kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: "Жить не по лжи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературной гостиной"Жить не по лжи" посвящён жизни и творчеству А.И.Солженицына. Разработка литературной гостиной рекомендована для обучающихся 11 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Жить не по лжи"»

Сценарий литературной гостиной


Учитель русского языка и литературы: С.И. Даньшина


«Жить не по лжи»

/жизнь и творчество А.И.Солженицына/



В строе русской души есть…жажда творчества,

Которое создает новую жизнь и новый мир ... Русским не свойственен культ чистых ценностей…

Русский правдолюбец хочет не меньше,

Чем полное преображение жизни, спасение мира.


Н.А. Бердяев «Смысл творчества»





Цели: 1.Дать общую характеристику жизни и творчеству писателя.

2.Показать целесообразность более глубокого изучения его произведений.

3. Формировать информационную культуру обучающихся.

4.Способствовать формированию духовных ценностей обучающихся.

5.Развивать творческие способности обучающихся.

Оборудование:

1.Портрет А.И. Солженицына,

2Выставка книг, посвященных творчеству А.И. Солженицына,

3.Презентация.


Ход проведения литературной гостиной

Ведущий 1

Ведущий 2

Чтец 1

Чтец 2

Чтец 3

Чтец 4

Чтец 5

-Слайд: Фото: крупный план





Ведущий 1

- Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года на Северном Кавказе, в Кисловодске. Своих предков писатель обнаружил упомянутыми даже в петровских документах 1698года. А прапрадед крестьянствовал в Воронежской губернии, откуда и был за бунт сослан на Кавказ. Отец будущего писателя учился в Московском университете, воевал в Первую мировую войну. После войны обвенчался с Таисией Щербак - дочерью богатого кубанского землевладельца. Но еще до рождения сына умер от несчастного случая на охоте. В интервью газете «Нью-Йорк Таймс» Александр Исаевич рассказывал о своей матери: «Она вырастила меня в невероятно тяжелых условиях. Овдовев еще до моего рождения, не вышла замуж второй раз – главным образом опасаясь возможной суровости отчима…Мама хорошо знала французский и английский, еще изучила стенографию и машинопись, но в учреждения, где хорошо платили, ее никогда не принимали из-за ее соц. происхождения. Это заставляло ее искать сверхурочную вечернюю работу…15 лет мы не имели своего жилья, все время снимали углы в каких-то гнилых избушках у частников, за большую плату. По условиям нашего быта она часто простужалась…на ее могилу попал лишь через 12 лет, после лагеря и ссылки».


Ведущий 2

- После средней школы Александр Солженицын учился на физико-математическом факультете Ростовского университета, куда поступил в 1936 году. Учился отлично. Был даже Сталинским стипендиатом. И мечтал о литературном творчестве…

В 1939 году, не оставляя учебы в университете, Александр Солженицын поступает на заочное отделение Московского института философии, литературы и искусства, давшего нашей культуре плеяду талантливых литераторов. Закончить институт ему не дала война.

С весны 1943 по февраль 1945 года он командовал батареей артиллерийской инструментальной разведки… 9 февраля 1945, сразу после боя, он был впервые арестован. Арестован за то, что в письме к другу позволил себе покритиковать Сталина. Приговор – 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Он попал в «шарашку» - тюремное НИИ, которое потом опишет в романе «В круге первом». Здесь Александр Солженицын и начал, а вернее – вернулся к писательству.

Жена - Наталья Решетовская - по возможности навещала его, приносила передачи. Но она сама попала в очень трудное положение. Наталья Решетовская училась в аспирантуре МГУ и, конечно же, не могла открыться кому-либо, что ее муж в заключении. И на очередном свидании, трудно, со слезами, но решено было между ними, что она официально расторгнет брак, «бывший муж в заключении – это снимало многое…

Чтец 1

Ты – как девочка молодая

Ты – все та же, не блекнет лицо!

Распрямись же! Сними родная,

Обручальное наше кольцо.

Ты не знаешь, что значит ждать!




Холодеть. Каменеть. Скрываться.

Человеку ль пред жизнью не сдаться?

Ведь не год. Ведь не три. Ведь не пять!-

Двенадцать.

Облетят твои свежесть и цвет,

Подо льдами надломится стойкость…

Не клянись же, безумная! Нет!!!

Даже сказочный срок – семь лет!

Даже в сказках не ждут постольку!



-- Слайд «Один день Ивана Денисовича»


Чтец 2. Летом 1950 года Солженицына переводят в Казахстан, в Экибастузский лагерь. Это о нем в «Одном дне Ивана Денисовича».


Скоро не будет серебряных рощиц,

Зарослей частых, заманчивой тени,-

Едем в пустыню, не будет в ней, тощей,

Писка зверюшек, птичьего пенья,


Влажных покосов, желтого жнива,

В воду колодцев не грохнется цепь:

Глушит и давит всякое живо

Мертвая степь, осоленная степь.


Скоро не будет покровов зеленых,

Жесткого дерна, горькой полыни –

В мареве желтом песок раскаленный

Кружит и кружит ветер пустыни.


Едем на каторгу, в медные копи.

Вытравит легкие в месяцы медь.

Видели. Думали. Жили в Европе.

-В серой больничке везут умереть…


--Слайд «В лагерных бригадах»


Ведущий 1. Писать здесь возможности не было, а потребность осталась. Об этом читаем в его автобиографической книге «Бодался теленок с дубом» :

«…в лагере пришлось мне стихи заучивать наизусть – многие, тысячи строк. Для







этого я придумал четки с метрической системой… Под конец лагерного срока, поверивши в силу памяти, я стал писать и заучивать диалоги в прозе, а потом и сплошную прозу. Память вбирала! Шло! Но больше и больше уходило времени на ежемесячное повторение всего объема заученного- уже неделя в месяц».

В лагере у Александра Исаевича обнаружилась злокачественная опухоль. Оперировали. А после операции, едва начал вставать – выводили на работу… Выжил чудом. Уповал на молитву, которую сам же однажды сочинил:


Чтец 3

Как легко мне жить с Тобой, Господи!

Как легко мне верить в Тебя!

Когда расступается в недоумении или сникнет ум мой,

Когда умнейшие люди не видят дальше сегодняшнего вечера

И не знают: что делать надо завтра,-

Ты снисылаешь мне ясную уверенность,

Что Ты есть, и что Ты позаботишься,

Чтобы не все пути добра были закрыты.

На хребте славы земной я с удивлением оглядываюсь

На тот путь через безнадежность – сюда,

Откуда и я мог послать

Человечеству отблеск лучей Твоих.

И сколько надо будет, чтобы я их еще отразил, -

Ты дашь мне.

А сколько не успею – значит, Ты определил это другим.


-- Слайд «Матренин двор»


Ведущий 2

Операция не остановила болезнь, а потому в1953 году его освободили и определили ему городок Кок-Терек на юге Казахстана как место ссылки. Устроился работать в школу учителем. Но болезнь обострилась, появились боли в желудке. И под новый 1954 год поехал в Ташкент, в онкологическую клинику. Друзья напугали, что жить осталось – недели.

А жить хотелось, ибо – и не начинал жить, не исполнил главного – не написал того, что мыслил.

Бог не оставил его. Лечение новым методом – облучением - прошло успешно. Южное весеннее солнце сулило жизнь впереди. Об этом – в повести «Раковый корпус».

-- Слайд «Матренин двор»







Ведущий 1

Самый долгий официальный трудовой стаж А.И.Солженицына- это стаж работы в школе учителем математики и физики, а еще он вел фотографический и астрономический кружки. И к своей учительской деятельности Солженицын относился, как к любому роду деятельности, в высшей степени профессионально и ответственно. Об этом не без тени гордости он рассказал в «Матренином дворе». Старый друг Солженицына рассказал, что в последних их разговорах затрагивались и такие сегодняшние и, казалось бы, далекие от девяностолетних собеседников темы, как Единый Гос.Экзамен. Нет, для настоящих, больших людей мелочей в том, что затрагивает интересы соотечественников, что уводит от гуманистических традиций российского образования


-- Слайд «Действие повести»


Ведущий 2

- 1962 год – в «Новом мире» опубликован его рассказ «Один день Ивана Денисовича».

( ЗАЧИТАТЬ СЛАЙД )

Солженицыну шли письма со всей страны – люди спешили рассказать ему о том, что пережили сами. Но власти уже вынесли писателю свой приговор.

В 1967году, когда он опубликовал открытое письмо, в котором призывал покончить с цензурой, началась травля писателя

- 1970 год – Солженицыну вручают Нобелевскую премию, за то «…что в его произведениях выражено «душевное состояние народа», они раскрывают «наиболее человечное в человеке, стремление к гуманности, правде и справедливости». Наши газеты не преминули расценить это событие как очередную провокацию западных спец. служб против «социалистического лагеря». Слежка, прослушивание телефонных разговоров, наветы. Изымали корреспонденцию. Те письма, которые доходили, были вскрыты. Выявляли тех, кто общался с писателем. И в этих условиях Солженицын продолжает напряженно работать. Уже был завершен и ждал на Западе часа опубликования «Архипелаг ГУЛАГ», публиковался в Париже «Август Четырнадцатого».


--Слайд «Архипелаг ГУЛАГ»


Ведущий 1

Два десятилетия спустя стало известно, что летом 1971года, службы гос. безопасности,

испробовав все средства заставить его замолчать и понимая, что заставить его живого замолчать нельзя, задумали вообще устранить писателя. В начале августа 1971года, во время поездки писателя на юг, в Новочеркасске на него было совершено покушение: прилепившийся к Солженицыну в очереди оперативник КГБ





незаметно сделал ему укол – ввел дозу яда рецинина, три миллиграмма которого смертельны.. Солженицын почувствовал резкое недомогание, тело покрылось волдырями, волдыри гноились. Он срочно вернулся в Москву. Организм его справился и с отравлением. А вернувшись тяжело больным в Москву, Солженицын узнает, что тогда же, 12 августа, был налет на его дачку.

Солженицын пишет резкое письмо председателю КГБ Ю.Андропову, копию председателю Совета Министров Н.Косыгину. Покушение сорвалось. Провокация на даче сорвалась.

В декабре 1973 года в Париже все же вышел первый том книги «Архипелаг ГУЛАГ».

Книга вызвала в печати буквально вал откликов.

--Слайд «Высылка нобелевского лауреата»


Ведущий 2

В 1974 году Солженицына лишают советского гражданства и «выдворяют» из страны («выдворен» это словцо содержалось в официальном сообщении). Его арестовали прямо на улице, вернее во дворе дома, куда он вывел погулять в коляске младшего сына. Продержали несколько часов в тюрьме. Потом рано утром в сопровождении охранников посадили в самолет и высадили в ФРГ. Отдадим должное немецкому писателю Генриху Беллю: тот встречал изгнанника на аэродроме и увез к себе.

Академик Сахаров в ответ на это сделал следующее заявление Канадскому радио:

«Я уверен, что арест Александра Исаевича – месть за его книгу, разоблачающую зверства в тюрьмах и лагерях. Если бы власти отнеслись к этой книге как к описанию прошлых бед и тем отмежевались от этого позорного прошлого, можно было бы надеяться, что оно не возродится. Мы воспринимаем арест Солженицына не только как оскорбление русской литературе, но и как оскорбление памяти миллионов погибших, от имени которых он говорит»


- Слайд « Художественный мир Солженицына»


Ведущий1

Вместе с семьей Солженицын переезжает в США в штат Вермонт. Там он завершает «Архипелаг ГУЛАГ». Он мог бы жить спокойно и безбедно в Америке, получать гранты, издаваться огромными тиражами, получая миллионные гонорары. А он вновь, как только это становится возможным, возвращается в Россию- возвращается триумфатором, проехав через всю страну – от Владивостока до Москвы- на поезде. И в каждом городе его выходили встречать тысячи людей. В 1990 году Солженицыну вернули гражданство. Он писал, выступал, говорил – вновь об одном: о том, как нам обустроить Россию. Но те, кто спешил засвидетельствовать ему свое почтение, не хотели слышать его слов. Какое обустройство, какое самоуправление, если надо рвать на части, пилить, делить то, что плохо лежало, набивать карманы и






банковские счета, не забывая при этом развлекать народ - чтобы поменьше замечали, как грабят страну…

Великий мудрец замкнулся – перестал давать интервью, работал над книгами, издавая серьезные публицистические труды:

Чтец 4 Когда я горестно листаю

Российской летопись земли,

Я - тех царей благословляю,

При ком войны мы не вели.


При ком границ не раздвигали,

При ком столиц не воздвигали,

Не усмиряли мятежей,-

Рождались, жили, умирали

В глухом кругу, в семье своей.


Мне стали по сердцу те поры,

Мне те минуты дороги,

Те годы жизни о которых,

Ища великого, историк

Небрежно пишет две строки.


-- Слайд «Заключение»


Ведущий 2


«Жить не по лжи!»- название статьи Солженицына. Сначала она мыслилась как воззвание к согражданам. Потом стала изложением его кредо как гражданина и писателя. Известна статья стала на второй день после его ареста и высылки из страны. То, к чему Солженицын призывал своих сограждан, было выстрадано им и отложилось как принципы поведения и творчества. Главный принцип: «Не участвовать во лжи» :

«Насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью…

И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Писателям же и художникам доступно больше: победить ложь»

Можно ли следовать этому принципу? Жизненный и творческий путь А.И.Солженицына убеждает, что возможно.


Чтец 5

Когда было мне годика три,

Принесла забавушку мне нянька.

Опрокинув пустила: - Смотри,

Ванька – Встанька!...

Потолкала с тех пор меня жизнь, пошвыряла,

Отняла, все что было сначала

Мне, юнцу, нерасчетливо-щедро дано,

Сколько раз гнула так, что казалось тошно

Даже выжить до вечера.

Но…

Я упорно, как Ванька-Встанька,

На своем подымаюсь снова.

И ведь все уж потеряно, кажется,

И сомненьям моим не улечься,-

А опять я готов отважиться!

А опять я готов увлечься!...





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: "Жить не по лжи"

Автор: Даньшина Светлана Ильинична

Дата: 08.09.2021

Номер свидетельства: 586407

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Урок – лекция. Тема «А.И.Солженицын» "
    ["seo_title"] => string(38) "urok-liektsiia-tiema-a-i-solzhienitsyn"
    ["file_id"] => string(6) "203899"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429554903"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Презентация для урока по роману Л. Н. Толстого "Война и мир" на тему:"Духовные искания Андрея Болконского" "
    ["seo_title"] => string(113) "priezientatsiia-dlia-uroka-po-romanu-l-n-tolstogho-voina-i-mir-na-tiemu-dukhovnyie-iskaniia-andrieia-bolkonskogho"
    ["file_id"] => string(6) "144731"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418769638"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "План - конспект мастер -класса по теме "Мир хорош хотя бы тем, что он - отличная тема для размышления!" "
    ["seo_title"] => string(111) "plan-konspiekt-mastier-klassa-po-tiemie-mir-khorosh-khotia-by-tiem-chto-on-otlichnaia-tiema-dlia-razmyshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224390"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438759715"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Клубный час на тему: « Что такое честность»"
    ["seo_title"] => string(44) "klubnyi_chas_na_tiemu_chto_takoie_chiestnost"
    ["file_id"] => string(6) "359998"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1479430790"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Материал к лекторию по теме "Этика семейных взаимоотношений" "
    ["seo_title"] => string(68) "matierial-k-liektoriiu-po-tiemie-etika-siemieinykh-vzaimootnoshienii"
    ["file_id"] => string(6) "232052"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442740017"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства