Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре месяце» 10 класс»
Внеклассное чтение Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре месяце»
Цели урока:
познакомить с рассказом как новаторским произведением в изображении войны;
уметь анализировать прозаический текст;
подготовить к восприятию романа Л.Н.Толстого «Война и мир», военной прозы 20 века;
воспитание ненависти к войне.
Организационный момент.
Формулирование темы и целей урока.
- Какое произведение прочитали к уроку внеклассного чтения?
Л.Н.Толстой Рассказ «Севастополь в декабре месяце» из сб. «Севастопольские рассказы» (1855-1856гг.) (Показать книгу).
- Сформулируйте тему урока. (Записать)
2. - О чём рассказ Толстого? - Как читалось произведение?
- Сформулируйте цель урока. В чём новаторство Л.Толстого в изображении войны?
Усвоение новых знаний.
Наблюдение.
- Как изображали войну в литературе до Толстого? Викторина.
- Определите, кто автор данного отрывка? Из какого произведения он взят? Послушайте, как звучит строка. Представьте картины. (Подготовленные ученики выразительно читают наизусть краткие отрывки из «Слова о полку Игореве», поэмы А.С.Пушкина «Полтава», стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).
- Оформление первой части таблицы «Война в литературе».
Война в литературе
Традиция
Новаторство Толстого
- подвиги и победы
- красивое, величественное зрелище
- святое патриотическое дело
Изображали «лик войны» - высокое.
Сообщение «Л.Толстой – участник обороны Севастополя»
3. Анализ рассказа.
1) - Кратко передайте сюжет рассказа. (Выступление ученика с подготовленной мини-презентацией «Пять картинок»)
Осаждённый Севастополь показывает читателю рассказчик. Это «ваше благородие», дворянин, офицер. Он приехал недавно, внимательно наблюдает и показывает увиденные картины, при этом ведёт диалог с читателем и расставляет акценты: добро и зло, правда и ложь. Рассказчик выбирает пять картин, которые произвели на него впечатление: «На площади», «На перевязочном пункте», «В трактире», «Язоновский редут», «На четвёртом бастионе».
2) Работа со второй частью таблицы. Новая правда о войне.
А) Выразительное чтение эпизода «В доме страданий». Сцена ампутации. (Кровь, ранения, страдания, боль, смерть).
Б) Выборочный художественный пересказ «На четвёртом бастионе». (Расположение, занятия людей, их отношение к смерти).
(Детали: «играющих в карты», «засовывая в карман трубку», «дожёвывая сухарь», «живо, весело … зарядит пушку», «спокойно, равнодушно …зевая и свёртывая папиросу из жёлтой бумаги» - люди «спокойно» (повторяющийся эпитет) живут под ядрами и выполняют свою работу – убивают врага; «вши», «беспрерывный труд, бдения, грязь»)
В) Оформление второй части таблицы «Война в литературе».
Война в литературе
Традиция
Новаторство Толстого
- подвиги и победы
- кровь, ранения, страдания, боль, смерть
- красивое, величественное зрелище
- повседневная, незаметная, грязная работа
- святое патриотическое дело
+
Изображали «лик войны» - высокое.
Показал настоящее лицо войны – «самое гадкое дело в жизни», страшная трагедия.
Физкультминутка
3) Проблемная ситуация.
- Подберите синонимы к эпитету «гадкое» (Мерзкое, скверное, отвратительное, противное, грязное). Почему тогда рассказ не оставляет пессимистического настроения?
- Послесловие построено в форме внутреннего монолога рассказчика и в нём дано толстовское осмысление войны. Найдите и зачитайте ответы на вопросы.
- Какова будет судьба Севастополя? («Севастополь не взять»)
- Какова будет участь любой военной кампании против России? («не поколебать где бы то ни было» силу русского народа)
- Почему русский народ непобедим? («И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого – любовь к родине», «героем был народ русский», «человек, у которого ноги мокры и вши ходят по телу»)
- Дополнение записей в таблице.
-святое патриотическое дело (традиция +);
- настоящий герой войны - народ, совершающий повседневный, незаметный подвиг (традиция Лермонтова +)
- Почему рассказ, обрывающийся на кульминации, оставляет светлое чувство? Смысл финала? (Формулирование связного ответа с помощью таблицы).
Обобщающие выводы. Рефлексия.
– Закончите мысль (Выбрать два варианта, письменный краткий ответ зачитать). «Не прочитав рассказ Л.Толстого …»
-Я бы не узнал …
Я бы не почувствовал...
Я бы не подумал …
Я бы не понял …
Я бы не захотел …
2. Связный вывод: В чём новаторство Л.Толстого в изображении войны?
Оценки за работу. Домашнее задание. Краткий отзыв о рассказе. «Внимая ужасам войны…»