Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Организация начала урока | Прозвенел уже звонок- Начинаем наш урок! Быть должны всегда в порядке: Ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: «Все, что надо, - под рукой!» | Приветствие, проверка готовности к уроку | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; |
Актуализация знаний | Вспомним, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? Сейчас мы послушаем нескольких ребят, которые нам выразительно прочитают это стихотворение. Чьё чтение запомнилось вам? Почему? Выставление оценок. | Мы познакомились со стихотворением А. Твардовского «Рассказ танкиста». Отвечают. Высказывают своё мнение. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; |
Подготовка к первичному восприятию стихотворения К.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…» | Сейчас вы посмотрите видеоролик и затем попробуете сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Правильно. Сегодня мы продолжим изучение военных произведений, обратимся к Великой Отечественной Войне. Поэты неоднократно прибегали к этой теме. Сегодня мы познакомимся ещё с одним автором, которого также волновала эта тема, а также будем читать стихотворение писательницы, которую вы уже знаете. Посмотрите на слайд, кого из этих людей вы уже знаете, а кого нет? (Слайд 1) А портрет второго писателя – это портрет Константина Симонова. Какие задачи вы перед собой бы поставили при изучении этой темы? Верно.И К. Симонов и А. Ахматова прошли войну, видели, что творится вокруг своими глазами и описали все военные события в своих стихотворениях. Сначала мы поговорим о К.Симонове, так как он непосредственно принимал участие в военных действиях. Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем о жизни Константина Симонова, вспомним биографию Анны Ахматовой. Дима Ерофеев подготовил сообщение о К Симонове Внимательно послушайте. (Слайд 2) Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в (Слайд 3) военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931, когда писателю было 16 лет. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать ещё два года после того, как поступил в Литературный институт им. А. М. Горького. (Слайд 4) В 23 года Константин Симонов закончил Литературный институт. К этому времени он уже подготовил несколько больших произведений. (Слайд 5) В том же 1938 Симонов был принят в Союз писателей СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ (Института истории, философии, литературы). Во время ВОВ он работает военным корреспондентом. (Слайд 6, 7) Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К.М.Симонова. (Слайд 8, 9) Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска. | Смотрят видеоролик. Говорят, что тема урока «Великая Отечественная Война». Знаем Анну Ахматову. Познакомиться с фактами жизни писателей и их произведениями. Читают сведения из биографии К.Симонова. Отвечают. Слушают дополнения учителя. | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; |
Первичное восприятие | Сейчас вы послушаете стихотворение, которое читает сам автор - Константин Симонов, после чего ответите, о чём говорилось в этом стихотворении и какие чувства у вас возникли при его прослушивании. | Слушают стихотворение. | понимание роли чтения, использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; |
Анализ восприятия | О чём говорится в этом стихотворении? Какие чувства и переживания у вас возникли при чтении? Почему это произведение заставляет нас так волноваться, сопереживать герою, вызывает чувство грусти, тоски, скорби? | Отвечают. Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом. Отвечают. | овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; |
6. Вторичное чтение | Давайте найдем непонятные слова и выражения. Теперь, когда все слова вам понятны, прочитаете это стихотворение вы самостоятельно. Вдумайтесь в суть стихотворения, обратите внимание, где нужно делать паузы, где менять темп и тембр речи. Теперь будем читать по цепочке. Начнёт (ФИО), а затем после прочтённого абзаца будет читать следующий. Когда будете читать, обратите внимание, на то, как писатель изобразил мальчика. | Лафет – это станок, на который ставят артиллерийской орудие. Брест- крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии. Понаслышке - на основании где-то или когда-то услышанного, по слухам. Помянуть – это помолиться о здоровье живого (о здравии) или об упокоении умершего (заупокой). Читают. Читают. | формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; |
7. Анализ прочитанного | Как же писатель изображает мальчика? Что значит выражение «Седой мальчищка на лафете спал»? Почему мальчик седой? Найдите в тексте и зачитайте, сколько лет мальчику. Почему "За десять лет на том и этом свете// Ему зачтутся эти десять дней"? К кому обращается автор со словами: "Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца"? "Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца". Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора? Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю? | Седым. Выражение "...Седой мальчишка на лафете спал" обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия. Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт. Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал "на том свете", потому что уже видел смерть и страдание. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг. Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), которая знает о войне только со слов других людей и не может почувствовать всей душой трагедию войны. Солдатам, которые отступали с западной границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу. Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут "домой прийти... до конца": они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои. Автор хочет сказать, что он будет участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и "поцелует горсть своей земли".) Этим стихотворением он хотел показать нам все горести войны. Рассказать, что войны – это горе, слёзы, разруха, голод, ужас, ад, трагедия. Это сироты, вдовы, неизбывное горе матерей и вообще людей, потерявших своих близких Защита Родины. | овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; |
8. Физминутка | | | |
Подготовка к первичному восприятию рассказа А.Ахматовой «Памяти друга» | Знакомство с творчеством писателя. Ребята перед вами портрет Анны Ахматовой, какие факты из её жизни вы помните? Анна Ахматова родилась в 1889 году под Одессой, в семье морского инженера-механика. Детские годы она провела в Царском селе, рядом с Лицеем, в котором когда-то учился А.С.Пушкин. Позднее она написала много стихов и статей о великом поэте. Писать стихи она начала в 11 лет. Закончила гимназию в Киеве, затем Высшие историко-литературные курсы в Петербурге. Во время ВОВ она своими глазами видела блокаду Ленинграда, страдания и мужество его жителей, не отдавших город фашистам. В годы войны она писала стихотворения, в которых говорила о преодолении беды, о подвиге людей, о том, что поможет русскому народу вынести все несчастья. Но также она написала стихотворения и о победе наших солдат, о Дне Победы. С одним из таких стихотворений мы с вами сегодня познакомимся, оно называется «Памяти друга». Сейчас я вам прочитаю это стихотворение, а вы внимательно слушайте и затем скажете, что вы почувствовали, и кто же является другом в стихотворении у Анны Ахматовой? | Бурова П. и Кураев Р рассказывают сведения из жизни А.Ахматовой. | овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; |
Первичное восприятие | Чтение текста учителем. Я буду читать, а вы подумайте, когда происходят события рассказа: во время войны или после неё? Первичное чтение | Слушают чтение стихотворения учителем. | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; |
11. Анализ восприятия | 1. Когда происходят события в рассказе: во время войны или после неё? 2. Какими чувствами наполнено стихотворение? 3. Кто же этот друг, для которого написано стихотворение? 4. Как надо читать стихотворение? | 1. После войны. 2. Чувствами грусти, печали, скорби, радости жизни. 3. Их много, все те, кто не пришел с войны. 4. Нужно читать тихо, спокойно, нежно, умиротворенно. | освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; понимание роли чтения, использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; |
12. Вторичное чтение | Теперь вы прочитайте это стихотворение самостоятельно. Сейчас прочитаем первые 4 строчки. Как вы понимает слово зарево? Так как же поэтесса видит зарю в небе? Прочитаем 3 и 4 строчки. Что вы представили себе, когда прочитали 3-4строки? Кто же горюет по погибшим? Верно, поэтесса создает такой образ; Весна-вдова у могилы солдата. Прочитаем 5-8 строчки. В первой части мы увидели красный цвет, цвет пожара, здесь какие цвета нам видятся? | Чтение вслух по частям 1-4 строчек. Зарево - отсвет пожара на небе. Заря не просто розовая, она красная, как зарево, поэтесса видит отблески пожаров - память о войне. Читают. В могиле лежит солдат имя его не известно, поэтому на его могилу не придет вдова. Весна. Читают. Светлые, зелёная трава, яркого цвета бабочка. | понимание роли чтения, использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; |
13. Закрепление знаний | Теперь давайте прочитаем это стихотворение полностью. Работа с иллюстрацией в учебнике. Какие строки из текста соответствую иллюстрации? Зачитайте. Какие иллюстрации к рассказу можно еще выполнить? Опишите словами. На прошлом уроке мы составляли кластер со словом ВОЙНА. Давайте еще раз вспомнил какие ассоциации возникают, когда вы слышите это слово? | Читают. Читают. Предполагают. ВОЙНА - смерть, слезы, горе, голод, страдание, разруха | овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; |
14. Подведение итогов | Ребята, с какими же писателями и произведениями мы с вами сегодня познакомились? Эти стихотворения схожи или отличаются чем-то? Чему учит нас это произведение? Теперь скажите, что вы сегодня узнали нового для себя из этих произведений, что вас удивило, чему они вас научили. Спасибо за отличную работу. До свидания! До свидания! | С К. Симоновым и А. Ахматовой. Познакомились со стихотворениями «Майор привёз мальчишку на лафете…» и «Памяти друга» Они отличаются. В стихотворении К. Симонова описывается военное время и все его тяготы. А в стихотворении описывается послевоенное время и соболезнование по всем, кто лишился жизни, защищая свою Родину. Отвечают. Отвечают. | освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; |
15. Домашнее задание | Вот и подошел к концу наш урок. Вы хорошо работали: выразительно читали, отвечали на вопросы. Спасибо вам за активную работу на уроке. | Записывают домашнее задание в дневники. | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; |