kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературе в 9 классе с использованием инновационных технологий на тему «Татьяна Ларина - нравственный идеал А.С. Пушкина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока позволяет учащимся глубже понять содержание романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", развивает умение характеризовать литературный образ, давать сравнительную характеристику героинь Татьяны и Ольги Лариных.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе в 9 классе с использованием инновационных технологий на тему «Татьяна Ларина - нравственный идеал А.С. Пушкина.»

МОУ «Школа №142 г.Донецка»

















Разработка урока по литературе в 9 классе с использованием инновационных технологий на тему «Татьяна Ларина - нравственный идеал А.С. Пушкина. Образы Татьяны и Ольги Лариных по роману

А.С. Пушкина «Евгений Онегин».












Выполнила учитель

высшей квалификационной категории Боб Н.Г.

















г. Донецк – 2020 г.



Тема урока: «Татьяна Ларина – нравственный идеал А.С. Пушкина. Образы Татьяны и Ольги (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Цели урока: раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини;

развивать навыки характеристики литературных героев в их сложности и многогранности;

определить авторское отношение к любовной драме Татьяны Лариной;

выяснить, почему не состоялось счастье героини.

Развивать навыки анализа поэтического текста, выразительность чтения, творческие способности учащихся, умение работать в группе.

Воспитывать высокие нравственные идеалы: искренность, душевность, верность, преданность в дружбе и любви.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, высказывание Л. Успенского о Пушкине, иллюстрации к роману, мультимедийная презентация к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Тип урока: развитие практических навыков и умений.

Использованные технологии: интерактивная (мозговой штурм, «ковёр идей», «кластер»);

текстоцентрическая (цитатная характеристика литературных образов);

мультимедийная (использование презентации);

технология организации групповой учебной деятельности (1гр. – литературоведы, 2гр. – психологи-аналитики, 3гр. – творческая);

здоровьесберегающие технологии (физминутка).


Ход урока

Оргмомент. Постановка цели урока

Татьяна Ларина… именем этой героини открывается галерея пленительных женских образов в русской классической литературе. Сколько таланта и мастерства вложил А.С. Пушкин в создание этого замечательного образа! Поэтому Татьяна более 150 лет очаровывает читателей благородством, искренностью, чистотой, высокими нравственными принципами. Татьяна Ларина – яркий тип русской женщины пушкинской эпохи. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться, чем же пленила Татьяна самого А.С. Пушкина и продолжает очаровывать читателей уже много лет.

Итак, цели нашего урока: (слайд №1).

Мотивация учебной деятельности

Эпиграфом к нашему уроку послужат строчки из романа «Евгений Онегин»

«…Я так люлю

Татьяну милую мою!»

А.С. Пушкин (слайд №2)

Образ Татьяны - это абсолютно вымышленный литературный образ, созданный только воображением Пушкина, либо есть реальный прототип девушки, судьба которой послужила основанием для создания литературного образа?

Комметарии Исследователи творчества Пушкина утверждали, что прототипом образа Татьяны в юности явилась Авдотья Норова, возлюбленная друга А.С. Пушкина Чаадаева. О ней есть упоминание во второй главе романа. А вот прототипом Татьяны – княгини в конце романа выступает Анна Керн, возлюбленная Пушкина, которой он посвятил бессмертное стихотворение.

Так же есть версия что прообразом Татьяны послужила Мария Николаевна Раевская, жена декабриста Волконского, которая отправилась вслед за мужем в сибирскую ссылку.

- То есть, мы можем сделать вывод о том, что А.С, Пушкин наделил свою героиню теми качествами , которые ценились во все времена.

- Обратившись к роману «Евгений Онегин», мы постараемся понять, почему именно эта героиня так близка поэту.

Для более успешной работы мы с вами используем технологию организации групповой учебной деятельности. Разделимся на три группы: 1гр. – литературоведы, 2гр. – психологи-аналитики, 3гр. – творческая.

Задача первой группы – создать цитатную характеристику женских образов;

Вторая группа – создать психологический кластер образов Татьяны и Ольги;

Третья группа – написать сочинение – эссе на тему «Жизнеспособен ли образ Татьяны Лариной в наше время или это только литературный памятник пушкинской эпохи?»



















||| Работа по теме урока

Формирование умений и навыков анализировать поэтический текст.

Учитель: к этому уроку вы получили задание подготовиться к характеристике образов сестёр Лариных, Татьяны и Ольги. Кто же такие эти две барышни? Первая по старшинству из сестёр – Ольга. Прочитайте отрывок, в котором Пушкин обрисовывает этот образ.

- Вопрос к группе психологов: о каких чертах характера данной героини говорит этот портрет?


Комментарии: Ольга внешне привлекательная, но легкомысленная, беззаботная, малообразованная барышня, похожая на всех остальных жеманниц высшего света, думающая о моде, о развлечениях, о выгодном замужестве. Она не способна на глубокие чувства и переживания, недолго горюет после смерти своего жениха Владимира Ленского, убитого на дуэли Евгением Онегиным. Вскоре она вновь влюбляется в военного улана и выходит за него замуж.


Учитель: итак образ Ольги противопоставляется образу Татьяны. Как называется такой художественный приём? Для чего Пушкин использует антитезу? Объясните принцип «зеркальности», использованный Пушкиным в этом романе.


- Роль образа Ольги – оттенить и усилить образ своей сестры Татьяны. Они противопоставлены как стандартный пошлый романный образец и идеал, непохожий ни на кого, одаренный истинной душевной красотой. Образ Ольги и её характеристика даются дважды: глазами влюблённого Владимира Ленского и с точки зрения Евгения Онегина. Ленскому Ольга кажется идеалом, она – отражение его чувств, их объект.

Онегин, повидавший на своём веку много женщин, отзывается об Ольге цинично и беспощадно:


Не уж то ты влюблен в меньшую?

В чертах у Ольги жизни нет,

Точь – в – точь в Вандиковой Мадонне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне



Пушкин, так же, как и Онегин относится к образу Ольги с иронией.

Любовь и дружба для Пушкина - два критерия, на которых испытывается человек: они раскрывают богатство души или её опустошенность. Ольга не способна на глубокие и долгие чувства, на самопожертвование, как Татьяна. Она не чувствует своей вины в смерти Владимира Ленского, хотя именно её легкомысленное поведение на балу послужило причиной ссоры и дуэли Ленского и Онегина.


Учитель: Ольга и Татьяна родились и выросли в патриархальной семье уездных помещиков Лариных, которые интересовались только своим хозяйством, жили по давно заведенным законам: ездили в гости к соседним помещикам, по праздникам давали балы, мало заботились об образовании своих дочерей и мечтали удачно выдать их замуж.

Девушки выросли в одной семье одинаково воспитывались своими родителями, но являются полной противоположностью друг другу. Ольга наследует образ жизни своих родителей, в ней нет ничего необычного, загадочного.


Физминутка






Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге... но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно

…Мы видим в Ольге красивую беспечную, беззаботную. Легкомысленную девушку. Она красива, но обыкновенна, как другие уездные барышни, портрет подобной красавицы есть в любом романе, и поэт пишет, что такой портрет «надоел ему безмерно», Онегин отзывается об Ольге резко: «В чертах у Ольги жизни нет…»

В характере Ольги главное – резвость, беспечность, беззаботность. В этом причина дуэли Онегина и Ленского, причина гибели Владимира Ленского.

Образ Ольги необходим в романе: с помощью антитезы Ольга- Татьяна мы лучше понимаем необычность Татьяны.


Индивидуальный ответ 2.

Чтение наизусть:

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела,
И часто целый день одна
Сидела молча у окна. А.С.Пушкин даёт не внешний облик, а скорее внутренний портрет Татьяны.

Слайды 6-7. Посмотрите на портрет Татьяны. Он разнообразен, слева героиня похожа на мадонну, облик героини мечтателен, поэтичен. Она не похожа на своих сверстниц. На сестру, потому что одинока, неласкова, не любила играть, «пальцы не знали игл»…это выделяет Татьяну из окружения.

Что же любила она?

Индивидуальное выступление 3. Она любила на балконе предупреждать зари восход…

«Страшные рассказы» пленяли сердце ей, она верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. Важной частью мира Татьяны является природа.

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарёю поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.


Слово учителя. Связь Татьяны с природой глубока и органична. Пушкин не раз душевные состояния героини передаёт образами природы. Седьмую главу,(открываем текст) в которой происходят решительные перемены в судьбе Татьяны, открывает весенний пейзаж, весна – самое переменчивое время года; прощание героини с родными местами сопровождается трагическим образом осени:

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана…

Созвучность духовной жизни Татьяны движениям природы – один из признаков глубокой связи с народным миром. Песня девушек, утешающая Татьяну, заботы няни, которой единственно открылась героиня в любви к Онегину, гаданье – всё свидетельствует о живой связи Татьяны с национальной стихией. С этой точки зрения интересно и имя героини.

Индивидуальное выступление 4. Слайд 8.Пушкин называет свою героиню Татьяной, именем, которое в годы написания романа употреблялось «между простолюдинами», было редким в барской усадьбе.

Писатель, давая героине это «звучное и приятное» имя, хотел подчеркнуть её связь с народным бытом (« с русской душой»), с русским фольклором, с «мирной стариной».

Татьяна живет и растёт в атмосфере простого русского быта, в доме, где соблюдаются народные обряды, звучат русские песни, где «зимою в темноте ночей» Татьяна слушает страшные рассказы няни.

Большое значение в формировании характера девушки играет её общение с природой и чтение романов:


Ей рано нравились романы.

Они ей заменяли всё:

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.


Слово учителя. Итак, мир Татьяны – это русская природа, деревенская жизнь с рассказами няни. С её теплотой, сердечностью, это и увлечения романами.


- Какие романы нравились Татьяне? Слайд 9.

(Сентиментальные произведения, в которых описываются глубокие чувства, герой – благородный, способный на подвиги человек. На таких романах и воспитывалась Татьяна. Таким и представляла себе своего будущего избранника, в такой счастливой судьбе для себя она была уверена.)


- Неудивительно, что, увидев в первый раз Онегина, так непохожего на знакомых ей молодых людей, Татьяна сразу приняла Онегина за такого «всегда восторженного героя» и влюбилась в него.

Послушаем, как пишет Пушкин о приходе любви, как рассказывает о состоянии души влюблённой девушки.

Работа с текстом. Выразительное чтение строфы 7-8 главы 3-й.

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнём оживлено.)

- Мы видим, что мысли заняты героем, чувства, переполняющие её – любовь.

Можно ли назвать любовь Татьяны чужим чувством, заимствованным из романов?

(Нет, любовь Татьяны – настоящее, большое чувство, как бы по-книжному оно ни проявлялось.)

В романах героиня находит свой «тайный жар, свои мечты, плоды сердечной полноты», мы видим, что Татьяна - «натура глубокая, любящая, страстная», как сказал о Татьяне В.Г.Белинский. Чувства переполняют Татьяну, она вся в ожидании счастья, её преследуют мечты, её воображение постоянно рисует любимые черты. Поэтому она решается написать письмо Онегину.


- Как вы отнеслись к тому, что Татьяна пишет письмо Онегину, где признаётся ему в любви? Было ли это признание необычным в то время поступком?

(Татьяна – первая! – пишет письмо Онегину. Даже и в наше время не принято девушке первой открывать свою любовь – и это правильно: гордость и честь не стареют. Во времена Татьяны такой поступок был неприличным, противоречащим правилам светского общества.)


Но мы не осуждаем Татьяну, потому что она искренне любит. Именно глубокое чувство движет героиней, толкает на этот смелый, необычный поступок.

- как Пушкин относится к этому поступку Татьяны? Осуждает ли он свою героиню7

(Сравнивая Татьяну с холодными, недоступными красавицами, причудницами большого света, кокетками, Пушкин отдаёт предпочтение искренности, естественности Татьяны. Поэтому автор «свято бережёт письмо», «с тайною тоскою читает».

В 24 строфе 3-й главы Пушкин защищает Татьяну от возможных обвинений:

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?)


- Вспомним немного наивные, но трогательные, пленительные строки письма Татьяны к Онегину.

(Чтение наизусть.)

- Письмо написано. Но ведь нужно решиться его отправить! В каком состоянии Татьяна?

- Татьяна то вздохнёт, то охнет;

Письмо дрожит в её руке…

Она волнуется, решается её судьба.


- Но в чём уверена Татьяна?

Она верит, что такое чувство не может быть отвергнуто, оно должно пробудить ответное чувство в избраннике. Татьяна верит в то, что Онегин оценит её любовь и сердце его отзовётся таким же чувством.

Релаксация.

- Давайте немного отдохнём и, вслушиваясь в звуки музыки, представим чувства Татьяны после написания письма? В этом нам поможет музыка П.И.Чайковского. Прослушивание вальса П.И.Чайковского.


-Итак, как меняется основной мотив, как композитору удалось передать чувства героини.

- Вначале мы словно видим долину, пастушка, зовущего стадо, затем тональность меняется, от жизнерадостной мелодии – переход к минорным, грустным звукам, музыка передаёт волнение, отчаяние, тоску любви Татьяны.


Татьяна, отправив письмо, с нетерпением ждёт ответа. Но только через 2 дня у Лариных появляется Онегин. Татьяна в таком волнении, что бежит, не зная куда. Она надеется в душе, что Онегин любит её. И что же?

- Какой ответ на письмо приготовил Евгений Онегин?

Он отверг любовь Татьяны, не принял её искреннего чувства. (Работа с текстом)


Такой ответ Онегина, его суровое объяснение, отказ от любви – неожиданный удар для Татьяны. Это трагический момент в её жизни.

Слайд 10. Развитие речи, рассуждение по картине. Вернёмся к нашим иллюстрациям. Какая из них соответствует эпизоду? Удалось ли изобразить отчаяние, страдание Татьяны?

- О переживаниях героини говорит её поза: она стоит, печально склонив голову, опустив плечи.


- А теперь найдите строчки в романе, в которых говорится о состоянии Татьяны после объяснения с Онегиным.

(17 строфа 4 гл.

Сквозь слёз не видя ничего,

Едва дыша, без возражений,

Татьяна слушала его.

Он подал руку ей. Печально

(Как говорится, машинально)

Татьяна молча оперлась,

Головкой томною склонясь).


- Татьяна лишилась надежды обрести своё счастье. Но может ли она забыть Онегина?

(23 строфа.

Любви безумные страданья

Не перестали волновать

Младой души…)

Любящая, чувствительная Татьяна может понять и предвидеть многое. Только её чуткой душе может приоткрыться завеса над будущим. Не случайно именно ей снится «чудный сон», вещий, пророческий, спустя некоторое время он сбывается.

Онегин убил Ленского на дуэли, по сути, он совершил преступление.

- Изменилось ли отношение к нему Татьяны или осталось прежним? Почему?

(7 гл., строфа 14

Сильнее страсть её горит

И об Онегине далёком

Ей сердце громче говорит.

Она его не будет видеть;

Она должна в нём ненавидеть

Убийцу брата своего…)


- Нравственный долг Татьяны – осудить Евгения Онегина, её мораль не позволяет ей забыть, простить убийство Ленского. Но, любя Онегина, героиня пытается понять причины его поступков.

- С какой целью Татьяна посещает усадьбу Онегина?

(Она хочет узнать, что за человек Онегин. И перед Татьяной предстаёт новый мир. Книги, что читал Онегин, помогли ей разобраться в его поведении, но она делает вывод, что Онегин лишь копирует героев этих книг, подражает им.

Строфа 24 гл.7

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль ещё

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?

Уж не пародия ли он?)

Эта догадка делает положение Татьяны безнадёжным. Вряд ли такой человек оценит её чувство. Поэтому для героини «все жребии равны», она соглашается на уговоры матери ехать в Москву, на ярмарку невест.

- Как сложилась судьба Татьяны?

(Она выходит замуж, поддавшись мольбам матери, становится светской дамой. Все относятся к ней с уважением. Не обладая ослепительной красотой, Татьяна привлекает внимание безупречным вкусом, естественностью, простотой.

Она была не тороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора нагого для всех, без притязаний на успех,

Всё тихо, просто было в ней.

Но вращение в свете заставляет Татьяну носить маску. Встретив Онегина, она ничем не выдала своего волнения:

Не то чтоб содрогнулась,

Иль стала вдруг бледна, красна.

У ней и бровь не шевельнулась,

Не сжала даже губ она.

Хоть он глядел нельзя прилежней,

Но и следов Татьяны прежней

Не мог Онегин обрести.)


- Почему же Татьяна так держится?

(Она узнала законы света, в котором опасно выставлять напоказ свои чувства.)

- Как Татьяна воспринимает светскую жизнь?

(Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я Вас…)


- В 40 строфе мы видим прежнюю милую Татьяну.

…Княгиня перед ним, одна.

Сидит не убрана, бледна,

Письмо какое-то читает

И тихо слёзы льёт рекой,

Опершись на руку щекой.


- В сердце Татьяны жива любовь к Онегину. Почему же она отвергает его любовь?

(…Я вышла замуж. Вы должны,

Я Вас прошу, меня оставить…

Я Вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана.

Я буду век ему верна.)


Счастье невозможно для Татьяны. Чистый и цельный человек, она не может и не хочет обманывать мужа, которого уважает.

Уйти же от него к Онегину – значило бы разрушить и свою репутацию, и главное, жизнь другого человека.

Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем, спокойствием мужа ради своего счастья. В этом – проявление благородства, верности долгу, высоких нравственных принципов героини.


Итоги. Итак, мы увидели судьбу Татьяны, ощутили глубину её чувства к Онегину, почувствовали одиночество и трагизм положении.

Почему же Татьяна для Пушкина стала «милым идеалом»?

Какие черты характера свойственны героине?

(Чтение записей в тетради.

Мечтательность, нежность, любовь к природе, искренность, близость к народу, увлечение книгами, доверчивость, смелость, ум и воля, благородство, чувство долга, верность.)


Обратимся к эпиграфу: «Я так люблю Татьяну милую мою!»

Пожалуй, лучше самого поэта никто не скажет, за что он так любит героиню.

За то, что она наделена…

…воображением мятежным, умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным…

Кроме того, в характере Татьяны Пушкина привлекает её благородство, чистота, верность. Поэтому героиня для поэта – идеал русской девушки.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.


Домашнее задание: написать сочинение - миниатюру «Татьяны милой идеал»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Боб Наталья Григорьевна

Дата: 21.02.2021

Номер свидетельства: 573834

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства