kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роза Парацельса урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первым делом рассказ напомнил знаменитую индийскую притчу о том, как человек пришел к Будде и попросил продемонстрировать волшебство. Тогда только он станет последователем... Будда показал волшебство. «Теперь я буду твоим учеником» — сказал человек. «Теперь ты мне больше не нужен» — ответил Будда.

Рассказ Борхеса — это не проста притча; это — литературная притча. Разница в том, что смысл укладывается не в одну лишь идею. У Борхеса добавляются красивые образы, красивые слова... И идея вбирает в себя гораздо больше, чем ключевое «верить и не требовать доказательств».


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роза Парацельса урок »

Урок-мастерская по рассказу Х.-Л. Борхеса "Роза Парацельса". 10-й класс

Тип урока:

Мастерская ценностных ориентаций, творческого письма и построения знаний.

Цель:

создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения.

Задачи образовательные:

– Формирование аналитических навыков при работе с текстом.

– Развитие навыков сжатого отбора материала и создания монологического высказывания.

Задачи развития:

Развитие образного мышления, внимания к слову, воображения, творческих способностей.

– Развитие критического мышления.

– Развитие личностной рефлексии

Задачи воспитательные:

– Воспитание чувства уважения к своей личности, способности не терять своей индивидуальности, находить силы сопротивления губительным жизненным обстоятельствам. Вопросы выбора жизненного пути.

Оборудование:

  1. Текст у каждого.

  2. Фломастеры или маркеры (разным цветом записываются ключевые слова: теплые – холодные цвета).

  3. Мультимедиа или заранее заготовленные на листах слова, которые появляются на доске в ходе работы. Учитель создает проект на доске, дети – в тетрадях.

Ход урока

Мы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. Творческого вдохновения всем нам!

ИНДУКТОР

Посмотрите на этот замечательный цветок, что у меня в руках. РОЗА. Когда вы видите розу, какие у вас возникают ассоциации, запишите.

Любовь, Красота, Гармония, Страсть, Нежность, Хрупкость, Ранимость

У меня возникли вот такие ассоциации. А когда я прочла рассказ аргентинского писателя XX в. Хорхе Луиса Борхеса, у меня появились новые ассоциации. А какие – вы скажете в конце занятия.

Рассказ называется “Роза Парацельса”

Парацельс – немецкий врач, естествоиспытатель и философ, человек, занимающийся и алхимией.

– Что вы знаете об алхимии?

(Превращение простых металлов в драгоценные при помощи некого Философского камня)

Чтение рассказа.

– Какие вопросы у вас возникли после прочтения?

– Какие вопросы требуют обдумывания?

ЗАПИСИ НА ДОСКЕ:

– О каком ученике молил Бога Парацельс?

В чем смысл и в чем разница понятий ВЕРА и ДОВЕРИЕ?

– Почему Парацельс называет Гризебаха доверчивым, хотя последний называет себя недоверчивым?

– Почему, по мысли Парацельса, невозможен возврат к небытию?

Что означает слово Камень?

Почему П. не показал юноше чудо?

После прочтения рассказа естественно возникает вопрос: о чем написал Борхес? Как раскрыть тайну?

В этом мы с вами постараемся сегодня разобраться, постараемся прикоснуться к этой Тайне.

А для этого надо поработать с текстом.

Задания группам:

1 группа – Как меняется состояние ученика, каковы причины этих изменений?

2 группа – Как меняется состояние П.? Каковы причины этих изменений?

3 группа – Выпишите самые спорные и загадочные фразы. Как их объяснить? Выпишите слова-символы. Что они могут означать?

4 группа – П. сказал юноше перед уходом, что тот будет всегда желанным гостем. Допишите финал-последний абзац, сохраняя авторский стиль. Вернется ли юноша к учителю, что станется с П.? Устно обоснуйте свой финал.

Записи ведутся по принципу “двойного дневника”:

цитата------------------------------------------------------рассуждения по поводу

САМОКОНСТРУКЦИЯ

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Ученик

 

Я хочу…” “ Я хочу, чтобы ты обучил меня науке. Я хочу рядом с тобой пройти путь, ведущий к Камню” (предлагает золото)

Самонадеянность, невоспитан- ность (не просит, а требует),наивность: разве можно купить знание? Деньги еще не доказательство готовности работать.

“…Смотрел с недоверием…”

Недоверчивость

Я готов пройти ее вместе с тобой; если понадобится-положить на это годы. Но прежде чем отправиться в путь, дай мне одно доказательство своего мастерстваНемедленно,-с неожиданной решимостью ответил ученик….Я отдам тебе мою жизнь без остатка

Юношеская запальчивость Увлеченность Недоверчивость Нетерпеливость Готовность пожертвовать тем, цены чему не знает – жизнью

“…Стоял на своем” “…Настойчиво повторил…” “Упорствовал…” (в ходе разговора с П. о том, возможен ли возврат к небытию, можно ли уничтожить розу)

Упрямство или упорство? Как следствиенаивностипредставлений о жизниНастойчивость

В ходе разговора с П. меняется его тон: “С напускным смирением спросил…” “Сказал с полным безразличием: “Я прошу, чтобы ты продемонстрировал мне исчезновение и появление розы

 

К чему ты при этом прибегнешь-к сосуду для перегонки или к Слову,-для меня не имеет значения”

Ему нужно было только доказательство, а путь достижения цели был не интересен

После гневных слов П.: “Охваченный волнением…резким движением…швырнул розу в огонь”

Нетерпеливость Готовность ради цели погубить прекрасное (цель оправдывает средства?..)

После того, как П. якобы признал свою несостоятельность: “Юноше стало стыдно…Он преклонил колени…Он говорил с неподдельным чувством, однако это чувство было вызвано состраданием к старому учителю, столь почитаемому, столь пострадавшему, столь необыкновенному и поэтому-то столь ничтожному. Как смеет он, Иоганн Гризебах, срывать своей нечестивой рукой маску, которая прикрывает пустоту?”

Стыдно не за свой поступок, не за недоверие к Мастеру, а за то ,что он раскрыл ничтожество П.Разочарование ВЫВОД: Самоуверенность+-
Самонадеянность-
Наивность
Юношеская запальчивость Настойчивость+
Упрямство-
Нетерпеливость+-
Недоверчивость-+
Разочарованность-

 

Учитель

 

Сил, чтобы подняться и зажечь светильник не было”… “НЕ без гордости сказал…” “Роза его взволновала”

Способен ценить прекрасное

“П. засмеялся…Мои хулители…Мне известно лишь, что есть дорога”

Спокойствие П., объясняющееся и старческой слабостью и мудростью

После требования док-ва мастерства: “Когда?,-с тревогой произнес П.

Может быть, понял, что юноша не станет его учеником, т.к. он слишком нетерпелив и недоверчив?

После проявления упрямства со стороны ученика, недоверия, наивности: “П. взглянул с сожалением

Понял, что это не тот ученик, который ему нужен

После настойчивых просьб показать чудо “П. задумался”

Может быть, он засомневался, может быть, у него возникло на какое-то мгновение желание показать чудо, но… “чудо не принесет тебе искомой веры”

“Повысив голос, сказал: “А кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?”

Негодование дерзостью юноши, его требованием показать чудо

После того, как юноша бросил розу в огонь: “П. былневозмутим”

Мудрость
Уверенность в своих знаниях
В нетленности всего сущего
ВЫВОД:
Спокойствие
Невозмутимость
Уверенность в своих знаниях
Мудрость
Сожаление

- О чем сожалеет П.? (О том,что юноша не сможет стать учеником)

- А почему не сможет? Разве у него нет для этого необходимых качеств? Оцените качества юноши. Только ли отрицательные?

- Почему же П., моливший Бога, чтобы тот послал ему ученика, отказывается от него?

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

3гр.: “Ты слишком доверчив. Я не нуждаюсь в доверчивости. Мне нужна Вера.”

– Как понимать эти слова П.? Давайте посмотрим, в чем разница понятий:

ВЕРА ДОВЕРИЕ ДОВЕРЧИВОСТЬ

ВЕРА – 
1.Убеждение, уверенность в чем-то. Вера слепа
2.Убеждение в существовании Бога.

ДОВЕРИЕ – уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности. 
Доверяем, если на жизненном опыте убедились, что человек заслуживает доверия

– Что сильнее? (ВЕРА. Вера глубока. Вера дает силы. П. требует Веры, т.к. сам когда-то, слепо веря, добился Знания. Если бы он сомневался, то слабела бы и Вера, и невозможно было бы обрести Знание, Мудрость. Вера -творческое начало в человеке. Веры требует, чтобы ученик мог почерпнуть хотя бы частичку его мудрости, заключенной в Слово. Юноша должен отказаться от сомнений (недоверчивости), и только тогда у него в душе воцарится гармония, которая и поможет ему увидеть настоящую сущность вещей.

– Что, по-вашему, нужно в отношениях Учителя и Ученика, чтобы час ученичества состоялся? (Взаимное уважение, интерес, доброжелательность, доверие, вера, терпение, чувство ответственности…)

– Почему П. называет юношу доверчивым? (Доверчивый – легко доверяющий, питающий ко всем доверие)

Юноша доверчив потому, что готов пожертвовать своей жизнью за чудо; пожертвовать тем, чем дорожить не научился, цены чему не знает.

– Какие еще вы выписали фразы?

“ПУТЬ -_это и есть КАМЕНЬ. Место, откуда идешь, – это и есть КАМЕНЬ…Каждый шаг является целью.”

(К П. в ходе жизненного опыта пришло понимание того, что ЖИЗНЬ ценна сама по себе. ЖИЗНЬ – есть чудо. Смысл жизни (цель) – это и есть сама жизнь.)

ПУТЬ = КАМЕНЬ

(жизнь) = (цель)

“Всевышний не мог создать что-то, помимо Рая”

(Беда человека в том, что он не понимает счастья бытия. П. пришел к этому пониманию: “Путь есть Камень” – самоценность жизни)

“…роза бессмертна, и только облик ее меняется” (Говорит о нетленности всего сущего. О способности возродиться при помощи Слова и Веры. Жизнь невозможно уничтожить; смерть-это переход в другое состояние, и этот переход не означает невозможности вернуться назад” )

П. перед уходом юноши сказал, что тот всегда будет желанным гостем.

Послушаем ваши варианты финала.

РАЗРЫВ

– Чтение учителем финала

“П. остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнес Слово. И возникла Роза.”

– Почему П. не показал Розу ученику?

– Как это характеризует П.?

– П. неважно, что говорят о нем, что думают. Он никому ничего не будет доказывать. Он познал Истину. Он гений.

– Ученик не обладает Верой, т.е.способностью к Познанию. ( У него не хватило бы терпения, он не смог бы преодолеть трудности, разочарования)

– Цветок принесен учеником, но рассказ назван “Роза Парацельса”. Почему?

(Роза принадлежит тому, кто возродил ее из пепла)

– Какие новые ассоциации к слову Роза у вас возникают после знакомства с рассказом Борхеса?

ЖИЗНЬ, ВЕЧНОСТЬ, НЕТЛЕННОСТЬ, РАДОСТЬ И УТЕШЕНИЕ ДЛЯ УСТАЛОГО И ОДИНОКОГО П., ЛЮБОВЬ К ПОЗНАНИЮ

– Что же хотел показать Борхес?

(Борхес показал красоту Познания не ради определенной цели, а красоту Любви к Познанию: Путь есть Камень.)

РЕФЛЕКСИЯ

– Возьмите любое слово из рассказа и составьте синквейн.

Вопросы остались. Их много. Жизнь поможет ответить. Выберите любой из вопросов и напишите эссе: “Диалог с самим собой после прочтения рассказа Борхеса”

“Диалог с Борхесом”

“Диалог с Парацельсом”

Вернемся к словам П.: “Путь есть Камень. Место, откуда идешь, – это и есть Камень. Очень доступно иллюстрирует истину этих слов португальский писатель XXI в. Пауло Коэльо в своей книге “Алхимик”. Это притча для нашего времени. Я рекомендую ее прочитать.

Поделиться… ПРИЛОЖЕНИЕ
Притча от Хорхе Луиса Борхеса

В лаборатории, расположенной в двух подвальных комнатах, Парацельс молил своего Бога, Бога вообще, Бога всё равно какого, чтобы тот послал ему ученика. Смеркалось. Тусклый огонь камина отбрасывал смутные тени. Сил, чтобы подняться и зажечь железный светильник, не было. Парацельса сморила усталость, и он забыл о своей мольбе. Ночь уже стёрла очертания запылённых колб и сосуда для перегонки, когда в дверь постучали. Полусонный хозяин встал, поднялся по высокой винтовой лестнице и отворил одну из створок. В дом вошёл незнакомец. Он тоже был очень усталым. Парацельс указал ему на скамью; вошедший сел и стал ждать. Некоторое время они молчали.

Первым заговорил учитель.

— Мне знаком и восточный, и западный тип лица, — не без гордости сказал он. — Но твой мне неизвестен. Кто ты и чего ждёшь от меня?

— Моё имя не имеет значения, — ответил вошедший. — Три дня и три ночи я был в пути, прежде чем достиг твоего дома. Я хочу быть твоим учеником. Я взял с собой всё, что у меня есть.

Он снял торбу и вытряхнул её над столом. Монеты были золотые, и их было очень много. Он сделал это правой рукой. Парацельс отошёл, чтобы зажечь светильник. Вернувшись, он увидел, что в левой руке вошедшего была роза. Роза его взволновала.

Он сел поудобнее, скрестил кончики пальцев и произнёс:

— Ты надеешься, что я могу создать камень, способный превращать в золото все природные элементы, и предлагаешь мне золото. Но я ищу не золото, и если тебя интересует золото, ты никогда не будешь моим учеником.

— Золото меня не интересует, — ответил вошедший. — Эти монеты — всего лишь доказательство моей готовности работать. Я хочу, чтобы ты обучил меня Науке. Я хочу рядом с тобой пройти путь, ведущий к Камню.

Парацельс медленно промолвил:

— Путь — это и есть Камень. Место, откуда идёшь, — это и есть Камень. Если ты не понимаешь этих слов, то ты ничего пока не понимаешь. Каждый шаг является целью.

Вошедший смотрел на него с недоверием. Он отчётливо произнёс:

— Значит, цель всё-таки есть?

Парацельс засмеялся.

— Мои хулители, столь же многочисленные, сколь и недалёкие, уверяют, что нет, и называют меня лжецом. У меня на этот счёт иное мнение, однако допускаю, что я и в самом деле обольщаю себя иллюзиями. Мне известно лишь, что есть Дорога.

Наступила тишина, затем вошедший сказал:

— Я готов пройти её вместе с тобой; если понадобится — положить на это годы. Позволь мне одолеть пустыню. Позволь мне хотя бы издали увидеть обетованную землю, если даже мне не суждено на неё ступить. Но прежде чем отправиться в путь, дай мне одно доказательство своего мастерства.

— Когда? — с тревогой произнёс Парацельс.

— Немедленно, — с неожиданной решимостью ответил ученик.

Вначале они говорили на латыни, теперь по-немецки.

Юноша поднял перед собой розу.

— Говорят, что ты можешь, вооружившись своей наукой, сжечь розу и затем возродить её из пепла. Позволь мне быть свидетелем этого чуда. Вот о чём я тебя прошу, и я отдам тебе мою жизнь без остатка.

— Ты слишком доверчив, — сказал учитель. — Я не нуждаюсь в доверчивости. Мне нужна вера.

Вошедший стоял на своём.

— Именно потому, что я недоверчив, я и хочу увидеть воочию исчезновение и возвращение розы к жизни.

Парацельс взял её и, разговаривая, играл ею.

— Ты доверчив, — повторил он. — Ты утверждаешь, что я могу уничтожить её?

— Каждый может её уничтожить, — сказал ученик.

— Ты заблуждаешься. Неужели ты думаешь, что возможен возврат к небытию? Неужели ты думаешь, что Адам в Раю мог уничтожить хотя бы один цветок, хотя бы одну былинку?

— Мы не в Раю, — настойчиво повторил юноша, — здесь, под луной, всё смертно.

Парацельс встал.

— А где же мы тогда? Неужели ты думаешь, что Всевышний мог создать что-то, помимо Рая? Понимаешь ли ты, что Грехопадение — это неспособность осознать, что мы в Раю?

— Роза может сгореть, — упорствовал ученик.

— Однако в камине останется огонь, — сказал Парацельс.

— Стоит тебе бросить эту розу в пламя, как ты убедишься, что она исчезнет, а пепел будет настоящим.

— Я повторяю, что роза бессмертна и что только облик её меняется. Одного моего слова хватило бы, чтобы ты её вновь увидел.

— Одного слова? — с недоверием сказал ученик. — Сосуд для перегонки стоит без дела, а колбы покрыты слоем пыли. Как же ты вернул бы её к жизни?

Парацельс взглянул на него с сожалением.

— Сосуд для перегонки стоит без дела, — повторил он, — и колбы покрыты слоем пыли. Чем я только не пользовался на моём долгом веку; сейчас я обхожусь без них.

— Чем же ты пользуешься сейчас? — с напускным смирением спросил вошедший.

— Тем же, чем пользовался Всевышний, создавший небеса, и землю, и невидимый Рай, в котором мы обитаем и который сокрыт от нас первородным грехом. Я имею в виду Слово, познать которое помогает нам Каббала.

Ученик сказал с полным безразличием:

— Я прошу, чтобы ты продемонстрировал мне исчезновение и появление розы. К чему ты при этом прибегнешь — к сосуду для перегонки или к Слову, — для меня не имеет значения.

Парацельс задумался. Затем он сказал:

— Если бы я это сделал, ты мог бы сказать, что всё увиденное — всего лишь обман зрения. Чудо не принесёт тебе искомой веры. Поэтому положи розу.

Юноша смотрел на него с недоверием. Тогда учитель, повысив голос, сказал:

— А кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?

Вошедший, охваченный волнением, произнёс:

— Я сознаю своё нынешнее ничтожество. Я заклинаю тебя во имя долгих лет моего будущего послушничества у тебя позволить мне лицезреть пепел, а затем розу. Я ни о чём больше не попрошу тебя. Увиденное собственными глазами и будет для меня доказательством.

Резким движением он схватил алую розу, оставленную Парацельсом на пюпитре, и швырнул её в огонь. Цвет истаял, и осталась горсточка пепла. Некоторое время он ждал слов и чуда.

Парацельс был невозмутим. Он сказал с неожиданной прямотой:

— Все врачи и аптекари Базеля считают меня шарлатаном. Как видно, они правы. Вот пепел, который был розой и который ею больше не будет.

Юноше стало стыдно. Парацельс был лгуном или же фантазёром, а он, ворвавшись к нему, требовал, чтобы тот признал бессилие всей своей колдовской науки.

Он преклонил колени и сказал:

— Я совершил проступок. Мне не хватило веры, без которой для Господа нет благочестия. Так пусть же глаза мои видят пепел. Я вернусь, когда дух мой окрепнет, стану твоим учеником, и в конце пути я увижу розу.

Он говорил с неподдельным чувством, однако это чувство было вызвано состраданием к старому учителю, столь почитаемому, столь пострадавшему, столь необыкновенному и поэтому-то столь ничтожному. Как смеет он, Иоганн Гризебах, срывать своей нечестивой рукой маску, которая прикрывает пустоту?

Оставленные золотые монеты были бы милостыней. Уходя, он взял их. Парацельс проводил его до лестницы и сказал ему, что в этом доме он всегда будет желанным гостем. Оба прекрасно понимали, что встретиться им больше не придётся.

Парацельс остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнеся Слово. И возникла роза.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Роза Парацельса урок

Автор: Зайченко Светлана Викторовна

Дата: 08.08.2014

Номер свидетельства: 111428

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Мастерская по Х.Л.Борхеса "Роза Парацельса""
    ["seo_title"] => string(48) "mastierskaia-po-kh-l-borkhiesa-roza-paratsiel-sa"
    ["file_id"] => string(6) "186231"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426313566"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Роза Парацельса. Приложение "
    ["seo_title"] => string(31) "roza-paratsiel-sa-prilozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "111431"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407486201"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Войди,чтобы набраться мудрости. "
    ["seo_title"] => string(32) "voidi-chtoby-nabrat-sia-mudrosti"
    ["file_id"] => string(6) "186179"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426305468"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства