kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский футуризм. Урок литературы в 11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание

урока литературы в 11 классе по теме

«Русский футуризм»

 

Обзорный урок – лекция с применением телекоммуникационных связей.

 

Организационные моменты урока:

Учитель дает учащимся задания:

ü ученик за компьютером проводит работу со словарем:

ему на листе бумаги дан перечень слов, значение которых он находит в толковом словаре (компакт – диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»), и по мере необходимости класс под диктовку этого ученика в течение урока делает  записи  в рабочую тетрадь (слова: интуитивизм, нигилизм, урбанизация, дегуманизация, ассонанс, эксцентричность, эпатаж, макрокосм, микрокосм, авангардизм, кубизм – проецируются на экран);

ü 2 ученика получают задание: подготовить сообщения о манифесте «Пощечина общественному вкусу», о «Декларации заумного языка», «Слове как таковом», «Садке судей», распечатать материал и выступить по нему на уроке;

ü в конце урока несколько групп учащихся выполняют VIP -тест;

проецируется на экран презентация по теме урока, во время которой составляется таблица основных положений футуризма

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«тестVip»

  1. К какому направлению принадлежат поэты Д.Бурлюк, В Каменский, В. Хлебников?


1. символизм.

2. акмеизм.

3. футуризм.

4. романтизм.



  1. Автором этой картины является


1. Шишкин.

2. Малявин.

3. Малевич.

4. Каменский.

  1. Кто из футуристов принадлежал к "эгофутуристам"?


1. Северянин.

2. В. Хлебников.

3. З. Гиппиус.

4. В. Маяковский.



  1. Одним из способов словотворчества футуристов было:


1. самопряное слово.

2. самовитое слово.

3. самошитое слово.

4. самотканое слово.



  1. Русский футуризм ставил целью искусства:


1. созидание новой реальности.

2. прославление "искусства для искусства".

3. служба избранным.

4. отрицание антиэстетики.



  1. Этот вид живописи представляет собой:


1. стихокартину.

2. супрематизм.

3. стихоплетение.

4. натюрморт.


  1. Временем рождения русского футуризма считается


1. 1901 г.

2. 1910 г.

3. 1915 г.

4. 1995 г.


Просмотр содержимого документа
«футуризм»

Степанова Галина Борисовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №4 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района

Республики Татарстан


Литература 11 класс

Русский футуризм..

(В. Чалмаев, С. Зинин. Русская литература XX века. Учебник для 11 класса)


Обзорный урок – лекция с применением телекоммуникационных связей.

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с философско – эстетическими предпосылками возникновения футуризма, раскрыть историю происхождения понятия «футуризм», его содержание, основные группы и показать его значение для развития русской литературы XX века;

  2. совершенствовать навыки работы с опорной схемой – конспектом, развивать логическое мышление;

  3. формировать умение учащихся находить нужную информацию с помощью Интернета, Интранета, WEB – страницы и других источников компьютерных технологий.

Формы работы на уроке:

Учитель дает учащимся задания:

1. ученик за первой машиной проводит работу со словарем: ему на листе бумаги дан перечень слов, значение которых он находит в толковом словаре (компакт – диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»), и по мере необходимости класс под диктовку этого ученика в течение урока делает записи в рабочую тетрадь (слова: интуитивизм, нигилизм, урбанизация, дегуманизация, ассонанс, эксцентричность, эпатаж, макрокосм, микрокосм, авангардизм, кубизм);

2. ученикам, работающим с WEB-страницей, подготовить сообщения о манифесте «Пощечина общественному вкусу», о «Декларации заумного языка», «Слове как таковом», «Садке судей», распечатать материал и выступить по нему на уроке;

3. установление связи через Интернет с отсутствующим на уроке учеником, который в течение урока работает вместе с классом, выполняет те же задания, что и ребята на уроке;

4. выполнение VIP - теста в конце урока несколькими группами учащихся;

5. демонстрация презентации


Ход урока


1. Вступительное слово учителя.

Эпиграф к уроку (проецируется через проектор):

Искусство умерло…

Да здравствует искусство!

В.Маяковский.


Культурно-историческое развитие России в первые десятилетия XX века характеризуется сложнейшими переменами во всех сферах жизни. Духовная атмосфера этого периода наиболее ярко проявляется в общем умонастроении, характере эстетических поисков и пафосе творчества поэтов и художников. Именно они верно уловили основные тенденции общественного развития: наступление новой урбанистической цивилизации (т. е. рост городов, возрастание их роли, бурное развитие науки и техники) и дегуманизации общественных отношений (обезличивание человека, нарастание бездуховности, бесправия, неравенства и несправедливости). Поэтому художники и поэты пытаются активно осмыслить эти факты действительности, выходя за рамки повседневного, обыденного. Цель искусства они видят в созидании новой жизни. Как закономерный результат этого возникает футуризм.

Учитель начинает составление опорной схемы-конспекта "Русский футуризм (1910—1917 гг.)", проецируя на экран составные таблицы.

Русский футуризм (1910 – 1917)



цель искусства



Созидание новой жизни




- Каковы предпосылки возникновения русского футуризма?

1. Русский футуризм основывается на философии Бергсона, Шопенгауэра, Ницше, которые провозглашали интуитивизм (познание действительности, основанное на интуиции), нигилизм, идеал «целостного» человека ("сверхчеловека"), свободного от каких – либо моральных ограничений, от власти объективных законов и разрушение прогнившей традиционной культуры.

Русский футуризм (1910 – 1917)



цель искусства

предпосылки


Созидание новой жизни

1. Западная философия (Бергсон,Шопенгауэр,Ницше)



2. Одни исследователи — В. Брюсов, М. Горький, считали, что термин "футуризм" имеет итальянские корни (впервые был введен литератором Филиппе Маринетти, который 20 февраля 1909 года в парижской газете "Фигаро" опубликовал "Манифест о футуризме".)

сообщение ученика по материалам учебника с.206


Русский футуризм (1910 – 1917)



цель искусства

предпосылки


Созидание новой жизни

1.Западная философия (Бергсон, Шопенгауэр, Ницше)

2.итальянский футуризм


3. Эстетической предпосылкой русского футуризма можно считать символизм. Футуристы, в отличие от символистов, поставили человека в центр мира, воспевая его пользу, а не тайну, провозглашая «Искусство для масс» вместо «Искусства ради искусства» и антиэстетизм. (Заканчиваем составление схемы)

Русский футуризм (1910 – 1917)



цель искусства

предпосылки


Созидание новой жизни

1.Западная философия (Бергсон, Шопенгауэр, Ницше)

2.итальянский футуризм

3.Символизм



Учитель: Давайте попытаемся выявить характерные черты данного литературного течения, раскроем его содержание.

Русский футуризм как новое литературное течение первоначально заявляет о себе поэтическим творчеством В. Хлебникова, В. Маяковского, В Крученых, Д.Бурлюка, И Северянина, затем провозглашаются теоретические положения в многочисленных декларациях и манифестах.

Первый манифест "Пощечина общественному вкусу" был опубликован в декабре 1912 года в Москве, в котором футуристы утверждают себя на роль "новых людей нового времени".


Учитель показывает (компьютер) листовку-манифест футуристов "Пощечина общественному вкусу" с групповой фотографией авторов. Февраль 1913 г, ученик делает сообщение.

(Ученик читает текст манифеста "Пощечина общественному вкусу": "Только мы лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве" )

- Эта декларация нашла свое отражение в творчестве И.Северянина.

(Ученик читает стихотворение И.Северянина «В блесткой тьме»


Каждая строчка – пощечина. Голос мой – сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,

И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!


Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена!

Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!

Тусклые Ваши Сиятельства! Во времена Северянина

Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и Бальмонт!


Учитель:

Русские футуристы выражали свою современность, с одной стороны, эксцентричностью, эпатажем – скандальной выходкой, поведением, нарушающим общепризнанные нормы и правила. С другой стороны, современность футуризма проявлялась в создании иной художественной картины мира, базирующейся на новой системе ценностей урбанистической цивилизации. Однако следует заметить, что отношение к этим ценностям было неоднозначным. Для одних представителей русского футуризма — В. Шершеневича, И. Северянина — образ города с его динамизмом выступает как выражение сущности жизни, современной культуры XX века. Так, творчество И. Северянина насыщено образами автомобилей, аэропланов, пёстрой сутолокой города.

Ученик выразительно читает отрывок из стихотворения "Пролог" (1911) И. Северянина:

Теперь повсюду дирижабли

Летят, пропеллером ворча,

И ассонансы, точно сабли,

Рубнули рифму сгоряча.

Учитель: Исходя из идеи движения, которая пронизывает образ города, русские футуристы по-новому пытаются осмыслить окружающий мир. Он понимается ими как макрокосм, а разумная часть его — человек - как микрокосм. Развитие мира рассматривается футуристами как движение к всеединству. Бытие цивилизованного человечества выступает у них в единстве с остальным живым миром — Вселенной, а космизм дает им целостное восприятие. В стихотворении В.Маяковского "Эй!" (1916) человек признается субъектом планетарного и космического преобразовательного действия (4).

(Ученик читает отрывок из стихотворения Маяковского «Эй!»)

Сорвем ерунду пиджаков и манжет,

крахмальные груди раскрасим под панцирь,

загнем рукоять на столовом ноже,

и будем все хоть на день, да испанцы.


Чтоб все, забыв свой северный ум,

любились, дрались, волновались.

Эй!

человек,

землю саму

зови на вальс!


Для русских футуристов современный мир — это движение, устремленность в будущее. Они буквально жили им. Идти в будущее означало для русских футуристов — творить его. Подтверждением этого явились "заумь" А. Крученых, "звездная азбука" В. Хлебникова, "Самоценное" (самовитое) слово В. Маяковского.

(Сообщение ученика «Декларация заумного языка» Крученых. Веб – стр.)

(Сообщение ученика «Слово как таковое» Веб – стр.)

Вся прошлая культура рассматривается русскими футуристами как ничтожный этап развития. Отсюда взгляд на предшествующую культуру как на "собрание окаменелых ценностей", порождает призывы: "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности", уничтожить каноны, старый язык, старые литературные авторитеты.

Главные принципы футуризма были изложены в двух манифестах: "Пощечина общественному вкусу" и "Садок судей II" (1913). Для осуществления цели искусства: созидания новой реальности, русские футуристы провозглашают необходимость эксперимента со словом.

(Сообщение ученика «Садок судей» Веб – стр.)

(Учитель связывается через Интернет с учеником, задает ему вопросы по теме урока, ученик дополняет рассказы учеников материалом, самостоятельно подготовленным по теме урока. Учитель сообщает ученику, что ему будет отправлено сообщение в виде теста, который ему необходимо выполнить и отправить свое сообщение в класс. Поэтому на данном этапе урока надо быть предельно внимательным, чтобы правильно выполнить задания теста.) Далее учитель опять обращается к классу.

Учитель записывает следующий блок "Пути реализации цели", "Эксперимент со словом".

Русский футуризм (1910 – 1917)


цель искусства

предпосылки

пути реализации цели

Созидание новой жизни

1.Западная философия (Бергсон, Шопенгауэр, Ницше)

2.итальянский футуризм

3.Символизм

1.Эксперимент со словом:

  • словоновшество;

  • самовитое слово;

  • отрицание знаков препинания;

  • свободный стих и новая рифма;

  • «стихокартины»

2.Пропаганда идей:

  • издание манифестов, деклараций, альманахов;

  • выступления;

  • постановки произведений;

  • турне по городам России

Какой термин из этой таблицы вызывает недоумение, удивление? («стихокартины») Как вы понимаете это слово?

(Учитель напоминает ребятам, что на одном из уроков по анализу лирических произведений ребята создавали стихокартины. только называли это рисуночным анализом стиха. – Так что: «Искусство умерло…Да здравствует искусство!»)

В пятом тезисе манифеста "Садок судей II" футуристы пишут: "Мы характеризуем существительные не только прилагательными (как делали главным образом до нас), но и другими частями речи, также отдельными буквами и числами: а) считая неотделимой частью произведения его помарки и виньетки творческого ожидания; б) в почерке полагая составляющую поэтического импульса; в) в Москве поэтому нами выпущены книги (автографов) "Самописьма" (10).

Благодаря этому тезису рукопись стихотворения превратилась в своего рода звукопись стиха: образный смысл стихов с их ритмическим движением, нарастанием, спадом, акцентировкой звука зримо воплотился в графической партитуре строк. Так возникли знаменитые "стихокартины" В В. Каменского и К. М. Зданевича.

(Учитель показывает "стихокартину" В. В. Каменского "Железобетонная поэма "Солнце")

Итак, можно утверждать, что русский футуризм был широко представлен как в теоретическом, так и в практическом плане.

Таким образом, (определение проецируется на экран, дети записывают в тетрадь)


Футуризм – авангардистское течение в европейском искусстве 10 – 20-х годов XX века, провозглашавшее эстетику урбанистической цивилизации, единство микрокосма и макрокосма, нигилистическое отношение к предшествующему поэтическому творчеству, изменение самого взгляда на поэтику.

Но футуризм выходил за рамки собственно литературы, он был тесно связан с авангардными группировками художников 10-х годов XX века: «Бубновый валет», «Союз молодежи», «Ослиный хвост». Большинство футуристов совмещали занятия литературой и живописью. Например, знаменитый поэт Д. Бурлюк после учебы в Казанском и Одесском художественных училищах наряду со стихами создал несколько художественных картин, построенных по принципу изображения предмета в 4-ом измерении. («Лошадь-молния»). Своеобразно изобразил поэт-художник Каменского (иллюстрируется работа художника): в духе футуризма: налицо, пожалуй, слияние макрокосм и микрокосм.

Надо сказать, что сам поэт Каменский был одним из первых русских пилотов, именно он ввел в обиход слово «самолет». Так что этим мы тоже обязаны футуристам.

Художник Татлин, например, всерьез конструировал крылья для человека, Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите.

Живопись Малевича выражает заумную реальность, она построена на шокирующем монтаже разнородных элементов, складывающихся в определенную композицию, наполненную неким смыслом, посрамляющим обыденный разум своей непостижимостью. Таковы картина «Супрематизм»-1915 год и знаменитый «Черный квадрат» (работы художника проецируются на экран)

Для художников-кубистов характерен некий примитивизм. (Например, работа Ларионова «Солдат на коне» - проецируется на экран)

Обратите внимание на портрет художника, выполненный в духе кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) Сам Ларионов является создателем живописной системы лучизма. «Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут возникать от пересечения отраженных лучей».

Этот принцип живописи наиболее ярко воплотился в работах его жены – художника Гончаровой, которая удачно сочетала приемы лучизма и кубизма. («Зима московская». 1910 год – проецируется на экран)

Таким образом, русский футуризм не был монолитным, однородным течением. Как в живописи, так и в литературе он представлен несколькими группами:

Учитель проецирует следующую часть схемы.


«Кубо»

(1910 - 1917)

«Эго»

(1912-1916)

«Мезонин поэзии» (1913)

«Центрифуга»

(1910-1917)

Д. и Н.Бурлюки

В.Хлебников

В.Маяковский

А.Крученых

В.Каменский

Б.Лившиц

Е.Гуро

И.Северянин

В Гнедов

К.Олимпов

П.Широков

И.Игнатьев

В.Шершеневич

К.Большаков

С.Третьяков

С.Бобров

Н.Асеев

Б.Пастернак


Учитель: В литературе также существовало несколько групп: кубофутуристы — "Гилея", эгофутуристы — "Академия эго-поэзии", "Мезонин поэзии" и "Центрифуга". Все эти зачастую отрицавшие друг друга группы утверждали собственное исключительное право представлять идею футуризма

(выступления учеников о группах футуристов по материалам, полученным из Интернета, сопровождается презентацией материала по этим группам: учитель щелкает кнопкой мыши на выделенное слово: «Кубо», «Эго». «Мезонин поэзии», «Цкентрифуга» - и на экран проецируются, выплывая одна за другой, фотографии поэтов – футуристов)

(В это время нескольким ученикам можно дать задание: на компьютерах выполнить тест по теме урока «Русский футуризм». Одна группа учеников, закончив выполнять тест (а это занимает минуты 2-3), уступает место другой)


Краткое содержание выступлений учащихся по материалам Интернета:

1. Первая группа кубофутуристов «Гилея» возникла зимой 1910 года. В ее составе были Д. Бурлюк, Л. Лившиц, В. Каменский, А. Крученых, Е Гуро. Среди них особенно отличался Д Бурлюк, неизменным атрибутом которого было раскрашенное лицо.

Учитель проецирует фотографии Д. Бурлюка, групповую фотографию М. В. Матюшина, К. С. Малевича, А. Е. Крученых (1910)); фото В. Каменского (1911) и Елены Гуро (1910), В.Маяковского.

Футуристы в своем творчестве стремились по-новому отобразить мир, окружающую действительность. Поэты "Гилеи" поддерживали творческие связи с группами художников "Бубновый валет" (1910—1916), "Ослиный хвост" (1912), с футуристическими движениями в живописи ("Кубисты", "Лучисты", "Беспредметники"). В самом начале своего существования "Гилея" представляла скорее примитивизм, нежели "кубизм", который удивительным образом соединил поэзию, живопись, музыку. Только через год существования группы, в 1911 году в её состав вошли В. Хлебников и В. Маяковский, а в 1912 году появился первый манифест русского футуризма "Пощечина общественному вкусу", о чем мы уже упоминали выше.

Расцвет творческой деятельности футуристов приходится на 1913 год. В это время проводится гастрольное турне по городам России, открывается филиал объединения "Союз молодежи" в Санкт-Петербурге. Период завершения групповой деятельности "Гилеи" приходится на 1915—1917 годы.

Учащиеся записывают в тетрадях блок, характеризующий кубофутуризм.


2. "Академия эго-поэзии" создается И. Северяниным и К. Олимповым в январе 1912 года (проецируется фотография И.Северянина). В неё вошли И. Игнатьев, К. Олимпов, П. Широков, В. Гнедов. Лозунгами эгофутуризма были: "Душа — единственная истина", "Самоутверждение личности", "Поиски нового без отвергания старого", "Осмысленные неологизмы", "Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы", "Разнообразие метров"

Эгофутуристы провозглашали "вселенский эгоизм". Теоретик эгофутуризма И. Северянин в своем творчестве опирался на урбанизм, индивидуализм, самообожествление ("Я, гений Игорь Северянин"), культ самодовлеющей личности и красоты.

Ученик выразительно читает стихотворение И. Северянина "Увертюра" (1915)


Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо, остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропосвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!

Учащиеся записывают следующий блок, характеризующий эгофутyризм.

3. Другая группа футуристов "Мезонин поэзии", возникшая летом 1913 года в Москве, просуществовала недолго — около полугода. Во главе группы стоял В. Шершеневич, а в состав вошли К. Большаков и С. Третьяков (проецируется фотография Третьякова). За время своего существования они выпустили альманахи "Вернисаж" (1913) и "Пир во время чумы" (1913), а также брошюру "Футуризм без маски" (1913), где излагались основные положения нового объединения. Центральное место в поэтике занимало "слово-запах". В. Шершеневич, возглавивший данную литературную группу, развивал идеи футуризма не только теоретически, но и практически. В своих сочинениях он воплощает урбанистическую тему.

Ученик читает отрывок стихотворения В. Шершеневича "А город в зимнем белом ..." Учащиеся заполняют блок "Мезонин поэзии "

4. Последняя футуристическая группа "Центрифуга" возникла в Москве в 1914 году на основе отошедшей от символизма группы "Лирика", куда входили С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак (проецируются фотографии Н Асеева, Б.Пастернака). Эта группа дольше всех других просуществовала, не испытывая сильного влияния ни со стороны "Гилеи", ни со стороны эгофутуристов. Члены группы выступали против культурного нигилизма; задачу искусства они видели в преобразовании временного в вечное. Наиболее значительным представителем данной группы был Б. Пастернак.

Ученица читает стихотворение Б. Пастернака "Урал впервые" (1916)

Без родовспомогательницы, во мраке, без памяти,

На ночь натыкаясь руками, Урала

Твердыня орала и, падая замертво,

В мученьях ослепшая, утро рожала.


Гремя опрокидывались нечаянно задетые

Громады и бронзы массивов каких-то.

Пыхтел пассажирский. И, где-то от этого

Шарахаясь, падали призраки пихты.


Очнулись в огне. С горизонта пунцового

На лыжах спускались к лесам азиатцы,

Лизали подошвы и соснам подсовывали

Короны и звали на царство венчаться.


И сосны, повстав и храня иерарахию

Мохнатых монархов, вступали

На устланный наста оранжевым бархатом

Покров из камки и сусали.


Учитель: Подробное знакомство с творчеством этих поэтов нас ждет на следующих уроках

(Учитель выходит на связь через Интернет с отсутствующим на уроке учеником, которому посылается сообщение – тест, после выполнения которого ученик отсылает в класс свое сообщение, класс проверяет выполненный учеником тест, спроецированный на экран, оценивает работу)

Домашнее задание: учебник: 1 вариант – с. 205-208, 2 вариант – с. 209-213. Подготовить рассказ о творчестве поэта, выбрать понравившееся стихотворение поэта, подготовить выразительное чтение.

Учитель делает вывод:

Русский футуризм — сложное и многогранное явление, возникшее в 1910—1920-х годах XX века и провозглашавшее эстетику урбанистической цивилизации, единство микрокосма человека и макрокосма Вселенной, нигилистическое отношение к предшествующему поэтическому творчеству, изменение самого взгляда на поэтику, революцию независимой от содержания формы, абсолютную свободу поэтического слова, утверждение примитивизации и культа Самоценного (Самовитого) Слова.



Просмотр содержимого презентации
«Футуризм»

Футуризм Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №4 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района РТ  Степанова Г.Б.

Футуризм

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №4 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района РТ

Степанова Г.Б.

Футуризм Искусство умерло… Да здравствует искусство! В. Маяковский

Футуризм

Искусство умерло…

Да здравствует искусство!

В. Маяковский

Русский футуризм (1910 – 1917) цель искусства:  Созидание новой жизни предпосылки 1.Западная философия (Бергсон, Шопенгауэр, Ницше) 2.итальянский футуризм 3.Символизм

Русский футуризм (1910 – 1917)

цель искусства:

Созидание новой жизни

предпосылки

1.Западная философия (Бергсон, Шопенгауэр, Ницше)

2.итальянский футуризм

3.Символизм

Русский футуризм (1910 – 1917) цель искусства:  Созидание новой жизни предпосылки 1.Западная философия (Бергсон, Шопенгауэр, Ницше) 2.итальянский футуризм 3.Символизм пути реализации цели 1.Эксперимент со словом: словоновшество; самовитое слово; отрицание знаков препинания; свободный стих и новая рифма; «стихокартины» 2.Пропаганда идей:

Русский футуризм (1910 – 1917)

цель искусства:

Созидание новой жизни

предпосылки

1.Западная философия (Бергсон, Шопенгауэр, Ницше)

2.итальянский футуризм

3.Символизм

пути реализации цели

1.Эксперимент со словом:

  • словоновшество;
  • самовитое слово;
  • отрицание знаков препинания;
  • свободный стих и новая рифма;
  • «стихокартины»

2.Пропаганда идей:

  • издание манифестов,
  • деклараций, альманахов;
  • выступления;
  • постановки произведений;
  • турне по городам России
Футуризм – авангардистское течение в европейском искусстве 10 – 20-х годов XX века, провозглашавшее эстетику урбанистической цивилизации, единство микрокосма и макрокосма, нигилистическое отношение к предшествующему поэтическому творчеству, изменение самого взгляда на поэтику.

Футуризм – авангардистское течение в европейском искусстве 10 – 20-х годов XX века, провозглашавшее эстетику урбанистической цивилизации, единство микрокосма и макрокосма, нигилистическое отношение к предшествующему поэтическому творчеству, изменение самого взгляда на поэтику.

Футуризм – авангардистское течение в европейском искусстве 10 – 20-х годов XX века, провозглашавшее эстетику урбанистической цивилизации, единство микрокосма и макрокосма, нигилистическое отношение к предшествующему поэтическому творчеству, изменение самого взгляда на поэтику. «Кубо»  (1910 - 1917) Д. и Н.Бурлюки В.Хлебников В.Маяковский А.Крученых В.Каменский Б.Лившиц Е.Гуро «Эго»  (1912-1916) И.Северянин В Гнедов К.Олимпов П.Широков И.Игнатьев «Мезонин поэзии» (1913) В.Шершеневич К.Большаков С.Третьяков «Центрифуга» (1910-1917) С.Бобров Н.Асеев Б.Пастернак

Футуризм – авангардистское течение в европейском искусстве 10 – 20-х годов XX века, провозглашавшее эстетику урбанистической цивилизации, единство микрокосма и макрокосма, нигилистическое отношение к предшествующему поэтическому творчеству, изменение самого взгляда на поэтику.

«Кубо»

(1910 - 1917)

Д. и Н.Бурлюки

В.Хлебников

В.Маяковский

А.Крученых

В.Каменский

Б.Лившиц

Е.Гуро

«Эго»

(1912-1916)

И.Северянин

В Гнедов

К.Олимпов

П.Широков

И.Игнатьев

«Мезонин поэзии» (1913)

В.Шершеневич

К.Большаков

С.Третьяков

«Центрифуга» (1910-1917)

С.Бобров

Н.Асеев

Б.Пастернак

КУБО Бурлюк Д Каменский В. группа поэтов-футуристов Гуро Е. Хлебников В. Маяковский В.

КУБО

Бурлюк Д

Каменский В.

группа поэтов-футуристов

Гуро Е.

Хлебников В.

Маяковский В.

ЭГО Северянин И.

ЭГО

Северянин И.

Мезонин поэзии С. Третьяков

Мезонин поэзии

С. Третьяков

Центрифуга Н. Асеев Б.Пастернак

Центрифуга

Н. Асеев

Б.Пастернак


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Русский футуризм. Урок литературы в 11 классе

Автор: Степанова Галина Борисовна

Дата: 25.09.2014

Номер свидетельства: 114660

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Тема урока: Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина."
    ["seo_title"] => string(80) "tiema_uroka_futurizm_kak_litieraturnoie_napravlieniie_russkiie_futuristy_poiski_"
    ["file_id"] => string(6) "421593"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497361466"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Презентация к уроку литературы в 11 классе "Россия рубежа 19-20 веков. Историко - культурная ситуация"."
    ["seo_title"] => string(95) "priezientatsiiakurokulitieraturyv11klassierossiiarubiezha1920viekovistorikokulturnaiasituatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "282791"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453734752"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Урок-презентация в 11 классе «Двусмысленная слава Игоря-Северянина» "
    ["seo_title"] => string(77) "urok-priezientatsiia-v-11-klassie-dvusmysliennaia-slava-ighoria-sievierianina"
    ["file_id"] => string(6) "116976"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412675921"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Урок-лекция "Общая характеристика литературного процесса 20х годов в России""
    ["seo_title"] => string(89) "urok-liektsiia-obshchaia-kharaktieristika-litieraturnogho-protsiessa-20kh-ghodov-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "288507"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454646543"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по истории "Серебряный век русской культуры""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt_uroka_po_istorii_sieriebrianyi_viek_russkoi_kul_tury"
    ["file_id"] => string(6) "361495"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479824886"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства