kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 7 классе "Три смерти в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию разработку урока литературы в 7 классе на тему "Три смерти в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Урок разработан по семи модулям. Ребята работают в группах.Освоение  материала происходит путём составления характеристики главных героев повести: Тараса, Андрия, Остапа.После составления характеристики героя, учащиеся составляют "синквейн" о каждом из героев. После защиты флипчартов происходит просмотр видеороликов, где ребята увидят момент казни Остапа, убийство Андрия, смерть Тараса. Учащийся с сильной учебной мотивацией прочтёт монолог Тараса "Что такое есть наше товарищество". Урок разработан поминутно. Желаю успехов, коллеги!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок литературы в 7 классе "Три смерти в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""»

Урок № 20, 7 класс.

Тема: Три смерти в повести. Тарас Бульба и его сыновья.

Цель: систематизировать знания учащихся о главных героях повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся знают содержание повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»;

  • умеют составлять характеристику образов главных героев, работая с текстом литературного произведения;

  • умеют работать в группе, прислушиваются к мнению товарищей, заинтересованы в результатах коллективной работы.

Оборудование: повесть «Тарас Бульба», видеоролики, стикеры, маркеры, флипчарты,

физминутка, раздаточный материал, цветные жетоны

Ход урока:

1. Орг. момент. Модуль «Учёт возрастных особенностей». 1мин

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима уж в окна дышит

Нам будет здесь уютно,

Ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Давайте представим, что мы находимся в уникальном месте: хранилище старых книг. И в наши руки попали фрагменты уникальной рукописи повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Нам необходимо попытаться собрать, систематизировать и обобщить информацию о главных героях.

-Сколько главных героев можно выделить в повести?

- Предлагаю ребятам жетоны 3-х цветов (красный, зелёный, жёлтый.)

- С кем ассоциируется каждый цвет и почему?


2. Деление на группы по цвету жетонов. 2 мин

3. Модуль «Новые подходы в обучении». Диалоговое обучение. Работа в группах.

Предлагаю выполнить исследовательскую работу. Выбрать все характеристики, касающиеся героев. 1гр-Остап, 2 гр- Андрий, 3гр- Тарас.

1.Был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава.

2. Был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы.

3. Весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных.

4.Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее; так и летели черные волосы из-под медной его шапки: вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы.

5. Выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, - ничто, похожее на стон, не вырвался из уст его; не дрогнулось лицо его.

6. Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!

7. Имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата: чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания.

8. Казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва.

9. Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

10. Начал с того свое поприще, что в первый еще год бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественно обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам.

11. Однако же заметно стал он пасмурен и печален. Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него. Оглянулся он теперь вокруг себя: все новое на Сече, все перемерли старые товарищи. Ни одного из тех, которые стояли за правое дело, за веру и братство.

12. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам со своими казаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары не уважали в чем старшин и стояли перед ними в шапках, когда глумились над Православием и не чтили обычая предков и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства.

13. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет; женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философские диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную: пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука: самое платье, облипавшее вокруг ее девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то не выразимым сладострастием. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать казаку о женщине и любви, не отведав битвы.

14. Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал, паны - братья, чтобы казак покинул в беде или продал как-нибудь своего товарища. И те и другие нам товарищи – меньше их или больше, - все равно, все товарищи, все нам дороги

15.Сильный был он казак, не раз атаманствовал на море и много натерпелся всяких бед. Схватили их турки у самого Трапезонта и всех забрали невольниками на галеры, взяли их по рукам и ногам в железные цепи, не давали по целым неделям пшена и поили противной морской водою. Все вынесли и вытерпели бедные невольники, лишь бы не переменять православной веры. Не вытерпел атаман, истоптал ногами святой закон, скверною чалмой обвил грешную голову, вошел в доверенность к паше, стал ключником на корабле и старшим над всеми невольниками.

16. Считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях – обобрать чужой садили огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову.


Модуль «Критическое мышление» Составить «Синквейн» -10 мин

1 гр: Остап

Мужественный, честный

Сражается, страдает, погибает.

Достойный сын своего отца.

Патриот.

2гр: Андрий

Красивый и слабый.

Храбрится, влюбляется, предает.

Трудно уважать таких людей.

Предатель.

3гр: Тарас Бульба

Великий, могучий.

Борется, преодолевает, страдает.

Им может гордиться все Запорожье.

Богатырь

4. Модуль «Управление и лидерство» 3* 3мин= 10 мин

Защита флипчартов.

5.Модуль «ИКТ» 13 мин

Во время защиты флипчартов включаю видеоролик «Смерть героя»

( Смерть Остапа-4 мин,

смерть Андрия-4 мин,

смерть Тараса-5 мин)


6. Модуль «ТиО». 2 мин.

Во время представления Тараса Бульбы учащийся с высокой учебной мотивацией читает монолог Бульбы «Что такое есть наше товарищество».


7. Модуль «Возрастные особенности»

Физминутка «Весёлая зарядка» 2 мин.


8. ОдО.

Формативное оценивание. «Кактусы-розы». После каждого выступления группы.


9. Критериальное оценивание: 3мин


10. Рефлексия:

Надо ли изучать в школе произведение «Тарас Бульба»? Почему?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
урок литературы в 7 классе "Три смерти в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""

Автор: Калантыренко Наталья Владимировна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 257250


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства