Тема нравственного долга в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».
Цели урока:
- познакомить учащихся с историей создания рассказа и его композицией, проследить за авторской позицией, определить понятие «нравственный долг»;
- развивать мышление и речь учащихся;
- воспитывать уважение к родителям, любовь к малой родине.
Ход урока
«За добро плати добром, не будь пустельгой».
К.Г. Паустовский
1. Организационный момент.
Запись в тетради даты и темы урока.
2. Словарная работа.
Нравственный – относящийся к нормам поведения человека в обществе; относящийся к внутренней, духовной жизни человека.
Зарубка – отметка рубящим орудием на каком-либо предмете (на дереве и т.д.).
Пустельга – хищная птица из семейства соколиных; легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).
Эпиграф – краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.
3. Реализация домашнего задания.
- Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?
- Как Паустовский построил свое произведение для того, чтобы и у нас на сердце они остались? (Читали главу «Зарубки» из «Золотой розы» и сравнивали воспоминания писателя и художественный текст.)
4. Слово учителя.
Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл». Создатель этого кристалла – автор. Как писатель Паустовский своеобразен и самобытен. Рассказ «Телеграмма» (1946 год) даёт замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я», выявляющем себя во всем многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров речи персонажей, специфике деталей, интерьера и других художественных средств. Постижение авторской позиции – дело нелёгкое, особенно если голос автора, как в «Телеграмме», почти не слышен. Наша задача на уроке – проникнуть, говоря словами В. Г. Белинского, «в тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта – то, что принято называть творческой индивидуальностью.
5. Сообщение специально подготовленного учащегося об истории создания рассказа.
6. Анализ рассказа.
1) Углубление восприятия произведения.
- Каково ваше впечатление о «Телеграмме» К. Г. Паустовского?
- О чем этот рассказ?
(Тема рассказа - взаимоотношения родителей и детей. Также в нем идет речь о милосердии, об ответственности человека за свои поступки, о нравственном долге детей).
2) Композиция рассказа.
Самостоятельная работа учащихся по группам. Определить, как построен рассказ, и выделить основные части, озаглавить каждую и подобрать эпиграфы.
3) Работа с текстом.
Анализ пейзажа, интерьера.
- Для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
- Какие мысли передает через этот пейзаж?
- Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?
- Как соответствует безотрадная картина внутреннему состоянию Катерины Петровны? (Философский подтекст пейзажа.)
- Выражает ли автор прямое сочувствие героине?
- Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме?
За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.
Образ Катерины Петровны.
- Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?
- Каково её прошлое?
- Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини?
- Как относятся к Катерине Петровне окружающие?
- Были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь?
- Как относятся к Катерине Петровне окружающие?
- Катерина Петровна написала Насте письмо. Почему она это сделала? (Выразительное чтение письма учителем наизусть.)
Писатель приглашает нас домыслить то, что осталось в подводном течении рассказа. Женщине мог напомнить о приближении конца «облетевший, озябший» клён, который она посадила ещё «девушкой-хохотушкой», её могла испугать собственная слабость: ведь Катерина Петровна еле добрела до калитки и с величайшим трудом вернулась обратно. Да и в самом стуке, почудившемся старой женщине, есть что-то мистическое: не восприняла ли его Катерина Петровна как весть о скорой смерти?
Образ Насти.
- Портрет.
- Что во внешнем облике Насти подчёркивает автор? (Русые волосы и большие холодные глаза.)
Отношение Насти к художникам.
- В мастерской Тимофеева.
- Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?
- Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и историей жизни Катерины Петровны?
- Почему Настя так самоотверженно помогает скульптору? Она, по вашему мнению, бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием к матери?
- Выставка Тимофеева.
- Бездушна ли, по-вашему, Настя?
(Устраивая выставку, ходила к председателю Союза Художников; сочувствует Тимофееву; «горячилась, доказывала», «приходила в отчаяние») - Вспоминала ли о матери?
(«Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, заглохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней»).
Паустовский предостерегает нас от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в суете повседневности о главном.
- Получение телеграммы.
- Как Настя принимает телеграмму?
- Почему не открыла старому художнику правду?
- Поему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»?
Чтение и анализ эпизода «Настя под хмурым небом».
Это внутренний монолог героини — кульминация центральной части рассказа. Настя переживает духовный кризис. Её горькие слёзы - это слёзы очищения. Но с просветлением души пришло и твёрдое понимание «Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «ненаглядная моя!», и по-детски милое «мама», впервые произнесённое за последние годы.
- Успела ли Настя приехать к живой матери?
Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы».
Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте.
Работа над эпиграфом к уроку.
- В качестве эпиграфа выбраны слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему они сказаны именно ей?
- Какой смысл вкладывает в эти слова автор?
(«...не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного.) - Какую библейскую заповедь нарушает Настя?
(Открыть запись на доске: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия).) - Какие факты свидетельствуют о том, что совесть Насти всё же пробудилась?
7. Выводы. Смысл названия рассказа.
Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. В рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается поддержать её в одиночестве, старости. Обе телеграммы до конца не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составлял телеграмму; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у неё прощения. Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно.
Домашнее задание.
- Как выражается авторская позиция в тексте рассказа «Телеграмма»? (Письменно.)
- Написать сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю».
(По выбору учащихся)