kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

С.А. Есенин "Песнь о собаке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ стихотворения С.А. Есенина "Песнь о собаке"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«С.А. Есенин "Песнь о собаке"»

Урок литературы в 7 классе на тему:

С. Е. Есенин «Песнь о собаке»



Цели и задачи:

  1. Показать разницу между эпосом и лирикой.

  2. Ввести понятие «лирический герой».

  3. Учить анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания.

  4. Понимать смысл лирического произведения на основе наблюдений над словес­ными средствами выражения его содержания.

  5. Уметь передать в выразительном чтении идейно – художественное своеобразие сти­хотворения.


Автор эпического произведения придумывает сюжет и героев. Он показывает, как развиваются события, как ведут себя герои. А сам стоит в стороне. На прошлом уроке мы читали и анализировали рассказ Н. Думбадзе «Собака». А теперь представьте себе, что ав­тора что-то взволновало, представился какой-то образ. И возникает желание передать это словами. Такое состояние называется поэтическим вдохновением. Вот тогда и начинаются стихи, рождается лирика. Автор говорит от себя, от своего имени. Даже если в стихотво­рении нет слова «я», мы постоянно слышим автора и никого иного.

Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним произведением об этом животном (а, может быть, и не только о нём) – стихотворением С. Есенина «Песнь о собаке». Встреча с этим произведением – еще одна ступенька вверх на пути постижения огромного мира ли­рики. Мы не просто прочитаем стихотворение, а попробуем погрузиться в мир, созданный поэтом, и попытаемся не только воспринять чувства, переживания лирического героя, но и понять удивительную красоту этого произведения и увидеть в нём одну из граней по­эзии С. А. Есенина.

Звучит стихотворение в исполнении учителя. Ребята обмениваются впечатлениями, чувствами, вызванными произведением.

Вспомним, какие уровни имеет текст художественного произведения. На экране:


ФАКТУАЛЬНЫЙ (сюжет)

ПОДТЕКСТОВЫЙ (идея)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ (позиция автора)


О чём стихотворение? Имеет ли оно сюжет? Можно ли сказать, что главный герой стихотворения – собака, как в одноимённом рассказе Н. Думбадзе? Содержит ли произве­дение прямые высказывания самого автора? А можно ли что-то сказать об образе поэта? Образ поэта, который возникает в нашем воображении, мы называем образом ЛИРИЧЕ­СКОГО ГЕРОЯ.

Итак, от факта, от сюжета через анализ – к пониманию позиции автора. Цель – уви­деть, услышать мир, созданный Есениным, наглядно представить себе, как меняется со­стояние мира есенинского стихотворения от строфы к строфе, как происходит движение в нём, понять своеобразие лирического героя поэзии С. Есенина.

На экране появляются строфа за строфой, ребята в тетрадях делают конспективные записи (например, в виде таблицы), записывают выводы из наблюдений.

Если предварительно попросить ребят принести с собой цветные карандаши, то по­степенно по ходу урока таблицу можно раскрашивать:


ЦВЕТ

ЗВУК

СМЫСЛ (какое значение придаёт поэт)


Первая строфа:

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.


Яркий, ласковый свет зо­лотого солнца, освещаю­щего закут. Златящиеся рогожи. Рыжий цвет (цвет солнца, Цвет огня) шерсти щенят.

Отсутствует

Щенки появляются утром.

Их семь.

Безмолвие сопровождает появление щенков, однако в стихотворении мы встречаемся с повтором звука «р». Является ли это случайным?

Мир находится под защитой сил света и добра. И в торжественном безмолвии мир замер перед свершившимся чудом: приходом в мир семерых (само число «семь» является счастливым) новых жизней. Золотой цвет солнца, рыжий цвет щенят – всё это подчёрки­вает высоту происшедшего. Рождение – это всегда торжество сил света, тепла, плодоро­дия. Вся обстановка появления щенков сулит им счастливую, благополучную, сытую жизнь (символика «ржи» – «ржаной закут», в котором ощенилась собака).

Производим наблюдения на фонологическом уровне.

В данной строфе присутствует аллитерация: повтор звука «р», однако здесь нет аг­рессии (ничего щенкам не грозит). Быть может, это ласковое урчание собаки – матери?


Вторая строфа:

До вечера она их ласкала,

Причёсывая языком,

И струился снежок подталый

Под тёплым её животом.


Постепенное уменьшение света (день переходит в вечер).

Лёгкое шуршание,

ласковое журчание воды.

Порадовавшись вместе с матерью чуду рождения, мир как бы при­глушил яркий свет. Белый снег тает, превращаясь в бесцветную воду.


Почему поэт обращает наше внимание на такую деталь, как «тёплый живот» со­баки? – Она выносила в «тёплом животе» своих детей, и сейчас они лежат, прижавшись к животу родившей их, возле которого им тепло и нестрашно.


Третья строфа:

А вечером когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.


Тьма, мрак (вечер), «хму­рый» хозяин, пришедший за щенками

Куры молчат (по­чему?) Звук шагов хо­зяина (?)

Наступило время господства над ми­ром сил тьмы, зла и разрушения.


Почему автор использует эпитет «хмурый»? При помощи каких глаголов он передаёт действия хозяина? Что вы можете сказать о слове «поклал»? – Просторечие, сказано словно о поленьях. Одна из злых сил мира – туча – вызывала у наших предков (древних славян) ассоциацию с мешком, в который прячут по ночам украденное солнце. Рыжие, как солнце, щенята брошены в тёмный, душный мешок.

Мир молчит. Может, от страха или сознания своей вины, от стыда за свою беспо­мощность?


Четвёртая строфа:

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать…

И так долго, долго дрожала

Воды незамёрзшей гладь.


Белый цвет сугробов. Стальной отлив воды.

Шорохи… Звук ды­хания.

Но… Всплеск отсутствует.


Почему в этой строфе стихотворения нет описания самого события? Каким знаком заканчивается первое предложение этой строфы? (Многоточие – приём умолчания) О чём умалчивает поэт?

Для чего автор использует повтор? – Долго – долго собака глядела на вздрагивавшую

воду, скрывшую от неё детей. А человек убил и спокойно пошёл домой; для него то, что он только что сделал, – обыденный житейский факт, мелочь, на которой не стоит за­держивать своё внимание. Может, поэтому и не говорится ни слова о том, как гибли ще­нята?


Пятая строфа:

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из её щенков.


На тёмном небе – месяц (может быть, рыжий, как часто бывает в есенинских стихах, например, «ры­жий месяц жеребёнком запрягался в наши сани»?)

(неясные негромкие шорохи…)

Может, собака прислушивается, за­мерла в ожидании…


Что же позволило собаке принять месяц за своего щенка? – Во-первых, цвет.

Во-вторых, форма: месяц может напоминать свернувшегося в комочек щенка.

В-третьих, месяц молодой, быстрый, резвый, шаловливый; то прячется, то появля­ется вновь.


Шестая строфа:

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.


Синий цвет небесной выси. (Синий – сияющий. Вместо былой чер­ноты!) Блеск (золотистый? се­ребристый?) месяца. Чернота.

Скулящий голос собаки.

На некоторое время мир обрёл цвет и звук. Будто бы озарило его на мгнове­ние сияние. Но обманул, «скрылся» ме­сяц – и наступило царство темноты, мира мёртвых.

Какое-то слово удивило вас? Как понять выражение «смотрела звонко»?

Попробуйте подобрать синоним к наречию «звонко». – Пронзительно – и вглядыва­ясь, и скуля. Одним словом автор передаёт и боль, и надежду в максимальной степени их проявления.


Седьмая строфа:

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.


Белый цвет снега, погло­тивший падающие в него «золотые звёзды». Чер­нота, мрак нависшей над миром ночи.

Возможно, тонкий звук падающих «золотых звёзд». Но снег заглу­шает его. Становится ещё понятнее звучавшее ранее «звонко».

Лишь на мгновение мир стал красочным и звучным. И мгнове­ние это связано с надеждой со­баки на то, что хотя бы одно её дитя живо.


Итак, как же реагирует мир на то, что произошло в нём? – В первой строфе присутст­вует удивительная торжественность, с которой мир встречает появление новых жизней в нём. Радуются вместе с матерью силы света, переживая чудо рождения. Однако мир те­ряет свои краски, свой свет: он молчит, словно устыдясь своей беспомощности перед си­лами зла. Лишь раз всполохом цвета и света блеснул перед нами мир в шестой строфе, но радость, освященная надеждой, была недолгой: вместе с золотыми звёздами ушли из мира звуки, свет, цвет, а вместе с ними и жизнь. Воцарилось чёрно – белое беззвучие. Инте­ресно, что если траурным цветом сейчас является чёрный, то у древних славян со смертью ассоциировался белый цвет снега – смертного покрова земли

Ещё один удивительный образ стихотворения, который никак нельзя обойти. Это «золотые звёзды»:


Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.


Как же понять эти строки? Среди поверий наших предков было такое, что звёзды, горящие на небе, – души людей, живущих на земле. Когда падает, скатывается по небо­склону звезда – умирает человек…Человек… Но при чём же тут собака? А вот сейчас о главном. Выходим на постижение концептуального уровня, на выявление позиции автора стихотворения. В том мире, который создал Сергей Есенин, все живое равноправно, в его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного ли, растения или человека. Однажды поэт сказал о своём понимании мира так: «Все мы яблони и вишни одного голу­бого сада». И ещё: «Всё от древа». О каком древе идёт речь? – О древе жизни, прароди­теле всего сущего в мире. И потому, если все мы – дети единого древа жизни: и растения, и животные, и люди, – то горе собаки, потерявшей своих щенков, – это горе матери, это трагедия ничуть не меньшего масштаба, чем человеческая. И весь мир, в котором отзыва­ется это горе, со смертью хотя бы одного существа теряет часть себя. И скорбит об утрате. После проделанного анализа следует предложить ребятам прочитать стихотворение ещё раз про себя, а затем вслух, стараясь передать в интонациях всё то, что они почувствовали, пережили и открыли для себя во время работы с текстом.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся письменный ответ на вопрос: «Почему стихотворение Есенина названо «песнью»? Также можно попросить ре­бят полистать томики есенинских стихов и поискать в его произведениях строки, которые содержали бы в себе отзвуки столь дорогой для поэта мысли: «Всё от древа».


Список использованной литературы:


  1. Сипинев, Ю.А. Русская культура и словесность / Ю.А.Сипинев , И.А.Сипинева. – Санкт-Петер­бург : книгоиздательство «Сайма», 1994.

  2. Животворящая святыня… / Книга для чтения по курсу «Русская культура и словес­ность». – Санкт-Петербург : книгоиздательство «Сайма» - АО «Энерготех», 1994.

  3. Альбеткова, Р.И. Русская словесность: От слова к словесности : Учеб. Для 7 кл. /

Р. И.Альбеткова. – М.: Дрофа, 2001.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
С.А. Есенин "Песнь о собаке"

Автор: Исакова Елена Викторовна

Дата: 07.12.2019

Номер свидетельства: 530704

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока по литературе "С. Есенин "Песнь о собаке""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt_uroka_po_litieraturie_s_iesienin_piesn_o_sobakie"
    ["file_id"] => string(6) "377402"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484044790"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "С.А. Есенин "Песнь о собаке""
    ["seo_title"] => string(24) "s_a_esenin_pesn_o_sobake"
    ["file_id"] => string(6) "502368"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1552125790"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Поэтика стихотворений Сергея Есенина"
    ["seo_title"] => string(44) "poetika-stikhotvorienii-sierghieia-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "266152"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450102272"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Открытый урок по литературе в 9 классе. Тема: «Ранняя лирика С.А. Есенина»."
    ["seo_title"] => string(71) "otkrytyi_urok_po_literature_v_9_klasse_tema_ranniaia_lirika_s_a_esenina"
    ["file_id"] => string(6) "616858"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1667818404"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока литературы в 5 классе "Братья наши меньшие" в стихотворениях поэтов XX века "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-brat-ia-nashi-mien-shiie-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xx-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "175314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424260796"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства