урок литературы в 7 классе "Три смерти в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""
Урок литературы в 7 классе "Три смерти в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию разработку урока литературы в 7 классе на тему "Три смерти в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Урок разработан по семи модулям. Ребята работают в группах.Освоение материала происходит путём составления характеристики главных героев повести: Тараса, Андрия, Остапа.После составления характеристики героя, учащиеся составляют "синквейн" о каждом из героев. После защиты флипчартов происходит просмотр видеороликов, где ребята увидят момент казни Остапа, убийство Андрия, смерть Тараса. Учащийся с сильной учебной мотивацией прочтёт монолог Тараса "Что такое есть наше товарищество". Урок разработан поминутно. Желаю успехов, коллеги!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Давайте представим, что мы находимся в уникальном месте: хранилище старых книг. И в наши руки попали фрагменты уникальной рукописи повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Нам необходимо попытаться собрать, систематизировать и обобщить информацию о главных героях.
1.Был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава.
2. Был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы.
3. Весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных.
4.Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее; так и летели черные волосы из-под медной его шапки: вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы.
5. Выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, - ничто, похожее на стон, не вырвался из уст его; не дрогнулось лицо его.
6. Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!
7. Имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата: чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания.
8. Казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва.
9. Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.
10. Начал с того свое поприще, что в первый еще год бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественно обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам.
11. Однако же заметно стал он пасмурен и печален. Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него. Оглянулся он теперь вокруг себя: все новое на Сече, все перемерли старые товарищи. Ни одного из тех, которые стояли за правое дело, за веру и братство.
12. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам со своими казаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары не уважали в чем старшин и стояли перед ними в шапках, когда глумились над Православием и не чтили обычая предков и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства.
13. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет; женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философские диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную: пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука: самое платье, облипавшее вокруг ее девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то не выразимым сладострастием. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать казаку о женщине и любви, не отведав битвы.
14. Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал, паны - братья, чтобы казак покинул в беде или продал как-нибудь своего товарища. И те и другие нам товарищи – меньше их или больше, - все равно, все товарищи, все нам дороги
15.Сильный был он казак, не раз атаманствовал на море и много натерпелся всяких бед. Схватили их турки у самого Трапезонта и всех забрали невольниками на галеры, взяли их по рукам и ногам в железные цепи, не давали по целым неделям пшена и поили противной морской водою. Все вынесли и вытерпели бедные невольники, лишь бы не переменять православной веры. Не вытерпел атаман, истоптал ногами святой закон, скверною чалмой обвил грешную голову, вошел в доверенность к паше, стал ключником на корабле и старшим над всеми невольниками.
16. Считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях – обобрать чужой садили огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову.
Модуль «Критическое мышление» Составить «Синквейн» -10 мин
1 гр: Остап
Мужественный, честный
Сражается, страдает, погибает.
Достойный сын своего отца.
Патриот.
2гр: Андрий
Красивый и слабый.
Храбрится, влюбляется, предает.
Трудно уважать таких людей.
Предатель.
3гр: Тарас Бульба
Великий, могучий.
Борется, преодолевает, страдает.
Им может гордиться все Запорожье.
Богатырь
4. Модуль «Управление и лидерство» 3* 3мин= 10 мин
Защита флипчартов.
5.Модуль «ИКТ» 13 мин
Во время защиты флипчартов включаю видеоролик «Смерть героя»
( Смерть Остапа-4 мин,
смерть Андрия-4 мин,
смерть Тараса-5 мин)
6. Модуль «ТиО». 2 мин.
Во время представления Тараса Бульбы учащийся с высокой учебной мотивацией читает монолог Бульбы «Что такое есть наше товарищество».
7. Модуль «Возрастные особенности»
Физминутка «Весёлая зарядка» 2 мин.
8. ОдО.
Формативное оценивание. «Кактусы-розы». После каждого выступления группы.
9. Критериальное оценивание: 3мин
10. Рефлексия:
Надо ли изучать в школе произведение «Тарас Бульба»? Почему?