kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре месяце» 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ФГОС знакомит с новаторством Л.Толстого в изображении войны с опорой на предшествующий литературный опыт и с  влиянием на военную прозу 20 века.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре месяце» 10 класс»

Внеклассное чтение Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре месяце»


Цели урока:

  • познакомить с рассказом как новаторским произведением в изображении войны;

  • уметь анализировать прозаический текст;

  • подготовить к восприятию романа Л.Н.Толстого «Война и мир», военной прозы 20 века;

  • воспитание ненависти к войне.

  1. Организационный момент.

  2. Формулирование темы и целей урока.

    1. - Какое произведение прочитали к уроку внеклассного чтения?

Л.Н.Толстой Рассказ «Севастополь в декабре месяце» из сб. «Севастопольские рассказы» (1855-1856гг.) (Показать книгу).

- Сформулируйте тему урока. (Записать)

2. - О чём рассказ Толстого? - Как читалось произведение?

- Сформулируйте цель урока. В чём новаторство Л.Толстого в изображении войны?

  1. Усвоение новых знаний.

    1. Наблюдение.

- Как изображали войну в литературе до Толстого? Викторина.

- Определите, кто автор данного отрывка? Из какого произведения он взят? Послушайте, как звучит строка. Представьте картины. (Подготовленные ученики выразительно читают наизусть краткие отрывки из «Слова о полку Игореве», поэмы А.С.Пушкина «Полтава», стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).

- Оформление первой части таблицы «Война в литературе».

Война в литературе

Традиция

Новаторство Толстого

- подвиги и победы


- красивое, величественное зрелище


- святое патриотическое дело


Изображали «лик войны» - высокое.


    1. Сообщение «Л.Толстой – участник обороны Севастополя»

3. Анализ рассказа.

1) - Кратко передайте сюжет рассказа. (Выступление ученика с подготовленной мини-презентацией «Пять картинок»)

Осаждённый Севастополь показывает читателю рассказчик. Это «ваше благородие», дворянин, офицер. Он приехал недавно, внимательно наблюдает и показывает увиденные картины, при этом ведёт диалог с читателем и расставляет акценты: добро и зло, правда и ложь. Рассказчик выбирает пять картин, которые произвели на него впечатление: «На площади», «На перевязочном пункте», «В трактире», «Язоновский редут», «На четвёртом бастионе».

2) Работа со второй частью таблицы. Новая правда о войне.

А) Выразительное чтение эпизода «В доме страданий». Сцена ампутации. (Кровь, ранения, страдания, боль, смерть).

Б) Выборочный художественный пересказ «На четвёртом бастионе». (Расположение, занятия людей, их отношение к смерти).

(Детали: «играющих в карты», «засовывая в карман трубку», «дожёвывая сухарь», «живо, весело … зарядит пушку», «спокойно, равнодушно …зевая и свёртывая папиросу из жёлтой бумаги» - люди «спокойно» (повторяющийся эпитет) живут под ядрами и выполняют свою работу – убивают врага; «вши», «беспрерывный труд, бдения, грязь»)

В) Оформление второй части таблицы «Война в литературе».

Война в литературе

Традиция

Новаторство Толстого

- подвиги и победы

- кровь, ранения, страдания, боль, смерть

- красивое, величественное зрелище

- повседневная, незаметная, грязная работа

- святое патриотическое дело

+

Изображали «лик войны» - высокое.

Показал настоящее лицо войны – «самое гадкое дело в жизни», страшная трагедия.

Физкультминутка

3) Проблемная ситуация.

- Подберите синонимы к эпитету «гадкое» (Мерзкое, скверное, отвратительное, противное, грязное). Почему тогда рассказ не оставляет пессимистического настроения?

Аналитическое чтение послесловия. Фронтальная работа.

- Послесловие построено в форме внутреннего монолога рассказчика и в нём дано толстовское осмысление войны. Найдите и зачитайте ответы на вопросы.

- Какова будет судьба Севастополя? («Севастополь не взять»)

- Какова будет участь любой военной кампании против России? («не поколебать где бы то ни было» силу русского народа)

- Почему русский народ непобедим? («И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого – любовь к родине», «героем был народ русский», «человек, у которого ноги мокры и вши ходят по телу»)

- Дополнение записей в таблице.

-святое патриотическое дело (традиция +);

- настоящий герой войны - народ, совершающий повседневный, незаметный подвиг (традиция Лермонтова +)

- Почему рассказ, обрывающийся на кульминации, оставляет светлое чувство? Смысл финала? (Формулирование связного ответа с помощью таблицы).

  1. Обобщающие выводы. Рефлексия.

    1. – Закончите мысль (Выбрать два варианта, письменный краткий ответ зачитать). «Не прочитав рассказ Л.Толстого …»

-Я бы не узнал …

Я бы не почувствовал...

Я бы не подумал …

Я бы не понял …

Я бы не захотел …

2. Связный вывод: В чём новаторство Л.Толстого в изображении войны?

  1. Оценки за работу. Домашнее задание. Краткий отзыв о рассказе. «Внимая ужасам войны…»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре месяце» 10 класс

Автор: Санакоева Галина Анатольевна

Дата: 29.06.2022

Номер свидетельства: 610803


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства