kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема нравственности в рассказе А. И. Куприна "Куст сирени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 8 классе по рассказу А. И. Куприна "Куст сирени"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема нравственности в рассказе А. И. Куприна "Куст сирени"»

А.И.Куприн «Куст сирени»

  Цели:

  • знакомство с творчеством А.И.Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»;

  • на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного;

  • совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции;

  • обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека.



Ход урока

Заповедное царство сирени
Майской ночи глаза отвести
И сквозь утро нежнее свирели,
Ни о чём не печалясь, войти
В заповедное царство сирени.
С. Мекшен



Нередко цветы растут на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты.

К.Г.Паустовский





I. Разговор о писателе.

 Сегодня мы знакомимся с творчеством великого русского писателя – А.И.Куприна.

Используя приём «Верные и неверные утверждения», игру «Верите ли вы, что…» проверим, что вы узнали о жизни и творчестве писателя. Работа в парах на листочках.





Утверждение

Верно или нет

1

Александр Иванович Куприн родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии

Да

2

Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнили: «Наровчат, одни колышки торчат»

Да

3

Куприна воспитывал отец

Нет (Отец умер, когда Куприну было около года, детские годы его прошли в Москве в сиротском пансионе)

4

Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 35 лет.

Нет (Армейская служба продолжалась недолго, ушёл в отставку в 24 года)

5

Печатает свои произведения в московских газетах.

Нет

(Сотрудничает в киевских газетах)

6

Во время Гражданской войны оказывается за границей.

Да

7

С 1920 года живёт в Финляндии.

Нет (В Париже)

8

Юнкерская служба подсказала многие сюжеты, образы, характеры персонажей произведений Куприна.

Да

9

«Поединок» - это моё завещание русской молодёжи», - говорил о романе писатель.

Нет (Так сказано о романе «Юнкера»)

10

«Куст сирени» - раннее произведение Куприна.

Да



Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с ранним произведением А.И.Куприна – рассказом «Куст сирени». Сейчас мы посмотрим видеоклип, а вы подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «куст сирени».



  • Видеоклип: Рахманинов «Сирень»

История с букетом белой сирени, который после каждого выступления Сергея Рахманинова преподносили ему от лица таинственной незнакомки. Даже когда он уезжал в Америку, то в его купе на столике лежала ветка белой сирени.



  • О чём говорит вам  это словосочетание? Какие ассоциации у вас возникают?

(ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь)



Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. И тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье».



 II. Аналитическая беседа.

Итак, рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»

1. Выразительное чтение фрагмента 1 (учитель нацеливает учащихся на внимательное чтение и выявление характерных черт героев рассказа)

Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба и теперь только что вернулся оттуда. Он сегодня представлял профессору последнюю и самую трудную практическую работу - инструментальную съемку местности...

До сих пор все экзамены сошли благополучно, и только одному богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили... Начать с того, что самое поступление в академию казалось сначала невозможным. Два года подряд Алмазов торжественно проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость... Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.





2. Работа по вопросам:

  • Что узнаём мы из этого отрывка о Николае Алмазове?

(небогат, трудолюбив, нуждается в поддержке)


  • Нам известно что-нибудь о его характере?

(пока нет достаточной информации)


  • Что мы узнаем о его супруге Верочке Алмазовой

(сильная духом, способная на жертвы ради мужа. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой )



  • Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова?

(Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)

  • Как автор показывает душевное состояние героя?

(Алмазов прошёл в свой кабинет, не снимая пальто и фуражки, выпустил из рук портфель, бросился в кресло…)

  • Сочувствует ли ему Верочка?

(Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова)

  • Чего ей удалось добиться?

(Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)



  • Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие?

(Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)



  • Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу?

(Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)



  • Чем закончился спор героев?

(Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)



  • Сочувствует ли Николаю Евграфовичу автор?

(Да, автор показывает, что Алмазов очень взволнован, жалеет его: «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать»)

 



3. Выразительное чтение фрагмента 2.

- Коля, ну как же твоя работа?.. Плохо?

Он передернул плечами и не отвечал.

- Коля, забраковали твой план? Ты скажи, все равно ведь вместе обсудим.

Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду.

- Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так хочется знать. Неужели сама не видишь? Все к черту пошло!.. Всю эту дрянь, - и он злобно ткнул ногой портфель с чертежами, - всю эту дрянь хоть в печку выбрасывай теперь! Вот тебе и академия! Через месяц опять в полк, да еще с позором, с треском. И это из-за какого-то поганого пятна... О, черт!

- Какое пятно, Коля? Я ничего не понимаю.

Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова. Он не сопротивлялся, но продолжал смотреть в угол с обиженным выражением.

- Какое же пятно, Коля? - спросила она еще раз.

- Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской. Ты ведь знаешь, я вчера до трех часов не ложился, нужно было окончить. План прекрасно вычерчен и иллюминован. Это все говорят. Ну, засиделся я вчера, устал, руки начали дрожать - и посадил пятно...



4.  Беседа.

  • Кто из героев прервал тяжкое молчание?

(Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.)



  • Как отреагировал на это Николай Евграфович?

(Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»)



  • Что же на самом деле придумала Верочка?

(Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)



  • Как вы относитесь к этому решению героини?

(Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания)



  • Как ведёт себя Верочка, приняв решение?

(Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)



  • Куда же отправляются герои?

(Они едут в ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)



  • В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой. Кто он? Что говорит о нём автор?

(Оценщик. Видно, что он привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезённые вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза.)



  • Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это?

(Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль)



  • Как Верочка спасает положение?

(Она рассказывает подробно всю историю с пятном)



  • Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам?

(Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)


  • Как можно охарактеризовать поведение Алмазова? Какие черты характера проявляются в описанной ситуации?

((Алмазов ведет себя несколько эгоистически)



  • А как ведет себя Верочка?

(Верочке свойственна такая черта, как самопожертвование)






5. Лексическая работа

Введение понятий «самопожертвование», «эгоизм»

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, -я; ср.
Жертвование собой, своими личными интересами во имя кого-, чего-л.



ЭГОИЗМ, -а; м. [франц. egoisme от лат. ego - я]
Поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей; себялюбие




6. Выразительное чтение фрагмента 3.

На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. Она еще издали, по одной только живой и немного подпрыгивающей походке, узнала, что, история с кустами кончилась благополучно...

Действительно, Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости, и голода, но лицо его сияло торжеством одержанной победы.

- Хорошо! Прекрасно! - крикнул он еще за десять шагов в ответ на тревожное выражение женина лица.

И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку...

Николай Евграфович никогда с таким аппетитом не обедал, как в этот день... После обеда, когда Вера принесла Алмазову в кабинет стакан чаю, - муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга.

- Ты - чему? - спросила Вера.

- А ты чему?

- Нет, ты говори первый, а я потом.

- Да так, глупости. Вспомнилась вся эта история с сиренью. А ты?

- Я тоже глупости, и тоже - про сирень. Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком...





7. Беседа

  • Почему герои решили посадить именно куст сирени?

(«Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)



  • Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)



  • А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем?  

(Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)



  • Что произошло на другой день?

(Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)



  • Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору?

(Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул)

  • Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями?

(Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)



  • Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком?

(События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)



  • Какие же проблемы рассматриваются в рассказе?

(Проблемы счастья, упорства и любви.)



  • Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

(Вера – верить. Фамилия в рассказе только одна Алмазовы. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска»).

А.А. Фет «Алмаз»

НЕ украшать чело царицы,
Не резать твёрдое стекло, 
Те разноцветные зарницы
Ты рассыпаешь так светло.

Нет! В переменах жизни тленной
Среди явлений пёстрых - ты
Всё лучезарный, неизменный
Хранитель вечной чистоты.
9 февраля 1888 г.

Куприн и делает упор на этом «хранителе вечной чистоты». Автор показывает чистоту отношений между людьми.



  • Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

(Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)


  • Что же является истинным показателем любви одного человека к другому?

(Поступки. Способность к самопожертвованию)





III. Работа над композицией рассказа. Ввод понятия зеркальная композиция.

  • А теперь давайте вспомним, что такое композиция?



  • Давайте вместе подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение?

(Три: 1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.

2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.

3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.)



  • Как соотносится начало и конец рассказа? Какой приём лежит в основе?

(Антитеза)



Вывод:  такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией.



  • Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу?

(Правильно, в изображении героев.)



  • Какие противоположные черты характера вы заметили?

Сравнительная характеристика.

Николай Алмазов

Верочка

Раздражен, недоволен.

Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.

Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб.

Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.

Не видит выхода, не верит в успех.

Верит в успех дела, надеется на положительный исход.

Подчиняется жене, действует по её плану.

В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.



  • Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения?

(Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.)





IV. Обобщение

  • В чём смысл названия рассказа?

(Куст сирени стал для героев любимым цветком, т.к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)







V. Межлитературные связи.

  • Вспомните, какое произведение из зарубежной литературы, отражающее подобный взгляд на любовь, мы с вами изучали в прошлом году?

(О. Генри «Дары волхвов»)

  • Чем это произведение напоминает рассказ «Куст сирени»?

(Герои чем-то жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.)



  • Чье изображение любви: Чехова, Бунина, Куприна – вам ближе? Почему?



  • Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

(Любовь – это «труд»: доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.)





 Домашнее задание

  • написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»

































Рабочий лист ученика

А.И. Куприн «Куст сирени»

1. Ассоциативный ряд к слову «сирень»:

2.

Утверждение

Верно или нет

1

Александр Иванович Куприн родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии


2

Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнили: «Наровчат, одни колышки торчат»


3

Куприна воспитывал отец


4

Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 35 лет.


5

Печатает свои произведения в московских газетах.


6

Во время Гражданской войны оказывается за границей.


7

С 1920 года живёт в Финляндии.


8

Юнкерская служба подсказала многие сюжеты, образы, характеры персонажей произведений Куприна.


9

«Поединок» - это моё завещание русской молодёжи», - говорил о романе писатель.


10

«Куст сирени» - раннее произведение Куприна.










3. Сравнительная характеристика.

Николай Алмазов

Верочка







Домашнее задание

  Таблица: поработайте с таблицей в вашем рабочем листе, заполните её, выписав цитаты из рассказа, которые характеризуют Веру и Николая в каждой сцене.

Построение рассказа

Вера

Николай

Сцена первая.

Возвращение Николая из академии домой.

 

 

Сцена вторая

Решение действовать

 

 

 

Сцена третья.

 В ломбарде

 

 

Сцена четвёртая .

У садовника

 

 

 

Сцена пятая.

В седловине

 

 

 

Сцена шестая.

Торжество победы

 

 

 

 

 















14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема нравственности в рассказе А. И. Куприна "Куст сирени"

Автор: Мирзоян Алина Вачагановна

Дата: 21.03.2023

Номер свидетельства: 627999

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока литературы в 8 классе "Идейное содержание рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-litieratury-v-8-klassie-idieinoie-sodierzhaniie-rasskaza-a-i-kuprina-kust-sirieni"
    ["file_id"] => string(6) "133142"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416473673"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект урока литературы в 8 классе "Идейно-художественное содержание рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»" "
    ["seo_title"] => string(115) "konspiekt-uroka-litieratury-v-8-klassie-idieino-khudozhiestviennoie-sodierzhaniie-rasskaza-a-i-kuprina-kust-sirieni"
    ["file_id"] => string(6) "133157"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416474920"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства