-»
Баллы
Говорил не торопясь
Соблюдал последовательность сюжета
Пересказывал подробно
Пересказывал своими словами (перефразировал авторский текст, использовал синонимы)
(авторская характеристика (думал, что ты друг, а ты хулиган и бездельник), характеристика других персонажей – отвратительная собака) и т.д.
Приложение 5.
Критерии оценивания эссе.
Эссе «Портрет моего напарника»
описание внешности
названы качества характера
изобразительно-выразительные средства
выражено мое отношение
Приложение 6
Текст рассказа по частям и вопросы для внимательного чтения
Б.Емельянов
Васька
1 часть.
Был у меня охотничий пёс Васька с золотой шерстью, блестящей, как шёлк, мягкой и волнистой.
Соседи говорили, что мы свою собаку чистим мелом и водим в парикмахерскую. Но это была, конечно, неправда.
Васька был очень умён и послушен. Но слушался он только меня, и из-за этого было много хлопот, обид и разговоров.
Когда я сидел дома, Васька тихо и мирно лежал под столом в комнате, на своём коврике, и вставал только затем, чтобы принести спички и папиросы, когда я ему приказывал.
Он даже не лаял, когда забредала нечаянно в комнату соседская кошка.
2 часть.
Но как только утром я уходил на службу, Васька точно срывался с цепи.
Кошку он ловил за хвост, и она визжала, шипела и царапалась, летала по коридору и кухне, как ракета… и в конце концов обязательно била посуду, оставленную кем-нибудь на кухонном столе.
Свой коврик Васька таскал из угла в угол, трепал и терзал так, что от него только клочья летели.
Свою эмалированную миску он вытаскивал в коридор и с лаем, громом и звоном гонял её от двери к двери.
Он уносил из передней и прятал под наш диван домашние вещи соседей: сумки, платки, щётки и веники.
Васька прекрасно понимал, что хозяина нет дома и некому ему дать взбучку.
3 Часть.
Прочитай отрывок из рассказа Б. Емельянова «Васька», ответь на вопросы и выполни задание.
Однажды соседи позвонили мне по телефону из дома на службу: случилась большая неприятность.
Соседка решила купаться, налила полную ванну тёплой воды и только на минутку вышла в кухню. Васька тем временем утащил в ванную комнату подушки с дивана, отнёс туда же свой пыльный собачий коврик и сам с удовольствием залез в тёплую, чистую воду.
Соседка вернулась из кухни и застала в ванне мокрую, отвратительную собаку.
Соседка решительно заявила, что пусть с ней делают что хотят, но после этой собаки она в этой ванне мыться не будет.
- Приезжайте домой! – кричала она. – Немедленно!
Подчеркни в тексте, в чём состояла «большая неприятность».
Какую деталь портрета мы узнаём из характеристики соседки?
Назови средства характеристики литературного героя, которые тебе встретились.
Озаглавь текст.
4 часть
Прочитай отрывок из рассказа Б. Емельянова «Васька», ответь на вопросы и выполни задание.
Я не мог приехать домой, так как у меня была срочная и важная работа, но понял, что нужно принимать решительные меры.
Я сказал, чтобы мне позвали Ваську к телефону. Пусть они возьмут его за ошейник и держат, и к уху ему приложат трубку.
Так они и сделали, а я сурово крикнул в телефон приказ:
- Ложись!
Строго выбирая слова, я говорил сердито:
- Я думал, пёс, что ты друг человеку, а ты, оказывается, хулиган и бездельник. Зря мне говорили товарищи, что ты хорошая охотничья собака.
Я сказал Ваське всё, что о нём думал.
- Пошёл на место! – сказал я под конец. – Где твоё место?
Каким считали Ваську товарищи хозяина?
Как хозяин характеризует характер Васьки?
Назови средства характеристики литературного героя, которые тебе встретились.
Озаглавь текст.
5 часть.
Прочитай отрывок из рассказа Б. Емельянова «Васька», ответь на вопросы и выполни задание.
Мне рассказали потом, что было с Васькой.
Услышав мой голос, он вздрогнул и сразу лёг на пол.
Меня не было дома - он это знал, видел, слышал, чуял своим тончайшим охотничьим чутьём – и вдруг я всё-таки оказался дома, рядом с ним, здесь, в чёрной телефонной трубке!
Васька никак не мог понять, как я туда попал, и очень испугался.
Всё время, пока я говорил, он лежал возле телефона, дрожал мелкой дрожью и слушал. Когда я сказал: «На место!» - он вскочил, юркнул в комнату и забился под стол.
Что ещё мы узнаём о литературном герое из слов автора – хозяина собаки?
Какое основное событие сюжета происходит в этой части?
Озаглавь.
6 часть.
Прочитай отрывок из рассказа Б. Емельянова «Васька», ответь на вопросы и выполни задание.
Поздно вечером я вернулся домой. Соседка открыла мне дверь. Она уже не сердилась на Ваську, совсем не сердилась.
- Он так и не вылезал из-под стола, - сказала она взволнованно. – Лежит и молчит. И не ест.
- Васька! – позвал я, - иди сюда.
Из-под стола показалась виноватая рыжая морда.
- Поди сюда, - повторил я.
И Васька пополз ко мне через комнату. Он полз на животе, подметая пол своими длинными шёлковыми ушами. Всем своим видом он говорил мне:
«Я виноват. Я больше не буду. Прости. Ругай меня как хочешь здесь, дома, но больше никогда не разговаривай со мной по телефону».
Найди в тексте слова, описывающие внешний вид героя.
Какие слова описывают эмоциональное состояние?
Озаглавь.
7 часть.
С тех пор в нашей квартире наступила тишина. Если меня не было дома, и Васька начинал озорничать и не слушаться, ему молча показывали на телефонную трубку, и он уходил к себе под стол без лишних напоминаний.
Толковый словарик к рассказу Б.Емельянова «Васька»
Деталь портрета
Деталь – часть чего-то. Мелкая подробность.
Литературный портрет –одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает свое отношение к ним через изображение внешности: их фигуры, лица, одежды, движений, а также поступков, поведения.
Литературный герой - это персонаж, действующее лицо литературного произведения.