kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема нравственного долга в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема нравственного долга в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».

 

Цели урока:

  • познакомить учащихся с историей создания рассказа и его композицией, проследить за авторской позицией, определить понятие «нравственный долг»;
  • развивать мышление и речь учащихся;
  • воспитывать уважение к родителям, любовь к малой родине.

Ход урока

«За добро плати добром, не будь пустельгой».

К.Г. Паустовский

1. Организационный момент.

Запись в тетради даты и темы урока.

2. Словарная работа.

Нравственный – относящийся к нормам поведения человека в обществе; относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

Зарубка – отметка рубящим орудием на каком-либо предмете (на дереве и т.д.).

Пустельга – хищная птица из семейства соколиных; легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

Эпиграф – краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.

3. Реализация домашнего задания.

  • Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?
  • Как Паустовский построил свое произведение для того, чтобы и у нас на сердце они остались? (Читали главу «Зарубки» из «Золотой розы» и сравнивали воспоминания писателя и художественный текст.)

4. Слово учителя.

     Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл». Создатель этого кристалла – автор. Как писатель Паустовский своеобразен и самобытен. Рассказ «Телеграмма» (1946 год) даёт замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я», выявляющем себя во всем многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров речи персонажей, специфике деталей, интерьера и других художественных средств. Постижение авторской позиции – дело нелёгкое, особенно если голос автора, как в «Телеграмме», почти не слышен. Наша задача на уроке – проникнуть, говоря словами В. Г. Белинского, «в тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта – то, что принято называть творческой индивидуальностью.

5. Сообщение специально подготовленного учащегося об истории создания рассказа.

6. Анализ рассказа.

1) Углубление восприятия произведения.

  • Каково ваше впечатление о «Телеграмме» К. Г. Паустовского?
  • О чем этот рассказ?

(Тема рассказа - взаимоотношения родителей и детей. Также в нем идет речь о милосердии, об ответственности человека за свои поступки, о нравственном долге детей).

2) Композиция рассказа.

Самостоятельная работа учащихся по группам. Определить, как построен рассказ, и выделить основные части, озаглавить каждую и подобрать эпиграфы.

3) Работа с текстом.

Анализ пейзажа, интерьера.

  • Для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
  • Какие мысли передает через этот пейзаж?
  • Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?
  • Как соответствует безотрадная картина внутреннему состоянию Катерины Петровны? (Философский подтекст пейзажа.)
  • Выражает ли автор прямое сочувствие героине?
  • Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме?

За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.

Образ Катерины Петровны.

  • Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?
  • Каково её прошлое?
  • Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини?
  • Как относятся к Катерине Петровне окружающие?
  • Были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь?
  • Как относятся к Катерине Петровне окружающие?
  • Катерина Петровна написала Насте письмо. Почему она это сделала? (Выразительное чтение письма учителем наизусть.)

     Писатель приглашает нас домыслить то, что осталось в подводном течении рассказа. Женщине мог напомнить о приближении конца «облетевший, озябший» клён, который она посадила ещё «девушкой-хохотушкой», её могла испугать собственная слабость: ведь Катерина Петровна еле добрела до калитки и с величайшим трудом вернулась обратно. Да и в самом стуке, почудившемся старой женщине, есть что-то мистическое: не восприняла ли его Катерина Петровна как весть о скорой смерти?

Образ Насти.

  • Портрет.
  • Что во внешнем облике Насти подчёркивает автор? (Русые волосы и большие холодные глаза.)

Отношение Насти к художникам.

  • В мастерской Тимофеева.
  • Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?
  • Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и историей жизни Катерины Петровны?
  • Почему Настя так самоотверженно помогает скульптору? Она, по вашему мнению, бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием к матери?
  • Выставка Тимофеева.
  • Бездушна ли, по-вашему, Настя?
    (Устраивая выставку, ходила к председателю Союза Художников; сочувствует Тимофееву; «горячилась, доказывала», «приходила в отчаяние»)
  • Вспоминала ли о матери?
    («Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, заглохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней»).

Паустовский предостерегает нас от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в суете повседневности о главном.

  • Получение телеграммы.
  • Как Настя принимает телеграмму?
  • Почему не открыла старому художнику правду?
  • Поему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»?

Чтение и анализ эпизода «Настя под хмурым небом».

     Это внутренний монолог героини — кульминация центральной части рассказа. Настя переживает духовный кризис. Её горькие слёзы - это слёзы очищения. Но с просветлением души пришло и твёрдое понимание «Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «ненаглядная моя!», и по-детски милое «мама», впервые произнесённое за последние годы.

  • Успела ли Настя приехать к живой матери?

Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы».

Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте.

Работа над эпиграфом к уроку.

  • В качестве эпиграфа выбраны слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему они сказаны именно ей?
  • Какой смысл вкладывает в эти слова автор?
    («...не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного.)
  • Какую библейскую заповедь нарушает Настя?
    (Открыть запись на доске: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия).)
  • Какие факты свидетельствуют о том, что совесть Насти всё же пробудилась?

7. Выводы. Смысл названия рассказа.

         Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. В рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается поддержать её в одиночестве, старости. Обе телеграммы до конца не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составлял телеграмму; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у неё прощения. Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно.

Домашнее задание.

  • Как выражается авторская позиция в тексте рассказа «Телеграмма»? (Письменно.)
  • Написать сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю».
    (По выбору учащихся)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема нравственного долга в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Иркутска 

средняя общеобразовательная школа №39














Тема нравственного долга в рассказе

К.Г. Паустовского «Телеграмма»











Учитель русского языка

и литературы:

Орлова Ольга Николаевна




Тема нравственного долга в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».


Цели урока:

  • познакомить учащихся с историей создания рассказа и его композицией, проследить за авторской позицией, определить понятие «нравственный долг»;

  • развивать мышление и речь учащихся;

  • воспитывать уважение к родителям, любовь к малой родине.

Ход урока

«За добро плати добром, не будь пустельгой».

К.Г. Паустовский

  1. Организационный момент.

Запись в тетради даты и темы урока.

  1. Словарная работа.

Нравственный – относящийся к нормам поведения человека в обществе; относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

Зарубка – отметка рубящим орудием на каком-либо предмете (на дереве и т.д.).

Пустельга – хищная птица из семейства соколиных; легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

Эпиграф – краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.

  1. Реализация домашнего задания.

  • Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?

  • Как Паустовский построил свое произведение для того, чтобы и у нас на сердце они остались? (Читали главу «Зарубки» из «Золотой розы» и сравнивали воспоминания писателя и художественный текст.)

  1. Слово учителя.

Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл». Создатель этого кристалла – автор. Как писатель Паустовский своеобразен и самобытен. Рассказ «Телеграмма» (1946 год) даёт замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я», выявляющем себя во всем многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров речи персонажей, специфике деталей, интерьера и других художественных средств. Постижение авторской позиции – дело нелёгкое, особенно если голос автора, как в «Телеграмме», почти не слышен. Наша задача на уроке – проникнуть, говоря словами В. Г. Белинского, «в тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта – то, что принято называть творческой индивидуальностью.

  1. Сообщение специально подготовленного учащегося об истории создания рассказа.

  2. Анализ рассказа.

  1. Углубление восприятия произведения.

  • Каково ваше впечатление о «Телеграмме» К. Г. Паустовского?

  • О чем этот рассказ?

(Тема рассказа - взаимоотношения родителей и детей. Также в нем идет речь о милосердии, об ответственности человека за свои поступки, о нравственном долге детей).

  1. Композиция рассказа.

Самостоятельная работа учащихся по группам. Определить, как построен рассказ, и выделить основные части, озаглавить каждую и подобрать эпиграфы.

  1. Работа с текстом.

Анализ пейзажа, интерьера.

  • Для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?

  • Какие мысли передает через этот пейзаж?

  • Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?

  • Как соответствует безотрадная картина внутреннему состоянию Катерины Петровны? (Философский подтекст пейзажа.)

  • Выражает ли автор прямое сочувствие героине?

  • Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме?


За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.

Образ Катерины Петровны.

  • Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?

  • Каково её прошлое?

  • Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини?

  • Как относятся к Катерине Петровне окружающие?

  • Были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь?

  • Как относятся к Катерине Петровне окружающие?

  • Катерина Петровна написала Насте письмо. Почему она это сделала? (Выразительное чтение письма учителем наизусть.)


Писатель приглашает нас домыслить то, что осталось в подводном течении рассказа. Женщине мог напомнить о приближении конца «облетевший, озябший» клён, который она посадила ещё «девушкой-хохотушкой», её могла испугать собственная слабость: ведь Катерина Петровна еле добрела до калитки и с величайшим трудом вернулась обратно. Да и в самом стуке, почудившемся старой женщине, есть что-то мистическое: не восприняла ли его Катерина Петровна как весть о скорой смерти?

Образ Насти.

  • Портрет.

  • Что во внешнем облике Насти подчёркивает автор?

(Русые волосы и большие холодные глаза.)

Отношение Насти к художникам.

  • В мастерской Тимофеева.

  • Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?

  • Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и историей жизни Катерины Петровны?

  • Почему Настя так самоотверженно помогает скульптору? Она, по вашему мнению, бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием к матери?

  • Выставка Тимофеева.

  • Бездушна ли, по-вашему, Настя?
    (Устраивая выставку, ходила к председателю Союза Художников; сочувствует Тимофееву; «горячилась, доказывала», «приходила в отчаяние»)

  • Вспоминала ли о матери?
    («Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, заглохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней»).


Паустовский предостерегает нас от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в суете повседневности о главном.


  • Получение телеграммы.

  • Как Настя принимает телеграмму?

  • Почему не открыла старому художнику правду?

  • Поему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»?

Чтение и анализ эпизода «Настя под хмурым небом».

Это внутренний монолог героини — кульминация центральной части рассказа. Настя переживает духовный кризис. Её горькие слёзы - это слёзы очищения. Но с просветлением души пришло и твёрдое понимание «Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «ненаглядная моя!», и по-детски милое «мама», впервые произнесённое за последние годы.

  • Успела ли Настя приехать к живой матери?

Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы».

Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте.

Работа над эпиграфом к уроку.

  • В качестве эпиграфа выбраны слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему они сказаны именно ей?

  • Какой смысл вкладывает в эти слова автор?
    («...не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного.)

  • Какую библейскую заповедь нарушает Настя?
    (Открыть запись на доске: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия).)

  • Какие факты свидетельствуют о том, что совесть Насти всё же пробудилась?



  1. Выводы. Смысл названия рассказа.

Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. В рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается поддержать её в одиночестве, старости. Обе телеграммы до конца не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составлял телеграмму; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у неё прощения. Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно.

  1. Домашнее задание.

  • Как выражается авторская позиция в тексте рассказа «Телеграмма»? (Письменно.)

  • Написать сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю».
    (По выбору учащихся)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Тема нравственного долга в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Автор: Орлова Ольга Николаевна

Дата: 12.01.2015

Номер свидетельства: 153831

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Открытый урок по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма" в 9 "А" классе "
    ["seo_title"] => string(71) "otkrytyi-urok-po-rasskazu-k-g-paustovskogho-tielieghramma-v-9-a-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "173227"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423938925"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Сочинение – рассуждение по данному началу "
    ["seo_title"] => string(46) "sochinieniie-rassuzhdieniie-po-dannomu-nachalu"
    ["file_id"] => string(6) "198290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428391876"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства