kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

С. Есенин "Лебедушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: усвоение новых знаний. Содержание урока способствует осознанию и осмыслению новой информации, помогает раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«С. Есенин "Лебедушка"»

Тема: С.Есенин «Лебёдушка».

Цель: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие, через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка”.

Задачи:

  1. развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  2. развивать коммуникативные навыки учащихся;

  3. формировать навык выразительного чтения.

  4. воспитывать почтение и уважение к матери, любви к Родине ко всему живому;

Тип урока: усвоение новых знаний.

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации.

Оборудование урока: презентация, карточки-тесты.

  1. Организационный момент.

  2. Постановка учебной задачи.

- Как называется раздел, который мы с вами сейчас изучаем? («Поэтическая тетрадь»)

- Произведения, какого жанра собраны в этом разделе?

- С какими произведениями мы с вами уже познакомились? (Б. Л. Пастернака, С. А. Клычкова, Д. Б. Кедрина, Н. М. Рубцова)

- С творчеством еще одного русского поэта, мы уже немного знакомы.

-Я вам прочитаю строки из стихотворений, а вы должны добавить пропущенные слова:

1. Черёмуха душистая

С весною … (расцвела)

2. Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей … поёт (песенки) (Черёмуха)

3. Поёт зима аукает,

Мохнатый … баюкает. (лес)

4. Белая берёза под моим … (окном)

Принакрылась снегом точно …(серебром)


-Кто автор этих произведений? (Сергей Есенин).

-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством С.А.Есенина (слайд – портрет)

3. АОЗ

- Что вы знаете о С. Есенине?

(Родился в 1895 г. Детство поэта прошло в селе Константиново, что близ города Рязань. Рос мальчик у бабушки с дедушкой. Бабушка рассказывала сказки, которые маленький Серёжа очень любил слушать. А если у сказки был плохой конец, он их переделывал на свой лад, но чтобы всё хорошо закончилось. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет).


- Бабушка сумела предать Серёже всю прелесть народной устной и даже песенной речи. Да, свои стихи, когда вырос, С. Есенин писал, подражая произведениям устного народного творчества. Многие из его стихов стали любимыми песнями русского народа.

Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села. Школу окончил с Похвальной грамотой. В семье очень хотели, чтобы Сергей Есенин стал сельским учителем, поэтому отдали его учиться в закрытую учительскую школу. А Сергей не хотел быть учителем, уж очень ему хотелось стать настоящим поэтом.

Когда ему исполнилось 17 лет, Есенин уехал в Москву и поступил в университет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.

Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года.
И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

4.Настрой на слушание стихотворения.

- Сегодня мы будем работать над содержанием стихотворения С.Есенина «Лебёдушка». 

- Почему не лебедь, а лебедушка? (слайд – птица)

- В каком произведении недавно встречались с этой гордой птицей?

- С.Есенин очень любил свою Родину – Россию, очень любил русскую природу: любил птиц, животных.

Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи

(слайд - фото).
В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тикают ходики. Хорошо можно работать. Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи. Стихи о животных. Как говорил сам С.Есенин Животные и птицы – это «меньшие наши братья, которые нуждаются в милосердии и защите». Он написал стихотворения о корове, о лошади, о собаке, о медведе, о вороне, граче, сове, и других птицах. 
5. Прослушивание аудиозаписи стихотворения. Обмен впечатлениями.

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? ( печальное, тревожное)

- Что чувствовали, когда слушали это стихотворение?

- Что напоминает вам это стихотворение? (сказку)

6. Словарная работа

- дозорила – стерегла, охраняла;

- хоронились – прятались;

- не чуяла – не чувствовала;

- заводь - небольшой залив в реке

-ватага - большая, обычно шумная группа, толпа людей, собравшихся вместе для чего-л.

-око - глаз

-расщелина - узкое ущелье в горах; большая щель, трещина в чем-л.

-распластанный- с широко разведенными в сторону крыльями.

7. Самостоятельное чтение детьми

8. Работа в парах над содержанием текста.

- Сейчас поработаем в парах.

- Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста. (Раздать карточки)

Задание для первого ряда.

  1. Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

А) картину заката,

Б) картину рассвета,

В) картину жаркого летнего полдня,

Г) картину ясной летней ночи.

  1. Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?

А) из зарослей камыша,

Б) из зарослей осоки,

В) из – за острова.

  1. Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?

А) на середину озера,

Б) на заводь тихую,

В) на остров маленький,

Г) на луг пестреющий.

  1. Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?

А) спрятаться,

Б) пощипать траву душистую,

В) поиграть в игру весёлую,

Г) быть подальше от опасности.

  1. Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?

А) учила их,

Б) кормила их,

В) дозорила, охраняла,

Г) играла.

Задания для второго ряда

  1. Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?

А) змея,

Б) коршун,

В) сокол,

Г) орёл.

2. Как лебёдушка заметила опасность?

А) услышала крик,

Б) услышала приближающийся шум,

В) увидела отражение крыльев орла в воде,

Г) случайно посмотрела в нужную сторону.

3.Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?

А) спрятала их под крылья,

Б) спрятала их в траве,

В) спрятала их под корягой.

4. Чем закончилось стихотворение?

А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,

Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,

В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,

г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок.

9. Проверка выполнения задания ( дети парами читают вопрос и ответ)

10. Оценка поступка

- Могла ли она спастись от смерти? (Да)

- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)

- О чём говорит поступок матери – лебеди?

(Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.)

- Такой поступок называется самопожертвованием.

11. Итог. Рефлексия.

- В начале урока мы говорили о том, что Сергей Есенин не любил сказок, стихотворений с плохим концом.

- Почему же стихотворение «Лебёдушка» так грустно закончилось?

(Мы должны примириться с таким трагическим концом стихотворения, потому что уход из жизни – таков закон природы. Он общий для всего живого).

- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории? (Дети высказывают свои версии.)

Как вы думаете, чему учит это стихотворение?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)

- Лебедь погибает, но не погибает добро, не погибает любовь матери к свои детям.


Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:

Не ударил лицом в грязь; работал, не покладая рук; добился своего; убивал время зря; не лез за словом в карман; могу работать лучше

12. Домашнее задание

На следующем уроке уделим внимание средствам выразительности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
С. Есенин "Лебедушка"

Автор: Любовь Николаевна Зуева

Дата: 06.01.2020

Номер свидетельства: 534594

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "С.А.Есенин "Лебедушка""
    ["seo_title"] => string(25) "s-a-iesienin-liebiedushka"
    ["file_id"] => string(6) "308872"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458679415"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Литературное чтение в 4-м классе. С.Есенин. "Лебедушка""
    ["seo_title"] => string(53) "literaturnoe_chtenie_v_4_m_klasse_s_esenin_lebedushka"
    ["file_id"] => string(6) "488071"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1543416449"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "C. А. ЕСЕНИН "Лебёдушка" "
    ["seo_title"] => string(25) "c-a-iesienin-liebiodushka"
    ["file_id"] => string(6) "110283"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1405839985"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Лингвокультурологическое воспитание на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(83) "linghvokul-turologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "208644"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430853407"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Презентация на тему: "С.А.Есенин стихотворение Лебедушка""
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia_na_tiemu_s_a_iesienin_stikhotvorieniie_liebiedushka"
    ["file_id"] => string(6) "396335"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1488221500"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства