2) заинтересовать учеников рассказом о лицейских годах поэта;
3) донести до ребят образ поэта- товарища.
Оборудование урока: экрандля демонстрации слайдов, компьютер, учебники- хрестоматии для 6 класса, тетради, иллюстративно- демонстрационный материал к уроку.
Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы; выступление учащихся.
Эпиграф к уроку:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шорох шагов.
( Анна Ахматова, 1911)
Ход урока
Сообщение учителя. Жизнь А. С. Пушкина удивительна и многогранна. В 6 классе мы познакомились с его детством и лицейских годах.
Каждый год на уроках литературы мы открываем какую-то новую страницу жизни Пушкина, больше читаем, узнаём о творчестве поэта, его окружении, его времени. Любой человек в нашей стране знаком с Пушкиным с самого детства.
Учитель:
- А что вы знаете о самом А. С. Пушкине? Давайте совершим путешествие в жизнь и творчество А. С. Пушкина и узнаем, кто повлиял на формирование будущего поэта, воспитал в нём эстетический и литературный вкус, привил любовь к «преданьям старины глубокой».
2. Сообщения учащихся.
Сообщение 1. Майя. Слайд №2 6 июня….
Сообщение 2. Эрэл. Слайд №3 Отец Пушкина
Сообщение 3. Лилия. Слайд№4 Мать Пушкина -
Сообщение 4.Вика Слайд №5 Детей в семье
Сообщение 5. Арсен слайд№6 Любовь к родному языку
Учитель: 6 июня 1811 года Пушкину исполнилось 12 лет, а 19 октября в Царском Селе близ Петербурга 30 мальчиков стали лицеистами. Главным событием в жизни юного Пушкина, предопределившим весь его дальнейший путь, стало зачисление в Царскосельский Лицей, привилегированное учебное заведение для мальчиков из дворянских семей. Был среди них и Пушкин.
Общительный, умевший ценить людей Пушкин имел много друзей. Дружба для него была той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь. Друзей поэт приобрел в Лицее. Особенно близкие отношения у Пушкина установились с двенадцатью одноклассниками. Их имена поэт называет в своих стихах. Это И. Малиновский, М. Яковлев, Ф. Матюшкин, А Горчаков. Самыми любимыми и преданными друзьями Пушкины были Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер.
Чувство дружбы, вынесенное из Лицея, было прекрасным и сохранилось на всю жизнь. Все, кто разделил с ним 6 лет учёбы, помнили своё «лицейское братство», хранили каждый по- своему верность мечтам юности, «лицейскому духу». Окончив Царскосельский Лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия Лицея.
Дружба лицеистов первого выпуска стала символом человеческой верности.
-Какое яркое событие произошло в жизни Пушкина в лицее
Иллюстрация Пушкин на экзамене по русской словесности
Лицей был закончен, детство прошло.
Началась взрослая жизнь.
Многие годы друзья Пушкина организовывали кружки, в которых обсуждались политические проблемы, жизнь простых людей. Стремление молодых людей к справедливости, свободе нашло отражение в стихах поэта Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году в ссылке.
Чтение наизусть стихотворения «Узник» (Эрэл,Арсен) В стихотворении «Узник» выразились глубокая тоска по воле и непреодолимая жажда свободы.
Ссылка в Михайловское. Слайд №16. Сначала Пушкин в Михайловском был погружен в глубокую печаль, зимой 1825 года его посетил друг И.И.Пущин.
«Мой первый друг…» называл Пушкин своего лицейского товарища Ивана Пущина. Через много лет, уже после смерти поэта Пущин напишет книгу «Записки о Пушкине». Вот отрывки из нее:
«Никогда не переставал я любить его; знаю, что и он платил мне тем же чувством… Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес и снег им по брюхо, править не нужно. Скачем опять в гору извилистою тропою; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора. Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. Он забыл, что надобно прикрыть наготу, я не думал об заиндевевшей шубе и шапке. Было около 8 часов утра. Не знаю, что делалось. Прибежавшая старуха застала нас в объятьях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом: один- почти голый, другой- весь забросанный снегом. Наконец пробила слеза (она и теперь, через 33 года, мешает писать в очках), мы очнулись. Совестно стало перед женщиной, впрочем, она все поняла. Не знаю. За кого приняла меня, только ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это его добрая няня, столько раз им воспетая,- чуть не задушил ее в объятьях.
Все это происходило на маленьком пространстве. Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышал колокольчик. В этой небольшой комнате помещались кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами и проч. и проч. во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев9он всегда, с самого Лицея, писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах)…
Наконец, помаленьку прибрались; подали нам кофе; много надо было хронологически рассказать, о многом расспросить друг друга…
Он как дитя был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему еще не верится, что мы вместе. Прежняя его живость во всем проявлялась, в каждом слове, в каждом воспоминании; им не было конца в неумолкаемой болтовне. Наружно он переменился, оброс только бакенбардами.
Пушкин заставил меня рассказать ему про всех наших первокурсных Лицея; потребовал объяснения, каким образом из артиллериста я преобразился в судьи. Это было ему по сердцу, он гордился мною и за меня…
Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума»; он был очень доволен это. Тогда рукописною комедией, до того ему почти вовсе незнакомой. После обеда, за чашкой кофе, он начал читать ее вслух… Я с необыкновенным удовольствием слушал его выразительное и исполненное жизни чтение, довольный тем, что мне удалось доставить ему такое высокое наслаждение.
Потом он прочел мне кое-что свое…
Между тем время шло за полночь. Нам подали закусить; на прощанье хлопнула третья пробка. Мы крепко обнялись в надежде, может быть, скоро свидеться в Москве. Шаткая эта надежда облегчила расставанье после так отрадно промелькнувшего дня. Ящик уже запряг лошадей, колоколец брякал у крыльца, на часах ударило три. Мы еще чокнулись стаканами, но грустно пилось: как будто чувствовалось, что в последний раз вместе пьем на вечную разлуку. Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани Пушкин еще что-то говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него; он остановился на крыльце, со свечой в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: «Прощай, друг». Ворота скрыпнули за мною.
Сцена переменилась. Я осуждён: 1828 года, 5-го января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний острог.В самый первый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А. Г. Муравьева и отдает мне листок бумаги, на котором неизвестною рукою написано было:
Мой первый друг, мой друг бесценный!..
Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой живительной благодарности, я не мог обнять его, как он обнимал меня, когда я первый посетил его в изгнании».
Чтение наизусть стихотворение «И. И. Пущину»( Майя).
В целом стихотворение передает большую тоску за судьбу Пушкина за судьбу своего друга, переживания о своем бессилии, о том, что он ничего не может для него сделать, предчувствие, что они больше никогда не увидятся.Когда читаешь это небольшое стихотворение, то живо представляешь себе, как встретились друзья, как они рады друг другу, как он Чуть более двух лет длилась ссылка в Михайловское в 1826 году Пушкин возвращается в Москву.
В мае 1829 года в Москве он посватался к Н.Н. Гончаровой.
Раздумья над «вечными» вопросами бытия (жизни) совпали с постепенным выходом Пушкина из мрачного состояния. В его стихотворениях уже звучат бодрые, веселые,игривые ноты. Так стихотворение «Зимнее утро» 1829 г. Наполнено светом, радостью при виде нового дня.
Чтение наизусть. «Зимнее утро».(Лилия.Вика.Майя).
Слайд №25 Венчание. Дети Пушкина.Дантес.Дуэль.
Чтение стихотворения. Люблю я Пушкина. (Весь класс).
Закрепление материала.
Подведение итогов урока, рефлексия.
1.О чем шла речь сегодня на уроке?
2.Что запомнилось больше всего?
3.Довольны ли вы своей работой на уроке?
4.С каким настроением вы уходите с урока?
5.О чем будете рассказывать дома?
8 .Домашнее задание.
1) Написать сочинение на тему «Дружба в моей жизни», «Мой Пушкин».