ІІІ. Осмысле ние | Ход урока Слово учителя. Слайд 1. Тема урока. Книга “Тарас Бульба” - учебник жизни для молодёжи. И главный нравственный вопрос, над которым задумывается Гоголь – как вырасти достойным человеком, способным в решающую минуту совершить подвиг во имя Родины. Тема патриотизма сейчас актуальна как никогда, так как нравственные качества у современной молодежи не на таком высшем уровне. И наша с вами задача воспитать на примере этих героев достойное поколение. “Тарас Бульба” – это пример исторической повести. Исторической основой для повести “Тарас Бульба” послужила так называемая украинская казаческая эпопея, длившаяся два века: XVI – XVII. В действительности писатель имел в виду нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всей национально-героической эпопеи украинского народа. Что такое украинское казачество? На Приднепровье сбегались беглые крестьяне, крестьяне, спасавшиеся от закрепощения. Эта горсть бежавших от закрепощения крестьян, выросшая вскоре в грозную запорожскую вольницу и ставшая фактически хозяином всего среднего и южного Приднепровья, наводила в течение многих десятилетий страх на турок, татар и польскую шляхту, зарившихся на украинскую землю. Так возникло казачество. Давайте посмотрим иллюстрации и попытаемся затронуть проблемные эпизоды (моменты), которые отобразили авторы. Слайд 2. Тарас и Андрий - Справедливый ли суд творит Тарас, убивая своего сына? Легко ли ему сделать это? - Представьте, что Вы герой. Я – Тарас. Расскажите о себе, пользуясь материалом.( Тарас Бульба – настоящий казак, “один из числа коренных”, то есть …, как пишет про него Гоголь. (Тараса Бульбу мы узнаём по внешности). Но внешность появляется позже, да и то почти не описывается? Что мы узнаем о внешности Тараса Бульбы (“Двадцатипудовое бремя, потому что Бульба был чрезвычайно толст и тяжёл”). Главное – поведение, движения. Как встречает Тарас своих сыновей? Почему именно так, “с кулаками”? (Главное в его жизни – борьба с врагом и окружающих он оценивает с точки зрения пригодности – непригодности к военной службе). Не слишком ли Тарас суров к своим близким? (Он резок и груб в обращении с близкими, как того требовал жестокий век, хотя любил сыновей и гордился ими. Тарас глубоко страдает, потеряв Остапа.) Слайд 3. Андрий и панночка - Виноват ли Андрий, что полюбил прекрасную полячку? Имеет же право человек на личное счастье? Я – Андрий. Выскажите своё мнение С одной стороны, Андрий – свободный человек. С другой, во все времена предательство товарищей и родины считалось позором. Но можно ли оправдать Андрия? Верен ли его выбор? Реально ли требовать от человека, чтобы он во имя долга предал свою любовь? Слайд 4. Жена Тараса - Любовь матери должна отступить пред призванием сыновей? - Какое место занимает она в жизни Тараса? – “Она была какое-то странное существо в этом сборище безжизненных рыцарей” Я – жена Тараса. Обсуждаем Учитель: Жена для Тараса Бульбы – прежде всего мать для будущих защитников веры, и видимое равнодушие героя к ее горю при расставании с сыновьями объясняется именно этим подчинением второстепенного главному: чувства кровной, родственной любви религиозному, рыцарскому служению, благословение на которое и просит у нее для сыновей Тарас перед отправлением в Сечь. И любовь матери должна отступить пред призванием сыновей. Вывод: Человек живёт в мире, в обществе. Личность и общество связаны. Общество вправе требовать уважения, понимания интересов общества, чтобы личность считалась с ним. . Мы с вами тоже должны принять свое решение и сделать выводы. Трагедия Андрия , по нашему мнению, в том, что он родился в жестокое время, когда общественное ставилось выше личного, когда жизнь человека ничего не стоила, его чувства никого не интересовали. Трагедия Тараса Бульбы в том, что он главным в своей жизни считал товарищество и высшим смыслом почитал войну( убийство людей ради идеи). Любая война – это зло, кровь, страдания. Но Тарас верен своим принципам , наблюдая жестокую смерть старшего сына, убив младшего, умирая на костре от рук своих кровных врагов, но прославляя отчизну и казаков. | Опорные слова Тексты | Вовлечение всех учащихся Оценивание групп стикерами Формативное оценивание «Благодарю», | Слайд – презентация, Видеоматериал, постеры, стикеры |