kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема сна в художественной литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сон как литературный приём довольно часто используется писателями в художественных произведениях и выплняет различные функции. Подобранный материал поможет подготовиться к написанию сочинений на сопоставление  (задание 6)  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема сна в художественной литературе»

Сон и его роль в произведениях XIX века

Сон как литературный прием Сны героев в произведениях отечественной литературы занимают особое место: через данный прием раскрывается внутренний мир героев, очень часто сны носят символичный смысл, «предсказывают» развитие сюжета; с помощью сна передаются внутренние переживания героев. Сон в литературных произведениях имеет свои особенности: максимальная сжатость, схематичность, обилие символов, сон – безопасный повод для откровенности. Сновидения выполняют ретроспективную и прогностическую функции, участвуют в создании хронотипа произведения. Они вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста. Сны могут выполнять функцию памяти, показывать чувства главного персонажа. Сон может выступать как средство отражения действительности, как ключ к пониманию характера героя — в этом можно убедиться на примере сна Обломова. Также сон может стать предсказанием, предопределением будущего героев. Именно так воспринимается сон Татьяны из романа «Евгений Онегин». Пророческие сны видит Гринев в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.  Сон может быть использован в качестве иносказания, аллегории, как например четыре сна Веры Павловны в романе «Что делать?». Сон — это способ отражения постепенных глубоких изменений, происходящих в душе героя или героини. Такую функцию выполняют сны Катерины Кабановой.

Сон как ключ к пониманию характера героя в романе И. А. Гончарова «Обломов»

В 1859 году вышел в свет роман И.А. Гончарова «Обломов», в центре которого — образ Ильи Ильича Обломова, барина, воспитанного в патриархальной среде родового имения и живущего в Санкт-Петербурге.

Глава «Сон Обломова» занимает в романе ключевое место. Это «увертюра всего романа». Герой переносится в этой главе в своё детство, в самую счастливую пору своей жизни.

Вначале Илье Ильичу снится пора, когда ему всего семь лет. Он просыпается в своей постельке. Няня одевает его, ведёт к чаю. Весь «штат и свита» начинают осыпать его ласками и похвалами. После этого начиналось кормление его булочками, сухариками и сливочками. Потом мать отпускала его гулять с няней. День в Обломовке проходил с виду бессмысленно, в мелочных заботах и разговорах. «Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается во дворе... Но главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом». После обеда все дружно спали.

Следующая пора, которая приходит к Обломову во сне, — это когда он стал немного старше, и няня рассказывает ему сказки. «Взрослый Илья Ильич, хотя после и знает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц — сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка... Его всё тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей». Илюшу лелеют, «как экзотический цветок в теплице». Родители мечтали о шитом мундире для него, «воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором. Они считали, что учиться надо слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретённой полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошёл все науки и искусства». Неподвижность жизни, дрёма, замкнутое существование — это не только признак существования Ильи Ильича, это суть жизни в Обломовке. Она отъединена от всего мира: «Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали обломовцев». И сон Обломова помогает нам это понять. Сон отражает реальную жизнь, которая была характерна для России того времени, отвергавшей нововведения Запада. И, вполне возможно, именно сон Ильи Ильича ближе к умонастроениям тогдашнего российского общества. Жизнь, увиденная Обломовым во сне, по-своему полна и гармонична: это русская природа, сказка, любовь и ласка матери, русское хлебосольство, красота праздников. Это та Россия, которую мы потеряли после революции 1917 года. Сон Обломова выдержан в духе идиллии. Он не пророчествует, не предупреждает, он своеобразный ключ к пониманию характера героя. Читатель получает важные сведения, благодаря какому воспитанию герой романа сделался лежебокой. Поскольку ленивая спячка стала «стилем жизни героя и не раз ему являлись сновидения, мечты, переносившие его в мир грез, воображаемые царства, то естественным оказывался для него и «Сон Обломова». Уникальное же его присутствие с особым заглавием в композиции романа приобретало некое символическое значение, давало читателю возможность осознать, где и в чем именно эта жизнь «обломилась»

Во второй главе в квартиру Обломова Гончаров приводит визитеров. Самовлюбленный щёголь Волков, которому необходимо все время попасть «в десять мест». «В десять мест в один день — несчастный! — думал Обломов.— И это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?» И радуется Обломов, «перевертываясь на спину, что у него нет таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой». Следующий визитер — Судьбинский, бывший сослуживец Обломова, сделавший карьеру. «Увяз, любезный друг, по уши увяз... А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает... А как мало тут человеку-то нужно: ума его, воли, чувства...» Далее приходит литератор Пенкин. Вывод Обломова после ухода Пенкина: «Да писать-то все, тратить мысль, душу на мелочи... торговать умом и воображением... не знать покоя...

Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»

Приходит человек без свойств, даже фамилии его никто точно не знает: то ли Иванов, то ли Васильев, то ли Алексеев, который тоже суетится, все куда-то зовет Обломова.

Наконец является земляк Ильи Ильича — Тарантьев, личность не менее суетная, чем другие. Он мастер говорить, шума производит много, но на дело его не хватает. Не принимая всей этой пустопорожней деятельности (погони за карьерой, деньгами, светскими развлечениями), Обломов приходит к мысли, что «какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути...». Кончились его размышления тем, что «сон остановил медленный и ленивый поток его мыслей».

«Сон Обломова» объясняет, почему для Ильи Ильича неприемлем путь его визитеров. Сон отделяет эти визиты от прихода Штольца, сыгравшего огромную роль в жизни Обломова.

С трудом в начале пятого выходит из сна Обломов, и тут, как свежий ветер с воли, врывается Штольц. Он ничего общего не имеет с прежними визитерами. Штольц честен, умен, деятелен. Он искренне хочет вывести Обломова из спячки. Но оказалось, что друг детства Штольц тоже не знает истинной цели жизни, а деятельность его во многом механическая. Обломов, в сущности, понимая, что Штольц искренне хочет помочь ему, оказывается неспособным приобщиться к жизни, пойти своим путем, да и деятельность Штольца не для него. Однако приезд Штольца вывел Обломова из неподвижности, как бы дал ему шанс.

Оканчиваются дни Обломова на Васильевском острове у Пшеницыной. Это тоже своего рода Обломовка, но без ощущения поэзии детства, природы, ожидания чуда. Почти незаметно наш герой переходит в свой вечный сон. В чем причина того, что возможности Обломова не осуществились, внутренние силы остались без применения? Безусловно, коренится она в Обломовке. «Сон Обломова» объясняет, почему он не хотел и не мог пойти ни путем ранних визитеров, ни путем Штольца: не было у Ильи Ильича ни определенной цели, ни энергии для ее осуществления. Таким образом, сон Обломова является как бы фокусом романа.

Смутные, волнующие сны Катерины в драме Н. А. Островского «Гроза»

Никто точно не знает, где была написана драма А. Н. Островского «Гроза», – на подмосковной даче в Останкине или в заволжском Щелыкове, но создана она всего за два осенних месяца 1855 года в результате волжских поездок писателя. Десятки критиков и режиссеров спорили об этой произведении – от Добролюбова и Писарева до великих наших современников. Островский, также как и многие другие писатели, прибегает к приему снов и видений. Ещё в юности, когда Катерина «жила в девушках», ей снились необыкновенные сны. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». Эти сны очень мечтательные, поэтичные, романтические. Они раскрывают свободолюбивый, вольный характер главной героини. Катерина – девушка верующая, религиозная. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было». Таким образом, сны Катерины подчеркивают, что героиня живет с верой, с чистыми, светлыми, искренними помыслами, ведь даже во сне ей снятся «храмы золотые» и «образа». Кроме того, сны Катерины помогают наиболее полно представить ту атмосферу, в которой она жила у родителей. «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».

После того, как Катерина повстречала Бориса, все реже ей снятся эти светлые сны. В ее душе появляются новые, непонятные ей чувства.

С одной стороны, она ощущает проснувшуюся в ней любовь к Борису. «Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или … уж не знаю». Но в тоже время, ее начинают мучить недобрые, тревожные предчувствия. Все чаще посещают Катерину «грешные» мысли и желания, и нет ей от них покоя, и всюду они ее преследуют, даже во время молитвы. «Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие». «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно ведет меня кто-то, обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду...» А все потому, что Катерина полюбила, она жаждет любви, ей хочется кататься по Волге, «на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись...».

Катерина разумом осознает, что «грех у нее на уме», но справиться с ним у нее нет сил. «Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти».

Сны Катерины неопределенные, смутные, волнующие. В них нет никакой восторженности, заданности. Они психологически оправданы, такие сны действительно могут присниться. Они отражают внутренне состояние героини, ее смятения и мучения, постепенное изменение ее души под влиянием внезапной любви, а также ее неспособность бороться с этим, противостоять «греху». Кроме того, важной функцией снов является предсказание скорой гибели Катерины. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, и удержаться мне не за что»

Пророческий сон в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Александр Сергеевич Пушкин — тонкий психолог, прекрасно понимающий душу человека. Его роман «Евгений Онегин» является достоверной картиной русской жизни начала XIX века. Включая в повествование сон героини, автор помогает читателю понять образ Татьяны Лариной и обстановку, в которой жили и воспитывались провинциальные барышни, подобные ей. Татьяна читает иностранные романы, русских тогда еще не создали, но снятся ей русские, даже простонародные сны. Ее вещий сон, пронизанный фольклорными образами и символами, вероятно, вызван тоской героини по несбыточному счастью. Татьяне снится:

…будто бы она

Идет по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена.

Сон героини очень логичен и последователен, встречающиеся трудности в виде незамерзающего ручья, длинного пути в сугробах ей помогает преодолеть «лакей косматый». Татьяна замирает от ужаса, когда ее подхватывает медведь:

Упала в снег; медведь проворно

Ее хватает и несет;

Она бесчувственно-покорна,

Не шевельнется, не дохнет.

В хижине, куда затем попадает Татьяна, - веселье (яркий свет, «крик и звон стакана»). Но Пушкин сразу говорит: «Как на больших похоронах», что и не предвещает героине ничего хорошего, и одновременно намекает на потустороннюю силу.

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый,

Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот.

Используя систему художественных образов, Пушкин создает пародию на гостей, которые будут присутствовать на именинах Татьяны в доме Лариных. Но главное, кроме них Татьяна видит и того, кто «мил и страшен ей», Евгения, и, причем в роли «хозяина» (все ему подчиняются), атамана шайки нечисти.

Ну чем ни нянюшкина сказка, но та обычно заканчивалась благополучно.

Здесь же читатель ждет трагической развязки, и она незамедлительно наступает. Сон Татьяны повествует о трагедии. Онегин выступает «злодеем», убивающим Ленского.

Спор громче, громче; вдруг Евгений

Хватает длинный нож, и вмиг

Повержен Ленский...

Неподдельный ужас пробуждает Татьяну, теперь она старается осознать увиденное, так как верит в предзнаменованье.

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Сон героини, достоверно и подробно рассказанный автором, настраивает читателя на то, что дальше последуют предсказанные события, поэтому «странное» поведение Онегина на бале Лариных, его ухаживания за Ольгой – логическая цепь, за которой последует катастрофа – дуэль недавних приятелей. Но сон имеет и второе толкование, его символы сулят Татьяне свадьбу, правда не с любимым. Медведь – это ее будущий муж, генерал. Переход через ручей по мосткам сулит и свадьбу, и похороны. Недаром Татьяна слышит шум, как «на больших похоронах».

Сон, введенный в ткань романа, многое объясняет читателям, ждущим дальнейшего развития событий. И логичным предстает концовка произведения, когда вновь появляется Татьяна, уже светская замужняя дама, но такая же несчастная, как прежде:

А счастье было так возможно,

Так близко!.. Но судьба моя

Уж решена

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Это ее судьба, против которой героиня не пойдет, сохраняя твердую покорность, выпавшую на ее долю. Она останется верна долгу, в этом ее суть.

Сон Татьяны пророческий. Героиня, верившая «преданьям старины», пытается найти объяснение этому сну в книге Мартына Задеки, но не находит. Она убеждена, что сну суждено сбыться.

Вещий сон Татьяны – один из самых важных и интересных сюжетных ходов Пушкина, и неспроста он расположен в пятой главе – ровно посередине романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывая не только ближайшее будущее (дуэль), но и гораздо более отдалённое.

Писатели очень широко использовали приём сна, ведь именно через сон можно раскрыть характер героя, его сокровенные мысли и желания, чувства и переживания.

Сновидения приоткрывают занавесу к пониманию всего произведения, служат своеобразным ключом к анализу. Поняв символику сна героя и природу его происхождения, можно перенести эти критерии на весь текст.

произведение

сон в романе И. А. Гончарова «Обломов»

сны Катерины в драме Н. А. Островского «Гроза»

сон в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Символы

Образ любимой Обломовки

"...все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью..."

"...Обломовка: там вечный праздник! Там сбывают с плеч работу, как иго; там барин не встает с зарей и не ходит по фабрикам около намазанных салом и маслом колес и пружин..."

"...А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!... А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то...


"...отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь..."


…кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует…



Большой, взъерошенный медведь;

Татьяна ах! а он реветь,

И лапу с острыми когтями

...

….Кряхтя, валит медведь несносный;….


… Того, кто мил и страшен ей,

Героя нашего романа!...



Вывод: Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт. В символике заключается образ, который является главным. И несет в себе суть сна.

произведение

сон в романе И. А. Гончарова «Обломов»

сны Катерины в драме Н. А. Островского «Гроза»

сон в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Цвет

«Вся природа – и лес, и вода, и

стены хижин, и песчаные холмы – все горит точно багровым заревом»

…Бледны, как смерть…

….Златые серьги вырвет силой;….


… И ярко светится окошко,…


… свет блеснул;…


… Осталася во тьме морозной…



Вывод: Цвет, тот же символ, который несет дополнительный смысл и помогает дополнить ощущения главного героя. Белый: чистота, свет, жизнь (серьги, пшеница, окошко ) ; морозный, темный, тусклый, мрачный: с трах, тревога, печаль, смерть (черный гроб, грязь, тьма); Также сон помогает создать фон -контрасты белое - черное, огоньки свечей, блеск глаз.



Произведение

сон в романе И. А. Гончарова «Обломов»

сны Катерины в драме Н. А. Островского «Гроза»

сон в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Звуки (запахи)

Обломовка – это уголок, где царствует

спокойствие и невозмутимая тишина

Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не

видно ни души; одни мухи тучами летают и !

жужжат в духоте»

"... и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся..."



…Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук ее за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой…

…И пред шумящею пучиной,

Недоумения полна,

Остановилася она…

… Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конской топ…

… Явилась дева; ярый смех

Раздался дико;…

Вывод: Звуки и запахи дополняют картину. Окружающую действительность человек постигает с помощью внешних чувств зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Признано, что все запахи эмоционально окрашены, могут влиять на ход мыслей. Запахи, присущие человеку как живому существу, сопровождающие природные явления, события жизни, нашли отражение в произведениях художественной литературы.

Сон как композиционный элемент имеет свои функции:

  • комментирование и оценка изображенных событий;

  • психологическая характеристика персонажа;

  • осмысление идейного содержания произведения;

  • «чужой пророческий голос» - общение с божественным.

Ещё произведения по этой теме:

  • «Слово о полку Игореве». Сон Святослава

  • В.А Жуковский « Светлана» Сон Светланы

  • А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Сон Гринёва

  • Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание» . Сон Раскольникова

  • М.А Булгаков. «Мастер и Маргарита». Сон Ивана Бездомного

Как видим, писатели часто в своих произведениях используют сны героев

С какой же целью авторы вводят в своё повествование сны героев?

  • Сны помогают понять истоки характера героя, среду, в которой он воспитывался, становился личностью (сны Обломова, Катерины Кабановой).

  • Сны предвещают героям какие-то события (сон Святослава, сны Татьяны, сон Петра Гринёва и др.)

  • В снах воплощаются мечты героев, их видение будущего ( сны Веры Павловны)

  • Через сон героя автор пытается выразить свои мысли о происходящем ( сон путешественника из произведения А.Радищева)

  • Сны помогают лучше понять героев, их мысли, чувства, цели, жизненные ценности.

  • Именно сны часто помогают героям понять себя, переосмыслить свои жизненные идеалы, начать новую жизнь ( Иван Бездомный).

Таким образом, сны в произведениях являются важной частью не только композиции, но и всего содержания, помогая автору ярче и глубже отразить идеи и проблемы, создать наиболее ярко образы героев.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Тема сна в художественной литературе

Автор: Озорнина Наталья Александровна

Дата: 21.01.2022

Номер свидетельства: 598495

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) ""Конспект урока по литературе в 9 классе:" И снится чудный сон Татьяне..." "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-9-klassie-i-snitsia-chudnyi-son-tat-ianie"
    ["file_id"] => string(6) "187814"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426586095"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Тестовые задания для проведения дифференцированного зачета по литературе. "
    ["seo_title"] => string(87) "tiestovyie-zadaniia-dlia-proviedieniia-diffierientsirovannogho-zachieta-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "101907"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402466135"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности  с детьми подготовительной группы. Тема «Зимушка - зима». "
    ["seo_title"] => string(133) "konspiekt-intieghrirovannoi-orghanizovannoi-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-s-diet-mi-podghotovitiel-noi-ghruppy-tiema-zimushka-zima"
    ["file_id"] => string(6) "197405"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428240475"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект занятия на тему "Жизнь в детском саду" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-zaniatiia-na-tiemu-zhizn-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "115776"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412102112"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Русский язык Контрольная работа в 9 классе по теме: СПП "
    ["seo_title"] => string(59) "russkii-iazyk-kontrol-naia-rabota-v-9-klassie-po-tiemie-spp"
    ["file_id"] => string(6) "101112"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402406987"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства