Урок раскрывает особенности трактовки образа России в лирике А.А. Блока, активизирует самостоятельность исследовательской деятельности обучающихся, развивает навыки творческого чтения, прививает любовь к слову, воспитывает патриотизм, активизирует читательское восприятие через синтез музыки, изобразительного искусства и поэзии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Тема России в лирике А.А. Блока»»
Предмет: литература
Класс: 11 класс
Учитель: Дмитриева Ю.В.
Тема урока: «Тема России в лирике А.А. Блока»
Цели урока:
раскрыть особенности трактовки образа России в лирике А. Блока;
активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся;
развивать навыки творческого чтения;
прививать любовь к слову, воспитывать патриотизм;
активизировать читательское восприятие учащихся через синтез музыки, изобразительного искусства и поэзии.
Тип урока: семинар – практикум
План урока:
Организационный момент.
Слово учителя.
Реализация домашнего задания.
Сообщения – анализ стихотворений А.А. Блока.
Выявление ассоциативного ряда в поэзии А. Блока, картинах М. Врубеля, музыке М. П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Методы:
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый;
практический.
Формы организации работы учащихся на уроке:
индивидуальная;
фронтальная.
Оборудование урока:
портрет А.А. Блока, фотографии разных лет;
выставка произведений А.А. Блока;
репродукции картин М.А. Врубеля;
аудиозаписи музыки М. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова;
рабочие листы для записей по ходу урока;
\
ХОД УРОКА:
Оформление урока.
Портрет поэта, фотографии разных лет. Выставка произведений. Репродукции картин М.А. Врубеля. На доске цитаты к уроку:
«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?»
А. Блок.
«Стоит передо мной моя тема, тема России… этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче осознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему я подхожу давно, с начала своей самостоятельной жизни…»
А. Блок в письме К.С. Станиславскому 9 декабря 1906года.
1) Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
2) Слово учителя.
Умом Россию не понять
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать
В Россию можно только верить.
Ф.И. Тютчев.
Эти строчки Тютчева, пожалуй, в полной мере передают восприятие Родины в творчестве русских писателей и поэтов. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, вслед за ними поэты Серебряного века обращались к теме России, каждый из них по-своему воспринимал и итерпретировал её.
В творчестве Блока тема Родины обретает особое звучание. Ведь он творил в ту эпоху, когда решалась судьба России, когда его Отчизна испытывала одно потрясение за другим: русско-японскую войну, революцию 1905 года, Первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции, Гражданскую войну. Большой патриот, Блок не мог не думать о своей стране, о её терзаниях и судьбе, не мог не запечатлеть её меняющийся облик и свои раздумья о ней. Со щемящей болью в душе поэт писал: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» И своими трепетными стихами о Родине давал ответ на этот вопрос.
Какой же была Россия в начале XX века? Какой видел её Блок?
(Просмотр фрагмента кинофильма «Россия. XХ век»)
В ранней поэзии А. Блока тема России ещё не становится отчётливой и масштабной, хотя поэт не раз обращался к русским пейзажам, фольклорным образам и творениям русской культуры.
Значительно чаще к теме Родины Блок обращается во второй период творчества. Теперь она становится самостоятельным мотивом. Начиная с года первой русской революции, по-особому обострилось патриотическое чувство поэта.
Годы после революции 1905–1907 годов Блок ощущает как годы безвременья. Поэт переживает тяжёлый душевный кризис. Постепенно из-под спуда сомнений и горького переживания несбывшихся надежд на преображение мира пробивается та живительная струя, которая станет главной в творчестве Блока: выход из тупика безвременья связывается в сознании Блока с образом Родины, России. Трагические события он воспринимает не как катастрофу, а как начало долгого, тернистого пути, суждённого ему и его Родине. Образ России становится символом веры в будущее. Личная судьба поэта тесно связана с судьбой страны. Поэт должен пережить и познать всё то, что суждено пережить России.
В октябре 1908 года Блок пишет стихотворение «Россия».
3) Реализация домашнего задания. (Перечитать стихотворения А. Блока «Россия», М.Ю. Лермонтова «Родина», отрывок из поэмы «Мёртвые души» Н.В. Гоголя /лирическое отступление о Руси-тройке/. Выделить ключевые образы в каждом произведении.)
«Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колесах сметались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход — вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души».
М.Ю. Лермонтов.
РОДИНА.
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям;
Просёлочным путём люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.
С отрадой многим незнакомой
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
1841г.
А.А. Блок.
РОССИЯ.
Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первыя любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, –
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
18 октября 1908
Один из учащихся читает стихотворение А. Блока «Россия».
Практическая работа. (Звучит музыка Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».)
Задание: Проанализируйте предложенные произведения и ответьте на вопросы: Что роднит эти произведения? Каковы различия в восприятии Отчизны у авторов? (Учащиеся выполняют задания на рабочих листах. Результаты работы озвучиваются, делается вывод.)
Рабочий лист. _______________________________________________
Задание: Проанализируйте предложенные произведения и ответьте на вопросы: Что роднит эти произведения? Каковы различия в восприятии Отчизны у авторов? Выводы запишите в таблицу.
1. Какие образы и мотивы используют авторы для создания образа России?
Вывод: А. Блок традиционно воспринимает Россию народную, крестьянскую с её устремлённостью в будущее, надеждой на лучшее. В размышлениях о России присутствуют фольклорные мотивы и традиционные архетипичные образы.
Слово учителя. Итак, в своём творчестве А. Блок использует лучшие традиции русской классики и, конечно же, привносит своё видение темы, по-своему интепретирует образ России. В этом оригинальность, самобытность творческого метода А. Блока. Что это за особенности и как они проявляются в других стихах, мы узнаем из сообщений, подготовленных учащимися.
4) Сообщения – анализ стихотворений А.А. Блока.
Учащиеся заранее получили задание проанализировать стихотворение А. Блока «Русь» и цикл стихов «На поле Куликовом». Пока звучат сообщения, остальные учащиеся выполняют задания на рабочих листах (вопросы и задания непосредственно касаются материала сообщения). По окончании доклада результаты работы учащихся озвучиваются, учитель комментирует и оценивает ответы.
Сообщение 1. Стихотворение А.А. Блока «Русь». 1906г.
(Примерный текст сообщения.)
Выразительное чтение стихотворения.
«Русь» - одно из первых посвящённых Родине стихотворений – появилась в 1906 году и вошла во вторую книгу лирики А. Блока. Первая строфа стихотворения настраивает на интонацию преклонения, молитвы: «Ты и во сне необычайна, / Твоей одежды не коснусь». Обращает на себя внимание кольцевая композиция стихотворения: две заключительные строки почти повторяют первые строки: «Она и в снах необычайна. / Её одежды не коснусь». Русь представляется как нечто священное, святое. Это именно Русь, а не Россия – древняя, дикая, языческая, заколдованная:
Русь, опоясана реками,
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна…
Здесь и «ночные хороводы / Под заревом горящих сёл», и «ведуны с ворожеями», и «ведьмы тешатся с чертями», и «преданья старины», и пути и распутья, измождённые «живой клюкой», т.е. разбитые посохами странников, богомольцев. Русь предстаёт в образе спящей красавицы-царевны. Обращение «Ты» открывает стихотворение и передаёт глубокую слитность героя и Руси.
Здесь один из излюбленных блоковских мотивов – мотив вьюги, которая «буйно заметает… жильё»; «вихрь, свистящий в голых прутьях», «снеговые столбы» - передают колдовское, буйное начало в стихотворении.
Действия лирического героя стихотворения беззаконны и кощунственны: он ночью на кладбище распевает песни – он, заблудший, ничего уже не боится на свете. Эти песни непонятно кому посвящены, в них нет ни Бога, ни любви. Но перед нами не закоренелый отступник. Герой стихотворения – страстно ищущий свой путь человек – душа у него «живая» («Живую душу укачала»). Свою неприкаянную душу, её «наготу» герой скрывал в «лоскутах лохмотий» своей нищей страны, и она приняла, укачала его на «своих просторах», и душа оказалась живой и чистой, «она не запятнала / Первоначальной чистоты». Это укачивание, жест принимающий и прощающий означает обретение мощной и любимой Родины героем. Теперь героя снова в дремоте. Но если в начале стихотворения это дремота непрояснённости, то в конце – сладкая дремота покоя, уюта. Поэт говорит об интуитивном постижении тайны народного духа, духа России, которым она жива; говорт о своей слитности, неразрывности своей судьбы с судьбой России.
Задания:
1) Подчеркните в предложенном списке образы и мотивы, помогающие раскрыть содержание стихотворения «Русь».
Дремота, город, спящая Царевна, демонические силы, Прекрасная Дама, маска, Незнакомка, юноша, вьюга, бездорожье, покой и умиротворение, живая душа.
2) Соедините стрелками фамилии авторов, традиции которых А. Блок использует в стихотворении «Русь».
Слово учителя. Звучит фрагмент из оперы М. Мусоргского «Хованщина». Учитель сообщает о том, что в начале урока звучала музыка из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», что свои стихи о России А. Блок считал созвучными музыкальным произведениям именно этих авторов, ценя Мусоргского за его талант в раскрытии исторической темы, а Римского-Корсакова («Снегурочка», «Садко») за глубокое проникновение его музыки в философскую сущность русского фольклора.
Сообщение 2. Цикл стихов А.А. Блока «На поле Куликовом». 1908г.
(Примерный текст сообщения.)
Выразительное чтение стихотворения.
Цикл «На поле Куликовом», включающий 5 стихотворений,— одно из центральных произведений третьей книги. Связанный своим содержанием с известным историческим событием - Куликовской битвой 1380 года, блоковский цикл не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее – о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего. Это предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедий. Поэт видит весь исторический путь страны — от «поля Куликова» до современных ему событий. Лирический герой —. и древний русич-воин, и современник поэта. Единство времени, пространства, переживаний передано рядом символов, вписанных в динамичный пейзаж, полный тревоги, энергии и внутренней силы:
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...\
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Чередование плавных и длинных нечётных строк с короткими, как бы рублеными чётными создаёт тревожный, «нервный» ритм. Тревога за судьбу родины, неравномерность, порывистость бега «степной кобылицы» угадываются уже здесь. Обилие недоговорённостей, восклицаний, повторов передает взволнованную, рвущуюся речь.
Инверсия (неправильный порядок слов) в названии «На поле Куликовом», а не «На Куликовом поле» придаёт эпический размах заглавию и имитирует стиль древнерусских повестей.
Блок показывает Россию как великую страну на перепутье между Востоком и Западом, говорит о ее противоречиях, о ее величии, ее, избранности продолжая традиции Тютчева). В этом цикле образ Вечной Женственности трансформирован в образ Родины. Родина не мать, но жена: «О, Русь моя! Жена моя! До боли / Нам ясен долгий путь!». Речь идет от лица лирического героя, который не отделяет свою судьбу от судьбы страны:
Я — не первый воин, не последний, Долго будет родина больна. Помяни ж за раннею обедней Мила друга, светлая жена!
В третьем стихотворении цикла этот образ многогранен: «слышал я голос сердцем вещим / В криках лебедей»; «голосила мать», «Непрядва убралась туманом, / Что княжна фатой», «Твой лик нерукотворный». Образ Святой Руси сливается с образом Богоматери. Символический образ допускает различные толкования. Но бесспорно одно – это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в самых суровых испытаниях времени:
И когда, наутро, тучей чёрной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Четвертоестихотворение полно тревоги и тяжких предчувствий. Несколько раз встречаются слова «вековая тоска», «тоска могучая». Все повторяется:
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали...
«Тоска» - одна из самых характерных основ русского бытия, к тому же эта тоска – «безбрежная», как многое на Руси; в «тоске» поэт видит особое проявление силы и надежды. «Тоска» происходит ещё и оттого, что бой «вечный», «покой нам только снится». Образ степной кобылицы, её стремительное движение, «полёт» - символ устрашающе быстрого исторического пути России, пути неравномерного, трагического. Это не просто конь, не просто лошадь, а именно дикая, необъезженная, молодая «степная кобылица».
Завершающее стихотворение цикла проясняет его общий замысел. Блок в прошлом искал соответствия настоящему, а в настоящем – прошлому. «Куликовская битва, - писал он в примечании к циклу, - принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди». Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие битве на поле Куликовом, но, может быть, и превосходящие её.
Задания:
1) Продолжи фразу:
В цикле стихов «На поле Куликовом» А. Блок обращается к историческому прошлому России, чтобы _________________________________________________________________________________
2) Укажите цифрами последовательность, в которой трансформируется образ России в цикле стихов «На поле Куликовом»?
Высший идеал, к которому стремится поэт; Родина; Святая Русь; Богоматерь, Русь-жена.
3) Опишите движение степной кобылицы – что оно символизирует? Традиции русской литературы в этом образе. __________________________________________________________________________
5) Выявление ассоциативного ряда в поэзии А. Блока, картинах М. Врубеля, музыке М. П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова.
Слово учителя. Творчество А. Блока неразрывно связано с эпохой, в которую он жил. И, конечно же, не может существовать без соприкосновения, взаимного влияния со стороны других творческих людей, которым небезразлична судьба России. Мы уже говорили о тесной взаимосвязи творчества А. Блока и М. Врубеля, о схожем взгляде на мир этих великих творцов.
Задание:
1) Посмотрите на картины М. Врубеля. Как представлена народная тема в его творчестве, в чём ассоциативное сходство с поэзией А. Блока?
Сходство: - русская природа, фольклор – «Пан»;
- сказочность, театральность – «Царевна-Лебедь»;
- «дремота» Руси и в то же время скрытая энергия – «К ночи»;
- загадочная душа России – «Сирень»
Слово учителя. Блоку, как никому другому, не только было дано «слышать музыку мира», но и в полной мере даровано умение передать ее. Музыка Вагнера, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бизе привлекала Блока как слушателя, в его произведениях неоднократно встречаются образы опер этих композиторов.
Задание:
2) Вспомните звучавшую сегодня на уроке музыку М. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова. Что общего в ней и стихах А. Блока о России?
раскрытие исторической темы, торжественность, вера в способность выстоять в трудную минуту, непокорность;
народность, сказочность, душевность.
6) Подведение итогов.
Итак, в чём же заключается особенность трактовки образа России в лирике А. Блока? Сформулируйте выводы по теме урока.
Каким предстаёт облик Родины в стихах А. Блока?
В стихах Блока облик Родины – живой, персонифицированный, очеловеченный. Он как бы сливается с прекрасным женским образом.
Как автор выражает любовь к Родине?
Любовь поэта к России – личное, кровное, глубоко интимное чувство.
Отделяет ли А. Блок свою судьбу от судьбы России?
Личная судьба поэта тесно связана с судьбой страны. Поэт должен пережить и познать всё то, что суждено пережить России.
Как воспринимает А. Блок трагические события, происходящие в стране? Верит ли в
будущее России?
Трагические события он воспринимает не как катастрофу, а как начало долгого, тернистого пути, суждённого ему и его Родине. Образ России становится символом веры в будущее.
А. Блок «городской» поэт, но всё лучшее он видит в народной, крестьянской Руси. Какие мотивы его поэзии подтверждают это?
Фольклорные мотивы, присутствующие в его стихах, миф о сказочном чародее, околдовавшем красавицу с затуманенными заботой прекрасными чертами, дремлющую до поры до времени.
7) Домашнее задание.
Мини-сочинение на тему «Особенности трактовки образа Росси в лирике А. Блока».
Практическая работа по теме: «Тема Родины в лирике А. Блока». _________________________
«Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колесах сметались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход — вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души».
М.Ю. Лермонтов.
РОДИНА.
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям;
Просёлочным путём люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.
С отрадой многим незнакомой
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
1841г.
А.А. Блок.
РОССИЯ.
Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первыя любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, –
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
18 октября 1908
Задание: Проанализируйте предложенные произведения и ответьте на вопросы: Что роднит эти произведения? Каковы различия в восприятии Отчизны у авторов? Запишите выводы.
1. Какие образы и мотивы используют авторы для создания образа России?
В цикле стихов «На поле Куликовом» А. Блок обращается к историческому прошлому России, чтобы _________________________________________________________________________________
2) Укажите цифрами последовательность, в которой трансформируется образ России в цикле стихов «На поле Куликовом»?
Высший идеал, к которому стремится поэт; Родина; Святая Русь; Богоматерь, Русь-жена.
3) Опишите движение степной кобылицы – что оно символизирует? Традиции русской литературы в этом образе. __________________________________________________________________________