Первым делом рассказ напомнил знаменитую индийскую притчу о том, как человек пришел к Будде и попросил продемонстрировать волшебство. Тогда только он станет последователем... Будда показал волшебство. «Теперь я буду твоим учеником» — сказал человек. «Теперь ты мне больше не нужен» — ответил Будда.
Рассказ Борхеса — это не проста притча; это — литературная притча. Разница в том, что смысл укладывается не в одну лишь идею. У Борхеса добавляются красивые образы, красивые слова... И идея вбирает в себя гораздо больше, чем ключевое «верить и не требовать доказательств».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роза Парацельса урок »
Урок-мастерская по рассказу Х.-Л. Борхеса "Роза Парацельса". 10-й класс
Тип урока:
Мастерская ценностных ориентаций, творческого письма и построения знаний.
Цель:
создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения.
Задачи образовательные:
– Формирование аналитических навыков при работе с текстом.
– Развитие навыков сжатого отбора материала и создания монологического высказывания.
Задачи развития:
– Развитие образного мышления, внимания к слову, воображения, творческих способностей.
– Развитие критического мышления.
– Развитие личностной рефлексии
Задачи воспитательные:
– Воспитание чувства уважения к своей личности, способности не терять своей индивидуальности, находить силы сопротивления губительным жизненным обстоятельствам. Вопросы выбора жизненного пути.
Мультимедиа или заранее заготовленные на листах слова, которые появляются на доске в ходе работы. Учитель создает проект на доске, дети – в тетрадях.
Ход урока
Мы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. Творческого вдохновения всем нам!
ИНДУКТОР
Посмотрите на этот замечательный цветок, что у меня в руках. РОЗА. Когда вы видите розу, какие у вас возникают ассоциации, запишите.
У меня возникли вот такие ассоциации. А когда я прочла рассказ аргентинского писателя XX в. Хорхе Луиса Борхеса, у меня появились новые ассоциации. А какие – вы скажете в конце занятия.
Рассказ называется “Роза Парацельса”
Парацельс – немецкий врач, естествоиспытатель и философ, человек, занимающийся и алхимией.
– Что вы знаете об алхимии?
(Превращение простых металлов в драгоценные при помощи некого Философского камня)
Чтение рассказа.
– Какие вопросы у вас возникли после прочтения?
– Какие вопросы требуют обдумывания?
ЗАПИСИ НА ДОСКЕ:
– О каком ученике молил Бога Парацельс?
В чем смысл и в чем разница понятий ВЕРА и ДОВЕРИЕ?
– Почему Парацельс называет Гризебаха доверчивым, хотя последний называет себя недоверчивым?
– Почему, по мысли Парацельса, невозможен возврат к небытию?
Что означает слово Камень?
Почему П. не показал юноше чудо?
После прочтения рассказа естественно возникает вопрос: о чем написал Борхес? Как раскрыть тайну?
В этом мы с вами постараемся сегодня разобраться, постараемся прикоснуться к этой Тайне.
А для этого надо поработать с текстом.
Задания группам:
1 группа – Как меняется состояние ученика, каковы причины этих изменений?
2 группа – Как меняется состояние П.? Каковы причины этих изменений?
3 группа – Выпишите самые спорные и загадочные фразы. Как их объяснить? Выпишите слова-символы. Что они могут означать?
4 группа – П. сказал юноше перед уходом, что тот будет всегда желанным гостем. Допишите финал-последний абзац, сохраняя авторский стиль. Вернется ли юноша к учителю, что станется с П.? Устно обоснуйте свой финал.
Записи ведутся по принципу “двойного дневника”:
цитата------------------------------------------------------рассуждения по поводу
САМОКОНСТРУКЦИЯ
СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Ученик
“Я хочу…” “ Я хочу, чтобы ты обучил меня науке. Я хочу рядом с тобой пройти путь, ведущий к Камню” (предлагает золото)
Самонадеянность, невоспитан- ность(не просит, а требует),наивность: разве можно купить знание? Деньги еще не доказательство готовности работать.
“…Смотрел с недоверием…”
Недоверчивость
“Я готовпройти ее вместе с тобой; если понадобится-положить на это годы. Но прежде чем отправиться в путь,даймне однодоказательствосвоегомастерства…Немедленно,-с неожиданной решимостью ответил ученик….Яотдамтебе моюжизнь без остатка”
Юношеская запальчивость Увлеченность Недоверчивость Нетерпеливость Готовность пожертвовать тем, цены чему не знает – жизнью
“…Стоял на своем” “…Настойчиво повторил…” “Упорствовал…”(в ходе разговора с П. о том, возможен ли возврат к небытию, можно ли уничтожить розу)
Упрямство или упорство? Как следствиенаивностипредставлений о жизниНастойчивость
В ходе разговора с П. меняется его тон: “С напускнымсмирениемспросил…” “Сказалс полнымбезразличием:“Я прошу, чтобы ты продемонстрировал мне исчезновение и появление розы
К чему ты при этом прибегнешь-к сосуду для перегонки или к Слову,-для меня не имеет значения”
Ему нужно было только доказательство, а путь достижения цели был не интересен
После гневных слов П.: “Охваченный волнением…резким движением…швырнул розу в огонь”
Нетерпеливость Готовность ради цели погубить прекрасное (цель оправдывает средства?..)
После того, как П. якобы признал свою несостоятельность: “Юноше стало стыдно…Он преклонил колени…Он говорил с неподдельным чувством, однако это чувство было вызвано состраданием к старому учителю, столь почитаемому, столь пострадавшему, столь необыкновенному и поэтому-то столь ничтожному. Как смеет он, Иоганн Гризебах, срывать своей нечестивой рукой маску, которая прикрывает пустоту?”
Стыдно не за свой поступок, не за недоверие к Мастеру, а за то ,что он раскрыл ничтожество П.Разочарование ВЫВОД: Самоуверенность+- Самонадеянность- Наивность Юношеская запальчивость Настойчивость+ Упрямство- Нетерпеливость+- Недоверчивость-+ Разочарованность-
Учитель
“Сил,чтобы подняться и зажечь светильник не было”… “НЕ без гордостисказал…” “Роза его взволновала”
Способен ценить прекрасное
“П. засмеялся…Мои хулители…Мне известно лишь, что есть дорога”
Спокойствие П.,объясняющееся и старческой слабостью и мудростью
После требования док-ва мастерства: “Когда?,-с тревогой произнес П.
Может быть, понял, что юноша не станет его учеником, т.к. он слишком нетерпелив и недоверчив?
После проявления упрямства со стороны ученика, недоверия, наивности: “П. взглянул с сожалением”
Понял, что это не тот ученик, который ему нужен
После настойчивых просьб показать чудо “П. задумался”
Может быть, он засомневался, может быть, у него возникло на какое-то мгновение желание показать чудо, но… “чудо не принесет тебе искомой веры”
“Повысив голос, сказал: “А кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?”
Негодование дерзостью юноши, его требованием показать чудо
После того, как юноша бросил розу в огонь: “П. былневозмутим”
Мудрость Уверенность в своих знаниях В нетленности всего сущего ВЫВОД: Спокойствие Невозмутимость Уверенность в своих знаниях Мудрость Сожаление
- О чем сожалеет П.? (О том,что юноша не сможет стать учеником)
- А почему не сможет? Разве у него нет для этого необходимых качеств? Оцените качества юноши. Только ли отрицательные?
- Почему же П., моливший Бога, чтобы тот послал ему ученика, отказывается от него?
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
3гр.: “Ты слишком доверчив. Я не нуждаюсь в доверчивости. Мне нужна Вера.”
– Как понимать эти слова П.? Давайте посмотрим, в чем разница понятий:
ВЕРА ДОВЕРИЕ ДОВЕРЧИВОСТЬ
ВЕРА – 1.Убеждение, уверенность в чем-то. Вера слепа 2.Убеждение в существовании Бога.
ДОВЕРИЕ – уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности. Доверяем, если на жизненном опыте убедились, что человек заслуживает доверия
– Что сильнее? (ВЕРА. Вера глубока. Вера дает силы. П. требует Веры, т.к. сам когда-то, слепо веря, добился Знания. Если бы он сомневался, то слабела бы и Вера, и невозможно было бы обрести Знание, Мудрость. Вера -творческое начало в человеке. Веры требует, чтобы ученик мог почерпнуть хотя бы частичку его мудрости, заключенной в Слово. Юноша должен отказаться от сомнений (недоверчивости), и только тогда у него в душе воцарится гармония, которая и поможет ему увидеть настоящую сущность вещей.
– Что, по-вашему, нужно в отношениях Учителя и Ученика, чтобы час ученичества состоялся? (Взаимное уважение, интерес, доброжелательность, доверие, вера, терпение, чувство ответственности…)
– Почему П. называет юношу доверчивым? (Доверчивый – легко доверяющий, питающий ко всем доверие)
Юноша доверчив потому, что готов пожертвовать своей жизнью за чудо; пожертвовать тем, чем дорожить не научился, цены чему не знает.
– Какие еще вы выписали фразы?
“ПУТЬ -_это и есть КАМЕНЬ. Место, откуда идешь, – это и есть КАМЕНЬ…Каждый шаг является целью.”
(К П. в ходе жизненного опыта пришло понимание того, что ЖИЗНЬ ценна сама по себе. ЖИЗНЬ – есть чудо. Смысл жизни (цель) – это и есть сама жизнь.)
ПУТЬ = КАМЕНЬ
(жизнь) = (цель)
“Всевышний не мог создать что-то, помимо Рая”
(Беда человека в том, что он не понимает счастья бытия. П. пришел к этому пониманию: “Путь есть Камень” – самоценность жизни)
“…роза бессмертна, и только облик ее меняется” (Говорит о нетленности всего сущего. О способности возродиться при помощи Слова и Веры. Жизнь невозможно уничтожить; смерть-это переход в другое состояние, и этот переход не означает невозможности вернуться назад” )
П. перед уходом юноши сказал, что тот всегда будет желанным гостем.
Послушаем ваши варианты финала.
РАЗРЫВ
– Чтение учителем финала
“П. остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнес Слово. И возникла Роза.”
– Почему П. не показал Розу ученику?
– Как это характеризует П.?
– П. неважно, что говорят о нем, что думают. Он никому ничего не будет доказывать. Он познал Истину. Он гений.
– Ученик не обладает Верой, т.е.способностью к Познанию. ( У него не хватило бы терпения, он не смог бы преодолеть трудности, разочарования)
– Цветок принесен учеником, но рассказ назван “Роза Парацельса”. Почему?
(Роза принадлежит тому, кто возродил ее из пепла)
– Какие новые ассоциации к слову Роза у вас возникают после знакомства с рассказом Борхеса?
ЖИЗНЬ, ВЕЧНОСТЬ, НЕТЛЕННОСТЬ, РАДОСТЬ И УТЕШЕНИЕ ДЛЯ УСТАЛОГО И ОДИНОКОГО П., ЛЮБОВЬ К ПОЗНАНИЮ
– Что же хотел показать Борхес?
(Борхес показал красоту Познания не ради определенной цели, а красоту Любви к Познанию: Путь есть Камень.)
РЕФЛЕКСИЯ
– Возьмите любое слово из рассказа и составьте синквейн.
Вопросы остались. Их много. Жизнь поможет ответить. Выберите любой из вопросов и напишите эссе: “Диалог с самим собой после прочтения рассказа Борхеса”
“Диалог с Борхесом”
“Диалог с Парацельсом”
Вернемся к словам П.: “Путь есть Камень. Место, откуда идешь, – это и есть Камень. Очень доступно иллюстрирует истину этих слов португальский писатель XXI в. Пауло Коэльо в своей книге “Алхимик”. Это притча для нашего времени. Я рекомендую ее прочитать.
Поделиться… ПРИЛОЖЕНИЕ Притча от Хорхе Луиса Борхеса
В лаборатории, расположенной в двух подвальных комнатах, Парацельс молил своего Бога, Бога вообще, Бога всё равно какого, чтобы тот послал ему ученика. Смеркалось. Тусклый огонь камина отбрасывал смутные тени. Сил, чтобы подняться и зажечь железный светильник, не было. Парацельса сморила усталость, и он забыл о своей мольбе. Ночь уже стёрла очертания запылённых колб и сосуда для перегонки, когда в дверь постучали. Полусонный хозяин встал, поднялся по высокой винтовой лестнице и отворил одну из створок. В дом вошёл незнакомец. Он тоже был очень усталым. Парацельс указал ему на скамью; вошедший сел и стал ждать. Некоторое время они молчали.
Первым заговорил учитель.
— Мне знаком и восточный, и западный тип лица, — не без гордости сказал он. — Но твой мне неизвестен. Кто ты и чего ждёшь от меня?
— Моё имя не имеет значения, — ответил вошедший. — Три дня и три ночи я был в пути, прежде чем достиг твоего дома. Я хочу быть твоим учеником. Я взял с собой всё, что у меня есть.
Он снял торбу и вытряхнул её над столом. Монеты были золотые, и их было очень много. Он сделал это правой рукой. Парацельс отошёл, чтобы зажечь светильник. Вернувшись, он увидел, что в левой руке вошедшего была роза. Роза его взволновала.
Он сел поудобнее, скрестил кончики пальцев и произнёс:
— Ты надеешься, что я могу создать камень, способный превращать в золото все природные элементы, и предлагаешь мне золото. Но я ищу не золото, и если тебя интересует золото, ты никогда не будешь моим учеником.
— Золото меня не интересует, — ответил вошедший. — Эти монеты — всего лишь доказательство моей готовности работать. Я хочу, чтобы ты обучил меня Науке. Я хочу рядом с тобой пройти путь, ведущий к Камню.
Парацельс медленно промолвил:
— Путь — это и есть Камень. Место, откуда идёшь, — это и есть Камень. Если ты не понимаешь этих слов, то ты ничего пока не понимаешь. Каждый шаг является целью.
Вошедший смотрел на него с недоверием. Он отчётливо произнёс:
— Значит, цель всё-таки есть?
Парацельс засмеялся.
— Мои хулители, столь же многочисленные, сколь и недалёкие, уверяют, что нет, и называют меня лжецом. У меня на этот счёт иное мнение, однако допускаю, что я и в самом деле обольщаю себя иллюзиями. Мне известно лишь, что есть Дорога.
Наступила тишина, затем вошедший сказал:
— Я готов пройти её вместе с тобой; если понадобится — положить на это годы. Позволь мне одолеть пустыню. Позволь мне хотя бы издали увидеть обетованную землю, если даже мне не суждено на неё ступить. Но прежде чем отправиться в путь, дай мне одно доказательство своего мастерства.
— Когда? — с тревогой произнёс Парацельс.
— Немедленно, — с неожиданной решимостью ответил ученик.
Вначале они говорили на латыни, теперь по-немецки.
Юноша поднял перед собой розу.
— Говорят, что ты можешь, вооружившись своей наукой, сжечь розу и затем возродить её из пепла. Позволь мне быть свидетелем этого чуда. Вот о чём я тебя прошу, и я отдам тебе мою жизнь без остатка.
— Ты слишком доверчив, — сказал учитель. — Я не нуждаюсь в доверчивости. Мне нужна вера.
Вошедший стоял на своём.
— Именно потому, что я недоверчив, я и хочу увидеть воочию исчезновение и возвращение розы к жизни.
Парацельс взял её и, разговаривая, играл ею.
— Ты доверчив, — повторил он. — Ты утверждаешь, что я могу уничтожить её?
— Каждый может её уничтожить, — сказал ученик.
— Ты заблуждаешься. Неужели ты думаешь, что возможен возврат к небытию? Неужели ты думаешь, что Адам в Раю мог уничтожить хотя бы один цветок, хотя бы одну былинку?
— Мы не в Раю, — настойчиво повторил юноша, — здесь, под луной, всё смертно.
Парацельс встал.
— А где же мы тогда? Неужели ты думаешь, что Всевышний мог создать что-то, помимо Рая? Понимаешь ли ты, что Грехопадение — это неспособность осознать, что мы в Раю?
— Роза может сгореть, — упорствовал ученик.
— Однако в камине останется огонь, — сказал Парацельс.
— Стоит тебе бросить эту розу в пламя, как ты убедишься, что она исчезнет, а пепел будет настоящим.
— Я повторяю, что роза бессмертна и что только облик её меняется. Одного моего слова хватило бы, чтобы ты её вновь увидел.
— Одного слова? — с недоверием сказал ученик. — Сосуд для перегонки стоит без дела, а колбы покрыты слоем пыли. Как же ты вернул бы её к жизни?
Парацельс взглянул на него с сожалением.
— Сосуд для перегонки стоит без дела, — повторил он, — и колбы покрыты слоем пыли. Чем я только не пользовался на моём долгом веку; сейчас я обхожусь без них.
— Чем же ты пользуешься сейчас? — с напускным смирением спросил вошедший.
— Тем же, чем пользовался Всевышний, создавший небеса, и землю, и невидимый Рай, в котором мы обитаем и который сокрыт от нас первородным грехом. Я имею в виду Слово, познать которое помогает нам Каббала.
Ученик сказал с полным безразличием:
— Я прошу, чтобы ты продемонстрировал мне исчезновение и появление розы. К чему ты при этом прибегнешь — к сосуду для перегонки или к Слову, — для меня не имеет значения.
Парацельс задумался. Затем он сказал:
— Если бы я это сделал, ты мог бы сказать, что всё увиденное — всего лишь обман зрения. Чудо не принесёт тебе искомой веры. Поэтому положи розу.
Юноша смотрел на него с недоверием. Тогда учитель, повысив голос, сказал:
— А кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?
Вошедший, охваченный волнением, произнёс:
— Я сознаю своё нынешнее ничтожество. Я заклинаю тебя во имя долгих лет моего будущего послушничества у тебя позволить мне лицезреть пепел, а затем розу. Я ни о чём больше не попрошу тебя. Увиденное собственными глазами и будет для меня доказательством.
Резким движением он схватил алую розу, оставленную Парацельсом на пюпитре, и швырнул её в огонь. Цвет истаял, и осталась горсточка пепла. Некоторое время он ждал слов и чуда.
Парацельс был невозмутим. Он сказал с неожиданной прямотой:
— Все врачи и аптекари Базеля считают меня шарлатаном. Как видно, они правы. Вот пепел, который был розой и который ею больше не будет.
Юноше стало стыдно. Парацельс был лгуном или же фантазёром, а он, ворвавшись к нему, требовал, чтобы тот признал бессилие всей своей колдовской науки.
Он преклонил колени и сказал:
— Я совершил проступок. Мне не хватило веры, без которой для Господа нет благочестия. Так пусть же глаза мои видят пепел. Я вернусь, когда дух мой окрепнет, стану твоим учеником, и в конце пути я увижу розу.
Он говорил с неподдельным чувством, однако это чувство было вызвано состраданием к старому учителю, столь почитаемому, столь пострадавшему, столь необыкновенному и поэтому-то столь ничтожному. Как смеет он, Иоганн Гризебах, срывать своей нечестивой рукой маску, которая прикрывает пустоту?
Оставленные золотые монеты были бы милостыней. Уходя, он взял их. Парацельс проводил его до лестницы и сказал ему, что в этом доме он всегда будет желанным гостем. Оба прекрасно понимали, что встретиться им больше не придётся.
Парацельс остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнеся Слово. И возникла роза.