kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Русский язык и литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по творчеству Анны Андреевны Ахматовой. 

Просмотр содержимого документа
«Русский язык и литература»

Дата:30.11.2018 г

Учитель Кулик Н.В.

11 класс

Урок литературы №34

Тема: А.А.Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства…», «Высокомерьем дух твой помрачен…», «Мужество», «Родная земля».

Психологическая глубина и ясность любовной лирики Ахматовой.

Цели учителя:

1. Познавательный аспект. Заинтересовать учащихся личностью А.Ахматовой. Вскрыть особенности творчества А.Ахматовой. Рассмотреть жанровое своеобразие произведений А.Ахматовой.

2. Развивающий аспект. Развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами биографии.


3. Воспитательный аспект. Создать атмосферу, способствующую эмоциональному восприятию, сопереживанию.


Цели ученика:

Знать: основные темы лирики Ахматовой, её жанровое своеобразие.

Уметь: анализировать поэтический текст, выразительно, читать, работать с критической литературой.

Оборудование: портрет, презентация, видео- и аудиоматериалы.

Ход урока.

Эпиграф: "Златоустая Анна всея Руси"

М.И.Цветаева

1. Приветствие. Целевая установка.

Просмотр видеоролика « Притча о любви»;

- Ребята, как вы считаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

2. Стадия ВЫЗОВА.

- На листочке бумаге за 1 минуту запишите как можно больше слов на тему «Любовь» (чувство, симпатия, страсть, хорошее настроение, мечта, измена, свадьба, семья, цветы, конфеты). Учащиеся зачитывают вслух то, что у них получилось.

- Посмотрите как много можно сказать о любви, но как нелегко дать определение понятию «любовь»!

В словаре русского языка С. И. Ожегова слово любовь имеет 2 значения:

1) Любовь- чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

2)Любовь – склонность пристрастие к чему – нибудь.(слайд 1)

- А какая бывает любовь по направленности?

Создание кластера (к Родине, к матери, к детям, к литературе, к природе, к мужчине, женщине, ученикам, учителю, занятиям, хобби, животным и т.д.)

- А в творчестве каких писателей и поэтов русской литературы тема любви была ведущей, основной? (учащиеся отвечают) .

- На уроках литературы мы с вами продолжаем разговаривать о творчестве поэтов Серебряного века. Вспомните, пожалуйста, определение Серебряного века русской поэзии. (Серебряным веком принято называть период расцвета русской поэзии в начале XX века)(слайд 2).

- Кого из названных вами поэтов мы можем отнести к этому периоду? (учащиеся отвечают, формулируют тему и цели урока) (слайды 3, 4).

К какому литературному направлению примыкала А.А.Ахматова на первых порах своего творчества? (К акмеизму).

В чем особенности этого направления? (Акмеизм (от греч acme-высшая степень чего-либо, расцвет) литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову, генетически было связано с символизмом, но противостояло его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. В основе – простота и ясность поэтического языка, строгость поэтической композиции, стремление создать точные, зримые образы и прямо называть предметы. Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя - через психологически значимый жест, движение, деталь. Манера “материализации” переживаний была характерна прежде всего для творчества Анны Ахматовой.) (слайд 5)

3. Работа по теме урока.

Слово учителя.

Анну Ахматову часто сравнивают с древнегреческой поэтессой Сапфо, когда речь идет о стихах о любви. (слайд 6). Да, действительно, Ахматовой удалось показать все проявления любовного чувства и все его нюансы: здесь встречи и разлуки, нежность, разочарование, ревность, чувство вины, ожесточение, несбывшиеся ожидания, жестокость, гордыня, отчаяние, тоска, самоотверженность, всепрощение – все-все, что связано с этим великим чувством. Любовь предстает в стихах Ахматовой как грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее переживание. Любовная лирика Ахматовой была так горячо и единодушно принята женской половиной, очевидно, потому, что ее героиня верит в возможность высокой любви, никогда не теряет чувства достоинства, какое бы горе, разочарование, измена в данный момент ее ни постигали. Эти особенности любовной лирики Ахматовой проявились в таких широко известных стихах из сборников поэта, как: “Сероглазый король”. 1910, “Сжала руки под темной вуалью”. 1991, “Так беспомощно грудь холодела…”. 1911, “Ты письмо мое, милый, не комкай”. 1912, “Настоящую нежность не спутаешь.”. 1913, “Проводила друга до передней…”. 1913, “На шее мелких четок ряд…”. 1913, “Высокие своды костела…”. 1913, “Ты мог бы мне сниться и реже.”. 1914, “Я улыбаться перестала…”, 1915, “Я не знаю, ты жив или умер…”. 1915, “Ты всегда таинственный и новый…”. 1917, и др. (слайд 7).

- Нельзя рассматривать творчество Ахматовой только в рамках акмеизма. Ей, человеку с огромным талантом, тесно было бы вообще умещаться в каких-либо рамках. Не следует забывать о том, что её кумиром был А. Блок. Многое она переняла от его манеры. Некоторые критики так и говорили, что «их музы повенчаны». В её творчестве есть место и символам, и образам.

Однако Ахматова привнесла в поэзию и своё. Если до неё при изображении любви преобладали недомолвки, иносказания и намёки, то она перешла к описанию реальной сущности переживаний, к жизненному подтексту.

Стадии ОСМЫСЛЕНИЯ.

Слово учителя.

- Конечно же, у каждого стихотворения поэта есть свой адресат. Давайте вспомним, что вы знаете о жизни Анны Ахматовой.(Учащиеся отвечают).

Просмотр видеоролика.

- А. Ахматова на себе почувствовала, как непросто добиться признания в поэтическом обществе. Ее долгое время воспринимали просто как супругу уже известного в то время Николая Гумилева. Первые сборник стихотворений («Вечер») поэтесса издала в 1912 г. на собственные средства небольшим тиражом. Вопреки ожиданиям сборник приобрел большую популярность и известность. В него и вошло стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…».

Чтение учителем стихотворения «Я научилась просто мудро жить…»(видеосовровождение).

Анализ стихотворения (слайд 8).(Тема природы, быстротечность жизни, одиночества, пятистопный ямб, рифмовка перекрёстная).


Прослушивание аудиозаписи «Песня последней встречи».

Анализ стихотворения (слайд 9).

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная .

Метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой».

Эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».

Знакомство со стихотворением «Сжала руки под тёмной вуалью…»( видеоролик)

* * *

Сжала руки под темной вуалью...

"Отчего ты сегодня бледна?"

- Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот...

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка

Все что было. Уйдешь - я умру".

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: "Не стой на ветру".

1911

- Стихотворение было написано в 1911 году. О чём стихотворение? (непростые отношения мужчины и женщины, ссора между любящими).

- Каково состояние женщины? (она охвачена страданием и жалостью, признаёт свою вину перед тем, кого заставляет страдать).

- С кем она ведёт разговор? (возможно с совестью, т.к. собеседник знает о бледности героини, закрывшей лицо и вуалью и руками).

- Как передано страдание героя? (метафорой «терпкой печалью», «вышел шатаясь»).

- Как объяснить порядок строк: Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот... (либо вторая строчка принадлежит поэту, а не героине, т.к. она не могла видеть лицо героя, когда он вышел; либо она вспоминает прошедшее, не управляя своей памятью: сначала увидела искривлённый рот, потом он вышел).

- О чём говорит фраза «перил не касаясь»? (стремительно).

- В третьем четверостишии есть ещё одно указание на стремительность. Какое? (задыхаясь»).

- О чём говорят последние две строчки? (оксюморон спокойно и жутко говорит о том, что он уже не верит словам героини, а его последняя реплика – о том, что по-прежнему любит её и заботится о ней).

- Зачем в последнеё строчке употреблено ненужное мне? (это местоимение замедляет прочтение, подчёркивает: несмотря на то, что я такая).

Физкультпауза .

Метод «Птица, расправляющая крылья».

Под музыку ДиДюЛи («Путь домой»)

Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.

Повторите упражнение 3- 5 раз.


Чтение подготовленной ученицей стихотворения «Я не любви твоей прошу…» из сборника «Чётки» (1914 г.) (Слайд 10).

Слово учителя

- В августе 1918 года состоялся официальный развод Анны Ахматовой с Николаем Гумилёвым. И практически сразу же Анна Андреевна вышла замуж за учёного-ассириолога и поэта Владимира Шилейко(слайд 11).

Он был немножко безумен, и она его жалела.
По словам Ахматовой, ее привлекла возможность быть полезной великому человеку.
Переехав к нему в Фонтанный дом, Анна Андреевна полностью подчинила себя его воле: часами писала под его диктовку его переводы ассирийских текстов, готовила для него, колола дрова, делала для него переводы.
Он держал ее буквально под замком, не разрешая никуда выходить, заставлял сжигать нераспечатанными все полученные письма, не давал писать стихов.

Естественно, однажды Ахматова не выдержала и взбунтовалась. В частности, протест этот выражен в сонете «Тебе покорной? Ты сошел с ума…», написанном в 1921 году.

Тебе покорной? Ты сошел с ума!
Покорна я одной Господней воле.
Я не хочу ни трепета, ни боли,
Мне муж – палач, а дом его – тюрьма.

Но видишь ли! Ведь я пришла сама;
Декабрь рождался, ветры выли в поле,
И было так светло в твоей неволе,
А за окошком сторожила тьма.

Так птица о прозрачное стекло
Всем телом бьется в зимнее ненастье,
И кровь пятнает белое крыло.

Теперь во мне спокойствие и счастье.
Прощай, мой тихий, ты мне вечно мил
За то, что в дом свой странницу пустил.

Летом 1921 года Ахматова ушла от Шилейко, отказавшись дальше терпеть мужа-тирана. Официальный развод был оформлен гораздо позже – только в июне 1926 года. Удивительно, но экс-супругам удалось сохранить неплохие отношения – вплоть до смерти Вольдемара Казимировича они вели переписку.

С 1922 по 1938 год Анна Горенко была Гражданской женой российского и советского критика истории Николай Пунина, многие стихотворения поэта были посвящены ему.

Анализ стихотворения

Не неделине месяцы - годы

Расставались. И вот наконец

Холодок настоящей свободы

И седой над висками венец.

Больше нет ни измен, ни предательств,

И до света не слушаешь ты,

Как струится поток доказательств

Несравненной моей правоты.(слайд 12)

(трёхстопный анапест, перекрёстная рифма)

Слово учителя. В начале урока мы говорили с вами о том, что любовь- понятие многогранное. Анна Андреевна Ахматова через всю свою жизнь, через всё свое творчество пронесла любовь к Родине, к родному русскому языку. Мы видим это, читая строчки стихотворения «Мужество», написанное поэтом в 1942 году (слайд):

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки! 23 февраля 1942 Ташкент(слайд 13)

- Как решается образ родины в стихотворении “Мужество”?

Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо жертвенно отстаивать. И здесь Ахматова говорит “мы” - это голос всего народа, объединенного Словом. Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля и всею жизнью она была связана с Петербургом. Каждая черточка его облика - важная деталь, подробность ее судьбы. Ну а более подробно о любви Анны Андреевны к Родине мы поговорим на следующем уроке.

Стадия РЕФЛЕКСИИ(слайд 14).

1. - Какие главные темы в творчестве А.Ахматовой?

- Какой показала Ахматова любовь? (трагическая, неразделённая, она несёт героине страдание и гибель, тончайшие чувства передаются через детали. Любовь – это высокое и одновременно земное чувство).

- Что представляет лирическая героиня А.Ахматовой? В чём противоречивость переживания героини? (героини Ахматовой предстают в самом разном обличии, но роднит их одно – несчастливая женская судьба. Она то сосредоточена на переживаниях, то беззаботна, то прихотлива, то привередлива… Часто совмещаются противоположные начала).

2. Составление сенкана

АХМАТОВА - ……

3. Чтение учителем стихотворения Анны Кравченко:

Златоустой Анне всея Руси

Мы разучились просто мудро жить,

Забыли истин прописных заветы,

Мы все собою перестали быть,

Встречая у компьютеров рассветы.

Забыли ,как подписывать конверт

И с трепетом неделю ждать ответа.

Нам на дом принесут любой десерт,

Что тучу лайков соберёт в рунетах.

Мы разучились выражать восторг,

Сплетая в речи кружево из тропов.

Лексический запас людской прогорк,

Не виден и с армадой телескопов.

В библиотеки путь давно забыт,

Быльём порос и превращён в легенду.

И если знаний огонёк ещё горит,

Узри его последнее крещендо.

Я мало чем отлична от других

И также склонна к саморазрушенью,

И, всё-таки, пороков вид людских

Мне ранит сердце без преуменьшенья.

Но боли крик ночную режет тишь

На ночь с тобою или ночь с хандрою.

И если в дверь мою ты постучишь

Услышу я и с радостью открою.

19-22.03.2016 г.

Домашнее задание(слайд 15).

1. Составить кластер к любому стихотворению А. Ахматовой.

2. Прочитать поэму А. Ахматовой «Реквием».

Спасибо за внимание (слайд 16).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Русский язык и литература

Автор: Кулик Надежда Викторовна

Дата: 14.01.2019

Номер свидетельства: 495337

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Интегрированный урок (информатика, русский язык, литература) "
    ["seo_title"] => string(60) "intieghrirovannyi-urok-informatika-russkii-iazyk-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "163629"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422520784"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
    ["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "220207"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434545723"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Интегрированный урок (математика, русский язык, литература) Тема: Интересно о вкусном и полезном. "
    ["seo_title"] => string(100) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-russkii-iazyk-litieratura-tiema-intieriesno-o-vkusnom-i-polieznom"
    ["file_id"] => string(6) "217900"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433510301"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Технологическая карта урока русского языка  с презентацией по теме"Глагол" "
    ["seo_title"] => string(87) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-s-priezientatsiiei-po-tiemie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "229897"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441903407"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-na-tiemu-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "281861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453615308"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства