kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Севастополь в декабре месяце»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке происходит знакомство учащихся с произведением Л.Н. Толстого "Севастополь в декабре месяце". Главная задача урока: проследить как мысль автора об ужасе войны, о противоестественности сути человека воплощена на страницах "Севастопольских рассказах"; способствовать проявлению чувств сопереживания, сочуствия, добра, неприятия зла.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Севастополь в декабре месяце» »

Тема урока: «Севастополь в декабре месяце»

Цели:

- на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания населения, неприятия зла;

- развивать читательский интерес к произведениям Л.Н. Толстого, грамотную речь, умение правильно высказывать свои мысли;

- познакомить учащихся с произведением «Севастополь в декабре месяце»; проследить, как мысль автора об ужасе войны, о её противоестественности сути человека воплощена на страницах «Севастопольских рассказов».

Оборудование: учебник «Литература» 7 класс, Меркин, монитор, презентация.

Литература: учебник «Литература» 7 класс, Меркин, ресурсы Интеренета.

Ход урока

Ι Организация класса

ΙΙ Предкоммуникативный этап

- О каком писателе мы говорили на прошлом уроке?

- Какую сторону его биографии мы рассматривали?

- Что вы можете рассказать о роли города Севастополя в жизни Л.Н. Толстого?

- Какие произведения Толстого рассказывают о том событии?

ΙΙΙ Коммуникативный этап

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из рассказов Льва Николаевича «Севастополь в декабре месяце».

- Этот рассказ отражение каких впечатлений Л.Н. Толстого? (первое впечатление после прибытия в ряды Крымской армии)

- Какое лицо автор использует в первой части? Что на это указывает? (на это указывает употребление местоимения «Вы»).

- Рассказ «Севастополь в декабре месяце» построен как экскурсия по обороняющемуся городу.

- Диалоговость повествования, обращается к читателю, делая его очевидцем и участником события, переживающим то, что переживают защитники города.

- Где мы побывали вместе с автором?

Пристань

Набережная

Госпиталь

Бастион

- С чего начинается рассказ? (С описания пейзажа)

- Какой этот пейзаж? Найдите в тексте.

- Куда нас потом ведет за собой автор? (К пристани)

- Как он описывает пристань?

- Дальше, что происходит?

- Автор пишет: «Первое впечатление ваше непременно самое неприятное

». Почему? Найдите эти строки.( странное смешение лагерной и городской жизни, красивого города и грязного бивуака не только не красиво, но кажется отвратительным беспорядком; вам даже покажется, что все перепуганы, суетятся, по знают, что делать. Но вглядитесь ближе в лица этих людей, движущихся вокруг вас, и вы поймете совсем другое.)

- Кого он приводит в пример? (фурштатского солдатика, офицера, матроса, девицу)

- Почему автор говорит, что вы наверное даже усомнитесь немного в справедливости понятия о геройстве защитников Севастополя? (Ни на одном лице не будет следов суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности к смерти, решимости.)

- Но автор говорит , прежде чем сомневаться, сходите на бастионы, в больницу и вы сами все увидите.

- Куда мы дальше попадаем? (большую залу Собрания- временную больницу)

- Что делает в этой части рассказа читатель? (читатель ведёт переговоры с ранеными, испытывает страдания и муки войны)

- Какие чувства испытывает читатель? Почему, как вы думаете?

- Здесь вы начинаете понимать защитников Севастополя.

- В какое место предлагает зайти автор, «если ваши нервы крепки»? (в комнату, где делают перевязки и операции)

- Почему в эту комнату не может зайти человек со слабыми нервами? (описывается страшная картина)

- Л.Н. Толстой говорит: «… вы увидите войну в настоящем ее выражении в крови, в страданиях, в смерти...»

- Выйдя из этого «дома страданий», какие чувства мы испытываем? ("Что значат смерть и страдания такого ничтожного червяка, как я, в сравнении с столькими смертями и столькими страданиями?")

- Что посещает затем читатель? (место, где офицеры и солдаты на обеде слушают фантастические истории о четвертом бастионе, который вызывает необходимость посетить читателю этот бастион)

- «Четвертый бастион» стало крылатым уже выражением. Какие примеры приводит автор? Найдите в тексте. (Тебя бы поставить на четвертый бастион"; когда встречают носилки и спрашивают: "Откуда?" - большей частью отвечают: "С четвертого бастиона")

- О чем автор говорит: «…впереди себя на крутой горе видите какое-то черное, грязное пространство, изрытое канавами…» (о 4-й бастионе)

- Как автор описывает 4-й бастион? (Толстой приводит читателя к четвертому бастиону, где читатель садится в беседу с тогдашним командиром в нескольких метрах от позиций противника. Будучи убежденным в силе города солдат испытывает любовь к своей стране и осознает свою непоколебимую волю к борьбе, заставляя читателя вернуться в город)

- Какие чувства испытывает солдат, когда летит на него снаряд? (При этих

звуках вы испытаете странное чувство наслаждения и вместе страха)

- Почему такое двойное чувство?

- Что происходит дальше, после того, как мы побывали на 4-ом бастионе?

- Какова заключительная часть рассказа? Что Л.Н. Толстой в ней говорит?

(и эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к родине)

- Какой главный вывод делает в конце рассказа читатель? (главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, - это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа)

- А изменилось ли описание пейзажа? Сравните описание в начале рассказа и в конце.

- Ребята, рассказ носит отчетливо очерковый характер.

- Что такое очерк? (жанр художественной и публицистической литературы, предполагающий документальную достоверность).

- И все-таки свое произведение Толстой назвал не очерками, а рассказами. Почему? (автор проявил себя, как художник; придал зарисовкам большую обобщенность, так что повествование вышло за рамки очеркового жанра).

- Толстой ведь не только Крымскую кампанию изобразил, но и показал, что такое война «в её настоящем выражении».

Так что такое война «в настоящем её выражении?»

(«Кровь, страдания, смерть» - именно так определил её сущность Л.Толстой).

- Глазами народа писатель увидел эпопею Севастополя. Наверное и Толстой прошел тот же путь возмужания, пока не почувствовал себя одним из защитников города.

- Какая же «побудительная причина», по мысли писателя, позволяет людям, живущим «среди беспредельного труда, бдения и грязи, принять эти условия»? ( «И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ.)

ΙV Посткоммуникативный этап

- Теперь обобщим то, о чем было сказано на уроке о «Севастопольских рассказах» Л.Толстого.

Что есть война в понимании Л.Н.Толстого. Война противоречит всей природе, человеку. Народ и война – главная тема очерков, связывается с темой русского национального характера.

- «Севастопольские рассказы» явились подготовительными этюдами к роману «Война и мир».

349-дневная блокада города закончилась 17августа 1855 года. Падение Севастополя предрешило исход войны. Угроза вступить в войну Австрии заставила нового императора Александра II пойти на заключение мира.

Выставление оценок. Домашнее задание: написать сочинение по прочитанному рассказу.

- Урок окончен. До свидания!






Братская могила”.

В Крыму, где всюду смерть витала,

На бастионах, средь полей,

Россия много потеряла

Храбрейших, преданных детей!

Таланты, доблести и силы

Земле спасенной преданы

Друзьями: "братские могилы"

Могилы храбрых названы.

Прошли года; где схоронили

Героев падших, ныне там

Над их бессмертною могилой

Воздвигнут колоссальный храм.

Пройдут века; к местам священным

Потомок поздний наш придет,

И там, по надписям нетленным,

Былого истину прочтет.

Слезою чистой уваженья

Он память праотцов почтит,

И, полный чувств благоговенья,

С мольбой колена преклонит.

Поймет в тот миг, какая сила

Спасала Русь, - какой гранит!

И сколько каждая могила

В себе великаго хранит!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
«Севастополь в декабре месяце»

Автор: Ведунова Екатерина Сергеевна

Дата: 03.01.2015

Номер свидетельства: 149689

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Контрольный срез (тест) по русской литературе, 10 класс"
    ["seo_title"] => string(56) "kontrol_nyi_sriez_tiest_po_russkoi_litieraturie_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "398655"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489056995"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) ""Путешествие по дорогам войны" "
    ["seo_title"] => string(33) "putieshiestviie-po-dorogham-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "229926"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441907779"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Мероприятие : "Путешествие по дорогам войны" "
    ["seo_title"] => string(48) "mieropriiatiie-putieshiestviie-po-dorogham-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "235272"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443637301"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы""
    ["seo_title"] => string(35) "l_n_tolstoi_sevastopolskie_rasskazy"
    ["file_id"] => string(6) "541133"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1582655095"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре месяце» 10 класс"
    ["seo_title"] => string(70) "vneklassnoe_chtenie_l_n_tolstoi_sevastopol_v_dekabre_mesiatse_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "610803"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1656529916"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства