"Татьяны милый идеал" (По роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
"Татьяны милый идеал" (По роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Тема рассчитана на 2 часа. Урок посвящен становлению и развитию характера главной героини. Методические приемы: дискуссия, работа с ключевыми словами, ассоциации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Татьяны милый идеал" (По роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"»
Урок разработан учителем МОУ СОШ имени С.М. Кирова
г. Карачева Брянской области
Калошиной Еленой Валерьевной
Урок литературы в 9 классе на тему
«Татьяны милый идеал».
(По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)».
Цели:
1) учить анализу поэтического текста; приемам характеристики героя произведения, выявления авторской позиции; развивать навыки монологической речи.
2) развивать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; развитие мыслительных навыков, умение анализировать информацию, прививать навыки самоконтроля и самооценки.
3) воспитывать благородные чувства: верность, преданность, любовь к прекрасному.
Оборудование:
аудиозапись письма Татьяны,
фрагмент оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»
Комментарий. Тема рассчитана на 2 часа. Уроки посвящены становлению и развитию характера главной героини, Татьяны Лариной. Соответственно, учащиеся должны отметить существенные детали, раскрывающие характер и переживания Татьяны. Читая роман, заучивая наизусть, отвечая на вопросы и выполняя задания, учащиеся входят в мир образов романа, чувств и переживаний его героев и самого автора. Все время в поле зрения учащихся не только события и герои романа, но и автор с его оценками героини, с его чувствами и размышлениями.
Период юности характеризуется стремлением осознать и утвердить себя как личность, как индивидуальность, склонностью к анализу своих переживаний, отношений между людьми. Очень важно направить этот живой интерес к духовной жизни человека, глубокому осмыслению этой высокой культуры переживаний, которая свойственна главной героини и самому поэту, помочь учащимся почувствовать высоту нравственного и эстетического чувства, которым проникнуто произведение Пушкина, понять, как проявляется характер героини в ее поведении, в ее жизни.
Методические приемы: выразительное чтение наизусть; индивидуальные сообщения; составление тезисного плана; дискуссия; работа с ключевыми словами; ассоциации; сочинение-эссе; использование мульмедийных средств.
Ход урока.
1. Оргмомент. Постановка цели.
На сегодняшнем уроке мы вновь обратимся к страницам гениального пушкинского творения – романа «Евгений Онегин».
Стадия вызова – эмоциональный настрой. На фоне музыки Шопена учитель готовит к восприятию, создает эмоциональный фон для последующей работы.
Татьяна Ларина…Именем этой героини открывается галерея пленительных женских образов в русской классической литературе. Сколько таланта и мастерства вложил А.С.Пушкин в создание этого замечательного образа! Он не скрывает своей симпатии к героини, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность в любви, называя ее «милым идеалом».
«Татьяны милый идеал» - тема урока. Обратившись к роману «Евгений Онегин», мы постараемся понять, почему героиня так близка и дорога поэту.
Запишите в тетрадях число, тему урока, эпиграф (слайд 2)
…Я так люблю
Татьяну милую мою!
А.С.Пушкин
- А какие ассоциации у вас связаны со словом «милый» (дорогой, добрый, ласковый, любимый, нежный )
- Почему героиня так близка и дорога поэту – на этот вопрос мы постараемся ответить на уроке, вновь открыв страницы романа «Евгений Онегин».
Стадия осмысления
2. Выступление 1 группы. Сообщение о детстве и взрослении Татьяны (предварительное задание)
Примерные вопросы:
- В какой социальной среде прошло детство Татьяны?
- Как характеризует автор семью Лариных?
- Как Пушкин показывает одиночество Татьяны в семье? Есть ли у нее внутренняя близость с сестрой Ольгой? В чем разница между ними?
- Как объясняет Пушкин выбор имени своей героини?
- Как характеризует Татьяну ее любовь к няне?
- Какое значение имели для Татьяны книги? Что она читала? (характеристика романов)
- Чем увлекалась Татьяна?
- Какой прием использует автор, чтобы подчеркнуть необычность своей героини? (антитеза).
В ходе выступления учащиеся составляют таблицу «Татьяна Ларина в семейном кругу»
План
Цитата
1. Внешность
«Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
2. Значение имени
«…оно приятно, звучно;
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей»
3.Черты характера
«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива…», «Она ласкаться не умела»
«Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней…»
4. Образ жизни
«ее изнеженные пальцы
Не знали игл…»
«И часто целый день одна
Сидела молча у окна»
5. Увлечения, занятия
«страшные рассказы …пленяли больше сердце ей», «она любила на балконе предупреждать зари восход»;
«Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все…»
«верила преданьям простонародной старины»
Вывод: Пушкин дает не внешний, а внутренний портрет Татьяны.
(Посмотрите на портрет Татьяны. Художник Константинов изобразил ее похожей на мадонну, облик героини мечтателен, поэтичен)
Мир Татьяны – это русская природа, деревенская жизнь со «страшными рассказами», это сентиментальные романы, которые пробуждали в ее душе жажду любви, возвышенное, чистое, благородное чувство, источник великих радостей и великих страданий, в которых главный герой – благородный, способный на подвиги человек. Таким и представляла себе своего будущего избранника, в такой счастливой судьбе для себя она была уверена.
2.Выступление 2 группы. Встреча Татьяны с Евгением Онегиным.
Примерные вопросы:
-Почему Татьяна полюбила Онегина?
- Как пишет Пушкин о приходе любви, как рассказывает о состоянии души влюбленной девушки?
- Можем ли мы сказать, что любовь Татьяны – чужое чувство, заимствованное из романов?
- Как и почему меняется ее оценка любимого человека?
3. Анализ «Письма Татьяны» (коллективная работа)
Беседа:
- Легко ли сказать люблю?
- Как вы думаете, почему влюбленные люди выбирают для этого эпистолярный жанр?
- Почему Татьяна выбирает письмо?
(Признаться в любви бывает очень трудно, бывает, что и невозможно.
Сдерживает страх: любовь может быть безответной. Кто-то боится насмешки, кто-то боится быть непонятным. Написать письмо легче, ведь ты не смотришь в глаза. Конечно, сейчас этот жанр практически забыт)
Вспомним немного наивные, но трогательные, пленительные строки письма Татьяны к Онегину (звучит аудиозапись письма Татьяны).
- Какие ключевые слова помогают понять внутренний мир героини, проникнуть в тайны ее души? (запись в тетради)
Письмо Татьяны (что значит для нее любовь)
Ключевые слова
Комментарий
«Меня презреньем наказать…»
«Моей несчастной доле…», «горького мучения…»
Любовь для Татьяны – великое страдание, жертвенность. Она наивна, неопытна
«Только слышать ваши речи…»
«Я твоя…»
«Хранитель мой…»
«Послан богом…»
Любовь для нее – величайшая радость, возвышенное чувство...
«В сновиденьях мне являлся…»
«Чудный взгляд…»
«Воля неба…»
Татьяна – чувственная натура, романтик по душе, сентиментальная. Очевидно влияние «книжной любви».
- Как вы относитесь к поступку героини? Было ли это признание необычным в то время поступком?
( Даже в наше время не принято девушке первой открывать свою любовь – и это правильно: гордость и честь не стареют. Во времена Татьяны такой поступок был неприличным, противоречащим правилам светского общества. Но мы не осуждаем героиню, потому что она искренне любит . Именно глубокое чувство движет героиней, толкает на этот смелый, необычный поступок).
- А как сам Пушкин относится к этому поступку Татьяны?
(Сравнивая Татьяну с холодными, недоступными красавицами, причудницами большого света, кокетками, Пушкин отдает предпочтение искренности, естественности Татьяны. Поэтому автор «свято бережет письмо», «с тайною тоскою читает».
- Что чувствует Татьяна после написания письма?
Лучше понять ее поможет музыка П.И.Чайковского. Внимательно послушайте фрагмент из оперы «Евгений Онегин» и попробуйте определить, как меняется основной мотив, как композитору удалось передать чувства героини.
(Вначале мы словно видим долину, пастушка, зовущего стадо, затем тональность меняется, от жизнерадостной мелодии – переход к минорным, грустным звукам, музыка передает волнение, отчаяние, тоску любви Татьяны.)
- Но в чем уверена Татьяна?
(Она верит, что такое чувство не может быть отвергнуто, оно должно пробудить ответное чувство в избраннике. Татьяна верит в то, что Онегин оценит её любовь и сердце его отзовётся таким же чувством.). Но так ли это?
4. Свидание Татьяны с Онегиным (сообщения по группам)
- Какой ответ на письмо приготовил Евгений Онегин?
(чтение наизусть – индивидуальное задание; в ходе чтения учащиеся делают пометки: в чем согласен, с чем не согласен)
- Как называет свой монолог Онегин? (исповедь)
- А как автор? («проповедовал»)
- В чем разница? В чьим мнением вы согласны?
(Проповедь (перенос.) – распространение к.-л. идей, взглядов
Исповедь - откровение)
- Этот монолог звучит как назидание, урок, данный учителем ученику.
Он отверг любовь Татьяны, не принял её искреннего чувства.
Такой ответ Онегина, его суровое объяснение, отказ от любви – неожиданный удар для героини.
- Как вы оцениваете героев в этой ситуации? Можно ли оправдать Онегина и осудить Татьяну? (индивидуальное задание по группам: 1 – защита Онегина, 2- защита Татьяны)
Примерный ответ:
«Защита героя» (умение отстаивать свою точку зрения)
- Я хочу оправдать моего героя, его поступки.
«за» Татьяна
- решительная
- у нее открытое, чистое сердце
- искренняя, чувственная
- не способна предать,
- была бы верной женой…
«против» Онегин
- эгоист, причиняет Татьяне боль
- не желает понять душу влюбленной девушки
- не дает шанс ни ей, ни себе
- обрекает себя на одиночество
«за» Онегин
- честный, открытый, благородный человек
- не способен лгать
- не любит ее, ведь сердцу не прикажешь…
«против» Татьяна
- живет в своем придуманном мире
- создала себе образ некого идеального мужчину
- слишком откровенная, не способна сдерживать свои эмоции…
5. Одиночество Татьяны (сообщение)
- Что чувствует Татьян после объяснения с Онегиным
- Но может ли она забыть Онегина?
- Что означает сон Татьяны?
- Изменилось ли отношение Татьяны к Онегину после дуэли?
- С какой целью Татьяна посещает усадьбу Онегина?
- Какое открытие сделала Татьяна?
- Как природа помогает передать душевное состояние Татьяны? (Весна – время перемен, новой жизни; после посещения усадьбы жизнь героини решительно меняется)
6. Татьяна и Онегин в финале романа
- Что вынуждает Татьяну покинуть родные места?
-Как автор изображает душевное состояние героини перед поездкой в Москву?
- Как сложилась судьба Татьяны в Москве?
(Она выходит замуж, поддавшись мольбам матери, становится светской дамой.)
- Какой предстает Татьяна в 8 главе?
- Что отличает ее «от прежней девочки несмелой»?
( Не обладая ослепительной красотой, Татьяна привлекает внимание безупречным вкусом, естественностью, простотой. Но вращение в свете заставляет Татьяну носить маску.
- Почему же Татьяна так держится?
(Она узнала законы света, в котором опасно выставлять напоказ свои чувства, научилась «властвовать собой»)
- Как Татьяна воспринимает светскую жизнь?
- Осталось ли что-то от «прежней Тани»?
- В сердце Татьяны жива любовь к Онегину. Почему же она отвергает его любовь?
(…Я вышла замуж. Вы должны,
Я Вас прошу, меня оставить…
Я Вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана.
Я буду век ему верна.)
В романе, словно в зеркале отражаются события: (записать схему в тетрадь)
Татьяна пишет письмо Онегину – Онегин пишет письмо Татьяне
Онегин отвергает любовь Татьяны - Татьяна отвергает любовь Онегина
Проповедь исповедь
( Исповедь)
отказ отказ
эгоизм верность, преданность
- Таким образом, автор подчеркивает нравственное превосходство Татьяны над Онегиным.
Чистый и цельный человек, она не может и не хочет обманывать мужа, которого уважает.
Уйти же от него к Онегину – значило бы разрушить и свою репутацию, и главное, жизнь другого человека. Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем, спокойствием мужа ради своего счастья. В этом – проявление благородства, верности долгу, высоких нравственных принципов героини.
Итоги. Итак, мы увидели судьбу Татьяны, ощутили глубину её чувства к Онегину, почувствовали одиночество и трагизм положения.
Почему же Татьяна для Пушкина стала «милым идеалом»?
Какие черты характера свойственны героине?
(Пожалуй, лучше самого поэта никто не скажет, за что он так любит героиню.
За то, что она наделена…
…воображением мятежным, умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным…
Кроме того, в характере Татьяны Пушкина привлекает её благородство, чистота, верность. Поэтому героиня для поэта – идеал русской девушки).
Рефлексия (сочинение-эссе)
- Возможна Татьяна Ларина в современном обществе?
- Какова современная Татьяна Ларина?
Домашнее задание: собрать материал о мелкопоместном и столичном дворянстве, сравнить образ жизни в столице и в провинции.