На данном уроке происходит знакомство учащихся с произведением Л.Н. Толстого "Севастополь в декабре месяце". Главная задача урока: проследить как мысль автора об ужасе войны, о противоестественности сути человека воплощена на страницах "Севастопольских рассказах"; способствовать проявлению чувств сопереживания, сочуствия, добра, неприятия зла.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Севастополь в декабре месяце» »
Тема урока: «Севастополь в декабре месяце»
Цели:
- на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания населения, неприятия зла;
- развивать читательский интерес к произведениям Л.Н. Толстого, грамотную речь, умение правильно высказывать свои мысли;
- познакомить учащихся с произведением «Севастополь в декабре месяце»; проследить, как мысль автора об ужасе войны, о её противоестественности сути человека воплощена на страницах «Севастопольских рассказов».
- Что вы можете рассказать о роли города Севастополя в жизни Л.Н. Толстого?
- Какие произведения Толстого рассказывают о том событии?
ΙΙΙ Коммуникативный этап
- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из рассказов Льва Николаевича «Севастополь в декабре месяце».
- Этот рассказ отражение каких впечатлений Л.Н. Толстого? (первое впечатление после прибытия в ряды Крымской армии)
- Какое лицо автор использует в первой части? Что на это указывает? (на это указывает употребление местоимения «Вы»).
- Рассказ «Севастополь в декабре месяце» построен как экскурсия по обороняющемуся городу.
- Диалоговость повествования, обращается к читателю, делая его очевидцем и участником события, переживающим то, что переживают защитники города.
- Где мы побывали вместе с автором?
Пристань
Набережная
Госпиталь
Бастион
- С чего начинается рассказ? (С описания пейзажа)
- Какой этот пейзаж? Найдите в тексте.
- Куда нас потом ведет за собой автор? (К пристани)
- Как он описывает пристань?
- Дальше, что происходит?
- Автор пишет: «Первое впечатление ваше непременно самое неприятное
». Почему? Найдите эти строки.(странное смешение лагерной и городской жизни, красивого города и грязного бивуака не только не красиво, но кажется отвратительным беспорядком; вам даже покажется, что все перепуганы, суетятся, по знают, что делать. Но вглядитесь ближе в лица этих людей, движущихся вокруг вас, и вы поймете совсем другое.)
- Кого он приводит в пример? (фурштатского солдатика, офицера, матроса, девицу)
- Почему автор говорит, что вы наверное даже усомнитесь немного в справедливости понятия о геройстве защитников Севастополя? (Ни на одном лице не будет следов суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности к смерти, решимости.)
- Но автор говорит , прежде чем сомневаться, сходите на бастионы, в больницу и вы сами все увидите.
- Куда мы дальше попадаем? (большую залу Собрания- временную больницу)
- Что делает в этой части рассказа читатель? (читатель ведёт переговоры с ранеными, испытывает страдания и муки войны)
- Какие чувства испытывает читатель? Почему, как вы думаете?
- Здесь вы начинаете понимать защитников Севастополя.
- В какое место предлагает зайти автор, «если ваши нервы крепки»? (в комнату, где делают перевязки и операции)
- Почему в эту комнату не может зайти человек со слабыми нервами? (описывается страшная картина)
- Л.Н. Толстой говорит: «… вы увидите войну в настоящем ее выражении в крови, в страданиях, в смерти...»
- Выйдя из этого «дома страданий», какие чувства мы испытываем? ("Что значат смерть и страдания такого ничтожного червяка, как я, в сравнении с столькими смертями и столькими страданиями?")
- Что посещает затем читатель?(место, где офицеры и солдаты на обеде слушают фантастические истории о четвертом бастионе, который вызывает необходимость посетить читателю этот бастион)
- «Четвертый бастион» стало крылатым уже выражением. Какие примеры приводит автор? Найдите в тексте. (Тебя бы поставить на четвертый бастион"; когда встречают носилки и спрашивают: "Откуда?" - большей частью отвечают: "С четвертого бастиона")
- О чем автор говорит: «…впереди себя на крутой горе видите какое-то черное, грязное пространство, изрытое канавами…» (о 4-й бастионе)
- Как автор описывает 4-й бастион? (Толстой приводит читателя к четвертому бастиону, где читатель садится в беседу с тогдашним командиром в нескольких метрах от позиций противника. Будучи убежденным в силе города солдат испытывает любовь к своей стране и осознает свою непоколебимую волю к борьбе, заставляя читателя вернуться в город)
- Какие чувства испытывает солдат, когда летит на него снаряд? (При этих
звуках вы испытаете странное чувство наслаждения и вместе страха)
- Почему такое двойное чувство?
- Что происходит дальше, после того, как мы побывали на 4-ом бастионе?
- Какова заключительная часть рассказа? Что Л.Н. Толстой в ней говорит?
(и эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к родине)
- Какой главный вывод делает в конце рассказа читатель? (главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, - это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа)
- А изменилось ли описание пейзажа? Сравните описание в начале рассказа и в конце.
- Ребята, рассказ носит отчетливо очерковый характер.
- Что такое очерк? (жанр художественной и публицистической литературы, предполагающий документальную достоверность).
- И все-таки свое произведение Толстой назвал не очерками, а рассказами. Почему? (автор проявил себя, как художник; придал зарисовкам большую обобщенность, так что повествование вышло за рамки очеркового жанра).
- Толстой ведь не только Крымскую кампанию изобразил, но и показал, что такое война «в её настоящем выражении».
Так что такое война «в настоящем её выражении?»
(«Кровь, страдания, смерть» - именно так определил её сущность Л.Толстой).
- Глазами народа писатель увидел эпопею Севастополя. Наверное и Толстой прошел тот же путь возмужания, пока не почувствовал себя одним из защитников города.
- Какая же «побудительная причина», по мысли писателя, позволяет людям, живущим «среди беспредельного труда, бдения и грязи, принять эти условия»? ( «И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ.)
ΙV Посткоммуникативный этап
- Теперь обобщимто, о чем было сказано на уроке о «Севастопольских рассказах» Л.Толстого.
Что есть война в понимании Л.Н.Толстого. Война противоречит всей природе, человеку. Народ и война – главная тема очерков, связывается с темой русского национального характера.
- «Севастопольские рассказы» явились подготовительными этюдами к роману «Война и мир».
349-дневная блокада города закончилась 17августа 1855 года. Падение Севастополя предрешило исход войны. Угроза вступить в войну Австрии заставила нового императора Александра II пойти на заключение мира.
Выставление оценок. Домашнее задание: написать сочинение по прочитанному рассказу.