Технологическая карта урока литературы. 10 класс
Образовательные: обобщить знания учащихся по теме «Тема «маленького» человека в русской литературе», подготовить к сочинению.
Воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса к предмету; развитию творческих способностей учащихся
Знать: как развивается тема «маленького» человека в русской литературе (А. Пушкин, Н. Гоголь, Ф. Достоевский). Как меняется изображение самого «маленького» человека, его характер, поступки, что общего и чем отличаются герои (на примере произведений А.Пушкина «Станционный смотритель», Н .Гоголя «Шинель», Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)
Уметь: давать характеристику «маленькому» человеку в целом, конкретно - каждому герою: Самсону Вырину, Акакию Башмачкину, Мармеладову. Делать выводы, систематизировать полученные знания, отработать навыки
Усвоить: человек не должен быть «маленьким».
Методы: эвристическая беседа, поисковая работа в группах, слово учителя, работа в паре, создание проблемной ситуации
Используемые методы, приемы, формы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
Организационный момент Цель: диагностировать уровень подготовленности учащихся на начальном этапе. | Творческое задание | Настраивает учащихся на работу: приветствие, проверка готовности к уроку, запись в тетрадь числа и темы урока. Цель урока | -Организационный момент
-Пишут определение к слову «человек» и к словосочетанию «маленький» человек - Исходя из определений, записывают фамилии героев, которые, по их мнению, относятся к «маленьким» людям. - Сверяются с ответом на доске. - Озвучивают ответы «Кто он такой – «маленький» человек? - Выводы записывают в тетрадь. | Регулятивные – принятие и сохранение учебной задачи
Коммуникативные – ориентировка на позицию партнера
Личностные – самоопределение
Познавательные - построение речевого высказывания
|
Цель: проследить, как А. Пушкин изображает своего героя Самсона Вырина; в чем, по мнению Пушкина, причина появления «маленького» человека. | Обсуждение проблемных вопросов Работа с текстом. | -Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов. - Создает условия для успешного выполнения задания | -Участвуют в обсуждении проблемных вопросов
- Работа с текстом. А. Пушкин «Станционный смотритель» А) Ответы на вопросы. - Почему А. Пушкин заговорил о «маленьком» человеке? Стоило ли поднимать эту проблему? - Каков «маленький» человек в изображении А. Пушкина? -Что за характер предстает перед нами со страниц повести «Станционный смотритель»? -Почему герой не борется за право быть человеком? Б) Выводы записывают в тетрадь | Познавательные – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей.
Регулятивные – внесение необходимых корректив в действие.
Коммуникативные – формулирование собственного мнения. |
Цель: доказать, что Гоголь является продолжателем пушкинских традиций, его повесть «Шинель» - это повесть о «маленьком» человеке в большом и жестоком городе | Работа с текстом. Беседа. Создание проблемной ситуации | Задает вопросы, слушает, дополняет, ведет беседу.
| Задание. Н. Гоголь «Шинель». - Нарисуйте образ главного героя Акакия Акакиевича. В чем он видит смысл жизни? - Что меняется в изображении «маленького» человека у Гоголя? - Выводы записывают в тетрадь.
| Коммуникативные – формулирование собственного мнения, построение монологического высказывания.
Регулятивные – принятие и сохранение учебной задачи, внесение необходимых корректив.
Личностные – формирование ценностных ориентиров, решение моральных проблем |
Цель: выявить, какой аспект в изображение «маленького» человека вносит Ф. Достоевский, чего добивается его герой Мармеладов?.
| Работа в группе. Словесное рисование. | Следит за классом, помогает выделить главное, подвести итог.
| Задания. Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» - Что вы можете сказать о Мармеладове, его чувствах, переживаниях? - Чем отличаются герои Достоевского от героев Пушкина и Гоголя? - Кто виноват, что наши герои - «маленькие» люди? - Выводы записывают в тетрадь. | Коммуникативные - контроль действий партнера;
Познавательные – структурирование знаний;
Регулятивные - выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
Личностные - создание способов решения проблем |
Цель: диагностировать уровень сформированности знаний по теме «Тема «маленького» человека в русской литературе | Работа в паре
Задания разноуровневого характера
Проблемная ситуация. | Помогает подвести к выводу, обобщить. Осуществляет контроль за выполнением задания. | Задания разноуровневого характера. 1.Тест «Кто есть кто?» - На доске рисунки с изображением героев, под рисунками – цитаты. Определить, какой герой изображен. 2.Проблемная ситуация. А) Можно ли к разряду «маленьких» людей отнести Раскольникова? (портрет Раскольникова на доске). Привести доказательства. - Можно ли преступление Раскольникова назвать бунтом, протестом? - Выводы записывают в тетрадь. Б) Какой смысл вложил М. Горький в слова «Человек – это звучит гордо!»? В) Как вы считаете, будут ли писатели 21 века обращаться к проблеме «маленького» человека? - Выводы записывают в тетрадь. | Коммуникативные - построение понятных для партнера высказываний
Познавательные - поиск разнообразных способов решения поставленной задачи
Познавательные - установление причинно-следственных связей;
Личностные – освоение основных моральных норм, оценка своих поступков в соответствии с нормами . Регулятивные – планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей |
Рефлексия Цель: подведение итогов урока | Свобода выбора задания | Благодарит за урок, выставляет оценки, обсуждает оценки с учениками | Оценивают уровень достижения цели. Самооценка Определяют, что получилось и на что необходимо обратить внимание. Рефлексия | Личностные - самооценка Познавательные – построение речевого высказывания Коммуникативные - адекватное восприятие оценки |
1.Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. – М.:ВАКО,2009
2.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: Просвещение, 2001
3.Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс. Русская литература. / Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008
4.Кодификатор универсальных учебных действий. http://www.openclass.ru/node/364582
5.Лебедев Ю.В. Русская литература 20 века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение,2011