Талант любви в рассказе И. А. Куприна «Гранатовый браслет»
Талант любви в рассказе И. А. Куприна «Гранатовый браслет»
Цели - Показать редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком. Показать, как писатель изображает процесс пробуждения человека. Развивать филологическое мышление учащихся. Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, искусство. Аналитическая беседа, викторина, составление кластера, прослушивание музыки, работа по тексту, работа в группах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Талант любви в рассказе И. А. Куприна «Гранатовый браслет»»
Литература, 11 Класс
Тема урока: « Талант любви в рассказе И.А.Куприна «Гранатовый браслет»
Цели урока:
Показать редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком.
Показать, как писатель изображает процесс пробуждения человека.
Развивать филологическое мышление учащихся.
Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, искусство.
Вид урока: урок - анализ.
Методы и формы работы:
Аналитическая беседа, викторина, составление кластера, прослушивание музыки, работа по тексту, работа в группах.
Эпиграф к уроку:
« Первый признак любви – благоговение. Мы боготворим того, в кого мы влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не сравнится для нас с предметом нашей страсти».
( Блез Паскаль)
Ход урока
I. Слово учителя.
( В начале занятия звучит соната № Бетховена.Под звуки музыки учитель литературы читает строки о любви.)
В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь,
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил…
Эти слова о любви принадлежат Ж.Б. Мольеру. Что же это такое любовь? По мнению Александра Ивановича Куприна, любовь – это чувство, « которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя. Многие произведения А.И.Куприна посвящены богатому, сложному и не всегда объяснимому чувству любви. Писатель касался разных граней этого тонкого и хрупкого чувства, которое требует от человека духовной одаренности, душевной щедрости. Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами одно из самых замечательных созданий А.И.Куприна рассказ «Гранатовый браслет». Сам писатель называл его «Милым» и признавался, что ничего более ценного не писал». Посвящено это произведение вечной теме – теме любви. В основе рассказа лежит реальный факт – история любви скромного чиновника, которая повторяется « только один раз в тысячу лет». Итак, тема нашего урока «Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
Сформулируйте цель нашего урока.
Проверка домашнего задания.
Мини-сочинение на тему «Как вы понимаете слова «талант любви»?
Учащиеся зачитывают сочинения, выделяют ключевые словосочетания- метод «Паучок» (кластер).
Талант любви
Бескорыстная любовь Дар Богатство духа
Делаем вывод: Любовь-дар, который дается не каждому, а избранным, способному любить бескорыстно, отдавая всего себя.
II.Викторина.
Проверим, насколько внимательно вы читали произведение.
Где и когда происходит действие рассказа? ( Черноморский курорт, осень, сентябрь.)
Назовите день именин Веры Шеиной. ( 17 сентября)
Фамилия сестры Веры? ( Фриессе.)
Кто был предок княгини Веры? ( Тамерлан.)
Что подарила Анна сестре? ( Записную книжку.)
Что подарил Вере муж? ( серьги из грушевидных жемчужин)
Чей это портрет: «… пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах» ? (Вера).
Чей это портрет: « Она была на полголовы ниже, несколько широка в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…»? ( Анна)
Имя знаменитой пианистки, подруги Веры по Смольному институту? (Женни Рейтер)
Имя мужа Веры? ( Князь Василий Львович.)
Чей это портрет: «… Тучный, высокий серебряный старец, тяжело мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах … какое свойственно мужественным и простым людям…»? ( Генерал Аносов.)
Фамилия Веры до замужества? ( Мирза-Булат-Тугановская.)
Кто «…хохотал громко и восторженно, и худое, гладко обтянутое блестящей кожей лицо, с прилизанными жидкими, светлыми волосами, с ввалившимися глазными орбитами, походило на череп, обнаживший в смехе прескверные зубы»? ( муж Анны – Густав Иванович)
Имя Желткова? ( Георгий)
Чей это портрет: « … очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой по середине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»? ( Желтков)
Кто эта женщина, которая «… обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала»? ( Вера)
Кому принадлежат слова: « А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»? ( Генералу Аносову.)
III. Аналитическая беседа.
- О чем произведение Куприна? Почему оно названо «Гранатовый браслет»?
( В рассказе « Гранатовый браслет» воспевается бескорыстное святое чувство «маленького человека», телеграфиста Желткова к аристократке, княгине Вере Николаевне Шеиной.)
- Восстановим в памяти основные события, описанные в произведении.
Мы определили место, где происходит действие рассказа ( Черноморский курорт). Наступила осенью Рассказ, состоящий из 13 глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее. ( Ученик читает фрагмент текста.)
- Какую роль играет в произведении первая глава?
- Какое настроение создает пейзаж?
( Первая глава является вступлением. Содержание ее готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Сразу возникает ощущение увядающего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дач с разбитыми стеклами, в опустевших клубах. Невольно заостряешь внимание на фразе: « жалко, и грустно, и противно, было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб».
Но вот погода вдруг резко и неожиданно переменилась: « Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». Такое же спокойное, холодное, благоразумное существование характерно для героини рассказа – княгини Веры Николаевны Шеиной, жены предводителя дворянства.)
- Как автор выявляет это душевное состояние Веры?
( Он проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада.)
-Найдите и прочитайте описание ( вторая глава).
- Этому описанию предшествовало описание чувств Веры к мужу. Прочитайте со слов : « Княгиня Веры, у которой прежняя страстная любовь к мужу…»
- Что объединяет эти описания: чувств Веры и сада:
- Какую цель преследовал автор?
( Показать, что душа Веры пребывает в состоянии дремы. « И Вера была строго проста, со всеми холодна…любезна, независима и царственно, спокойна»)
- Завязка действия происходит в день именин княгини Веры, 147 сентября. Куприн пишет: « Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо- чудесного».)Что же « счастливо-чудесное» произошло в этот день?
( Вера получила подарки: от мужа, от сестры Анны и от человека с инициалами Г.С.ж, а еще у Веры появилось предчувствие чего-то неприятного.Желтков разрушил «царское спокойствие» Веры)
- В четвертой главе Куприн знакомит читателей с гостями дома Шеиных. В пятой главе во время праздничного обеда в душу Веры закралась тревога: « Она была суеверна». Оказалось, что гостей было 13. « Вот это нехорошо!» - подумала Вера про себя.
- Читатель ждет чего-то необычного. Куприн вносит в повествование элемент ожидания, таинственности, тревоги. Что же происходит далее?
(Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.)
- Прочитайте описание подарка. Сравните его с подарками князя и Анны.
( О серьгах. « Прекрасные серьги, какая прекрасная вещь! Прелесть! Где ты достала такое сокровище?»; о браслете: золотой, низкопробный очень толстый. « Точно Кровь!» - подумала с тревогой Вера.)
- Что мы узнали о браслете из письма Желткова?
(« По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти…»)
- Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную ценность, самую дорогую вещь, которая переходила от поколения к поколению женщинам в семье Желткова?
- Остановимся на письме Желткова Вере. Читаем его. Какую характеристику мы можем дать Желткову, прочитав это письмо?
- Сравним его письмо с письмом – признанием в любви, помещенным в юмористическом семейном альбоме Шеиных; Как воспринимает муж Веры письмо Желткова? ( Слова брата Веры, девятая глава).
- Что мы можем сказать о князе Василии Львовиче, муже Веры, прочитав этот эпизод? Как он описывает историю любви Желткова к Вере?
- Как относятся к любви эти два человека? А Вера?
- Способен ли князь Шеин глубоко и сильно любить ? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте рассказа? ( Аносов о Васе.)
- Как относится князь Василий к своей жене?( эпизод с юмористическим альбомом.)
- Какую роль в рассказе отводит Куприн генералу Аносову?
- Как он рассуждает о любви?
-Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры?
- Какую характеристику Желткова мы находим в рассказе Веры и в выводах Аносова?
( « Безумец: может быть, это просто ненормальный малый, маниак, почем знать? – может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины»)
- Далее все происходящее обостряет осознание Верой исключительности прошедшей мимо нее любви, вплоть до предчувствия близкой смерти Желткова. Обратимся к эпизоду встречи князя Шенка и Николая Николаевича с Желтковым. Найдите и прочитайте портретную зарисовку Желткова.
- Прочитайте вслух слова признания в любви Желткова в десятой главе и последнее письмо Желткова к Вере.
- Можно ли назвать чувство Желткова к Вере сумасшествием? « Что это: любовь или сумасшествие?»
( Для доказательства приводим слова князя Шеина ( десятая глава) : « Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо…» и т.д. до слов: « я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать» ( одиннадцатая глава). « Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим «.)
- Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым ( двенадцатая глава). Обратимся к этому эпизоду. Прочитаем слух со слов: « В комнате пахло ладаном…» до конца главы.
- Почему Вера неожиданно заплакала? Неужели причиной слез стало «впечатление смерти» или есть другая причина?
( Она поняла, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет».)
-Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты номер два, как бы донесшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры все суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.
- Почему Желтков «заставил» Веру слушать именно это бетховенское произведение?
- Почему слова, которые слагались в ее уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?
( учитель читает фрагмент текста под звуки музыки.)
-вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, состоялась ли ответное чувство в душе Веры?
(Да.Ответное чувство Веры состоялась, пусть на мгновение, но навеки пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.)
- В чем, по- вашему, состоит сила любви? ( В преображении души)
- Показал ли это Куприн в рассказе? Докажите свое мнение.
( Восприятие Верой музыки: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…».)
- О чем говорят слезы Веры?
( Это слезы, очищающие, возвышающие душу.)
- Почему Куприн дал рассказу название « Гранатовый Браслет»?
- Понравилось ли вам это произведение? Обоснуйте свой ответ.
Постарайтесь высказать свои мысли, чувства, впечатления по поводу прочитанного. Какое высказывание вы выбрали бы в качестве эпиграф к нашему уроку? ( Заслушиваются мнения ребят.)
2. Выводы групп ( Первая, вторая, третья)
V. Рефлексия.
«Две звезды и одно пожелание»
VI. Самоанализ оценок.
VII. Домашнее задание.
Подготовиться к сочинению на одну из предложенных тем.