Просмотр содержимого документа
«Тема «Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга»»
Урок подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 136 г.Донецка» Елагина Екатерина Андреевна
Тема «Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга»
Цели:
выявить основные параметры идеальных черт героини А.С. Пушкина и сопоставить их с современным восприятием идеала учащихся;
развитие навыков пересказа, анализа стихотворного текста, чтения наизусть;
обучение приёмам характеристики героя произведения;
воспитание любви к родной природе, благородства, верности;
выявить позиции автора по отношению к Татьяне;
развивать у учащихся умение анализировать мысли и чувства не только героев произведения, но и свои.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Форма урока: урок-беседа с элементами игры
Оборудование: компьютер и телевизор с usb-разъёмом
…Я так люблю
Татьяну милую мою!
А.С.Пушкин
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Этап мотивации. «Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее проникнута той целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения. Страстно влюбленная, простая деревенская девушка, потом светская дама, Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же».
В.Г.Белинский.
Видео № 2 (ролик о Татьяне)
Как вы уже, наверняка, догадались, сегодня в центре внимания «милая Татьяна». И поэтому наша главная задача - понять тип личности Татьяны, ее нравственный принципы, выяснить, почему Татьяна для Пушкина – «милый идеал»? Что ценил в Татьяне Пушкин, почему он с такою теплотою нарисовал этот образ?
Что же такое идеал? Обратимся к словарю.
Идеал - (от фр.- «идея», «представление», «понятие») - совершенство; совершенный образец чего-либо; высшая цель стремлений, деятельности.
В разные времена, в разные эпохи существовали свои представления об идеале женской красоты, характера…
На сегодняшнем уроке мы вновь обратимся к страницам гениального пушкинского творения – романа «Евгений Онегин».
Татьяна Ларина…Именем этой героини открывается галерея пленительных женских образов в русской классической литературе. Сколько таланта и мастерства вложил А.С.Пушкин в создание этого замечательного образа! Поэтому Татьяна более ста пятидесяти лет очаровывает читателей благородством, искренностью, чистотой, высокими нравственными принципами.
«Татьяны милый идеал» - тема урока. Обратившись к роману «Евгений Онегин», мы постараемся понять, почему героиня так близка и дорога поэту и насколько близка она к качествам идеальной девушки сегодняшнего времени.
Запишите в тетрадях число, тему урока, эпиграф. А чтобы наш разговор был более оживленным и интересным, проведем урок с элементами игры «Брейн-ринг».
Ещё на прошлом уроке вы объединились в команды. За каждый правильный ответ команда получит бонус. В конце урока мы узнаем, кто же стал нашим победителем.
Итак, приступим.
3. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
1). Нельзя говорить о Тане, не упоминая её сестру. Поэтому начнём именно с образа Ольги. Внимание на экран.
Марейченко Маша (выразительно читает):
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге… но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.
Представитель группы № 1 резюмирует:
Мы видим в Ольге красивую, беспечную, беззаботную, легкомысленную девушку. Она красива, но обыкновенна, как другие уездные барышни, портрет подобной красавицы есть в любом романе, и поэт пишет, что такой портрет «надоел ему безмерно», Онегин отзывается об Ольге резко: «В чертах у Ольги жизни нет…»
В характере Ольги главное – резвость, беспечность, беззаботность. В этом причина дуэли Онегина и Ленского, причина гибели Владимира Ленского.
Учитель: Всё верно. Образ Ольги необходим в романе: с помощью антитезы Ольга - Татьяна мы лучше понимаем необычность Татьяны.
Внимание! Вопрос № 1:С каким цветком и небесным светилом сравнивает Пушкин Ольгу? (ландыш и глупая луна).
2). Учитель: Вспомним, как появляется в романе Татьяна, какой её видим мы.
Айгистова Амина (выразительно читает):
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива.
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Представитель группы № 2 резюмирует:
А.С.Пушкин даёт не внешний облик, а скорее внутренний портрет Татьяны.
Она не похожа на своих сверстниц. На сестру, потому что одинока, неласкова, не любила играть, «пальцы не знали игл»…это выделяет Татьяну из окружения.
Учитель: Вы правы! Посмотрите на портрет Татьяны. Художник Константинов изобразил её похожей на мадонну, облик героини мечтателен, поэтичен.
Внимание! Вопрос № 2: Отчество Татьяны Лариной? (Дмитриевна).
3). Внимание! Вопрос № 3: Почему для своей семьи Татьяна казалась чужой и как это связано с биографией А.С. Пушкина? (Татьяна выросла "в глуши забытого селенья" , в атмосфере русских народных сказок , "преданий простонародной старины " , рассказанных нянею , простой русской крестьянкой . Автор говорит о том , что Татьяна зачитывалась иностранными романами , с трудом изъяснялась на родном языке , но в то же время с помощью тонкого психологического приема раскрывает ее "русскую душу" Все эти факты напоминают жизнь самого Пушкина.
Татьяна - натура поэтическая , глубокая , страстная , жаждущая настоящей , большой любви .
4). Увлечения Татьяны. Учащиеся записывают в тетради цитаты.
«Она любила на балконе предупреждать зари восход…»
«Страшные рассказы» пленяли сердце ей, она верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны».
Внимание! Вопрос № 4: Черный ящик! В этом ящике лежит предмет, который связан с одним и увлечений Татьяны и современным жанром кино. Что в черном ящике? (книга)
5). Учитель: Следующая составляющая образа Татьяны – её связь с природой. Именно природа является важной частью мира Татьяны.
Коцегуб Даша (выразительно читает):
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С её холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарёю поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
Комментарий представителя группы № 3:
Связь Татьяны с природой глубока и органична. Пушкин не раз душевные состояния героини передаёт образами природы. Седьмую главу, в которой происходят решительные перемены в судьбе Татьяны, открывает весенний пейзаж, весна – самое переменчивое время года; прощание героини с родными местами сопровождается трагическим образом осени:
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана…
Учитель: вы абсолютно правы! Созвучность духовной жизни Татьяны движениям природы – один из признаков глубокой связи с народным миром. Песня девушек, утешающая Татьяну, заботы няни, которой единственно открылась героиня в любви к Онегину. Гаданье – всё свидетельствует о живой связи Татьяны с национальной стихией.
Внимание! Вопрос № 5: Найдите во второй главе цитату, где представлены поступки Татьяны, говорящие о её близости к природе и фольклору?
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод;
В день Троицын, когда народ
Зевая слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюда по чинам.
6). Учитель. Немаловажную роль в формировании характера Тани сыграли книги.
Бородина Саша (выразительно читает):
Ей рано нравились романы.
Они ей заменяли всё:
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.)
Представитель группы № 4:
Итак, мир Татьяны – это русская природа, деревенская жизнь с рассказами няни. С её теплотой. Сердечностью, это и увлечения романами.
Внимание! Вопрос № 6: Какие романы нравились Татьяне?
(Сентиментальные произведения, в которых описываются глубокие чувства, герой – благородный, способный на подвиги человек. На таких романах и воспитывалась Татьяна. Таким и представляла себе своего будущего избранника, в такой счастливой судьбе для себя она была уверена).
Учитель: Неудивительно, что, увидев в первый раз Онегина, так непохожего на знакомых ей молодых людей, Татьяна сразу приняла Онегина за такого «всегда восторженного героя» и влюбилась в него.
Внимание! Вопрос № 7: В каком месте Татьяна хранила читаемые ею книги? (под подушкой).
7). Любовь для Татьяны.
Послушаем, как пишет Пушкин о приходе любви, как рассказывает о состоянии души влюблённой девушки.
Федченко Алёна (Выразительное чтение строфы 7-8 главы 3-й):
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнём оживлено.
Учитель: Мы видим, что мысли заняты героем, чувства, переполняющие её – любовь.
Внимание! Вопрос № 8: Можно ли назвать любовь Татьяны чужим чувством, заимствованным из романов? (Нет, любовь Татьяны – настоящее, большое чувство, как бы по-книжному оно ни проявлялось.)
Учитель: В романах героиня находит свой «тайный жар, свои мечты, плоды сердечной полноты», мы видим, что Татьяна - «натура глубокая, любящая, страстная», как сказал о Татьяне В.Г.Белинский. Чувства переполняют Татьяну, она вся в ожидании счастья, её преследуют мечты, её воображение постоянно рисует любимые черты. Поэтому она решается написать письмо Онегину.
8). Письмо Татьяны к Онегину.
Беседа.
Как вы отнеслись к тому, что Татьяна пишет письмо Онегину, где признаётся ему в любви? Было ли это признание необычным в то время поступком?
(Татьяна – первая! – пишет письмо Онегину. Даже и в наше время не принято девушке первой открывать свою любовь – и это правильно: гордость и честь не стареют. Во времена Татьяны такой поступок был неприличным, противоречащим правилам светского общества. Но мы не осуждаем Татьяну, потому что она искренне любит. Именно глубокое чувство движет героиней, толкает на этот смелый, необычный поступок).
Как Пушкин относится к этому поступку Татьяны? Осуждает ли он свою героиню?
(Сравнивая Татьяну с холодными, недоступными красавицами, причудницами большого света, кокетками, Пушкин отдаёт предпочтение искренности, естественности Татьяны. Поэтому автор «свято бережёт письмо», «с тайною тоскою читает»)
Учитель: В 24 строфе 3-й главы Пушкин защищает Татьяну от возможных обвинений.
Внимание! Вопрос № 9: Найдите в тексте эти строки.
За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
А теперь вспомним, как же звучит это письмо! Внимание на экран! (ролик «Письмо Татьяны»).
Учитель: Письмо написано. Но ведь нужно решиться его отправить! В каком состоянии Татьяна? Посмотрим, как об этом пишет Пушкин:
- Татьяна то вздохнёт, то охнет;
Письмо дрожит в её руке…
Она волнуется, решается её судьба.
Но в чём уверена Татьяна?
Представитель группы № 5:
Татьяна верит, что такое чувство не может быть отвергнуто, оно должно пробудить ответное чувство в избраннике. Татьяна верит в то, что Онегин оценит её любовь, и сердце его отзовётся таким же чувством.
Учитель: Что чувствует Татьяна после написания письма? Лучше понять её поможет музыка П.И.Чайковского. Внимательно послушайте фрагмент из его оперы «Евгений Онегин» и попробуйте определить. Как меняется основной мотив, как композитору удалось передать чувства героини.
Представитель группы № 6:
Вначале мы словно видим долину, пастушка, зовущего стадо, затем тональность меняется, от жизнерадостной мелодии – переход к минорным, грустным звукам, музыка передаёт волнение, отчаяние, тоску любви Татьяны.
4. Этап выявления места и причины затруднения.
1). Учитель: Татьяна, отправив письмо, с нетерпением ждёт ответа. У Лариных появляется Онегин. Татьяна в таком волнении, что бежит, не зная куда. Она надеется в душе, что Онегин любит её. И что же?
Что же мы видим? Какой ответ на письмо приготовил Евгений Онегин? Он отверг любовь Татьяны, не принял её искреннего чувства.
Подобный ответ Онегина, его суровое объяснение, отказ от любви – неожиданный удар для Татьяны. Это трагический момент в её жизни.
Посмотрите на иллюстрации, выполненные художником Рудаковым. Как ему удалось изобразить отчаяние, страдание Татьяны? Обратите внимание на позу девушки - О переживаниях героини говорит она: Таня стоит, печально склонив голову, опустив плечи.
Внимание! Вопрос № 10: А теперь найдите строчки в романе, в которых говорится о состоянии Татьяны после объяснения с Онегиным. Это 17 строфа 4 гл.
Сквозь слёз не видя ничего,
Едва дыша, без возражений,
Татьяна слушала его.
Он подал руку ей. Печально
(Как говорится, машинально)
Татьяна молча оперлась,
Головкой томною склоняясь.
Внимание! Вопрос № 11: Где состоялось объяснение Онегина с Татьяной? (в саду).
2). Последняя встреча. Татьяна лишилась надежды обрести своё счастье. Но может ли она забыть Онегина? Мы видим ответ в 23 строфе.
Любви безумные страданья
Не перестали волновать
Младой души…
Любящая, чувствительная Татьяна может понять и предвидеть многое. Только её чуткой душе может приоткрыться завеса над будущим. Не случайно именно ей снится «чудный сон», вещий, пророческий, спустя некоторое время он сбывается.
Онегин убил Ленского на дуэли, по сути, он совершил преступление.
Внимание! Вопрос № 12: Изменилось ли отношение к нему Татьяны или осталось прежним? Почему? Найдите подтверждение своим словам в тексте. Это 7 гл., строфа 14.
Сильнее страсть её горит
И об Онегине далёком
Ей сердце громче говорит.
Она его не будет видеть;
Она должна в нём ненавидеть
Убийцу брата своего…
Учитель: Нравственный долг Татьяны – осудить Евгения Онегина, её мораль не позволяет ей забыть, простить убийство Ленского. Но, любя Онегина, героиня пытается понять причины его поступков.
С какой целью Татьяна посещает усадьбу Онегина?
Группа № 1: Она хочет узнать, что за человек Онегин. И перед Татьяной предстаёт новый мир. Книги, что читал Онегин, помогли ей разобраться в его поведении, но она делает вывод, что Онегин лишь копирует героев этих книг, подражает им.
Группа № 2: мы видим подтверждение сказанному в следующем примере. Это строфа 24 гл.7:
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль ещё
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?
Уж не пародия ли он?
Группа № 3: Хочется добавить, что та догадка делает положение Татьяны безнадёжным. Вряд ли такой человек оценит её чувство. Поэтому для героини «все жребии равны», она соглашается на уговоры матери ехать в Москву, на ярмарку невест.
Внимание! Вопрос № 13: Как сложилась судьба Татьяны?
(Она выходит замуж, поддавшись мольбам матери, становится светской дамой. Все относятся к ней с уважением. Не обладая ослепительной красотой, Татьяна привлекает внимание безупречным вкусом, естественностью, простотой).
Группа № 4: мы как раз нашли описание в романе!
Она была не тороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора нагого для всех, без притязаний на успех,
Всё тихо, просто было в ней.
Группа № 5: Но вращение в свете заставляет Татьяну носить маску. Встретив Онегина, она ничем не выдала своего волнения:
Не то чтоб содрогнулась,
Иль стала вдруг бледна, красна.
У ней и бровь не шевельнулась,
Не сжала даже губ она.
Хоть он глядел нельзя прилежней,
Но и следов Татьяны прежней
Не мог Онегин обрести.
Группа № 6: Таня узнала законы света, согласно которым опасно выставлять напоказ свои чувства. И теперь она воспринимает светскую жизнь совсем иначе:
Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я Вас…
Однако уже в 40 строфе мы видим прежнюю милую Татьяну.
…Княгиня перед ним, одна.
Сидит не убрана, бледна,
Письмо какое-то читает
И тихо слёзы льёт рекой,
Опершись на руку щекой.
Учитель: Счастье невозможно для Татьяны. Чистый и цельный человек, она не может и не хочет обманывать мужа, которого уважает.
Уйти же от него к Онегину – значило бы разрушить и свою репутацию, и главное, жизнь другого человека.
Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем, спокойствием мужа ради своего счастья. В этом – проявление благородства, верности долгу, высоких нравственных принципов героини.
5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
1).Учитель: Итак, мы увидели судьбу Татьяны, ощутили глубину её чувства к Онегину, почувствовали одиночество и трагизм положения.
Почему же Татьяна для Пушкина стала «милым идеалом»?
Какие черты характера свойственны героине? Как вы считаете?
(Мечтательность, нежность, любовь к природе, искренность, близость к народу, увлечение книгами, доверчивость, смелость, ум и воля, благородство, чувство долга, верность.)
Обратимся к эпиграфу: «Я так люблю Татьяну милую мою!»
Пожалуй, лучше самого поэта никто не скажет, за что он так любит героиню:
За то, что она наделена…
…воображением мятежным,
умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным…
Кроме того, в характере Татьяны Пушкина привлекает её благородство, чистота, верность. Поэтому героиня для поэта – идеал русской девушки.
2). А теперь пришло время узнать победителя нашего Брейн-ринга. Давайте попросим моих помощников огласить, сколько бонусов набрала каждая команда.
3). Выставление оценок за урок.
6. Этап комментирования и записи домашнего задания: 1)выучить наизусть девочкам «Письмо Татьяны», мальчикам – «Письмо Онегина; 2) ответить на вопрос: Является ли образ Татьяны современным?
7. Заключительный этап. Я хочу поблагодарить вас всех за этот урок! Именно вы сделали его таким ярким, эмоциональным.