kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Слово о полку Игореве». Открытие и изучение «Слова о полку Игореве».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русской литературе построен на деятельностной основе Учащиеся в ходе урока знакомятся с особенностями древнерусской литературы, историей создания "Слова о полку Игореве".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Слово о полку Игореве». Открытие и изучение «Слова о полку Игореве».»

Урок № 2

Тема: «Слово о полку Игореве». Открытие и изучение «Слова о полку Игореве».

Образовательная цель:

  1. содействовать знакомству с исторической основой, сюжетом и композицией «Слова»

  2. подвести к пониманию художественного своеобразия пр-ия, его связи с фольклором

  3. показать способы формирования характеров действующий лиц в пр-ии древнерусской лит-ры

Развивающая цель:

  1. развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь

  2. развивать долговременную память в процессе деятельности

  3. развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

Воспитательная цель: прививать любовь к чтению и интеллектуальному труду


этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ресурсы

мотивационный

Постановка познавательных задач. Подбор ассоциаций к составляющим слова «литература»

Участвуют в создании благоприятной среды, подбирают ассоциации


Контроль домашнего задания

Инструктаж по заданию

Делятся эссе о прочитанной книге

тетради

Актуализация имеющихся знаний

Инструктаж по заданию

Работают с иллюстрациями прошлого урока – определяют термин, дают его толкование

иллюстрации

Определение целей урока

Знакомство с темой

- определите цели нашего урока

Определяют цели урока при помощи подмостков (шаблон глаголов по Блуму)

Речевой шаблон

Актуализация знаний

Инструктаж по заданию

С каким периодом русской литературы мы будем работать? что для него характерно?




Изучение нового

Инструктаж по заданию

Групповая работа: изучают теоретический мат-л, составляют постеры, представляют у доски, остальные записывают информацию в тетрадях

1 группа: особенности др-рус л-ры с. 13-16 (10-14 век, после принятии христианства, почерки: устав, полуустав, скоропись; самая древняя – Остромирово Евангелие; церковные жанры: проповеди молитвы, жития, светские: исторические, естественно-научные)

2 группа: др-рус лит. жанры с. 16-17

Синкретизм – пр-ия создаются в ответ на практические потребности и являются способом познания окружающего мира

Главная черта – традиционность, анонимность пр-ий, требование достоверности.

Церковные: проповедь – назидательная речь религиозного х-ра, произносимая в церкви священнослужителем; хождение – описание путешествия на Восток, к святым местам; житие (агиография) – описание подвигов святых, бывает княжеское и церковное; три части: вступление, основная часть, заключение

Ист. повесть и ист. сказание – входят в летопись

3 группа Повесть временных лет с. 17-19

Древнейшая летопись, начало 12 века, монах Нестор, возникновение Древней Руси, погодная запись – в лето, в год, летописные сказания (о далеком прошлом) / летописные повести (о современности).

Исторические сказания – о истории Руси

Исторические повести включают воинские повести и повести о княжеских преступлениях

4 группа: историческая основа Слова с. 21-22

Поход Игоря 1185 г. с братом, сыном и племянником против половцев, феодальная раздробленность, разгром русских войск

Трехчастная композиция, главная идея – призыв к братолюбию и единению русских князей

летопись

Слово

Трехчастная композиция

Объясняет поражение как божий промысел

О судьбе русской Земли

Нет вступления

Есть вступление (граница между реальным и худ. миром)

Описания начала похода, первая встреча с половцами, неудача во второй битве

1 часть заканчивает покаянными словами Игоря о грехах перед Богом

Последствия случившегося для всей России

Гл герой 2-й частиСвятослав Киевский

Действие в Новгороде-Северском

Действие в Киеве

В третьей части судьба Игоря в плену

Успешный побег с Божьей помощью

Волнуется жена Ярославна, заклинает силы природы

И сначала в Новгород-Северский, потом в Чернигов, Киев

Сразу в Киев

Написана раньше



Тетради

Учебник

постеры

Изучение нового

Инструктаж по заданию

1.работа с заголовком: Слово о погибели земли русской, Слово о законе и благодати, излюбленный жанр

Вначале было слово – чтобы что-то сделать

Полк – ду-рус поход

2.работа с вступлением к Слову хр с. 19 + С. 27

- почему автор не торопится начинать повесть о походе Игоря?

- почему в Слове появляется Юоян, соловей старого времени?

- какую мелодию вы слышите при чтении?

- можно ли назвать это пр-ие героическим эпосом? почему?

3. чтение и анализ до с. 37

▪ Какова цель похода князя Игоря?

▪ Как природа откликается на поход Игоря? Какие зловещие предзнаменования, предостережения дает она Игорю?

▪ Как отображено на картинах Рериха и Глазунова действие сил природы?

▪ Какая репродукция точнее передает впечатление от затмения?

▪ Как ведет себя Игорь во время затмения? Как характеризует его такое поведение (не забывайте, что он человек языческой эпохи)?

▪ Какие еще зловещие предзнаменования посылает природа?

▪ Какую роль играет размышление об Олеге Гориславовиче и судьбе «Олегова гнезда»?

Учебник

Тетради

Постеры


Самостоятельная работа

Инструкция по выполнению задания:

в форме эссе «каким я представляю князя Игоря» с прослушиванием отрывка из оперы Бородина

Письменно выполняют задание, отвечая на вопрос, слушают отрывок из оперы

Тетради

Музыка


рефлексия

Инструктаж по заданию

Самостоятельно отвечают на вопросы в тетради, по желанию делятся написанным

- что получилось, почему?

- что не получилось, почему?

- что надо сделать, чтобы лучше знать м-л урока?

тетради

Домашнее задание

Инструктаж по домашнему заданию: Учить наизусть отрывок из «Слова» с. 27 (первые 12 строк) или с. 41 со слов Ярославна49 (10 строк). читать хрестоматия с. 20-30, вопросы с. 54 № 1, 2 (у), по хр. с. 30 № 1 (п) - план 1-3 (у)

Записать домашнего задания в дневник, возможные вопросы

Учебник, дневник



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Слово о полку Игореве». Открытие и изучение «Слова о полку Игореве».

Автор: Брюховец Ольга Леонидовна

Дата: 15.01.2017

Номер свидетельства: 379421

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы»"
    ["seo_title"] => string(78) "slovo-o-polku-ighorievie-vielichaishii-pamiatnik-drievnierusskoi-litieratury-1"
    ["file_id"] => string(6) "287453"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454492715"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация к уроку ИЗО в 4 классе на тему "Древнерусские воины-защитники" "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-k-uroku-izo-v-4-klassie-na-tiemu-drievnierusskiie-voiny-zashchitniki"
    ["file_id"] => string(6) "131879"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416242417"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства