kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу М.Пришвина "Кладовая солнца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект поможет провести урок литературы в 6 классе. Учащиеся подумают над смыслом названия рассказа, разберутся.почему автор определил жанровое своеобразие произведения как "сказка - быль", будут овладевать навыками анализа художественного произведения,понаблюдают над средствами выразительности, которые использует Михаил Пришвин в своём рассказе.В ходе урока дети прослушают фрагмент произведения М.Мусоргского,подумают, какая связь существует между разными видами искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу М.Пришвина "Кладовая солнца" »

Разработка урока по литературе для 6 класса на тему: «История создания и художественное своеобразие сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца».

Цель урока:

1. рассказать об истории создания;

2. обучение выразительному, осознанному и внимательному чтению;

3. развитие навыка определения художественных средств в тексте;

4. эстетическое воспитание в процессе восприятия музыкального и художественного текстов.

Оборудование:

1. портрет М. Пришвина;

2. иллюстрации к сказке;

3. рисунки учащихся;

4. аудиозапись пьесы М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»;

5. портрет композитора Мусоргского;

6. аудиозапись голосов птиц «Утро в лесу»;

7. ягоды клюквы;


К первому уроку учащиеся читают произведение и работают по группам с текстом, отвечая на вопросы: Как Пришвин относится к детям? Какими словами автор рисует рассвет? Какие звуки наполняют утренний лес?

Ход урока


I. Ребята, вы познакомились с произведением М. Пришвина. Как вы поняли его название? (ответы, используя текст.) А нет ли иного, переносного значения в этом названии?

-Кладовая солнца - это и кладовая души человека, живущего в согласии с людьми и природой, неутомимого труженика, мудрого, прекрасного. Не только герои сказки, но и каждый читатель может участвовать в «вековечной суровой борьбе людей за любовь», за лучшее в своей собственной душе.

II. Почему «Кладовую солнца» Пришвин назвал сказкой-былью?

-В реальную основу произведения вполне естественно вплетаются сказочные мотивы. Запишем в тетрадях: «Некоторые особенности писательского дарования М. Пришвина» :

1. Использование сказочных мотивов. – Сказка для Пришвина – это особое, праздничное мироощущение, свойственное детям и взрослым, которые сумели в душе своей сохранить «ребенка». Поэтому она составной частью входит во многие его произведения, в том числе и в самые значительные: «Родники Берендея», роман-сказка «Осударева дорога», повесть-сказка «Корабельная чаща». Пришвин создает новую сказку, которая живет в реальном мире, и реальную действительность превращает в сказку.

В детстве у писателя было одно событие, помогающее лучше понять эту устремленность к сказочному, необычному, сохранившуюся на всю жизнь. В первом классе гимназии он совершает побег в «страну голубых бобров и золотых гор». Беглецов через несколько дней вернули, гимназисты шутили: «Поехали в Азию, приехали в Гимназию». Но сильное, яркое впечатление от этого события осталось навсегда: «Было несколько мгновений такой свободы, такого небывалого счастья…В светящейся точке мелькнула страна без названия и скрылась». Позже он научится открывать эту страну в окружающей жизни.

III. «Кладовую солнца» он написал в победную весну 1945 года, начав работу над ней 9 мая и закончив 4 июня. Действие сказки-были происходит во время Великой Отечественной войны в районе Переславль-Залесского. Пришвин очень любил окрестности этого города. Во время войны, в 1941 – 43 годах, писатель жил в д. Усолье, в 18 километрах от города, в доме крестьянина Назарова. Под охранами дома палисадник, за ним сосновый бор, а в глубине его Блудово болото. Сами дети, историю которых передает Пришвин, жили напротив. Писатель был с ними знаком. Весной 1945 года писатель приезжает в Усолье для работы над «Кладовой солнца».

IV. Беседа по тексту:

С таким чувством писатель описывает детей, Настю и Митрашу?

-С любовью. А когда говорит о трудолюбии и самостоятельности, то просто любуется ими.(Примеры)

-Какой эпитет при описании Насти повторяет писатель?-Золотая. Почему?-Значит солнечная. Этим он подчеркивает в ней светлое, солнечное начало.- Какими эпитетами характеризует автор Митрашу?-Он был коротенький, но очень плотный, лобастый. Мальчик упрямый и сильный.

-Почему учителя называли его «мужичок в мешочке»? Он был маленький, но выполнял всю мужскую работу по хозяйству. Маленький мужчина – мужичок. А в «мешочке», наверное, потому, что был коротенький, но очень плотный.

V. Итак, дети в предрассветный час пришли в лес. Давайте посмотрим, как Пришвин описывает восход солнца, как постепенно меняются краски, становясь более яркими, нарядными, живописными.(Примеры из текста.)

-Скажите, здесь одна картина?-Нет, их несколько, одна сменяет другую.(Примеры из текста.)
-Какая особенность писательского дарования здесь раскрывается?-Природа дана в движении, записываем: 2. Движущий пейзаж;

-Назовите цветовые эпитеты.(Примеры)

Обратите внимание, писатель использует только основные цвета, часто контрастные, чем достигается яркое зрительное впечатление. Но один цвет является определяющим , и это позволяет увидеть всю картину в целом. Какой это цвет? Яркий, огненный.-Почему?-Восходит солнце, и его лучи освещают все вокруг. Делаем запись в тетради:

3. Использует основные, часто контрастные цвета. Теперь посмотрим ваши рисунки.

-Кому, на ваш взгляд, удалось передать пейзаж, описанный Пришвиным?(Комментарии.)

VI. Если внимательно прочитать предложения, в которых автор доносит до нас звуки утреннего леса, то мы услышим своеобразную песенную симфонию.(Чтение примеров.) Послушаем звуки утреннего леса (Пластинка «Голоса птиц».) – Записываем еще одну особенность художественного почерка писателя: 4. Звуковая насыщенность текста. М. Пришвин писал, что он по природе своей живописец, а еще верней, музыкант. Возможно, поэтому произведения его так живописны и внутренне так ритмичны.

-Послушаем запись пьесы М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке.» - Что связывает литературный текст и музыкальное произведение?-Музыка, как и сказка, светлая, жизнеутверждающая. Тема радости в ней нарастает, достигая кульминации в наступлении нового дня. Звон колоколов, как и ликующие звуки утреннего леса, возвещает и приветствует восход великого Солнца над Россией.

VII. Домашнее задание: Ответить на вопросы

1. Скажите, всегда ли природа благожелательна к человеку? Нет ли в ней враждебных сил?

2.Почему дети поссорились? Кто из них прав?

3. Подготовить чтение по ролям сцены «Спор детей».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу М.Пришвина "Кладовая солнца"

Автор: Плотникова Светлана Мифодиевна

Дата: 04.03.2015

Номер свидетельства: 182139


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства