I. Оргмомент. |
Сообщение темы. Целевая установка на урок. |
II. Проверка д/з (фронтальный опрос). |
Учитель | – Что вы знаете о В.А. Жуковском? – Что это был за человек? – Чем он прославился? (слайд №4) |
III. Объяснение нового материала. |
Учитель | Сегодня на уроке мы должны будем найти сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки, заполняя при этом таблицу. Предстоит выяснить, кто является героем литературной сказки? На прошлом уроке мы с вами говорили об истории создания сказки В.А. Жуковского (состязание с Пушкиным на лучший стихотворный пересказ народных сказок; ее основа – французская и немецкая народные сказки с общим сюжетом). Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет? |
Учащиеся | Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки. |
Учитель | Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом. Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (Зачитывают определение и записывают его в тетрадь) |
Учащиеся | Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. (Определение записывают в тетрадь) (Слайд 5) |
Учитель | К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского отнесли? (Слайд 6) |
Учащиеся | Волшебной |
Учитель | Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты) |
Учащиеся | · Наличие чуда · Столкновение с волшебной силой · Существование какого-либо запрета · Волшебные персонажи · Волшебные предметы · Символы |
Определение уровня читательского восприятия сказки |
Учитель | Дома вы прочитали сказку Жуковского « Спящая царевна. Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей) |
Умение ориентироваться в построении сказки Жуковского. (по мере ответов на вопросы на доске с помощью заранее заготовленных табличек заполняется композиционно-сюжетная линия) |
Учитель | – С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте. – Как развиваются события дальше? – Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек? – Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила? (слайд 7) Свои ответы подтвердите текстом. (Приводят цитаты) – Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти? |
Учащиеся | А незваная стоит Над царевной и ворчит: "На пиру я не была, Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду; В этом возрасте своем Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрешь во цвете лет!" (Слайд 7) |
Учитель говорит о главных и второстепенных героях. |
Учитель | – Расскажите · о царе Матвее · о царевне · о царском сыне (Слайд 8) (После рассказа о героях, узнать второстепенные они или главные, ввести понятие образа героя) Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки, они наделены чертами характерными для героев народной сказок. |
Учитель | – Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка? |
Учащиеся | Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот же капли не попало. |
Учитель | – Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются? (По мере ответов на вопросы учитель заполняет таблицу на доске) (Слайд 9) Сходство | Различие | 1. Идея – добро побеждает зло 2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера) 3. Построение: зачин, развитие действия, концовка. 4. Употребление устойчивых выражений 5. Волшебные «заколдованные» предметы | 1. Автор 2. Более разнообразные приключения. 3. Стихотворная речь 4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты») 5. Жанр | |
Выразительное чтение сказки |
Учитель | Какие описания, отрывки сказки вам понравились и почему? ( 2-3 ученика читают эпизоды) |
IV. Подведение итогов. |
Учитель | Можно ли сказать , что Жуковский в создании своей сказки опирался на фольклор, использовал народные сказки? В чем сходство его сказки с народной? А чем отличается его сказка, почему мы говорим о «Спящей царевне» как о литературной сказке? |
Учащиеся | (Звучат ответы) |
Учитель | Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой. Рефлексия: А.С. Пушкин говорил: Сказка – ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок. – А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? (Слайд 10) |
V. Мотивирование и объяснение оценок. |
Задание на дом. Выучить отрывок наизусть. |
|