Цели: познакомить с понятием «предание», с практикой использования этого жанра фольклора в произведениях писателей, с героями преданий – государственными деятелями; рассмотреть образы героев и исторические события, запечатленные в преданиях; развивать коммуникативные и регулятивные умения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: познакомить с понятием «предание», с практикой использования этого жанра фольклора в произведениях писателей, с героями преданий – государственными деятелями; рассмотреть образы героев и исторические события, запечатленные в преданиях; развивать коммуникативные и регулятивные умения.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:познакомятся с понятием «предание», с практикой использования этого жанра фольклора в произведениях писателей, с героями преданий – государственными деятелями.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы; находить, анализировать, использовать информацию, полученную из разных источников;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения; самостоятельно организовывать собственную деятельность;
коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности.
– Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора. Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство.
Какова же была основная тема «устной живописи»?
На что обращают наше внимание народные сказители?
Обратимся к «преданьям старины глубокой».
2. Выполнение заданий.
– Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного».
– Кто герой предания? (Иван IV, за жестокость прозванный Грозным.)
– Коротко перескажите предание «Сороки-ведьмы».
– Каким предстает перед нами Иван IV? (Высказывания учащихся.)
– С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)
– Перескажите предание «Петр и плотник».
– Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)
– На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу – делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)
II. Изучение нового материала (с. 7–10).
Чтение статьи «Предания».
Беседа по вопросам.
– Что же называется преданием? (Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение.)
– Кто чаще всего является героем преданий?
– Откуда взяты эти строки?
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел и кот ученый,
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
– В начале поэмы и в конце ее:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой!
(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».)
Вывод. Предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.
III. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Что вы узнали о преданиях по статье, которую прочитали?
– Какие былины и предания были прочитаны вами в предыдущих классах?
– Какие славянские мифы вы прочитали в V и VI классах?
Домашнее задание: прочитатьстатью учебника, с. 7–8; подготовить пересказ преданий, с. 8–10.