Воспитывающая: прививать детям любовь к чтению, к русскому фольклору.
Оборудование: плакат – кроссворд, 2 ковра, жетоны, маркер, иллюстрации сказок, рисунки детей, маски животных, шкатулка, пёрышко, горошек, игла, кольцо, яйцо, соломинка, манная крупа, сарафан, платок, книги для выставки.
Ход занятия.
Ведущая. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на нашем занятии, давайте отгадаем кроссворд ( на стенде ).
Р – этим предметом Иван пытался разбудить братьев( рукавица ).
У – эта птица иногда превращается в кривенькую девочку (уточка).
С – имя девицы из сказки « о молодильных яблочках» (Синеглазка).
С – кличка сказочного коня (Сивка).
К – без этого домашнего животного не обходится большинство сказок (конь).
И – жилище Бабы – Яги (избушка).
Е – имя героя, который использовал необычный вид транспорта (Емеля).
С – предмет, благодаря которому царевич нашёл себе жену (стрела).
К – в чем нёс медведь девочку вместе с пирожками (короб).
А – сестра Иванушки (Алёнушка).
З – этим подавился петушок (зёрнышко).
К – посуда , из которой журавль кормил лису (кувшин).
И – на её кончике смерть одного из сказочных героев (игла).
Ведущая. Русские народные сказки создавались, развивались и распространялись творчески, то есть передавались от человека к человеку устным путем, рассказыванием. Возникшие в глубокой древности, они переходили из поколения в поколение, от дедов к отцам, от отцов к сыновьям. Большинство крестьян в те времена были неграмотны.
Сказительница. Ни радио, ни кино в ту пору не было. Газет и журналов крестьяне не выписывали. О театре слыхом не слыхивали, а потому сказка заменяла и театр, и книгу, и газету. Сказки были желанными гостями на вечеринках, но особенно в избе, где семья коротала за работой долгие вечера. И любили их слушать не только дети, но и взрослые.
Ведущая. В народных сказках воспеваются человеческие добродетели:
И осуждаются людские пороки: трусость, лень, жадность, глупость, самодурство.
А.С.Пушкин, отмечая глубокий смысл народных сказок, говорил: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».В сказке каждое слово означает особую сказочную правду. Течёт тёплая река Сказки, перетекает в нашу жизнь и так смешивается с ней, что разделить их трудно.
Сказительница. Вот вам, ребятки, сказочка «Ворон и яблоки». А вы мне скажите, в чём урок?
«Повадился ворон яблоки воровать в саду. Хозяин думал – думал, да и придумал. В бочку смолы налил, а сверху яблок положил. Ворон хотел яблоки своровать – сразу прилип. Хвост отлепит – клюв приклеивается, клюв отлепит – хвост приклеивается».
Слова: «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут – а вытянуть не могут».
Мораль: «Дружно не грузно, а врозь – хоть брось».
ПЕТУШОК - ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК – 4 героя (петух, лиса, кот, дрозд).
Слова: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шёлкова бородушка. Выгляни в окошко, дам тебе горошка».
Мораль: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Ведущая. Русские народные сказки весьма разнообразны. Возникшие в глубокой древности, они рассказывают о животных, поведение которых напоминает поведение людей. Небольшие по объёму сказки о животных служат прекрасным средством воспитания.
Сказительница. Вот вы так мудрёно сказываете, а ребята-то поняли?
Ведущая. Уверена, ребята хорошо знают сказки и их героев. Скажите, какие звери встречаются в русских сказках ? (Ответы детей).
У каждого свой характер. Вот (выходят дети в масках) хитрая лисичка, глупый волк, трусливый заяц, неуклюжий медведь, храбрый петух, умный кот. И другие животные создают богатую галерею разнообразных типов и характеров. Очень много создано народом волшебных, или чудесных сказок. Эти сказки населены разного рода чудесами: добрыми и злыми чудовищами, волшебными персонажами, необыкновенными превращениями.
Ведущая. В русских сказках почти любой предмет может оказаться сказочным. Сейчас мы в этом убедимся.
КОНКУРС «СКАЗОЧНЫЕ ВЕЩИ».
Я вам буду показывать обычные вещи, а вы сделаете их сказочными, то есть назовёте, в какой сказке они упоминаются. (Шкатулка с вещами).
Соломинка – «Пузырь, соломинка и лапоть».
Пёрышко – «Фенист – Ясный Сокол».
Горошек – «Кот, петух и лиса».
Кольцо – «Волшебное кольцо», «12 месяцев».
Яйцо – «Курочка Ряба», «Царевна – лягушка».
Манная крупа – «Лиса и журавль».
Ведущая. Есть сказки об обычной жизни, без волшебства – бытовые сказки, которые наиболее популярны у взрослых. В них рассказывается о лодырях и тружениках, об удачных и неудачных супружеских парах, о бедных и богатых соседях.
Сказительница. Герои этих сказок: сметливый бедный мужик, бывалый отставной солдат, как правило, ставят в смешное положение глупую барыню, помещика, попа.
Ведущая. Ребята. В сказках есть ЗАЧИН (вступление). Какие вы знаете зачины? (Ответы детей: «В некотором царстве, в некотором государстве жили – были …»; «Жили – были дед и баба…»).
А какие КОНЦОВКИ обычно у русских сказок? (Ответы детей: «Тут и сказка вся, больше врать нельзя»; «И стали они жить – поживать, да добро наживать»; «Завели они пир на весь мир. И я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
Есть и другие ПРИСКАЗКИ. Я начну читать, а вы продолжайте.
1. «Скоро сказка сказывается…»(да не скоро дело делается).
2. «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине…»(не перебивается).
3. «Ни в сказке сказать…»(ни пером описать).
4. «Стань передо мной…»(как лист перед травой).
5. «Избушка, избушка на курьих ножках, повернись…(ко мне передом, а к лесу задом).
6. «Растёт не по дням…(а по часам).
Ведущая.Мастерица – сказительница! Как же вы все сказки помните?
Сказительница. Что помню – рассказала, да ещё приду – расскажу. А что не помню, так для этого грамотными людьми сказки русские в книги записаны. А вот русская народная пословица говорит: «Напишешь пером, не вырубишь топором».
Ведущая. Напоминаю всем о том:
Вас ждет волшебный
Книжкин дом!
Приходите скорей!
Приводите друзей!
Вместе почитаем!
Всех вас приглашаем!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывающая: прививать детям любовь к чтению, к русскому фольклору.
Оборудование: плакат – кроссворд, 2 ковра, жетоны, маркер, иллюстрации сказок, рисунки детей, маски животных, шкатулка, пёрышко, горошек, игла, кольцо, яйцо, соломинка, манная крупа, сарафан, платок, книги для выставки.
Ход занятия.
Ведущая. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на нашем занятии, давайте отгадаем кроссворд ( на стенде ).
Р – этим предметом Иван пытался разбудить братьев( рукавица ).
У – эта птица иногда превращается в кривенькую девочку (уточка).
С – имя девицы из сказки « о молодильных яблочках» (Синеглазка).
С – кличка сказочного коня (Сивка).
К – без этого домашнего животного не обходится большинство сказок (конь).
И – жилище Бабы – Яги (избушка).
Е – имя героя, который использовал необычный вид транспорта (Емеля).
С – предмет, благодаря которому царевич нашёл себе жену (стрела).
К – в чем нёс медведь девочку вместе с пирожками (короб).
А – сестра Иванушки (Алёнушка).
З – этим подавился петушок (зёрнышко).
К – посуда , из которой журавль кормил лису (кувшин).
И – на её кончике смерть одного из сказочных героев (игла).
Ведущая. Русские народные сказки создавались, развивались и распространялись творчески, то есть передавались от человека к человеку устным путем, рассказыванием. Возникшие в глубокой древности, они переходили из поколения в поколение, от дедов к отцам, от отцов к сыновьям. Большинство крестьян в те времена были неграмотны.
Сказительница. Ни радио, ни кино в ту пору не было. Газет и журналов крестьяне не выписывали. О театре слыхом не слыхивали, а потому сказка заменяла и театр, и книгу, и газету. Сказки были желанными гостями на вечеринках, но особенно в избе, где семья коротала за работой долгие вечера. И любили их слушать не только дети, но и взрослые.
Ведущая. В народных сказках воспеваются человеческие добродетели:
И осуждаются людские пороки: трусость, лень, жадность, глупость, самодурство.
А.С.Пушкин, отмечая глубокий смысл народных сказок, говорил: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».В сказке каждое слово означает особую сказочную правду. Течёт тёплая река Сказки, перетекает в нашу жизнь и так смешивается с ней, что разделить их трудно.
Сказительница. Вот вам, ребятки, сказочка «Ворон и яблоки». А вы мне скажите, в чём урок?
«Повадился ворон яблоки воровать в саду. Хозяин думал – думал, да и придумал. В бочку смолы налил, а сверху яблок положил. Ворон хотел яблоки своровать – сразу прилип. Хвост отлепит – клюв приклеивается, клюв отлепит – хвост приклеивается».
Слова: «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут – а вытянуть не могут».
Мораль: «Дружно не грузно, а врозь – хоть брось».
ПЕТУШОК - ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК – 4 героя (петух, лиса, кот, дрозд).
Слова: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шёлкова бородушка. Выгляни в окошко, дам тебе горошка».
Мораль: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Ведущая. Русские народные сказки весьма разнообразны. Возникшие в глубокой древности, они рассказывают о животных, поведение которых напоминает поведение людей. Небольшие по объёму сказки о животных служат прекрасным средством воспитания.
Сказительница. Вот вы так мудрёно сказываете, а ребята-то поняли?
Ведущая. Уверена, ребята хорошо знают сказки и их героев. Скажите, какие звери встречаются в русских сказках ? (Ответы детей).
У каждого свой характер. Вот (выходят дети в масках) хитрая лисичка, глупый волк, трусливый заяц, неуклюжий медведь, храбрый петух, умный кот. И другие животные создают богатую галерею разнообразных типов и характеров. Очень много создано народом волшебных, или чудесных сказок. Эти сказки населены разного рода чудесами: добрыми и злыми чудовищами, волшебными персонажами, необыкновенными превращениями.
Ведущая. В русских сказках почти любой предмет может оказаться сказочным. Сейчас мы в этом убедимся.
КОНКУРС «СКАЗОЧНЫЕ ВЕЩИ».
Я вам буду показывать обычные вещи, а вы сделаете их сказочными, то есть назовёте, в какой сказке они упоминаются. (Шкатулка с вещами).
Соломинка – «Пузырь, соломинка и лапоть».
Пёрышко – «Фенист – Ясный Сокол».
Горошек – «Кот, петух и лиса».
Кольцо – «Волшебное кольцо», «12 месяцев».
Яйцо – «Курочка Ряба», «Царевна – лягушка».
Манная крупа – «Лиса и журавль».
Ведущая. Есть сказки об обычной жизни, без волшебства – бытовые сказки, которые наиболее популярны у взрослых. В них рассказывается о лодырях и тружениках, об удачных и неудачных супружеских парах, о бедных и богатых соседях.
Сказительница. Герои этих сказок: сметливый бедный мужик, бывалый отставной солдат, как правило, ставят в смешное положение глупую барыню, помещика, попа.
Ведущая. Ребята. В сказках есть ЗАЧИН (вступление). Какие вы знаете зачины? (Ответы детей: «В некотором царстве, в некотором государстве жили – были …»; «Жили – были дед и баба…»).
А какие КОНЦОВКИ обычно у русских сказок? (Ответы детей: «Тут и сказка вся, больше врать нельзя»; «И стали они жить – поживать, да добро наживать»; «Завели они пир на весь мир. И я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
Есть и другие ПРИСКАЗКИ. Я начну читать, а вы продолжайте.
1. «Скоро сказка сказывается…»(да не скоро дело делается).
2. «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине…»(не перебивается).
3. «Ни в сказке сказать…»(ни пером описать).
4. «Стань передо мной…»(как лист перед травой).
5. «Избушка, избушка на курьих ножках, повернись…(ко мне передом, а к лесу задом).
6. «Растёт не по дням…(а по часам).
Сказительница. А знаете ли вы, ребятишки, что такое докучливые сказки?
Так вот. Жил себе человек Сашка, на нём серая сермяжка, на затылке – пряжка, на шее – тряпка, на голове – шапка .Хороша ли моя сказка?(И сначала).
- Поди – ка сюда, девочка. Рассказать тебе докучливую сказку?
- Расскажите!
- Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи. Рассказать тебе докучливую сказку?
- Не надо!
- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо. Рассказать тебе докучливую сказку? И т. д.
А вот еще сказочка: «Жил – был царь, у царя был двор, на дворе – кол, на колу – мочало» Не начать ли всё сначала?
Ведущая. Повеселили вы нас, гостья дорогая. Спасибо вам, мастерица – сказительница! Как же вы все сказки помните?
Сказительница. Что помню – рассказала, да ещё приду – расскажу. А что не помню, так для этого грамотными людьми сказки русские в книги записаны. А вот русская народная пословица говорит: «Напишешь пером, не вырубишь топором».