Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка «Летучий корабль»»
Тема - Русская народная сказка «Летучий корабль»
Цели.
Формировать правильную читательскую позицию через знакомство с русской народной сказкой «Летучий корабль».
Стимулировать интерес:
- к содержанию и героям волшебной сказки
- к определению признаков и особенностей волшебной сказки
Актуализировать знания:
- о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные предметы”, “троекратные повторы”
Актуализировать умение:
- работать с текстом сказки.
Научить:
- раскрывать значение слова “признак”, “особенности”, и использовать их в активном словаре;
- соотносить содержание пословицы и основную мысль сказки
- определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение
- проводить анализ сказки с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице
Развивать навыки чтения, умение производить анализ художественного произведения, расширять активный словарный запас учащихся, процессы мышления: анализ, синтез, умение адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога, умение выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Воспитывать положительную мотивацию к чтению, культуру речевого общения.
Планируемые результаты.
Умение:
• проявлять интерес к содержанию и героям волшебных сказок;
• осознанно использовать в речи понятия “признаки” и “особенности”;
• определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;
• работать с содержанием волшебных сказок;
• проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;
• адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;
• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при выполнении учебного задания.
Оборудование:
Компьютер, интерактивная доска.
Информационный материал:
Учебник УМК “Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1, с. 50–73, справочный материал для учащихся (путевой лист, толковый словарик, алгоритм).
Демонстрационный материал:
Презентация.
Интерактивный материал:
Конверты с заданиями, сигнальные карточки.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.
3. Исследование сказки “Летучий корабль” и оформление результатов в таблицу.
4. Взаимопроверка и взаимооценка.
5. Итоги урока. Рефлексия.
6. Организованный конец урока.
Ход урока
Организационный момент, самоопределение к деятельности.
- Ребята, рада видеть ваши улыбки и внимательные глаза. Проверьте готовность рабочего места.
- С каким жанром русского фольклора мы познакомились на предыдущих уроках?
Слайд 1
- Прочитайте высказывание на доске. Что вы можете сказать?
- Хотите ли вы и дальше продолжить путешествие по волшебной стране сказок? Желаю всем дружной и плодотворной работы. В добрый путь!
Слайд 2
Актуализациязнаний и умений в рамках проверки домашнего задания.
- Чтобы не сбиться с пути, нам необходимо использовать все знания и умения, которые вы освоили на предыдущих уроках литературного чтения.
Слайд 3
Мозговой штурм.
- Что такое сказка?
Слайд 4. Ответ
Слайд 5
-Назовите структуру сказки.
Слайд 6. Ответ.
Слайд 7
- Приведите примеры зачинов.
Слайд 8. Ответ.
Слайд 9
- Приведите примеры концовок.
Слайд 10. Ответ.
Слайд 11
- Какие виды сказок вам известны?
Слайд 12. Ответ.
Слайд 13
- Назовите особенности волшебных сказок.
Слайд 14. Ответ.
Слайд 15
- Назовите героев волшебной сказки.
Слайд 16. Ответ.
- Определите сказку, в которой главный герой добыл отцу Жар-птицу.
Слайд 17. Ответ.
- Как называется эта замечательная картина и кто её автор?
Открытие нового знания.
а) Работа с текстом до чтения.
- Ребята, каждая волшебная сказка начинается с описания жизни в реальном мире, заканчивается торжеством добра и справедливости: положительный герой всегда получает награду, поощрение; отрицательный герой всегда бывает наказан. Обычно в сказке есть испытания, которые может пройти настоящий герой с помощью волшебных предметов и помощников.
- Дома вы познакомились с содержанием другой чудесной сказки. Как она называется? Знаете ли вы еще другие сказки, где есть такой волшебный корабль? Вспомните героя предыдущей сказки, похож ли он на героя новой сказки? Чем?
б) Работа с текстом.
- Сейчас я предлагаю вам послушать эту сказку в исполнении артиста театра. Обратите, пожалуйста, внимание на все средства выразительности, артистизм исполнения и дикцию рассказчика.
Слайд 18
1. Слушание.
2. Вопросы после прослушивания. Исследовательская работа в группах.
Слайд 19
- Давайте разберёмся, ребята, к какому виду относится эта сказка, по вашему мнению?
- Предлагаю вам поработать в группах, провести исследование и заполнить таблицу параметров, доказав или опровергнув тем самым свое предположение.
Параметры анализа
“Летучий корабль”
Признаки волшебной сказки
Волшебные превращения
Хворост в войско, солома в ... охлаждает, морозит
Оживление...
Волшебные помощники
Мудрый старичок, Слухало, Стреляло, Скороход,
Объедало, Опивало, Холодило, старичок с хворостом (Воевода)
Волшебные предметы
Хворост, солома, летучий корабль.
Живая и мёртвая вода.
Особенности волшебной сказки
Главный герой
Младший (третий) сын, дурень. Простой мужик.
Повторы событий (троекратные)
Полёт и встречи с волшебными помощниками.
Задачи 3 (5) царя.
Испытания
Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль).
Задания царя выполнить.
Поединок
Есть
Награда
Много друзей. Царская дочь и царство.
- Кто готов представить свою работу?
Группы по очереди представляют классу результат своей работы, с помощью сигнальных цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники осуществляют взаимопроверку. Если необходимо, учащиеся вносят коррективы...
Слайд 21
4. Самостоятельная работа.
- Обратите внимание на следующее задание на листике.
- Отредактируйте в паре текст об Иване, опираясь на текст учебника.
Иван - младший сын в семье. Умом особым не отличался: дурачком его прозвали. Одет он был всегда в дырявую рубашку; чёрной коркой хлеба питался. Раз услышал он весть, что, кто построит летучий корабль, тот на царской дочери женится. Захотел он построить сам такой корабль. Взял топор, отправился в лес, высмотрел самую большую сосну, стал её рубить. Тут старичок к нему подошёл...
- Кто готов представить свою работу?
- Молодцы.
5. Рефлексия.
-Итак, ребята, подведем итоги. С каким видом сказки мы познакомились?
- Докажите, что эта сказка является волшебной сказкой.
- Прочитайте пословицу.
Слайд 22
Дерево держится корнями, а человек друзьями. Раскройте ее смысл как бы вы соотнесли данную пословицу с идеей нашей сказки?
6. Домашнее задание (на выбор)
Сделайте иллюстрацию к сказке. Презентуйте её в классе.