Смысл названия сказки М. М. Пришвина "Кладовая солнца"
Смысл названия сказки М. М. Пришвина "Кладовая солнца"
Методическая разработка урока литературы в 6 классе по сказке М. М. Пришвина "кладовая солнца" соответствует ФГОС. Данный урок является заключительным. Урок будет интересен использованием новых приемов и дидактических находок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Смысл названия сказки М. М. Пришвина "Кладовая солнца"»
Открытый урок по литературе в 6 классе
М. М. Пришвин. Сказка – быль «Кладовая солнца». Смысл названия
1.Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
Ребята, посмотрите сюда, перед вами живая иллюстрация к произведению.
А к какому произведению, кто знает?
На доске и на слайде у нас портрет этого замечательного писателя.
И я добавляю ещё два слова. Прочитайте их. Друг человека
Как в русском языке называются слова, связанные по смыслу и грамматически? Словосочетание.
А почему это словосочетание появилось на нашем уроке литературы? Кто-то знает правильный ответ?
Это первоначальное название произведения М. М. Пришвина. Было «Друг человека», стало «Кладовая солнца». Попробуйте сформулировать тему урока.
Тема урока: М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Смысл названия
Ребят, у писателя есть тетради, блокноты, листы бумаги, куда он вносит необходимые записи. У каждого из вас есть вот такой блокнот. В нём прописаны этапы урока и задания. Он ваш помощник на уроке. Откройте в нём 6 страницу, запишите тему урока.
А какие цели вы себе поставите? Раскрыть смысл названия сказки – были.
Творческая мастерская. Представление групп. Коллаж
Ребята, мы будем искать ответ на вопрос: Какой смысл М. М. Пришвин вложил в новое название «Кладовая солнца». А поможет нам в этом творческая мастерская.
Для того чтобы работа в ней прошла плодотворно, вы вчера разделились на группы, придумали ей название. В конце урока вы оцените работу и назовёте самого активного участника.
А сейчас я прошу хором представить свою команду, назвать капитана и его помощника.
Представление команд
Ребята, продуктом нашей мастерской станет литературный коллаж «Кладовая солнца»
Кто знает, что такое коллаж?
Коллаж – это создание смешанной композиции на какой – либо основе
Мы будем собирать его на школьной доске. В основе коллажа уже есть портрет Пришвина и герои его произведения. В течение урока мы будем добавлять к нему разные элементы, показывающие результат вашей работы.
А слово писателя станет для нас напутственным. Давайте послушаем живую речь
М. Пришвина
Аудиофайл «Голос Пришвина»
Ребята, что страстно желал писатель?
«Обыкновенно мы – писатели, говорим такое, о чем может быть раньше нас люди уже думали-думали, говорили-говорили… Мы же несем эти мысли одну за другой от человека к человеку. И если придет к нам еще небывалая мысль – яркая, нужная людям, как страстно хочется тогда ее высказать! И это страстное желание – донести свою мысль до народа, до друга своего, чтобы она, как волна подняла людей, чтобы люди ее повторяли – вот это желание и питает, вероятно, наше искусство.
Я надеюсь, вы поймёте мудрые мысли писателя, проникните в его замысел и в тайну названия произведения.
Основой работы в творческой мастерской является живая речь, родное слово. Мы услышали живой голос М. Пришвина. А сейчас я бы хотела услышать вашу речь, понять ваши мысли.
Скажите, что обозначает слово «КЛАДОВАЯ»? Место для хранения каких-либо продуктов или вещей. Сейчас мы, выполняя задания 1 и 2 этапов, вспомним, что хранит КЛАДОВАЯ в сказке – были Пришвина, что это за место, кто там живет, кто работает.
Откройте 1 страницу блокнота. 1 ЭТАП «Рассыпанные фразы»
У нас 1 этап «Рассыпанные фразы». Он состоит из 3-х уровней. Каждая группа работает со своим ключевым словосочетанием.
Прочитайте про себя задания всех уровней.
Приступаем к выполнению. 30 секунд на 1 уровень.
Проводим самопроверку по слайду. Помощник читает слова, капитан проверяет, группа помогает исправлять неточности. Прикрепляем к доске картинки с фразами.
2 уровень. Ваши предложения – пояснения.
3 уровень. Ваш жизненный опыт.
1 группа. Какую роль играет собака в вашей жизни?
Капитан даёт оценку работы группы.
2 группа. Какие ещё богатства, помимо торфа, даёт нам природная кладовая ?
Капитан даёт оценку работы группы.
3 группа. Какую роль играют писатели в вашей жизни?
Капитан даёт оценку работы группы.
2 этап. Описание фотографии
Капитаны, откройте конверт под номером 2. Черно – белые снимки сделаны автором, ими проиллюстрировано и произведение в вашем учебнике. А описывать вы будете цветную фотографию. Эти снимки сделаны фотографом - любителем в районе Переславль – Залесского. В блокноте есть адреса сайтов, на которых вы можете увидеть и другие фотографии.
Задание это письменное, работает каждый. Выполняя задание, вы можете воспользоваться кладовой подсказок. На работу 2 - 3 минуты.
Как вы думаете, какое место, описанное в произведении, изображено на этой фотографии?
Что вы видите на фотографии? Постарайтесь включить в ответ эпитеты, сравнения и другие художественные средства.
Какое впечатление производит снимок?
Слушаем ваше описание.
1 группа. Блудово болото. Слепая елань
2 группа. Палестинка. Ягода клюква
3 группа. Звонкая борина. Лучи солнца
Итак, мы выслушаем по одному описанию от каждой группы.
Я прошу помощников капитана прикрепить цветные фотографии к нашему коллАжу.
Ребята, эти места можно назвать той кладовой солнца, которая даёт человеку возможность жить на земле? Каким одним словосочетанием можно назвать это? На 6 странице блокнота запишите первые ключевые слова, необходимые для понимания смысла названия. БОГАТСТВА ПРИРОДЫ.
Выразительное чтение отрывка.
Без слов самого Пришвина полная картинка этого мета не сложится. Откройте страницу ___________. Выразительно прочитайте отрывок со слов «Мы это так понимаем…»
Вот теперь, благодаря вашей работе, у нас сложилась полноценная картинка – фотография Блудова болота. Мы выяснили, что Пришвин под словами кладовая солнца имел в виду торф и другие богатства природы. Но зачем тогда история Насти и Митраши? Смысл названия понятен наполовину, но не раскрыт до конца. Идём дальше
3 этап. Работа по содержанию. Домашнее задание
У нас 3 этап работы в творческой мастерской. Через 1 минуту 1 группа расскажет историю Антипыча и собаки Травки. 2 группа – историю похода Насти и Митраши за клюквой. 3 группа расскажет историю жизни ели и сосны.
А поможет вам кладовая вопросов. Обсудив ответы на них, вы сможете подготовить рассказ. У вас 1 минута.
1 группа. История охотника Антипыча и собаки Травки.
1)Кем был Антипыч? Где он жил?
2)Сколько ему было лет? Он был мудрым человеком?
3) Как собака Травка относилась к своему хозяину? Какими качествами она была наделена?
4) Тяжело ли ей жилось после смерти Антипыча?
5) В чём Травка видела своё предназначение?
Вопросы задаёт учитель
Понравилась ли вам собака? Хотели бы вы, чтобы у вас был такой друга?
2 группа. Приключения Митраши и Насти в лесу
1)Куда и зачем пошли Настя и Митраша?
2) Почему они пошли разными тропами?
3) Какой в этот момент показана природа? О чём это говорит?
4) Почему Настя забыла обо всём, а лось не признал в ней человека?
5) Что случилось с Митрашей? Кто ему помог?
Вопросы задаёт учитель
Как вы оцениваете поведение ребят?
3 группа. История ели и сосны
1)Куда и когда ветер – сеятель принёс семя ели и семя сосны?
2) Как они жили?
3) Можно ли ель и сосну назвать сказочными героями?
4) С помощью каких художественных средств М. М. Пришвин создаёт образы деревьев?
5) С какой целью автор включает в произведение этот эпизод?
Выводы по 3 этапу. Проблемные вопросы. Ключевые слова
Ребята, давайте поработаем все вместе. Ответим на мои вопросы и запишем ключевые слова, необходимые для дальнейшего раскрытия смысла названия.
1 группа. Какую же человеческую правду перешептал собаке Антипыч? (эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь).
Чтобы чего –то достичь, что человек должен сделать?
Чтобы чего – то достичь, чтобы в мире была любовь человек должен приложить немало усилий, должен трудиться, бороться.
2 группа. Чем стал поход за клюквой для Насти и Митраши?
Каким человек становится, проходя через испытания?
Проходя через различные испытания, человек становится опытнее, мудрее, сильнее, лучше.
Какие ключевые слова выпишем? (уроком, жизненным опытом, мудрость)
3 группа. Чего не хватает ели и сосне, чтобы жить мирно, поддерживая друг друга, а не воюя?
Какие отношения должны быть в мире, в природе между всеми живыми существами?
В мире, в природе между людьми, всеми живыми существами должно быть взаимопонимание, должна быть поддержка.
Какие ключевые слова выпишем? (добра, взаимопонимания, дружбы)
4 этап. Выразительное чтение. Работа с отрывками
Согласитесь, что название сказочное, волшебное. Мы с вами говорили о значении первого слова, а чтобы понять значение второго обратимся к слову самого автора. В блокнотах каждой группы указаны страницы, откройте их, найдите и прочитайте выразительно описание солнца.
1 группа«Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными ёлочками и берёзками, осветили Звонкую борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвященное восходу великого солнца».
2 группа. «И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких ёлочек, наконец-то заиграл на щеках у детей.
Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками»
3 группа. «Солнце в это время проходило вниз через толстое облако и выбросило оттуда на землю золотые ножки своего трона.
Последний порыв был, когда солнце погрузило как будто под землю золотые ножки своего трона и, большое, чистое, красное, нижним краешком своим коснулось земли».
Как красиво показывает Пришвин солнце! И вам удалось при чтении предать красоту солнца и природы. Скажите, а какие художественные средства помогают создать такой образ солнца?
1 группа
2 группа
3 группа
Эпитеты, олицетворения, метафоры.
1 группа нам скажет, как Пришвин называет природу? Как человек должен вести себя в храме природа?
3 группа Если природа – это храм, то солнце это… что? Божество в храме природы.
2 группа И светит божество кому? Всем.
Ребята, скажите теперь, название кладовая солнца имеет только прямое или всё-таки и переносное значение тоже?
Кладовая солнца… какое художественное средство прячется в названии?
С чем же можно сравнить солнце? Символом чего оно является?
(жизни, души, сердца). Запишем и эти слова в нашу кладовую подсказок
5 этап. Слова благодарности.
Ребят, ваши слова благодарности. 5 этап. Читаем задание. На работу 2 минуты.
Работа завершена. Прошу выйти представителей от команды и прочитать свои слова благодарности. Все внимательно слушаем и оцениваем
Оцените работу своих товарищей.
Мне очень понравились слова ----- группы.
Прикрепите солнышки. Спасибо всем командам. Вы молодцы!
А мы подходим к завершению работу над коллажем.
У меня в руках вот такое большое солнце, на его лучиках записан ответ на наш основной вопрос: в чем смысл названия «Кладовая солнца». А у вас в блокнотах ключевые слова, ваша кладовая подсказок. Итак, какой же смысл вкладывает Пришвин в название? Раскрываем секрет. Кладовая солнца – это…
ваши слова (богатства природы, любовь, мудрость, опыт)
Я ещё добавлю ДЕТИ и СЛОВО.
КЛАДОВАЯ МОЖЕТ БЫТЬ БЕЗДОННОЙ? Богатства природы, человеческое добро, любовь могут быть бесконечными?
Как человек должен пользоваться богатством природы?
Как он должен жить с другими людьми?
Каждый человек должен наполнять кладовую своим трудом, любовью, заботой. И беречь всё это в себе, в окружающих, в природе. Тогда кладовая, над которой светит солнце, пустовать не будет никогда.
Над каждой группой сегодня засияло солнышко, и я держу в ладошках солнце…
И я держу в ладошках солнце
Я дарю его друзьям
Улыбайтесь – это просто
Лучик солнца – это вам!
Посмотрите, наш коллаж завершён!!!
Ребята, я думаю, вы стали сегодня дружнее и опытнее, а чтобы этот опыт закрепить предлагаю домашнее задание. Переверните блокнот. Оно на обложке. Выберите одно из двух:
творческое: нарисовать иллюстрацию к произведению «Кладовая солнца»,
поисковое: найти и записать 5 - 6 пословиц о природе и человеке.
Самооценка. Оценивание всей работы.
У вас на партах есть солнышки. На них отметки. Выберите ту, которую вы себе поставите.
Я прошу всех ребят из 1 группы поднять свои отметки. Ваши отметки в целом совпадают с моими. Я бы отметила работу Сергея.
Оцените работу группы в целом. Проговорите отметку хором. Кто был самым активным в вашей группе?
Рефлексия.И от вас одно слово: Чему вас научил урок? О чём заставил задуматься?
Ребята, Пришвин – удивительный писатель, я уверена, урок литературы вам это доказал. А вы удивительные дети, вы тоже настоящий клад. Клад будущего нашей Родины.
Мне было интересно с вами работать! Спасибо за урок! До свидания!