Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.»
Кандаурова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Акбулакская СОШ №2»
Предмет:литература
Класс: 11класс
УМК: Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2010 г.)
«Русская литература ХХ века: Учеб. для 11 класса: В 2 ч.» / Под ред. В.П.Журавлева. – М.: Просвещение, 2009г.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: как литературное ние. Русские футуристы. Поиски поэтических форм в И. Северянина.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Урок №23
Цели: расширить понятие о обзорно познакомить с русских поэтов - развивающие: способствовать навыка самостоятельной и совершенствовать умение дополнительными источниками при подготовке к развивать навык материала в соответствии с сообщения; воспитательные: нравственные и эстетические и интерес к направлениям в искусстве и литературе.
Тип: изучения теории и литературы.
Методы: исследовательский, эвристический.
Приемы: беседа.
Виды учащихся: запись материала, работа с материалом, ответы вопросы.
Содержание
1.Организационный момент готовности к уроку)
2.Актуализация знаний:
Повторение понятий: найди
1)Литературное направление половины XVIII пришедшее на классицизму.
А)
2)Нереалистическое направление в и литературе 1870-1920-х сосредоточено в основном художественном выражении с символа интуитивно сущностей и идей.
Б)
3)Литературное направление, принципы жизненно-правдивого к действительности, устремленные к познанию человека и мира.
В)
4)Модернистское литературное в русской поэзии годов. Представители: С. Городецкий, А. Ахматова, Л. Гумилев, О. Мандельштам.
Г)
5)Философско-эстетическое движение в и искусстве, возникшее рубеже XIX--XX веков.
Символизм
6)Художественное в европейской и американской конца XVIII первой половины века. Романтизм в 1790-е годы в Германии, а затем по всей Европе.
Е)
Ж)Модернизм
Ответы:1В; 3Е ;4А; 5Ж
-Какой термин без пояснения?
-Известно вам, что означает?
3. Определение урока, постановка урока,
Исходя проблемы , возникшей в работы, определим урока( варианты
Итак, тема урока: Футуризм литературное направление. Русские футуристы. Поиски поэтических форм в И. Северя
-Сформулируем цели урока (варианты
-Цели сегодняшнего познакомиться с понятием его отличительными определить временные существования, назвать представителей.
4.Работа теме урока.
4.1 учителя.
Задание законспектировать основные лекции, связанные с и теоретическим самоопределением футуризма.
Футуризм, и символизм, был литературным явлением образовано от futurum – будущее). Это крайнее по радикализму течение впервые заявило о себе в Италии, но практически одновременно возникло и в России. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок Судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилей» (Гилея – древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения).
Помимо «Гилей» футуризм был представлен тремя другими группировками – эгофутуристов (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов и группой «Мезонин (В. Шершеневич, Р. Ивнев и и объединением «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, К. Большаков и др.). Как подобно другим течениям, футуризм неоднороден; более внутренняя полемика в отличалась особой а границы между группировками были подвижными.
Литературный теснейшим образом с авангардными группировками 1910-х годов – всего с группами валет», «Ослиный «Союз молодежи». В или иной большинство футуристов литературную практику с живописью (братья Е. Гуро, В. Маяковский и др.). С стороны, добившиеся мировой славы художники К. Малевич и В. Кандинский первых порах в футуристических альманахах и в «речетворцев». «Мы чтобы слово пошло за – писал В. Хлебников.
По жизнетворческих притязаний и резкости их футуризм превосходил ему в этом течение – символизм. Новым модернистов в качестве программы была утопическая мечта о сверхискусства, способного мир. В своем проектировании они на новейшие и технологические достижения.
Стремление к обоснованию творчества с на фундаментальные – физику, математику, – отличало футуризм других модернистских . Художник В. Татлин конструировал крылья человека, К. Малевич проекты городов-спутников, по земной В. Хлебников предложить человечеству универсальный язык и «законы времени».
Грядущая была желанна, что воспринималась своего рода художественное действо, в игру весь мир. Характерный после Февральской 1917 года «Гилей» и близкие к художники авангарда воображаемое «Правительство Шара». От «Председателей Земного В. Хлебников письма и Временному правительству с отставки. Это следствием убежденности в том, что мир пронизан искусством. В ряду с такого акциями – тяга к массовым театрализованным раскраска лба и культивирование эстетического «безумства».
Футуризм не только в произведениях, но и в поведении участников течения. Необходимым его существования атмосфера литературного скандала. Оптимальной футуристов читательской на их были не и сочувствие, а агрессивное протест.
В футуризме своего рода эпатирования. Использовались названия: «Чукурюк» – для картины; «Дохлая луна» – для сборника произведений. Давались уничижительные отзывы и культурным традициям, и современному искусству. Например, «презрение» к намеренно сваленным в одну кучу Горькому, Андрееву, Брюсову, Блоку выражалось в манифесте «Пощечина общественному вкусу» таким образом: «С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!»
Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов: начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, К. Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский – в «женской» по тогдашним критериям желтой кофте, А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку и т. п.
Ближайшей целью футуристического было побуждение к действию. В практике важен не конечный а сам процесс творчества. Особенно в этой связи отсутствие конечных текстов у самого из футуристов В. Хлебникова: или теряя с написанным стихотворением, тут же приняться за вариацию на же тему.
Футуристы значительно дальше символистов. Они только обновили многих слов, и резко изменили отношения между опорами текста. Лексическое достигалось, например, языка, введением «неуместных» слов, технических терминов.
Причем образность или использовались в «сильных – там, где диктовала, например, стилистику. Читательское резко нарушалось, привычная граница «низким» и «высоким».
Поток образов – обычная стихотворной практики Д. Бурлюка, которого «звезды – пьяные туманом», – истрепанная девка, а – кощунственная дрянь». Вот строчек одного его текстов:
Мне беременный мужчина
Как хорош у памятника
Одетый в серую
Ковыряя пальцем штукатурку.
Слово у можно было переиначивать, создавать комбинации морфологических и фонетических элементов. Так «заумный язык». Например, радикальный «заумник» А. Крученых вместо якобы слова «лилия» им слово сияющее, как казалось, первоначальной чистотой. Новое к слову как к материалу привело к созданию неологизмов, и новому соединению (например, у В. Хлебникова и В. Маяковского). Изобретались словосочетания, не знаки препинания. Делались ввести «телеграфный» (без предлогов), в речевой «партитуре» и математические знаки, символы. Гораздо чем прежде, придавали футуристы воздействию текста. Отсюда эксперименты с фигурным слов и частиц использование разноцветных и шрифтов.
Новые возможности стиха развиты футуристами в с их представлением о что поэзия вырваться из книги и зазвучать площади. Отсюда новых ритмов, активное вовлечение лубочной поэзии, поэтической рекламы, заговоров и т. п.
Ближайшие футуристического штурма быть негативными: в публики закреплялись импульсы, утверждался анархической силы. Однако послужил и созидательным целям. Это по-новому поставило о границах и функциях искусства. Футуризм общество переживать как проблему, отношение к сфере понятности-непонятности в искусстве, ввел осознание того, что непонимание или неполное понимание в искусстве – не всегда недостаток, а порой необходимое условие полноценного восприятия.
4.2Беседа по выявлению уровня восприятия материала:
1.Каковы характерные черты русского футуризма?
2. Каковы причины возникновения футуризма?
3.Назовите представителей футуризма?
4.3. Чтение учащимся стихотворения И Северянина «Увертюра»
Увертюра
Ананасы в шампанском! Ананасы
в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро!
Весь я в чем-то норвежском! весь я в чем-то
испанском!
Вдохновляюсь порывно! и берусь за перо!
Стрекот аэропланов! беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! крылолет буэров!
Кто-то здесь зацелован! там кого-то побили!
Ананасы в — это пульс вечеров!
В девушек нервных, в
обществе дамском
Я жизни претворю в грезо-фарс...
Ананасы в шампанском! Ананасы
в шампанском!
Из — в Нагасаки! из —
на Марс!
1915. Январь
Петроград
Беседа с
-Ваши впечатления услышанном.
-Что показалось вам в стихотворении?
Слово
Да, действительно, необычное стихотворение и оно поэту, творчество также неоднозначно. Творчество (как, впрочем, личность) вызывало полярные оценки — неприятия до восторженного поклонения. Диапазон мнений представал широким. Был выпущен большой аналитических статей, посвященный его издание само беспрецедентное: ни один поэтов, его (ни Блок, ни Брюсов, такой книги не удостаивался. Имя поэта Игорь Северянин.
4.4 подготовленного ученика о и творчестве Игоря
СЕВЕРЯНИН Игорь (наст. имя и фам. Игорь Лотарев) (1887-1941), поэт. Эстетизация мотивов, игра в индивидуализм в сборниках кубок» (1913), в шампанском» (1915). С жил в Эстонии. Автобиографический в стихах «Колокола чувств» (1925) и советов «Медальоны» любовью к родине, переживанием отторгнутости нее.
В литературу трудно. Начав патриотических стихов, пробовал себя юмористике и, наконец, к лирической поэзии. Впрочем, молодого автора и журналы тоже не печатали. Издав свой счет брошюр, Северянин и не обрел желанной известности.
Успех с неожиданной стороны. В 1910 г. Лев с возмущением высказался современной поэзии, в качестве примера строк из книжки «Интуитивные краски» штопор в упругость и взоры женщин будут робки».). Впоследствии с удовольствием разъяснял, стихотворение было но Толстой воспринял его всерьез. «Об этом всех оповестили газетчики, после всероссийская пресса вой и дикое чем и сделала сразу известным страну! — писал воспоминаниях.- С тех каждая моя тщательно комментировалась на все лады, руки Толстого… начали бранить кому не было лень. Журналы охотно печатать стихи, устроители вечеров усиленно принять в них
***
Я, Игорь Северянин,
Своей упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я утвержден!
Чтобы успех, а возможно, создать теоретическую своему поэтическому идейной и содержательной которого являлось обычное противопоставление толпе, Северянин с К. Олимповым (сыном К. М. Фофанова) основывает в Петербурге кружок с которого, собственно, и начался эгофутуризм. Слово, в переводе с латыни означающее «Я — будущее», впервые появилось в названии сборника Северянина «Пролог. Эгофутуризм. Поэза грандос. Апофеозная тетрадь третьего тома» (1911).
Однако, в отличие от кубофутуристов, имевших четкие цели (атака на позиции символизма) и стремившихся обосновать их в своих манифестах, Северянин не имел конкретной творческой программы либо не желал ее обнародовать. Как он сам позднее вспоминал: «В отличие от школы Маринетти, я прибавил к этому слову [футуризм] приставку „эго“ и в скобках „вселенский“…
Лозунгами моего эгофутуризма были:
1. Душа — единственная истина.
2. Самоутверждение личности.
3. Поиски нового без отвергания старого.
4. Осмысленные неологизмы.
5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.
6. Борьба со „стереотипами“ и „заставками“.
7. Разнообразие метров».
Даже из простого сравнения этих заявлений с манифестами кубофутуристов что никаких новшеств данная не содержит. В ней фактически провозглашает единственной и неповторимой личностью. Встав созданного им нового он изначально противопоставляет литературным единомышленникам. То есть распад группы предрешен самим ее создания. И нет удивительного, что времени так и произошло.
В эгофутуризме, все: и отзвуки и новое, правда словотворчество („поэза“, „бездарь“, „олилиен“ далее), и удачно новые ритмы передачи мерного автомобильных рессор коляска“ Северянина), для футуриста перед салонными М. Лохвицкой и К. Фофанова, всего влюбленность будуары ставшие для родной стихией. Кроме Северянина (вскоре отказавшегося) это не дало ни одного яркого поэта».
Северянин единственным из эгофутуристов, в историю русской поэзии. Его при всей а нередко и пошлости, безусловной напевностью, и легкостью. Северянин, виртуозно владел словом. Рифмы были необычайно смелы и удивительно «в вечернем воздухе — нежных роз «по волнам озера — жизнь без сера» и т. д.
Книги Северянина, наряду и цыганским романсом, фактом массовой начала века. Сборник стихов «Громокипящий который сопроводил предисловием Федор завоевал небывалое читателей и выдержал год девять изданий!
В эти слава Северянина граничила с идолопоклонством. Поэтические ломились от восторженно сборники стихов огромными тиражами как горячие пирожки. Особый принесли Северянину «поэзоконцерты», с которыми чуть ли не всю а после эмиграции в Европе.
5.Рефлексия
Известна футуристов: «Сбросим Достоевского, Толстого и проч. и проч. с современности!» Удалось футуристам сбросить Достоевского, Толстого с современности?( Нет. Мы забыли традиции как и некоторые футуристов, использовавших в творчестве вполне приемы. Но оставили свой в истории русской литературы).
- ли назвать новаторами? (Новатор - кто вносит и новые, прогрессивные идеи, приемы в области деятельности.)
- можно. Они множество прогрессивных в свое творчество. И некоторые приемы нашли отклика у многие из по сей используются поэтами.
6.Этап о выполнении домашнего
1.Выучить принципы футуризма.
2. Домашнее по поэзии века
Темы выбор:
1.Моё к Серебряному веку поэзии.
2.Поиски и поэтов Серебряного
3.Своеобразие творчества из поэтов века.
3.Индивидуальное на тему: Жизнь и творчество А. Блока.