kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"С.А. Есенин - певец родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: С.А. Есенин-певец родного края

Тип: урок усвоения новых знаний

Цель: выявить образ Родины в поэзии С.А. Есенина

Задачи

Образовательные:

-познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.А. Есенина

-сформировать у учащихся представление о С.А. Есенине как о певце родного края

-научить школьников составлять единый образ из разных произведений

Развивающие:

-развивать устную и письменную речь учащихся

-развивать у учащихся навык выразительного чтения

-сформировать умение анализировать поэтические тексты

Воспитательные:

-воспитывать у учащихся интерес к изучаемому предмету

-воспитывать любовь к Родине

-способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"С.А. Есенин - певец родного края"»

Конспект урока по литературе

Класс: 5

Тема: С.А. Есенин-певец родного края

Тип: урок усвоения новых знаний

Цель: выявить образ Родины в поэзии С.А. Есенина

Задачи

Образовательные:

-познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.А. Есенина

-сформировать у учащихся представление о С.А. Есенине как о певце родного края

-научить школьников составлять единый образ из разных произведений

Развивающие:

-развивать устную и письменную речь учащихся

-развивать у учащихся навык выразительного чтения

-сформировать умение анализировать поэтические тексты

Воспитательные:

-воспитывать у учащихся интерес к изучаемому предмету

-воспитывать любовь к Родине

-способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности

Ход урока

  1. Организационный момент. Создание благоприятного настроя

-Добрый день, дорогие ученики! Я рада видеть вас на нашем увлекательном уроке. А чтобы он прошел успешно и оставил массу положительных эмоций, давайте начнем его с эмоциональной зарядки. Для этого посмотрите на своего соседа и улыбнитесь ему

  1. Определение темы урока. Постановка цели

Сегодня особый урок. Он очень важен для меня, ведь речь пойдет о частичке моего сердца, о моем месте, где я отдыхаю душой. А что же это за тема, попробуйте определить самостоятельно. Для этого посмотрите видео и послушайте прекрасное стихотворение.

(видео “Константиново”, стихотворение С.А. Есенина “Гой ты, Русь, моя родная…”)

-Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (теме Родины)

-Верно! Но не просто Родине, а Родине в стихах известного поэта. Посмотрите на доску. Узнали? (на доске появляется портрет С.А. Есенина)

-Да, сегодня наш урок посвящен теме Родины в поэзии С.А. Есенина. Но я решила его назвать немножко по-другому. У каждого великого поэта есть, как говорят, свой голос, свой образ. Пушкина называют солнцем, Лермонтова луной, а Есенина-настоящим певцом, певцом земли Рязанской, поэтому тема нашего урока: “С.А. Есенин-певец родного края”. А почему певец и почему именно родного края мы и должны выяснить. Следовательно, цель урока-анализ стихотворений С.А. Есенина

  1. Усвоение новых знаний

С.А. Есенин родился в с.Константиново Рязанской губернии. Родители Есенина были крестьяне. Как писал сам поэт: “Мое детство прошло среди полей и степей”. Есенин был одарен ясным умом. Он учился в четырехклассном училище и уже там декламировал стихотворения любимых им поэтов. В селе Спас-Клепики он закончил школу, в которой стали проявляться его поэтические наклонности. Там и начался его творческий путь. После окончания школы поэт отправился в Москву, где начал посещать литературный кружок. С этого времени Есенин постепенно становится известным поэтом, который всем сердцем любит жизнь, который не отделает себя от природы, который душой привязан к Родине. Поэт мысленно воссоздает картины родных мест, при этом он настолько сливается с природой этих мест, что сам он узнается в каждом предмете описания.

  1. Анализ текста

Через 6 лет после того, как поэт уехал из Константинова, в 1918 году, он пишет стихотворение “Я покинул родимый дом”. За это время многое изменилось, многое пережил Есенин: и начало Первой мировой войны (1914), и 2 революции (1917), и призыв в армию и т.д. И только мысли о родной земле давали Есенину силы, малая родина воспринималась им как сказочная земля, где все осталось по-прежнему, где его ждут отец и мать.

Давайте послушаем стихотворение “Я покинул родимый дом” в исполнении актера

(С. Безруков “Я покинул родимый дом”.)

-Что вам показалось необычным в произведении? (эпитеты, метафоры)

-Молодцы! Действительно, все стихотворение пестрит изобразительно-выразительными средствами

-Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый?

-Почему поэт называет Русь голубой? (образ голубых небес)

-Почему вода названа тихой?

-Хорошо. А теперь поговорим о скрытых сравнениях, то есть о метафорах. Найдите их.

В данном стихотворении слово ЛЮБОВЬ не сказано прямо, но в каждой строке мы видим любование голубой Русью. Все стихотворение льется, как песня. Предлагаю проследить его ритм.

  1. Физминутка

Для этого давайте встанем, приготовим свои ладошки. Я буду читать 1-ое четверостишие, а вы хлопать на каждый ударный слог

-Молодцы! А теперь я прочту 2-ое четверостишие, а вы попробуете, как маятник, качать руками на ударные слоги

-Хорошо! Таким образом, стихотворение Есенина льется, как песня

  1. Анализ текста

-А теперь я предлагаю вам послушать стихотворение “Низкий дом с голубыми ставнями”, которое было написано через 6 лет после создания предыдущего анализируемого произведения. Здесь поэт еще больше любит родину

(С. Безруков “Низкий дом с голубыми ставнями”)

-Перед вами лежат листочки. Выпишите на сторону №1 все слова, которые, на ваш взгляд, характеризуют родной край

(низкий дом с голубыми ставнями, поле, луга, лес, небеса, глушь, русская душа, седые журавли, их курлыканье, сытные хлеба, березь да цветь, ракитник, свисты, выть)

-Молодцы! Обратите внимание, стихотворение “Я покинул родимый дом” кажется более ярким, праздничным, чем второе. Почему? (отсутствуют метафоры, практически нет эпитетов)

-Верно! Но все же стихотворение “Низкий дом с голубыми ставнями” пропитано теплом, в нем ощущается любовь Есенина к родной земле

  1. Закрепление полученных знаний

-Я хочу предложить вам творческое задание. Посмотрите на листочек на стр. №2. Выпишите в 1-ый столбик 3 любых слова, которыми С.А. Есенин характеризовал родной край. Во второй столбик запишите рифму к выписанным словам. В 3-ий столбик запишите свои ассоциации к каждому слову.

Например:

Леса-небеса-свежесть, зелень, широкий русский лес

-Прочтите, что у вас получилось.

Молодцы! Теперь у вас есть слова для создания собственного произведения о родном крае.

  1. Подведение итогов

-Я напомню, тема нашего урока была такова: “С.А. Есенин-певец родного края”

Объяснили ли мы это толкование? Что означает данное определение? Почему Есенин певец? И почему только родного края?

-Молодцы!

Цель урока заключалась в анализе стихотворений С.А. Есенина. Мы сделали это? Цель достигнута?

  1. Рефлексия

  • На уроке было интересно…

  • Мне показалось трудным…

  • Осталось непонятным…

  1. Д/З

  • Любое стихотворение С.А. Есенина наизусть

  • Творческое задание: по карточке №2 написать собственное стихотворение о Родине

  1. Выставление и комментирование оценок




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"С.А. Есенин - певец родного края"

Автор: Дорожкина Елена Александровна

Дата: 09.09.2019

Номер свидетельства: 519355

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Интегрированный с русским языком урок русской литературы  на тему  «Комплексный анализ стихотворения С.А.Есенина «Письмо матери»."
    ["seo_title"] => string(118) "intieghrirovannyisrusskimiazykomurokrusskoilitieraturynatiemukomplieksnyianalizstikhotvorieniiasaiesieninapismomatieri"
    ["file_id"] => string(6) "291833"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455190626"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Сценарий классного часа «Певец земли русской.  О творчестве Г. В. Свиридова»"
    ["seo_title"] => string(81) "stsienarii-klassnogho-chasa-pieviets-ziemli-russkoi-o-tvorchiestvie-g-v-sviridova"
    ["file_id"] => string(6) "308764"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458660357"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Внеклассное мероприятие по природоведению 5 класс "Земля наш общий дом" "
    ["seo_title"] => string(83) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-prirodoviedieniiu-5-klass-ziemlia-nash-obshchii-dom"
    ["file_id"] => string(6) "119908"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413550973"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства